Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В МПГУ состоялся экспертный круглый стол, посвященный обсуждению концепции преподавания духовно-нравственной культуры народов России в школе

Новости МПГУ

14 ноября эксперты ведущих научных и образовательных организаций собрались в Московском педагогическом государственном университете, чтобы обсудить проект новой концепции реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). В круглом столе также приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации, религиозных организаций, общественные методисты Москвы, студенты и магистранты университета, члены Всероссийского методического объединения по «Основам религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и ОДНКНР. Дистанционно, с помощью информационно-коммуникационных технологий в обсуждении Концепции участвовали представители более 20 регионов Российской Федерации. Прямую трансляцию события также смотрели слушатели учебного курса «Предметная область ОДНКНР в современной школе: содержание, организация, методика преподавания» из Дагестана, Республики Мордовия, Псковской области, Хабаровского края и других субъектов РФ.

Проект обсуждаемой Концепции готовился межвузовской группой специалистов на базе МПГУ. Организаторы круглого стола ставили перед собой задачу проанализировать актуальность подготовленной Концепции в контексте состояния и развития духовно-нравственного образования в российской школе, преподавания религиозных культур народов России и светской этики по выбору семьи школьника, адаптивности содержания концепции существующей практике реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

«Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» переживает разного рода трансформации и, если говорить честно и откровенно, эволюция эта пока не очень для нас ясна», – такими словами открыл заседание круглого стола ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО, профессор А.В. Лубков. – «Сегодня главный вопрос, который разделяет образовательное сообщество, это то, каким образом будет вестись преподавание данного курса: в условиях межконфессиональной модульности или через призму обще-культурологического курса, предусматривающего синтез-подход к данной теме, который мы хотим предложить нашим школьникам. У нас есть свои предложения, в какой-то степени, принятые во внимание представителями Русской Православной церкви. В частности, на II Съезде общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл выступил с инициативой о создании общего интегрированного культурологического курса, который мог бы вобрать в себя всё богатство российской культуры, не взирая на конфессиональные модули. Это может представлять из себя такой интегрированный нарратив, который мы предложим нашей основной школе. Видение этого курса ещё только намечается, но мы бы хотели, чтобы наши предложения, с которыми мы выступаем и выполняем в рамках контракта с Министерством просвещения РФ, были учтены. На наш взгляд, такой подход не будет разделять наше общество, а наоборот, даст цельное представление школьникам о разных конфессиях и позволит нашему обществу продвигаться вперёд», – высказал свое мнение ректор МПГУ.

Эксперты, выступавшие на круглом столе, поднимали актуальные вопросы подготовки учителей к преподаванию ОДНКНР, говорили о сложности взаимодействия с родителями, о несовершенстве существующих учебно-методических пособий и о многих других вопросах. Оживленный спор возник вокруг формулировки цели реализация ОДНКНР: участники дискуссии высказывали порой противоположные мнения о том, насколько школа должна удовлетворять запрос семьи на воспитание ребенка в той или иной религиозной традиции.

Текст актуализированной Концепции реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в ближайшем будущем будет передан в Министерство просвещения Российской Федерации.

Елена Омельченко

15 / 11 / 2019

Показать обсуждение