Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Воспитание личности и кинопедагогика: в МПГУ прошел Педагогический кинофорум

Новости МПГУ

24 ноября 2021 года в Московском педагогическом государственном университете в рамках мероприятий Международного года мира и доверия прошел Педагогический кинофорум. Форум является итоговым мероприятием городского культурно-просветительского проекта «Дни славянской культуры в столичном образовании», который МПГУ традиционно реализует при поддержке Департамента образования города Москвы. Основными партнерами форума стали Ассоциация кинопедагогов России, Экспертно-консультативный совет родительской общественности при ДОНМ, Международное педагогическое общество в поддержку русского языка. Организационно-методическое сопровождение форума и проекта осуществил Факультет регионоведения и этнокультурного образования МПГУ.

Педагогический кинофорум организован в целях содействия активному использованию в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности средств кинопедагогики и медиаобразования, популяризации наследия отечественного и мирового кинематографа, с особым вниманием к тематике славянских культур и цивилизационного наследия России, отражению темы единства народов и исторической связи поколений. Задачи форума соответствуют инициативе руководства РФ о введении в школах предмета «История отечественного кино».

Открыла кинофорум лекция ректора МПГУ, президента Ассоциации кинопедагогов России, члена-корреспондента РАО, д.и.н. профессора Алексея Владимировича Лубкова «Кинообраз как проблема воспитания личности». На примерах разных кинофильмов, ставших вехами в развитии советского и российского кино, Алексей Владимирович обозначил основные философско-нравственные проблемы: власть и общество, личность во власти, нравственный выбор, законы взросления, межпоколенческие связи, преемственность нравственной традиции, духовные взаимоотношения Востока и Запада. «Российский кинематограф вписан в духовную и культурную традицию страны», – сказал он. Отдельное внимание в лекции было уделено тому, как читать кинообраз – «рукотворное явление» режиссера, «высказывание высших сил», которое представляет собой аксиологическое и гносеологическое основание личности. «Человек не сводим к какой-то формуле», – напомнил лектор слова Андрея Тарковского, призвав аудиторию к глубокому прочтению кинообразов, к бесконечному открытию нового знания в киноленте при каждом ее просмотре.

Намеченные ректором вопросы получили дальнейшее освещение и обсуждение с разными категориями участников на мероприятиях насыщенной программы кинофорума. На форум зарегистрировались более 200 человек из школ, вузов, учреждений культуры Москвы, а также городов и сел еще 25 российских регионов. Слушателями стали школьники и педагоги из более 30 московских образовательных комплексов, обучающиеся московских колледжей, студенты МПГУ и еще 10 московских вузов, в том числе из МГУ им. М.В. Ломоносова, Института кино и телевидения и др. К форуму присоединились представители нескольких зарубежных стран: Польши, Сербии, Болгарии, Казахстана, Узбекистана, Турции.

Форум прошел в гибридном формате, с небольшим количеством очных участников. Среди них – студенты Киношколы МПГУ и их руководители: профессор МПГУ и ВГИК, писатель, переводчик, искусствовед, киновед Евгений Жаринов и актер, режиссер, сценарист Сергей Зарков. Просветительская часть форума были представлены разбором кинотекста фильма Люка Бессона «Леон» от профессора Евгения Жаринова и других фильмов в ходе презентации работы киношколы МПГУ. Отрадно, что форум посетили десятиклассники из «Нового педагогического класса» ГБОУ города Москвы «Школа №2065». В очном формате в работе форума принял участие соучредитель Ассоциации кинопедагогов России, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, продюсер, кинорежиссер, автор и ведущий образовательных программ Николай Данн (Тюмень).

Методическую часть форума представила мастерская «Психология кинообраза: психологические аспекты восприятия кинотекста в детстве и подростничестве», которую для педагогов провела заведующий кафедрой возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, к. псих.н., доцент Елена Ивановна Изотова.  Главными темами мастерской стали методические подходы к проработке с детской аудиторией тем добра и зла, любви и ненависти, а также трансформация их восприятия ребенком по мере взросления. На примере российских мультипликационных и художественных фильмов ведущая показала, как отбирать киноматериал для использования на уроках разных предметных областей, в том числе в воспитательных целях. Дополнило мастерскую выступление «Навигация по современному детскому и семейному кинематографу» главы ООО «Национальное агентство развития семейного контента», продюсера Алексея Покровского.

Самые оживленные мероприятия кинофорума прошли в формате дискуссионных площадок. Дискуссия среди студентов на площадке «Нематериальное культурное наследие и кинематограф» развернулась вокруг вопросов, поставленных в установочном выступлении модератором Николаем Данном «Культурное наследие России глазами детей и молодежи». О путях сохранения культурного наследия, в том числе средствами кино, а также о той роли, которую играют в кадре предметы нематериального культурного наследия, разговаривали после выступления аспиранта кафедры культурологии (направление «История и теория культуры») Института социально-гуманитарного образования МПГУ Вероники Александровны Сазоновой «Нематериальное культурное наследие через кинематограф».

Дискуссионная площадка для педагогов «Межкультурное образование средствами кинематографа» была посвящена представлению и пониманию «другого» в кинематографе.  Модератор дискуссии, профессор кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ, член Союза художников России, д.и.н. Анна Александровна Шевцова в выступлении «Визуализация этнического в кинематографе» познакомила участников с конфликтом и этничностью героев кино, базовыми этностереотипами, ключевыми паттернами этносюжетов, раскрыла методику исследования визуального источника. Со-модератор площадки, профессор Института славянской филологии Люблинского католического университета Иоанна Павла II (Республика Польша), доктор хабилитат Мария Моцаж-Клейндиенст в выступлении «Интерсемиотический акиноперевод в межкультурном аспекте» раскрыла особенности аудиодескрипции кинофильмов, сделав акцент на доступность понимания кино разными социальными слоями, в том числе людьми с особыми потребностями здоровья. Дискуссия с участниками затронула также вопросы отражения культурного контекста при разных вариантах перевода кинотекста.

Итоговый круглый стол «Какое кино смотреть? Вопрос выбора важен» пригласил педагогов, студентов и школьников поделиться мнениями о том, как воспринимается российское кино разными поколениями, в разных целях, а также представителями разных народов. Особенно важно, что к разговору присоединились представители славянских стран, в том числе преподаватель Белградского факультета, переводчик современных российских авторов Бояна Сабо. Она рассказала о проведении в Сербии фестивалей российского, в том числе детского, кино, о популяризации российского кино в стране с участием Российского центра науки и культуры (Русский дом) в Белграде. Пани Мария Моцаж-Клейндиенст заметила, что в Польше на волне некоторой усталости от голливудского кино пользуются популярностью фестивали российского кино «Спутник», которые проводятся в разных городах. В разговоре о путях популяризации кино принял участие учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа № 1498», к.филол.н. Александр Николаевич Данюк, который рассказал о работе возглавляемого им в школе детского киноклуба. В перекличке мнений участники согласились о важности сотворчества в понимании кино, общих семейных и школьных просмотров, уличных кинотеатров, фестивалей; особый акцент был сделан на необходимости доступности кино и его огромном потенциале влиять на социальное поведение людей. Вела круглый стол координатор проекта, доцент кафедры ЮНЕСКО, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, член Союза переводчиков России к. филол. н. Марина Александровна Кривенькая.

Организаторы Педагогического кинофорума выражают благодарность всем, кто откликнулся на инициативу его проведения и внес содержательный вклад в его работу. Надеемся на то, что кинопедагогика получит свое развитие в университете, а кинофорум станет традиционной площадкой встречи всех, кто имеет к ней отношение. По итогам проведения Педагогического кинофорума и городского культурно-просветительского проекта «Дни славянской культуры в столичном образовании» участникам будет доступен просветительско-методический комплект с видеоконтентом.

М.А. Кривенькая

 

Формат проведения мероприятия: дистанционный.

Вся информация и электронная регистрация на Педагогический кинофорум на сайте МПГУ https://mpgu.su/pedagogicheskij-kinoforum/ Участникам кинофорума будут выданы сертификаты.

Общая координация мероприятия: Факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ.

 

 

25 / 11 / 2021

Показать обсуждение

Обсуждение

Клепка Наталья Викторовна, 25 / 11 / 2021 в 19:45

Выражаю благодарность всем организаторам “Педагогического кинофорума” за возможность принять онлайн участие в мероприятии. Лекция ректора МПГУ А.В.Лубкова, мастерская “Психологический кинообраз”, дискуссионные площадки и круглые столы для педагогов – это повышение профессионального уровня учителя. В своей воспитательной работе я смогу применить на практике средства кинопедагогики и медиаобразования, которые смогут заинтересовать моих учеников. Спасибо большое!!!