Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Выступление ректора МПГУ на пленарном заседании конференции РАО

Новости МПГУ

19 сентября состоялось выступление ректора МПГУ, академика РАО Алексея Лубкова на пленарном заседании конференции РАО на тему «Кинообраз как проблема воспитания личности».

Слово «кинообраз» подразумевает, прежде всего, как отметил выступающий, образ человеческий или образ киногероя в кинематографе. Канонические персонажи легендарных киношедевров сыграли огромную роль в формировании личности человека, жившего в советской стране. Подобная же тенденция сохраняется и ныне. В разные времена неоднозначно прочитываются кинопроизведения, в этом и состоит магия кинематографа.

Алексей Лубков отметил, что от кинообраза целесообразно перекинуть логический и понятийный мостик  к визуализации знания и восприятия действительности в целом. Как некоей формы эмоционального и эстетического восприятия знаний и императивных установок, становящейся атрибутом современного воспитания и образования молодежи.

Которая в настоящее время получает знания во многом посредством визуализированного восприятия действительности. В данном случае наблюдается выбор пути наименьшего сопротивления, поскольку знания предложенные в максимально наглядно-доступной – в художественной и игровой – форме  лучше усваиваются. С другой стороны, в этом случае  знания и факты частенько не подкреплены логикой и авторитетом, а как бы становятся ненавязчиво и незаметно частью личности, мировоззрения, характера. Что в силу подростковой психологии, как это не парадоксально, становится  самым действенным подходом к воспитанию и образоваванию.

Советские фильмы оказали важное влияние на формирование мировоззрения советского поколения, не говоря уже об идеологии. Бессмертные творения Сергея Эйзенштейна (1898–1948) «Александр Невский» и «Иван Грозный» являются идеологическими произведениями. Фильм «Александр Невский» вышел в 1938 г. и активно транслировался до лета 1939 г., его знали наизусть. «Александр Невский» призывал, по сути дела, готовиться к смертному бою с врагом, хотя еще и не началась Вторая Мировая война. Готовиться, опираясь на подвиги святых и воинов, сохранивших великую Россию. Интерес к кинокартине возрос в период начала Великой Отечественной войны, когда образ Александра Невского, его призывы и смысл произведения оказался особенно востребованны.

Фильм Эйзенштейна отсылал советских людей к тысячелетней традиции нашей Родины, к пониманию и осознанию того факта, что ее история начинается не в 1917 году.

Схематизм в оценках личности и общества, свойственный зачастую нам, неприемлем для глубокого советского кинематографа. А.А. Тарковский (1932–1986) утверждал, что человек не сводим к какой-либо формуле или схеме, он всегда глубже, интереснее. Об этом повествует, например, кинокартина И. Хейфица (1905–1995), в названии которой заострена проблема «Плохой хороший человек» (1973) с О. Далем (1941–1981) в главной роли. Как оценить человека, какой он – по отсутствию ли нравственных ценностей или, следуя релятивистскому подходу, можно говорить об их условности. Вопрос чрезвычайно важен сегодня особенно для педагогического сообщества, работающего с живыми людьми, детьми, когда понимать их в качестве совокупности производственных отношений или исключительно как фактор сексуального, гендерного начала бессмысленно. Такова наша традиция, заложенная в русской литературе, в русской культуре на протяжении всей тысячелетней истории, начиная со «Слова о полку Игореве».

Другое значения понятия «кинообраз» означает понимание кинообраза как впечатления, послания, которое художник стремится передать. По мнению А.А. Тарковского, кинообраз является посланием Божием, великий кинообраз всегда остается в душе. Он полагал, что любой кинообраз является рукотворным явлением, его творит режиссер. В то же время, если считать режиссера проводником высших сил, то и его творение является высказыванием высших сил.

Существует русская православная традиция исихазма, обожения мира. Русские монахи в молитве, в минуту наивысшего воссоединения с Богом смотрели на этот мир совершенно иными глазами и видели божественное творение в каждом листочке, травинке, животном. М. Хайдеггер (1889–1976) назвал такое понимание мира «дазайн» или «здесь-присутствие» – присутсвие Божественного, высшего начала. Восходящее к русской православной традиции понимание мироздания как присутствия Божественного начала унаследован кинематографом Тарковского. Он являет его своему зрителю. Экран несет ту же миссию иконы, выполняет роль обратной перспективы для зрителя, который открывает для себя ценности и смыслы.

Кинематограф 1970-1980-х гг. «застойного» времени показывает усредненного человека, который в ситуации выбора не способен совершить поступок. Тема невозможности выбора для человека превалирует в понимании советской элиты.

Кинообраз подразумевает всегда нечто большее, чем визуальное высказывание. Он связан с когнитивными моментами, в свою очередь зависимыми от воспитания человека, гносеологических и эпистемологических вопросов. Человек в процессе просмотра видеоряда познает себя и контекст окружающего его мира, возвращается в своей памяти к событиям, затрагиваемым тем или иным кадром фильма, открывает смысл, который перед этим ускользнул от него. Диссонанс, например, видео- и аудио-ряда в фильмах Тарковского рождает когнитивный отклик сознания, включает кинообраз в душевную организацию зрителя. Не случайно Тарковский обращал внимание, что зритель, особенно внимательный зритель, является сотворцом его произведения.

Слова, которые мы говорили в нашем детстве, хорошо знакомые всем – мама, папа, родина, любовь – входили внутрь нас и становились нашим знанием. Гуманитарное знание не предполагает ответа в конце учебника, подобно ответу на арифметическую задачу, ответ остается открытым. В этом и состоит уникальность опыта каждой личности. На этот образ, знание, прочтение впоследствии человек может опереться. Тем, кто ныне обучает и  воспитывает, надлежит пользоваться всем комплексом доступных форм и методов, в том числе и эмоциональными, и эстетическими. Надлежит быть  открытыми, учиться меняться, уметь вписать инновации в традиции и учиться у великих режиссеров, как это делать.

21 / 09 / 2022

Показать обсуждение