Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Зал № 5 “Коллекция произведений русского и зарубежного искусства В.П.Потемкина”

Зал № 5 – «Коллекция произведений русского и зарубежного искусства В.П. Потемкина». МПГУ является единственным в стране нехудожественным вузом – обладателем уникального собрания произведений отечественного и зарубежного искусства XVIII – первой половины ХХ в. (живопись, графика, скульптура). Его основой послужила коллекция Владимира Петровича Потемкина (1874 – 1946), советского дипломата (1922 – 1937), первого заместителя народного комиссара по иностранным делам СССР (1937 – 1940), народного комиссара просвещения РСФСР (1940 – 1946).

Через год после кончины Владимира Петровича его имя было присвоено Московскому городскому педагогическому институту. В 1948 г. вдова Владимира Петровича, Мария Исаевна Потемкина, передала коллекцию покойного супруга кафедре истории искусства Института. После слияния в 1960 г. МГПИ им. В.И. Ленина и МГПИ им. В.П. Потемкина, уникальное собрание стало достояние объединенного института (ныне – МПГУ).

Комплектование коллекции, предположительно (документальные свидетельства, отражающие процесс собирательства, пока не выявлены), велось Владимиром Петровичем Потемкиным по трем направлениям:
– приобретения за рубежом, преимущественно во Франции, работ русских художников-эмигрантов (К.А. Коровина, М.М. Гермашева-Бубело, Л.О. Пастернака, К.А. Вещилова, М.Н. Яковлева и др.);
– подарки собирателю самими авторами, чему подтверждением – дарственные надписи, нанесенные на ряд картин;
– покупка у московских и ленинградских художников, их родственников и друзей.

Состав коллекции – работы преимущественно русских художников XIX – первой половины ХХ вв. – был обусловлен не только художественным вкусом самого В.П. Потемкина, но, в первую очередь, политикой государства в области искусства (уничижительная критика произведений западного искусства и приоритет реализма в отечественном изобразительном искусстве).

Потемкинская коллекция неоднородна не только по подбору авторов картин, но и по художественному уровню их исполнения. В зале соседствуют полотна выдающихся отечественных художников – И.Е. Репина, В.Д. Поленова, К.А. Коровина, Л.В. Туржанского, И.Я. Билибина – и ныне почти забытых мастеров – М.Н. Яковлева, Н.А. Богатова, В.Н. Аралова, а также художников-эмигрантов – М.М. Гермашева, К.А. Вещилова и др.

IMG_9144

Э.М. Фальконе (1716-1791) «Купальщица». 1754

Произведения зарубежных авторов в коллекции единичны. Наряду с произведениями живописи, представлены две бронзовые скульптуры. Одна из них – очаровательная «Купальщица» известного французского скульптора Э.М. Фальконе, выполненная во Франции, еще до переезда мастера в Россию. Вторая – бронзовая копия с римской копии «Отдыхаю

щего Гермеса» придворного художника Александра Македонского, знаменитого Лисиппа, чьи произведения сохранились только в римских копиях. Учитывая подпись на пьедестале, можно предположить, что она была отлита в Италии.

XVIII столетием в коллекции датируются единичные произведения. Это овальный живописный портрет неизвестного мастера, по стилистическим особенностям он может быть отнесен к школе К. Лоррена. Не исключено, что в XVIII веке был создан и холст с погрудным изображением натурщика, приписываемый кисти одного из первых русских академиков живописи, директора Петербургской Академии художеств А.П. Лосенко (1737 – 1773). Такое предположение высказал в свое время известный русский искусствовед Н.Г. Машковцев, который работал на кафедре истории искусства педагогического института в 1940 – 1950-е годы. Полуобнаженная фигура натурщика дана в сложном ракурсе, полна внутренней динамики, написана экспрессивно и с глубоким знанием анатомии. Боковое освещение выявляет особенности строения фигуры, ее пластику. В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) и Государственной Третьяковской галерее находится ряд подобных этюдов обнаженных натурщиков – им Лосенко уделял много внимания. В этих этюдах он не ограничивался только точной передачей формы, но и умел показать богатство тонов живого тела и найти общий живописный тон. Те же качества отличают описываемую работу, что, вероятно, и дало возможность отнести ее к творчеству известного русского художника.

И, наконец, в 1754 г. была исполнена скульптура Э. Фальконе. Особенно любимы и повторяемы мастером были мотивы Амура и купальщицы. Хранящаяся в коллекции «Купальщица», судя по дате, обозначенной на ней, является более ранним вариантом луврской «Купальщицы», принесшей скульптору небывалый успех в парижском Салоне 1757 года.

Из произведений первой половины XIX в. в собрании Потемкина есть лишь рисунок («Конный портрет неизвестного») знаменитого скульптора П.К. Клодта (1805 – 1867) – одного из основателей анималистического жанра в русской пластике, автора прославленных конных скульптур на Аничковом мосту в Петербурге (1849).
Наибольшее число произведений коллекции относится ко второй половине XIX – первой половине XX вв. Из них можно выделить академические учебные постановки. Интересен «Натурщик» замечательного педагога Академии художеств П.П. Чистякова (1832 – 1919). Он является парным к аналогичному «Натурщику» из Русского музея и написан в 1855 г. Примерно в это же время или чуть позже выполнена академическая постановка «Каин и Авель» М.П. Клодта (1835 – 1914). В сцене убийства Авеля обнаженные натурщики даны в статичных, но весьма выразительных позах на фоне условного пейзажа с горящим жертвенником на дальнем плане. К концу XIX в. относится «Натурщик» В.Н. Мешкова (1867 – 1946), исполненный, возможно, в мастерской П.П. Чистякова.
Пейзажи составляют основу коллекции и дают представление о главных тенденциях развития русской пейзажной живописи второй половины XIX – первой половины ХХ в.

Небольшой холст «Закат на болоте», написанный в 1879 г. Е.Е. Волковым (1844 – 1920), является прекрасным примером пейзажа передвижников. Любимыми мотивами Волкова были неброские, скромные по цвету зимние дни, ранний снег, слякотная осень, но особенно его привлекало изображение воды, болота при неярком сумеречном освещении. На Всемирной выставке 1872 г. в Лондоне за картину «Болото осенью» Волкову была присуждена именная бронзовая медаль. Мягкая по звучанию, приглушенная в цвете, лиричная работа «Закат на болоте» приближает Волкова, любителя «необозримой местности среди надвигающейся тьмы», к романтической линии пейзажа, начатой А.К. Саврасовым (1830 – 1897).

IMG_9136

К.В. Лебедев (1852-1916) «Юноша на скамейке». 1896

Близка пейзажу передвижников картина неизвестного художника «Хуторок». Выбор мотива, размер, формат полотна, живописные качества позволяют отнести ее предположительно к 1870 – 1880 гг. прошлого века.
Маленьким живописным этюдам представлен в коллекции В.Д. Поленов (1844 – 1927), талантливый художник и замечательный педагог, родоначальник русской пленэрной живописи. Этюд Поленова «Летний пейзаж» написан, предположительно, в начале ХХ в. Поводом к такому предположению могут служить большая, чем прежде, декоративная условность цвета, тяготение к плоскостному решению пространства, усиление роли линии.
Самой яркой фигурой в развитии нового пейзажа начала века был К.А. Коровин (1861 – 1939), четырьмя превосходными произведениями которого владеет университет. Коровина часто называли русским импрессионистом. Созерцание красоты человека и природы видел художник в сути самой живописи. В коллекции Потемкина из ранних работ К.А. Коровина выделяется «Париж утром», который с большой долей вероятности можно отнести к 1890-м годам, когда во время поездок во Францию художником был создан ряд произведений, объединенных общим названием «Парижские огни». Изысканная светлая гамма цветов с удивительным богатством красочных оттенков сближает этот пейзаж с «Парижским кафе» (1890-е гг.) из Государственной Третьяковской галереи.

Натюрморт Коровина «Розы на балконе» (1907) выполнен в русле ведущей тенденции русского искусства начала века к смешению жанров. Написанный широко и пастозно, сочными красками, пронизанный ослепительным солнечным светом и синими тенями, он словно демонстрирует изменения манеры художника в эти годы. Большой интерес представляет его позднее произведение «Ночной Париж» (1933). К пейзажам вечернего Парижа художник вернулся в 1920 – 1930-е гг., годы эмиграции.

Есть в коллекции университета произведения, в которых тенденция русской живописи начала века к смешению жанрового мотива и пейзажа проявилась в обращении художников к изображению базаров, ярмарок, гуляний провинциальной России. В характерной для творчества В.П. Бычкова (1877 – 1954) работе «В базарный день» (1915) пейзаж органично слит с яркой пестрой толпой.
На большом полотне «На речке» (1905) украинский художник Н.К. Пимоненко (1862 – 1912) воссоздает поэтичную картину жизни человека в прекрасной природе. Обращаясь к пленэрной живописи, он изображает красоту летнего заката, легкие фигуры девушек в мареве теплого воздуха, дрожание воды, сообщая им особую свежесть и достоверность.

В коллекции есть и академический пейзаж Ю.Ю. Клевера (1850 – 1924) «Зима» с эффектным ярко-розовым закатом и маленьким домишком в занесенном снегом «загадочном» лесу.

IMG_9135

И.Е. Репин (1844–1930) «Портрет девушки». 1868

Подлинным украшением коллекции является редкий образец раннего творчества одного из
самых знаменитых, разносторонне одаренных художников-реалистов И.Е. Репина (1844 – 1930) – «Портрет девушки» (1868). В эти годы Репин выбирает для своих работ один излюбленный, близкий к квадрату формат, композицию и манеру исполнения. Портрет из собрания – поколенное изображение девушки в черном платье, сидящей в спокойной позе. Темный фон является привычным для заказных портретов в ранний период творчества художника. Полотно относится ко времени становления творческого метода знаменитого русского художника, мастера глубокого психологического портрета.

Маленький живописный этюд «Тройка» принадлежит ученику И.Е. Репина, реформатору русской живописи, одному из авторитетнейших в русских художественных кругах мастеру – В.А. Серову (1865 – 1911). Этюд относится к раннему периоду творчества маститого художника.

Особую группу составляют те работы из коллекции Потемкина, авторы которых эмигрировали из России после революции 1917 г. Имена этих художников долгие годы почти не встречались в советской искусствоведческой литературе, хоть творчество их не прекращалось, и их произведения были достаточно хорошо известны в Европе.
В коллекции представлена картина ученика Репина по Академии художеств К.А. Вещилова (1877 – после 1937) «Лодки» (1913), колоритная, хорошая по рисунку и верности найденных тонов.

Большое полотно М.М. Гермашева (1867 – 1930) «Пейзаж с церковью» может служить примером так называемого эпического пейзажа, продолжающего традиции реалистической пейзажной живописи второй половины XIX в.
Однако значительную часть пейзажных работ коллекции составляют живописные холсты и графические листы почти забытого теперь в России М.Н. Яковлева (1880 – 1942), имя которого в 1910-е гг. было широко известно и во многом благодаря его бурной общественной деятельности. Произведения М.Н. Яковлева, выполненные в разное время, отражают смену художественных ориентиров в русском искусстве начала века. Так, его ранняя работа «Москва – декабрь» (1913) мягким эффектом пленэрной живописи. обобщенностью форм, отсутствием четких линий и силуэтов, декоративностью красочного пятна вполне соответствует общей тенденции развития московского пейзажа Союза русских художников. Следующее по времени произведение «Алтай. Река Катунь» (1918) выглядит совсем иначе. Декоративная композиция с плоскостным решением пространства, яркие краски, цветовые контрасты приближают живописную манеру художника к исканиям авангардистов. Обобщенные формы, локальный цвет, плоскостность, тяга к монументальности присущи работе «Осень» (1927), которая написана как красочное декоративное панно, подобное тем, что писали для оформления праздников первого десятилетия революции. В 1920-е гг. Яковлев покинул советскую Россию и поселился во Франции. Его графические листы с видами Парижа привлекают точностью выбранного пейзажного мотива, мягкостью цветовых отношений. В коллекции творчество М.Н. Яковлева представлено не только пейзажем, но и натюрмортами и портретом.
Живопись советского периода занимает значительное место в собрании Потемкина. Здесь нужно выделить прекрасный летний пейзаж одного из самых тонких русских лириков-пейзажистов – Н.П. Крымова (1884 – 1958). В творчестве Крымова органично сочетались классические традиции и новейшие искания начала века. В живописи основной задачей художник считал верную передачу общего тона. Разработанная им особая система тонов придает его произведениям изысканную красоту колорита. В пейзаже коллекции декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков. Не отделка мелких деталей, а верно взятый общий тон картины сообщает ей при обобщенной форме живописную материальность изображенного мотива, наполняет ее светом и воздухом.

IMG_9133

М.Н. Яковлев (1880–1942) «Алтай. Река Катунь». 1918

Другая интересная работа советского раздела – «Зимний пейзаж» известного русского художника В.К. Быляницкого-Бирули (1872 – 1957). К северным мотивам он обратился в 1930-е гг. Написанный в тонкой перламутровой гамме светлых – белых, голубых, серых – тонов безбрежный северный пейзаж собрания, вероятнее всего, относится к этому периоду.

Неожиданнойгранью творчества открылся в коллекции Потемкина замечательный советский пейзажист Н.М. Ромадин (1903 – 1987). Кроме маленького пейзажного этюда, подаренного автором супругам Потемкиным (1944), в ней есть большой живописный портрет самого В.П. Потемкина (1943), написанный в изысканном колорите лиловых, бордовых, коричневых цветов.

Кроме вышеназванного, в коллекции есть интересный живописный портрет В.П. Потемкина кисти французской художницы, полячки по происхождению, Марии Мутер, чьи произведения пользовались большой популярностью в Европе первой половины ХХ в. Живописно-декоративная манера письма Мутер сложилась во Франции начала ХХ в. Матовая поверхность красочного слоя с проступающей кое-где фактурой холста, крупные пятна цвета, плоскостное решение пространства, передача объема не светотенью, а цветом, «вибрирующий» цветовыми оттенками фон, приглушенный «гобеленовый» колорит, размер приближают ее произведения к форме декоративных панно.
Графика в коллекции Потемкина занимает не такое значительное место, как живопись. Сразу нужно отметить одну ее особенность – в основном это оригинальная. а не печатная графика. Произведения представляют несомненный исторический и художественный интерес. Кроме упомянутого уже рисунка П.К. Клодта, есть еще историческая, тонкого исполнения оригинальная графическая миниатюра его сына, М.П. Клодта – «Петр I инкогнито в гостях у голландского шкипера» (1894). Она выполнена с большим вниманием к историческому быту, что вообще характерно для русской живописи рубежа веков.

IMG_9131

Леон Лермитт «Закат осенью». XIX в.

Такие произведения, как пастельный «Портрет С. Прокофьева за роялем» Л.О. Пастернака, могли бы украсить любую музейную коллекцию. Настоящими жемчужинами этой части собрания являются две превосходные работы И.Я. Билибина. Это маленький лист «Микула Селянинович», выполненный в характере нарядной декоративной росписи, и неожиданная в творчестве художника марина (обе – 1936). Знаменитый «билибинский стиль» проявился в ней подчеркнутой декоративностью композиции, изысканным линейным ритмом ажурной пены волн. Отказавшись от своей обычной многоцветности, Билибин в монохромном по колориту произведении добивается удивительного эффекта благодаря тонким оттенкам жемчужно-серого цвета.

Среди произведений зарубежной графики необходимо выделить превосходную пастель французского художника второй половины XIX века Леона Лермитта «Закат осенью», выразительный пастельный же портрет «Дама в трауре» (1884) К. Белеза и изящную, изысканную по цвету прозрачную акварель «Турецкий пейзаж» (1888) итальянца Джаллины.

Подводя итог обзору художественной коллекции университета, можно сказать, что она достаточно интересна и отражает некоторые стороны художественной жизни России второй половины XIX – первой половины ХХ века. В ней есть произведения как больших мастеров русского и советского искусства, так и почти не известных сейчас в России художников. Неповторимость этой коллекции в ее неизменности, что помогло ей сохранить атмосферу художественных привязанностей и приоритетов советской России 1930 – 1940-х гг.

(Описание зала № 5 подготовлено по материалам вводной статьи к каталогу «Произведения русского и зарубежного искусства из собрания Московского педагогического государственного университета. Живопись. Скульптура. Графика» (М.: МПГУ, 2008), автором которой является В.Н. Константинова).