Навигация по сайту

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МПГУ

  1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения  практических занятий, библиотек.

Наличие учебных  кабинетов , оборудованных  стационарными техническими средствами – 4.

Объектов для проведения практических занятий – 4.

Специально оборудованных рабочих библиотечных  мест -4

Объекты спорта.

Обучающимся в МПГУ студентам-инвалидам предлагаются элективные курсы по адаптивной физической культуре и спорту. Преподаватель – сотрудник с нарушениями слуха (владеющий как словесной речью, так и РЖЯ) – выпускник МПГУ, закончивший обучение по программе магистратуры в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Сформированы три группы студентов, занимающихся адаптивной физической культурой. Подготовлены две спортивные команды по настольному теннису и гандболу.

Наличие специальных технических средств обучения и воспитания: произведена закупка специального ассистивного оборудования – мобильные подъемники, организованы аудио-классы, назначены технические ассистенты – помощники.

Для лиц с нарушениями зрения: наличие рельефно-графической и цветовой индикации, наличие табличек, кнопок в лифте с подписями с использованием шрифта Л. Брайля, программ экранного доступа с функцией экранного увеличения и поддержкой речевого выхода ,а также возможностью ввода-вывода текста шрифтом Брайля, дисплеи Брайля,  позволяющие читать и вводить информацию с помощью брайлевских символов,  персональные компьютеры с большими мониторами, звуковой пожарной сигнализации, организовано сопровождение техническими ассистентами.

Для лиц с нарушениями слуха: радиоклассы (передатчик-приемник с индукционной петлей) для индивидуального использования, акустические системы для коллективного использования, цветовая пожарная сигнализация, сопровождение учебного процесса высококвалифицированными переводчиками русского жестового языка.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: пандусы, входная группа (в том числе автоматические двери, двери со специальной ручкой), мобильные подъемники, лифты, поручни, специальные накладки на пороги, сопровождение техническими ассистентами. А также закуплена специальная техника (выносные компьютерные кнопки, специальная программируемая клавиатура «Клавинта» – сенсорная панель, заменяющая обычную «мышь»).

 

  1. Обеспечение доступа в здания МПГУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Учебных  корпусов 33, из них:

– частично создана доступная среда в 26  корпусах  для студентов – инвалидов с потерей зрения;

– частично создана доступная среда в 33 корпусах для студентов-инвалидов  с потерей слуха;

– частично создана доступная среда в 25 корпусах  для студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и полностью в 3 корпусах.

Во все корпуса университета организован беспрепятственный доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – наличие пандусов, мобильных подъемных устройств, лифтов, поручней, специальных накладок на пороги, организовано сопровождение техническими ассистентам.

 

  1. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В каждом учебном корпусе  организованы  доступные столовые, студенты –инвалиды имеют возможность приобретать питание  без очереди.

 

  1. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках создания условий охраны здоровья обучающихся на  занятиях физической культуры создаются «специальные группы здоровья», занимающиеся по упрощенной программе. Для поддержания устойчивого психически благоприятного климата, совместно со специалистами-психологами кафедры психологической антропологии организуются индивидуальные консультации и тренинги по запросу нуждающися студентов.

Налажена организация работы сурдологов (диагностика нарушения слуха – аудиометрия, решение вопросов слухопротезирования, подбор и настройка слуховых аппаратов) в Институте коррекционной педагогики и Российском государственном социальном университете в рамках сетевого Соглашения о сотрудничестве.

Все студенты регулярно проходят медосмотры, имеют доступ ко всем специалистам, в поликлинике, имеющей Соглашение о сотрудничестве с университетом.

Для осуществления процедур текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

При необходимости разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов – на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально.

 

  1. Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В университете функционирует  портал электронного обучения ИнфоДа Moodle –  информационная среда университета, электронная обучающая система для смешанного обучения., где возможно т использование контакта с преподавателями без личного присутствия, а также осуществлена оценка учебной деятельности студентов.

 

  1. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств с использованием звукозаписи – тематические видеофильмы учебного характера, посмотреть которые можно с использованием проектора и ПК, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона, имеющихся в арсенале университета; программы экранного доступа с функцией экранного увеличения и поддержкой речевого выхода ,а также возможностью ввода-вывода текста шрифтом Брайля

При реализации образовательных программ используются адаптированные учебно-методические материалы, а также создаются специальные условия их восприятия.

Информационная среда университета адаптирована для студентов  с ограниченными возможностями здоровья  –  страница сайта имеет специальную версию для слабовидящих.

 

  1. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для лиц с нарушениями слуха: радиоклассы (передатчик-приемник с индукционной петлей) для индивидуального использования, акустические системы для коллективного использования, цветовая пожарная сигнализация, сопровождение учебного процесса высококвалифицированными переводчиками русского жестового языка.

Для лиц с нарушениями зрения: наличие рельефно-графической и цветовой индикации, наличие табличек, кнопок в лифте с подписями с использованием шрифта Л. Брайля, программ экранного доступа с функцией экранного увеличения и поддержкой речевого выхода ,а также возможностью ввода-вывода текста шрифтом Брайля, дисплеи Брайля,  позволяющие читать и вводить информацию с помощью брайлевских символов,  персональные компьютеры с большими мониторами, звуковой пожарной сигнализации, организовано сопровождение техническими ассистентами.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: пандусы, входная группа (в том числе автоматические двери, двери со специальной ручкой), мобильные подъемники, лифты, поручни, специальные накладки на пороги, сопровождение техническими ассистентами. А также закуплена специальная техника (выносные компьютерные кнопки, специальная программируемая клавиатура «Клавинта» – сенсорная панель, заменяющая обычную «мышь»).

 

  1. О наличии общежитий, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание.

Все инвалиды бесплатно размещаются   и на время поступления и на время обучения в общежитиях, расположенных  в непосредственной близости к  учебным корпусам.

На 2017 год таких мест предоставлено 50.

Формировании платы за проживание организует Управление воспитательной работы и молодежной политики, Отдел социальной работы. Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в полном объеме возмещается плата за коммунальные услуги за счет средств университета.

 

  1. Взаимодействие с вузами, на базе которых организованы и действуют Ресурсного учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

В рамках Соглашений о сотрудничестве между Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ)  и вузами – партнерами Российским государственным социальным университетом (РГСУ), Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Государственным университетом управления (ГГУ), реализуется сотрудничество в целях развития инклюзивного образования, обеспечения доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Направления сотрудничества:

– проведение профориентационной работы и подготовка обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях образовательной организации высшего образования;

– консультационная, организационно-содержательная и учебно-методическая поддержка образовательного процесса студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

– психолого-педагогическое сопровождение образования студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

– содействие трудоустройству студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

– развитие новых форм межвузовского сотрудничества, в том числе при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.