Навигация по сайту

Научная школа кафедры возрастной психологии

В основе деятельности кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии лежит культурно-историческая и деятельностно-личностная теория Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей развития психики были заложены Л.С. Выготским, а дальнейшее развитие этого подхода неразрывно связано с теорией деятельности А.Н. Леонтьева и теорией психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.

Основными положениями научной школы являются принцип социально-исторической обусловленности психики человека, принцип специфики развития психики в онтогенезе, принцип стадиальности развития психики и ведущей роли деятельности в развитии психики, учение о психологическом возрасте, законы развития психики в онтогенезе и законы развития высших психических функций.

Современная культурно-историческая и деятельностная научная школа развивается в культуре постмодернизма и несет в себе новые исследовательские задачи, связанные с информатизацией общества, развитием сетевых принципов организации научного знания, междисциплинарностью научного дискурса и герменевтической ориентацией исследований.

Основными характеристиками психологии постмодернизма является множественность типов научной рациональности, пониманием сложности соотношения индивидуального, социального и общего в субъекте. Новое звучание в современных исследованиях научной школы Л.С. Выготского получил примат знаков и смыслового строения сознания.

Исследования кафедры проводятся в пространстве изучения взаимосвязей между психическим функционированием субъекта (в разных возрастах) и культурным, социальным, институциональным окружением с другой. Так, проведен цикл научных исследований, посвященных проблеме социализации и индивидуализации личности на разных этапах онтогенеза в контексте различных институтов социализации, в том числе, образовательных. Исследовалась проблема информационной и потребительской социализации ребенка, подростка, взрослого. Предложены различные модели типологизации моделей социализации, анализируются культурные контексты социализации.

Проводится работа в направлении построения современной методологической базы возрастно-психологических исследований, выявления частных механизмов и закономерностей в универсальном пространстве развития психики.

Большое развитие получило направление разработки методических принципов и рекомендаций по реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Подготовлены и опубликованы ряд методических изданий в рамках компетентностного подхода и реализации деятельностной парадигмы в современной системе дошкольного образования: Авдулова Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка(М.: Владос, 2014), Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности личности дошкольника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка (М.: Владос, 2014) и другие. Готовится к публикации серия методических пособий по ФГОС ДОпоследующим направлениям: эмоциональное развитие дошкольника, патриотическое развитие дошкольника, социализация дошкольника и др.

На кафедре на общественных началах открыта научная лаборатория изучения ребенка, цель которой систематизировать и обобщить полученные знания в области психологии дошкольного детства и определить траектории психического развития детей в современном мире.

Современная культурно-историческая и деятельностная научная школа развивается на кафедре возрастной психологии в пространстве координат методологического плюрализма, сетевого подхода, социокультурного контекста при переходе от классической и неклассической к постклассической рациональности.