Навигация по сайту

Научная школа по проблемам дошкольной лингводидактики

Возникновение и развитие научной школы связано с исследованиями, проводившимися на факультете членом-корреспондентом АПН РСФСР Е.А. Флериной и ее ученицей М.М. Кониной.

В настоящее время руководителем научной школы является кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Валентина Ивановна Яшина.

Ведутся исследования, направленные на изучение педагогических условий развития языковых способностей детей, а также   создание концепции и научно-методического обеспечения подготовки педагогов в области дошкольной лингводидактики в системе вузовского образования:

  • изучены теоретико-методологические, психолого-педагогические и организационно-содержательные основы дошкольной лингводидактики;
  • под руководством В.И. Яшиной проведены исследования по ранее мало изученным в дошкольной педагогике проблемам: выявлены педагогические условия овладения дошкольниками выразительными средствами родного языка  (в частности, фразеологией), эмоционально-оценочной лексикой, разными типами связных высказываний, преемственности в работе по развитию лексической стороны речи старших дошкольников и первоклассников;
  • на протяжении нескольких лет  изучается уровень речевой готовности детей к школьному обучению;
  • опубликован ряд научных работ, посвященных роли родного языка и развития речи в системе современного дошкольного образования;
  •  несколько работ посвящено историко-педагогическому анализу  педагогического наследия   представителей научно-педагогической школы МПГУ.

По второму направлению исследований:

  • выявлены современные тенденции подготовки педагогов с учетом кардинальных перемен, связанных с  реформированием дошкольного образования и   разработкой в связи с этим нового программно-методического обеспечения;
  • определена стратегия проектирования содержания подготовки бакалавров и магистров в области дошкольной лингводидактики на основе интеграции знаний из различных областей науки, обеспечивающих освоение комплекса необходимых профессиональных компетенций;
  • определено содержание учебных дисциплин на уровне примерных и рабочих программ и учебного материала, реализуемого в учебниках, учебных пособиях, методических разработках для студентов бакалавриата и магистратуры, и   соответствующего учебно-методического оснащения образовательного процесса;
  • в рамках научной школы впервые в наше стране подготовлен комплект учебных пособий по теории и методике развития речи детей для вузов (совместно с проф. Алексеевой М.М.), который рекомендован МОиН РФ и широко используется в вузах России и странах СНГ;
  • результаты исследований представлены в новом поколении учебников и учебных пособий, направленных на формирование актуальных профессиональных компетенций педагогов в области  речевого  развития дошкольников.

В исследованиях участвуют преподаватели из разных вузов страны: В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева, Н.А. Дунаева, Г.Ф. Шабаева и др.

Кафедра тесно сотрудничает с лабораторией развития речи и творчества детей ИИППД РАО  в проведении исследований и научно-практических конференций с международным участием.

Преподаватели, аспиранты кафедры ведут научную и научно-методическую работу по наиболее актуальным проблемам дошкольного образования и профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми дошкольного возраста.      Продолжаются исследования дошкольного образования в русле научных школ и традиций кафедры с учетом модернизации системы дошкольного образования по нескольким направлениям.