Навигация по сайту

О кафедре

Концепция кафедры

Кафедра психологии образования открыта приказом ректора МПГУ академика В.Л. Матросова 1 января 2010 года на основании решения Ученого совета МПГУ. Новая кафедра на факультете педагогики и психологии открыта путем выделения направления психологии образования как самостоятельного из кафедры психологии развития.

Необходимость создания кафедры была продиктована: 1 – расширением направлений и программ подготовки, ведущейся на факультете педагогики и психологии; 2 – активным развитием психологии образования как одного из центральным направлений деятельности педагогического университета; 3 – возросшим запросом системы образования к психологическому сопровождению на теоретическом, прикладном и практическом уровнях.

Кафедра развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в ее приложении к проблемам психологии образования и отталкивается от следующих концептуальных положений.

Образование – одна из принципиально значимых функций социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности, обращенная к каждой конкретной личности с целью ее развития и социализации. Процесс образования реализуется через трансляцию культуры и социальных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. В своем функциональном отношении образование распределено по всей системе человеческих отношений.

Как организованный процесс образование осуществляется специальными социальными институтами, сложившимися в систему учреждений и социальных объединений. Для одних социальных институтов образование выступает основным содержанием деятельности, определяя цели, ценности, субкультуру и самоопределение людей (школа всех уровней, педагогическая профессия). Для других социальных институтов смысл их существования не исчерпывается реализацией функции образования, но без нее они немыслимы (семья, государство, церковь). В жизнеспособных и динамичных обществах в реализации функции образования в той или иной форме задействованы все структуры, институты и социальные субъекты.

На личностном уровне образование – это процесс развития психических и личностных потенциалов человека, его социализация, становление его субъектности по отношению к миру, другим, деятельности, самому себе. Образование может пониматься как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, становление универсальных и специальных способностей, формирование мировоззрения и присвоение определенных форм жизнедеятельности.

В процессе образования происходит передача от поколения к поколению духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение в деятельности навыками, умениями, способностями. Основной путь получения образования в современных социальных условиях – обучение и воспитание в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном и нравственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в социально значимой деятельности.

Образование – процесс, в котором соединяются задачи развития социума и развития личности, их психологические и социокультурные потенциалы.

Специально организованная система образования – социально обусловленные условия психического и личностного развития человека и общности, в ходе которого осуществляется материальное и духовное присвоение культуры, обретение способ деятельности, средств саморазвития. Образование может рассматриваться и как функциональная социальная система и как процесс личностного развития.

Психология образования – активно развивающаяся отрасль прикладной психологии, имеющая глубокие исторические корни в отечественной научной психологии, активно развивающаяся в последнее десятилетие в нашей стране в научном и практическом аспектах.

Психология образования раскрывает значимые вопросы культурного становления человека в онтогенезе, психологические механизмы и процессы развития высших психических функций, когнитивных способностей, личностных потенциалов и способностей.

Психология образования позволяет, базируясь на понимании закономерностей психического развития и личностного становления человека, выстраивать адекватные социальные условия образовательных систем с целью эффективной социализации человека через приобщение его к духовному богатству культуры и выведение на активную позицию субъекта творческой деятельности.

Психология образования в прикладном аспекте:

  1. сопровождает социально-психологические позиции учителя и ученика в ситуации их взаимодействия в процессе обучения и воспитания;
  2. задает психологические основания для создания эффективных условий развития познавательных процессов учащихся, позволяет наиболее эффективно и продуктивно выстроить образовательный процесс;
  3. обеспечивает психологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося с учетом его возрастных потенциалов, личностных особенностей и социальной ситуации развития;
  4. содействует психическому, физическому, духовному развитию человека и образовательной общности;
  5. задает ориентиры и критерии оценки эффективности образовательных условий для развития познавательных процессов, личностных потенциалов, способностей обучающихся.

В социально-организационном аспекте психология образования стала прикладной отраслью, институализированной в форме психологической службы в образовании. В научном аспекте психологическая служба в образовании задает методологические и теоретические основания разработки программ, способов, средств и методов применения психологических знаний в конкретных образовательных условиях. В прикладном аспекте психологическая служба в образовании реализует психологические обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и психологические основания дидактических и методических материалов. В практическом аспекте психологическая служба в образовании осуществляет непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях разного типа и специальных центрах с целью психологического сопровождения учащихся, педагогов, социальной общности образовательных учреждений. Одним из создателей и разработчиков концепции психологической службы в образовании и детской психологии в прикладном аспекте является академик РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития МПГУ В.С. Мухина.

Интенсивное развитие психологической службы в образовании за последние десятилетия породило потребность в подготовке практических психологов для системы образования в педагогических университетах. Значимость профессиональной деятельности психолога в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях, детских домах, учреждениях дополнительного образования уже давно не требует особого обоснования. Введение ставки психолога в учреждения образования произошло в 1988 году. Положение о психологической службе народного образования было принято в 1989 году. Первый съезд практических психологов образования прошел в 1994 году. В настоящее время практические все образовательные учреждения имеют ставку педагога-психолога, которая, к сожалению, в большинстве случаев занята людьми, не имеющими специального образования для адекватного осуществления деятельности практического психолога образования. Ситуация развития инновационных процессов в образовании также усилило запрос к психологии со стороны системы образования с целью построения психологический оснований для инноваций и проведения психологической экспертизы их эффективности.

Активное развитие психологии образования в нашей стране привело к созданию в 2004 году Федерации практических психологов образования России, которая в настоящее время объединяет более 70 региональных отделений. На базе факультета педагогики и психологии МПГУ с первого года существования Федерации были организованы три научно-практические секции: «Психология развития личности» (соруководители В.С. Мухина и А.С. Обухов); «Психология исследовательского обучения» (соруководители А.С. Обухов и А.В. Леонтович).

Ситуация высокого социального запроса на квалифицированную профессиональную деятельность психолога именно в системе образования особо актуализирует вопрос усиления подготовки психологов в педагогических вузах с нацеленностью их именно на систему образования.

Московский педагогический государственный университет – ведущий педагогический университет в России, имеющий огромный авторитет и научный потенциал для развития педагогического образования, как в нашей стране, так и за ее пределами. МПГУ по праву получил и подтвердил статус инновационного вуза, успешно реализуя Инновационную образовательную программу «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы». Для развития образовательной системы в России в целом, а также инновационного потенциала МПГУ как ведущего педагогического вуза, нацеленного на разработку и внедрению в систему образования инноваций, психология образования обретает особое значение как научная и практическая отрасль психологии, направленная на развитие системы образования в целом и каждой отдельной личности в отдельности. МПГУ – один из основоположников развития системы практической психологии в образовании на разных этапах истории нашей страны.

Кафедра психологии образования ориентирована на подготовку профессиональных кадров для работы в образовательных учреждениях, психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, учебных центрах и организациях.

Психология образования – научная и практическая отрасль психологии, требующая от выпускников вуза владения диагностической, коррекционной, развивающей, экспертной, консультативной, научно-методической, научно-исследовательской, управленческой, культурно-просветительной видами профессиональной деятельности.

Кафедра психологии образования направлена на решение следующих значимых задач профессиональной деятельности:

  • развитие психологических оснований для создания адекватных и эффективных условий обучения, воспитания и развития личности;
  • приложение знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования, особенно в условиях инноваций в образовании;
  • содействие развитию службы практической психологии образования как системообразующего фактора модернизации российского образования;
  • развитие практической психологии образования и моделей психологической службы в различных типах учреждений образования;
  • научное и методическое обеспечение деятельности практического психолога в образовательных учреждениях разного типа с различными категориями и возрастами учащихся;
  • определение содержания основных направлений деятельности психолога в образовании;
  • развитие основных форм и методов работы психолога в образовательных учреждениях;
  • обеспечение подготовки к квалифицированному психологическому сопровождению участников образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальных позиций и потребностей;
  • обеспечение методическим инструментарием психолога в работе с различными категориями детей и подростков;
  • создание нового поколения учебников и учебных пособий, направленных на модернизацию процесса подготовки психологов для системы образования;
  • развитие профессионального взаимодействия с научными центрами, университетами, педагогическими вузами России и зарубежья, руководством психологической службы Министерства образования и науки России, Департамента образования города Москвы, Департамента социальной и молодежной политики города Москвы, учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования.

Кафедра осуществляет целенаправленную подготовку:

  • бакалавров психолого-педагогического образования по программе «Психология образования»;
  • магистров психологии по программе «Психология управления образованием»;
  • магистров психолого-педагогического образования по программе «Педагогическая психология»;
  • аспирантов по специальностям 19.00.07 – педагогическая психология; 19.0013 – психология развития, акмеология.

Кафедра активно принимает участие в образовательном процессе по всем остальным направлениям и программам подготовки, ведущимся на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Кафедра разрабатывает научную тему «Психологическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспекты» по следующим направлениям исследования:

  • психологическая антропология образования;
  • психология управления образованием;
  • развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;
  • научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;
  • развитие психологической культуры участников образовательного процесса;
  • развитие одаренности и творчества в образовании;
  • психология исследовательского обучения.

Основные области научных исследований кафедры: педагогическая психология, психодидактика, психологическая служба в образовании, практическая психология детей и подростков, психологическая экспертиза в образовании.

Основные работы преподавателей кафедры

  • Айгумова З.И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка. – М.: Прометей МПГУ, 2005.
  • Айгумова З.И. Мотивация выбора супруга: дагестанская и русская молодежь: Монография. – М.: Прометей МПГУ, 2010 (в соавторстве с В.Р. Айгуновым)
  • Швецова М.Н. Актуальные проблемы взаимодействия учителя с учащимися. – М.; Й.-Ола, 2002.

Ключевое направление деятельности кафедры – взаимодействие с образовательными учреждениями Москвы и регионов с целью организации практики студентов факультета педагогики и психологи на их базе; проведение и научное руководство экспериментальной работой в образовательных учреждениях; оказание научной, методической и консультативной помощи участникам образовательного процесса.

Кафедра внедряет исследовательский подход в образовании, осуществляя научно-методическую и организационную поддержку развития исследовательской деятельности учащихся от детского сада до вуза.
Кафедра с момента основания ежемесячно проводит научный семинар по проблемам психологии образования, организует для студентов, магистрантов и аспирантов ежемесячные мастер-классы по психолого-педагогическим методам и технологиям работы с детьми и подростками, а также психологический дискуссионный киноклуб.

Преподаватели кафедры являются членами Российского психологического общества, Федерацию психологов образования России, Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» и других профессиональных объединений.

Стратегия развития кафедры связана с укреплением научных и профессиональных связей с учеными и практиками на основе проблем психологии образования с целью повышения уровня профессионального подготовки бакалавров и студентов, магистров и аспирантов, совершенствования профессиональной квалификации преподавателей, научно-методического обеспечения системы психологического сопровождения образования на социальном, институциональном и личностном уровнях.

Преподаваемые дисциплины
  1. Введение в профессию
  2. Введение в психологическое исследование
  3. Возрастно-психологическое консультирование
  4. Деятельностный подход в образовании
  5. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
  6. Диагностика и психологическое сопровождение ребенка
  7. Историческая психология
  8. Методика преподавания психологии
  9. Методика работы педагога дополнительного образования
  10. Методологические основы образования
  11. Методология и психология управления образованием
  12. Методы активного социально-психологического обучения
  13. Педагогическая психология
  14. Помощь детям с ограниченными возможностями
  15. Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  16. Проектирование и экспертиза образовательных систем
  17. Проектирование образовательных сред
  18. Психодидактика современного образования
  19. Психологическая антропология
  20. Психологическая помощь детям-мигрантам
  21. Психологическая служба
  22. Психологическая служба в образовании
  23. Психологическое консультирование в образовании
  24. Психология воспитания
  25. Психология девиантного поведения подростков
  26. Психология девиантного поведения
  27. Психология исследовательской деятельности
  28. Психология образования
  29. Психология одаренности и творчества
  30. Психология поликультурного образования
  31. Психология проектной деятельности
  32. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
  33. Социальная психология образования
  34. Технология работы с различными категориями детей
  35. Тренинг введения в профессию
  36. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды