Навигация по сайту

О кафедре

Кафедра психологии – активный участник процесса воспитания и развития профессионала, личности, социально ответственной, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Миссия кафедры психологии МПГУ: подготовка специалистов высокой квалификации для системы образования (учителей и психологов), способных компетентно решать как прикладные, так и фундаментальные задачи, стоящие перед педагогической практикой и психологической наукой.

В основе научной и педагогической деятельности кафедры психологии лежит концепция психологической готовности к педагогической деятельности.

При этом мы опираемся:

  • во-первых, на определение психологической готовности к педагогической деятельности как системообразующего условия профессиональной эффективности;
  • во-вторых, на понимание психологической готовности к профессиональной деятельности как результата учебно-профессиональной деятельности и саморазвития

 

История кафедры психологии

Основные вехи развития кафедры особенно ярко представлены  деятельностью талантливых ученых, возглавляющих кафедру  в различные периоды становления отечественной психологии:

 

Корнилов Константин Николаевич

kornilov

 

Корнилов Константин Николаевич (1879—1957) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор реактологической концепции. Д-р педагогических наук (1935), профессор (1921). Д. чл. АПН РСФСР (с 1943). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Московский ун-т (1910). В 1898—1905 — народный учитель в Сибири. С 1910 — научный сотрудник психологического института Московского университета, с 1916 — приват-доцент ун-та. В 1921 г. по поручению Наркомпроса организовал педагогической факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. Его экспериментальные работы 1920-х гг. были посвящены изучению реакций (зависимости скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи и т.д). В 1923—1930 и 1938—1941 гг. директор НИИ психологии. В 1935 г. по совокупности работ ему была присуждена степень д-ра педагогических наук. В 1944—1950 гг. К. — вице-президент АПН РСФСР. Редактор ряда педагогических и психологических журналов. На 1-м (1923) и 2-м (1924) Всероссийских съездах по психоневрологии представлял разработанную им концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой — “идеалистической эмпирической психологии” Г.И. Челпанова. В 1931 г. в результате так называемой “реактологической дискуссии” К. отказался от реактологии. В последние годы жизни разрабатывал принципы целостного изучения личности, проблемы воли и характера. Участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов. Автор трудов: “Современная психология и марксизм”, Л., 1925; “Очерк психологии ребенка дошкольного возраста”, М., 1927; “Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология)”, М. — Л., 1927; “Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма”, М. — Л., 1931; “Психология”, М., 1946.

 

Петровский Артур Владимирович

Артур_Владимирович_Петровский

 

Петровский Артур Владимирович (р. 1924) — российский психолог, философ, педагог. Специалист в области истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, теоретической психологии. Автор концепции деятельностного опосредования межличностных отношений; концепции лидерства; трехфазной концепции развития личности; концепции политической истории психологии; трех-факторной модели “значимого другого”; матричного представления категориальной системы психологии. Д-р психологических наук (1966), профессор (1967), чл.-кор. АПН СССР (1968).

 

Просецкий Павел Алексеевич

img002

Просецкий Павел Алексеевич (1913-1997) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1971), профессор кафедры психологии Московского государственного педагогического ин-та им. В.И. Ленина (1972). Чл. редкол. журнала Вопросы психологии (1981 — 1988). В 1931 г., окончив Первомайский педагогический техникум в с. Новиково, стал учителем начальной школы. Затем окончил географический фак-т Воронежского пединститута (1934-1939). В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии. Участник ВОВ. После демобилизации в 1945 г. поступил на Высшие педагогические курсы при МГПИ им. В.И. Ленина, а в 1946 г. был уже аспирантом кафедры психологии. В 1949 г. под руководством проф. К.Н. Корнилова защитил канд. дис. Преподавал на кафедре психологии Воронежского пединститута, которую возглавил в 1952 г. Основное направление исследований П. в 1950-е гг. — вопросы воспитания молодежи и психология коллектива, отразившиеся в публикациях: О диспутах по вопросам воспитания молодежи , Каким должен быть настоящий друг, Единые требования к поведению учащихся, Психология коллектива в трудах В.М. Бехтерева. В 1960-е гг. в течение полутора лет читал курс лекций по психологии для преподавателей и аспирантов Ханойского пединститута, одновременно являясь консультантом Министерства просвещения Демократической Республики Вьетнам. В этот период были опубликованы работы «К психологии организаторской деятельности директора школы», «Воспитание детей коллективистами», «Коллектив как объект научного исследования». В 1971 г защитил докт. дис: Психологические основы формирования коллектива (на материале средней школы и вуза). В 1972 г. вернулся на кафедру психологии МГПИ им. В.И. Ленина, которую возглавлял до 1986 г. В этот период им была организована научно-исследовательская лаборатория, изданы учебные пособия (Введение в учительскую специальность; Психология творчества; Психология профессионально-направленного студенческого коллектива). Часть работ опубликована на болгар, и нем. яз. В 1970— 1980-х гг. основным направлением работ П.А. Просецкого было исследование психологических особенностей личности будущего учителя. Разработанные им структурная модель личности студента и методика самосовершенствования студента были внедрены в практику работы со студентами первого курса ин-та.

 

Крутецкий Вадим Андреевич

imgpreview (4)

Крутецкий Вадим Андреевич (1918–1989) – доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Его книги по психологии подростка и старшего школьника (1959, 1960, 1968, 1965) “Основы педагогической психологии” (1972); “Психология обучения и воспитания школьников” (1976); учебники психологии для педагогических училищ (1974, 1980, 1985) хорошо известны нескольким поколениям учителей. Главный труд К. – монография “Психология математических способностей школьников” (1968).

 

Сосновский Борис Алексеевич

5421_f1b70b0a3cea4c8ca125ecb24bcc2f60

Сосновский Борис Алексеевич (род. 1941) — доктор психологических наук, профессор, крупный российский ученый-психолог. Специалист в области общей и педагогической психологии, психологии личности, психологии труда и инженерной психологии. Автор классических учебников «Лабораторный практикум по общей психологии» и «Психология: Учебник для педагогических вузов». Соавтор-разработчик теста-опросника Орлова-Сосновского для измерения мотивационно-смысловых образований личности. Создатель базовой психологической модели структуры личности. Доктор психологических наук (1992, докторская диссертация по мотивации и смыслообразованию), профессор (1993), эксперт Российского государственного научного фонда. Автор более 160-ти публикаций. Под руководством Сосновского Б. А. защищено 24 кандидатских и 3 докторских диссертации по психологии. Возглавлял кафедру с 1987 по 2006.

 

Внесли существенный вклад в  развитие отечественной психологии профессора, работавшие на кафедре:

 

Телегина Элеонора Давыдовна
 

telegina_0

Телегина Элеонора Давидовна (род. 1940) — доктор психологических наук, профессор. Разрабатывает проблемы творческого и социального мышления, их развития в обучении. Основные труды: «Психологические исследования творческой деятельности» (в соавторстве, 1975), «Психологические механизмы целеобразования» (в соавторстве, 1977), «Творческое мышление» (1995), «Экспериментальная психология» (в соавторстве, 2002).

 

Крупник Ефим Пинхусович

фото Крупника

Крупник Ефим Пинхусович – доктор психологистических, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, Действительный член Академии педагогических и социальных наук.

Научная работа Е.П.Крупника осуществлялась в рамках кафедральной проблематики «Психология личностного развития современных школьников». В целях решения этой проблематики была сформулирована теория психологической устойчивости личности в ситуациях неопределенности., которая была поддержана Российским гуманитарным научным фондом фундаментальных исследований. На основе теории психологической устойчивости личности в течение ряда лет докторантами и аспирантами кафедры ведутся исследования конкретных ее аспектов: : проблема психологических барьеров в инновационной педагогической деятельности учителя, психологическая неустойчивость личности при преодолении критических ситуаций, роль психологической устойчивости в преодолении конфликтных ситуаций, типология тревожности учащихся подросткового возраста, психология маргинального поведения личности в социально-культурных ситуациях и при переходе в другую возрастную группу. Следовательно исследования проводились в рамках одного теоретического направления или школы.

Результатом явилось написание монографии «Национальное самосознание. Введение в проблему», Монография была отмечена как лучшее научное исследование на конкурсе работ Московского педагогического государственного университета. В ней на теоретическом и экспериментальном уровне раскрывались основные закономерности маргинальной ситуации развития личности.

По проблеме психологической устойчивости личности в ситуациях неопределенности опубликовано свыше 30 статей в отечественных и зарубежных ведущих журналов.