Навигация по сайту

О кафедре

 

Концепция кафедры

Для развития образовательной системы в России в целом, а также инновационного потенциала МПГУ как ведущего педагогического вуза, нацеленного на разработку и внедрение в систему образования инноваций, социальная педагогика и психология обретает особое значение как перманентно актуальная и востребованная научная и практическая профессиональная деятельность, направленная на осознание влияния различных факторов на развитие детей, подростков, юношества, изучение государственной, региональной, муниципальной и локальной систем воспитания, раскрытие особенностей и содержания семейного, религиозного и коррекционного видов воспитания, овладение методиками социального воспитания в образовательных учреждениях.

На факультете педагогики и психологии на протяжении нескольких десятилетий успешно существует и развивается, обретая новых учеников по всей России и за рубежом, научная школа члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А.В. Мудрика, автора учебников по социальной педагогике. Мощный научный и образовательный потенциал этой школы, аккумулирующей в себе классические и инновационные направления педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и социальной работы требует выделения специализированной кафедры, направленной на конкретные вопросы профессиональной подготовки высококвалифицированных социальных педагогов и социальных психологов именно для системы образования.

Кафедра социальной педагогики и психологии ориентирована на подготовку профессиональных кадров для работы в образовательных учреждениях, психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, учебных центрах организаций.

Кафедра социальной педагогики и психологии направлена на решение следующих значимых задач профессиональной деятельности:

  • изучение социально-психолого-педагогических оснований для создания адекватных и эффективных условий обучения, воспитания и социализации человека в современных условиях жизнедеятельности;
  • приложение знаний и опыта психолого-педагогической науки к решению задач современного образования, особенно в условиях инноваций в образовании;
  • развитие и внедрение опыта практической социальной педагогики и психологии в различных типах учреждений образования и институтов социального воспитания;
  • определение содержания основных направлений деятельности социального педагога, социального психолога в образовании;
  • научное и методическое обеспечение профессиональной деятельности социального педагога, социального психолога в образовательных учреждениях и институтах социального воспитания разного типа с различными категориями и возрастами учащихся;
  • развитие основных форм и методов работы социального педагога, социального психолога в образовательных учреждениях и институтах социального воспитания;
  • обеспечение подготовки к квалифицированному социально-психологическому сопровождению участников образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальных позиций и потребностей;
  • создание нового поколения учебников и учебных пособий, направленных на модернизацию процесса профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных психологов для системы образования;
  • установить тесные деловые контакты с вузами России и зарубежья, активно разрабатывающими проблемы социальной педагогики и психологии.

Многие научные разработки внедряются в образовательный процесс, используются в программах основных учебных дисциплин, преподаваемых на факультете по разным специальностям. Ведущими преподавателями факультета педагогики и психологии преподавание учебных дисциплин ведется с применением авторских учебников и учебных пособий. Большая часть работ посвящена проблемам в области социальной педагогики и психологии.

Факультет педагогики и психологии имеет налаженные связи с организациями-работодателями, особенно в сфере образования. Кафедра социальной педагогики и психологии призвана готовить высококвалифицированных специалистов своей области для учреждений образования. В настоящее время на факультет регулярно поступают запросы от директоров образовательных учреждений города Москвы на социальных педагогов и педагогов-психологов. Факультет регулярно проводит встречи с директорами образовательных учреждений, участвует в работе городских экспериментальных площадок, организует практику студентов в образовательных учреждениях.

В качестве основных направлений исследований кафедры, можно выделить следующие:

  • социализация человека;
  • социальное воспитание человека;
  • психопластика личности;
  • инновации социального развития личности;
  • диагностика и социально-психолого-педагогическое сопровождение учащихся на разных этапах обучения;
  • использование и развитие современных ИКТ в сфере образования;
  • социально-психологический феномен киберсоциализации человека в Интернет-пространстве.

На кафедре социальной педагогики и психологии активно ведется подготовка аспирантов (в очной и заочной форме), соискателей и докторантов по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, 19.00.05 – Социальная психология.

Кафедра социальной педагогики и психологии на момент её создания опирается в первую очередь как на квалифицированных преподавателей со стажем, много лет занимающихся разработкой проблематик социальной педагогики и психологии, так и на молодых преподавателей. В связи с этим одним из наиболее значимых направлений деятельности кафедры будет определено повышение квалификации ППС, в том числе в форме защит кандидатских и докторских диссертаций по проблемам социальной педагогики и психологии.

Кафедра социальной педагогики и психологии по сути дела выделяется из кафедры педагогики высшей школы с целью усиления практико-ориентированной составляющей подготовки профессиональных социальных педагогов и психологов для сферы образования. Кафедра педагогики высшей школы, модернизирующаяся в кафедру педагогики и психологии профессионального образования, выступает как основополагающая для базовой психолого-педагогической подготовки. Кафедра социальной педагогики и психологии призвана аккумулировать те дисциплины и направления деятельности, которые относятся в первую очередь к теоретическим и прикладным вопросам и проблемам социальной педагогики и социальной психологии в сфере образования. Кафедра ориентирована на подготовку профессиональных кадров по направлениям социальная педагогика, психология, педагогика и психология.