Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О кафедре

Кафедра под названием «Школьной гигиены» была создана в 1932 году в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина под руководством доктора медицинских наук, профессора С.Е. Советова, автора первого в СССР учебника по гигиене для студентов системы педагогических вузов страны. В становлении и развитии кафедры приняли активное и творческое участие видные ученые и практики, опытные педагоги страны: Т.И. Егорова, В.И. Белецкая, В.В. Голубев. В последующие годы состав кафедры пополнился опытными педагогами: Н.А. Лысаков, В.В. Марков, А.В. Абрамова, З.А. Бадирова, Л.А. Гуревич, В.И. Ильвовский, А.Ф. Кузнецова, Н.В. Хватова, В.Р. Юдин.

В 1973 году в связи с введением в учебный процесс новых дисциплин медицинской направленности было изменено название кафедры: «Возрастная физиология и школьная гигиена». В результате объединения с кафедрой «Гражданской обороны» кафедра была преобразована в кафедру «Медицины и охраны здоровья детей».

В связи с решением правительства РФ (1991 г.) о введении в учебные планы высших учебных заведений обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) проведена реорганизация кафедры, которая с 1997 года носит современное название – кафедра «Медицины и безопасности жизнедеятельности».

Основная цель (миссия) кафедры – формирование у студентов личных, деловых качеств и компетенций в области охраны жизни и здоровья детей, воспитания у учащихся культуры безопасного поведения и ведения здорового образа жизни, обеспечения собственной и общественной безопасности в условиях роста негативных факторов, влияющих на здоровье обучающихся, возрастания угрозы конфликтных и опасных ситуаций в современном мире

Основными задачами кафедры является формирование у студентов современных компетенций, необходимых для обеспечения безопасности учащихся в период их обучения, их приобщения к здоровому образу жизни, воспитания у детей культуры безопасной жизнедеятельности и оказания первой помощи пострадавшим в опасных и чрезвычайных ситуациях, преподавания учебной дисциплины «ОБЖ» в общей школе

За весь период существования кафедры несколькими поколениями преподавателей изданы многочисленные научные труды: учебники, учебные пособия и монографии для педагогических вузов страны. Ученые кафедры внесли существенный вклад в разработку теоретических проблем как медицинского направления («школьная гигиена», «профилактическая медицина», «оказания первой помощи»), так и направления «безопасность жизнедеятельности».

В 2016-2019 гг. кафедрой впервые открыты новые специальности по подготовке учителей-организаторов ОБЖ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): «Безопасность жизнедеятельности и Экология» и «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» с пятилетним сроком обучения.

С 2016 года на кафедре впервые реализуется подготовка магистров: открыта магистерская программа «Образовательные технологии в сфере безопасности жизнедеятельности». (направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, заочная форма обучения).

В 2018 году общеуниверситетская кафедра «Медицины и безопасности жизнедеятельности» как структурное учебное подразделение вошла в состав Института биологии и химии МПГУ.

Важнейшим направлением работы кафедры является проведение различных видов практик студентов МПГУ в образовательных учреждениях Москвы и территориальных подразделениях МЧС России.

Кафедра придает большое значение редакционно-издательской деятельности. С 2016 года при активном участии профессорско-преподавательского состава издаются всероссийские рецензируемые научно-методические и информационные журналы «ОБЖ: Основы безопасности жизни» (РИНЦ) и «Школа будущего» (ВАК).

На кафедре функционирует научное студенческое общество. Студенты принимают активное участие в научной работе в рамках научно-исследовательских работ, проводимых кафедрой. Регулярно проводятся студенческие научные конференции и конкурсы научных работ студентов, посвящённых проблемам безопасности жизнедеятельности, экологии и здорового образа жизни.