История кафедры берет свое начало в 1925 году, когда на дефектологическом факультете 2-го МГУ началась подготовка специалистов – олигофренопедагогов.
Широко известная сегодня среди специалистов дефектологическая школа кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, исследующая возможности организации и оптимизации специального обучения, его содержания и технологий осуществления в условиях обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями имеет длительную и славную историю. Она отражает последовательную и целенаправленную деятельность по формированию современных научных направлений работы кафедры, заложенных благодаря стараниям заведующих кафедрой: Дмитрия Ивановича Азбукина, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова, Ханания Самсоновича Замского, Маргариты Николаевны Перовой, Бориса Пантелеймоновича Пузанова.
В 2014 году кафедру возглавила к.п.н., доцент Татьяна Сергеевна Никандрова.
Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии реализует образовательные программы (ОП) в рамках направления подготовки 44.03.03 “Специальное (дефектологическое) образование”:
ОП «Олигофренопедагогика» – профильная подготовка ориентирована на формирование у студентов представлений о сущности, содержании и методических аспектах процессов обучения и воспитания лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психологических основ; способности осуществлять коррекционно-образовательный процесс лиц с умственной отсталостью на основе специальных педагогических и воспитательных технологий.
ОП «Специальная психология» – профильная подготовка ориентирована на формирование у студента представлений о сущности отклоняющегося развития, содержании и особенностях профессиональной деятельности специального психолога, особенностях специальной психологической помощи в образовании, этике деятельности специального психолога.
Студенты успешно используют приобретенные знания, умения, навыки в государственных и негосударственных образовательных организациях (дошкольных, школьных, профессиональных), в реабилитационных центрах, в Психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, в органах управления образованием, в учреждениях культуры и спорта, волонтерских организациях и др.
В ближайшее время на кафедре планируется открытие образовательной программы магистратуры “Самоопределение и социализация лиц с умственной отсталостью”.
Направления научно-исследовательской деятельности
– Самоопределение и социализация лиц с умственной отсталостью.
– Психолого-педагогическое сопровождение развития лиц с ОВЗ.
Достижения кафедры
- Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии осуществляет многолетнее устойчивое взаимодействие и сотрудничество со стратегическими партнерами, работодателями по следующим направлениям:
– проведение практических занятий непосредственно в образовательных учреждениях – посещение студентами открытых уроков и занятий учителей:
ГБОУ г. Москвы «Реабилитационно-образовательный центр № 105 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы»,
Региональное отделение межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности»,
ГКОУ г.Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №73»,
ГБПОУ г.Москвы «Технологический колледж №21»,
ГБПОУ г.Москвы «Колледж градостроительства, транспорта и технологий №41»,
ГБОУ г.Москвы «Школа №3 91».
– проведение практик, начиная с 1 курса (учебной, производственной, преддипломной) на базах учреждений ГКОУ города Москвы:
- ГБОУ г. Москвы “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52”.
- ГБОУ г. Москвы «Школа № 1321 «Ковчег».
- ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский».
- Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики».
- ГБОУ г. Москвы социальной реабилитации и досуговой работы с инвалидами «Южное Бутово».
- ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1572».
– участие преподавателей кафедры в составах ГАК ВУЗов страны (ФГБОУ ВО “МГПУ”, РосНОУ);
– преподаватели кафедры являются научными руководителями аспирантов, докторантов; оппонентами диссертаций;
– преподаватели кафедры являются организаторами и участниками международных, всероссийских, городских, окружных конференций (более 100 конференций за последние 3 года);
– проведение преподавателями консультаций, мастер-классов для учителей, родителей, участие в круглых столах, методических объединениях, педагогических советах;
– осуществляется совместный выпуск с учителями образовательных учреждений учебно-методических пособий.
- Большинство студентов ориентированы на практическую деятельность. Так, уже с 4-го курса многие из них работают в образовательных учреждениях и учреждениях системы социальной защиты населения по специальности. Как правило, после окончания вуза они продолжают там работать.
Кроме того, кафедра оказывает помощь в трудоустройстве студентов старших курсов и выпускников, проводит ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников.
- Реализация учебных дисциплин обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (100 % преподавателей кафедры).
- Большинство преподавателей кафедры являются авторами учебных пособий для студентов, учителей, учебников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Высокая публикационная активность в российских изданиях (более 100 работ за последние 3 года) свидетельствует о продуктивности научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей кафедры.
- Наличие на кафедре большого числа преподавателей, отмеченных премиями, почетными званиями, дипломами, грамотами и т.п.
- На кафедре хорошо организована воспитательная работа:
– развит институт кураторства;
– студенты участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий Института детства и университета.
- Развита общественная деятельность:
– преподаватели и студенты активно участвуют в волонтерской работе с детьми с ОВЗ (центр «Динаода», центр «Святая Татьяна», “Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ” г. Вышний Волочек Тверской области и др.);
– студенты участвуют в социальных проектах и инициативах (совместные акции с благотворительным фондом “Благовест”, проектом “Родной город”).