Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Научная школа профессора К.П. Ягодовского: Методика изучения естествознания как психолого-педагогическое руководство познавательными процессами умственно отсталых учащихся

Личностью, внесшей значительный вклад в становление и развитие дефектологии (олигофренопедагогики), является русский ученый, профессор Константин Павлович Ягодовский (1877 – 1943). Он положил начало исследованиям об учебном предмете «Естествознание» как системе взаимосвязанных понятий, а методику преподавания этого предмета в специальных школах он рассматривал как психолого-педагогическое руководство познавательными процессами умственно отсталых учащихся.

К.П. Ягодовский родился в многодетной семье приходского священника. Девяти лет он был отдан в бурсу в городе Чернигов, а затем поступил в гимназию, которую окончил в 1895 году с серебряной медалью. После окончания в 1901 году полного курса Императорского Санкт-Петербургского университета по физико-математическому факультету, К.П. Ягодовский получил право на преподавание естественной истории. У него началась активная профессиональная деятельность: сотрудничал с педагогическими курсами при Фребелевском обществе, с Психоневрологическим институтом; являлся директором и председателем педагогического совета в женской гимназии Стоюниной; читал лекции учителям на выездных курсах по России; возглавлял Глуховский учительский институт; вел научно-методическую и исследовательскую работу в Государственном институте научной педагогики, директором которого К.П. Ягодовский являлся несколько лет, и т.д.

Идеи и результаты своих  научно-методических исследований приходилось отстаивать, и следствием противостояния с позиции Наркомпроса, возглавляемого Н.К. Крупской, явились репрессии в отношении многих, включая и К.П. Ягодовского, который избежал ареста, однако был выслан в Свердловск [1].

По возвращении в Москву в 1934 году К.П. Ягодовский работал в Научно-исследовательском институте политехнического образования, а вскоре перешел в Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1992г. – Институт коррекционной педагогики РАО). В это время начинается «дефектологический» период его профессиональной деятельности.

К.П. Ягодовский изучал контингент учащихся специальных (вспомогательных) школ и психолого-педагогические условия, способствующие усвоению умственно отсталыми школьниками знаний, умений и навыков. Успеху этой деятельности во многом помог опыт, полученный им в период сотрудничества с Психоневрологическим институтом, который был организован в 1908 году в Санкт-Петербурге выдающимся невропатологом и психиатром В.М. Бехтеревым, а в год «первой революции при Петербургском психоневрологическом институте была основана первая кафедра врачебной педагогики, первым руководителем которой был Адриан Сергеевич Грибоедов» [2].

Совместно с сотрудником Научно-практического института специальных школ и детских домов, методистом по естествознанию, Людмилой Алексеевной Исаенко, профессор К.П. Ягодовский исследовал вопросы содержания и методики преподавания естествознания умственно отсталым учащимся. В 1946 году, уже после смерти К.П. Ягодовского, вышел в свет их научно-методический труд «Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе» [3].

Непосредственным развитием взглядов Ягодовского К.П. стало диссертационное исследование А.В. Усвайской «Наблюдения учащихся младших классов вспомогательной школы над предметами и явлениями природы» (1952 г.). Так произошло рождение научной школы профессора К.П. Ягодовского на дефектологическом факультете МПГУ им. В.И. Ленина. А.В. Усвайская являлась ее руководителем до 1980 года. Далее исследования в русле идей данной научной школы продолжила Е.Д. Худенко, которая разрабатывала методы формирования естествоведческих понятий на уроке в С(К)ОШ VIII вида, а также задачи развития личности учащихся с ОВЗ, используя широкие возможности естествоведческой подготовки. Е.Д. Худенко руководила на дефектологическом факультете научной школой К.П. Ягодовского с 1980 по 1986 год. Сейчас она является директором АНМЦ «Развитие и коррекция». С 1986 года по настоящее время исследования и руководство школы профессора К.П. Ягодовского возглавила Т. В. Шевырева.

Шевырева Татьяна Вячеславовна – доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, продолжая династию дефектологов, более 25 лет работает в Московском Педагогическом Государственном Университете. Является одним из ведущих специалистов в области методик обучения лиц с нарушениями развития. В круг ее научных интересов также входят проблемы экологии, одаренности, вопросы клинической физиологии и использования инновационных технологий в образовании.

Она является научным руководителем кандидатских диссертаций, экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, членом Московского отделения Всероссийской организации «Русское Географическое Общество». Имеет около 70 научных публикаций, включающих учебные пособия, программы курсов для школ и вузов, учебники для школ VIII вида, монографии.

Свои научные исследования сотрудники кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии проводят в содружестве с другими организациями: вузами, школами, представителями рода Ягодовских, а также с ассоциацией венгерских дефектологов ERTUK-VELLE.

Показателями значимости научной школы служат наши выпускники, которые трудятся в разных областях. Так, Дорошенко О.В. (в 2000 г. окончила кафедру олигофренопедагогики), развивала идеи научной школы, основанной профессором Ягодовским К.П., в своем диссертационном исследовании и последующей работе в качестве зав. кафедрой специального дефектологического образования НОУ ВПО «РосНОУ»; Маркова Т.В. (в 2008 г. окончила эту же кафедру), работает заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ С(К)ОШИ V вида № 28, диссертационное исследование посвятила формированию естествоведческой компетенции учащихся школ VIII вида.

Принципами научной школы профессора К.П. Ягодовского и сегодня руководствуются преподаватели дефектологических вузов, учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также авторы школьных учебников естествознания, методических пособий и программ для детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Шевырева Т.В., Маркова Т.В., Смирнова Л.В. Вклад К.П. Ягодовского в дефектологию // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Достижения, инновационные направления, перспективы развития и проблемы современной медицинской науки, генетики и биотехнологий». – Екатеринбург, 2011.
  2. Азбукин Д.И. Исторический путь олигофренопедагогики // Ученые записки дефектологического факультета. Издание Московского государственного пединститута имени А.С. Бубнова. – М., 1936.
  3. Ягодовский К.П., Исаенко Л.А. Методика естествознания для вспомогательной школы. – М., 1946.