Навигация по сайту

Коррекционно-развивающие технологии в сурдопедагогике

В 1920 году в составе высшего учебного заведения – Педагогического института детской дефективности – была организована кафедра сурдопедагогики. С 1921 года кафедра входила в состав педагогического факультета 2-го Московского государственного университета, а с 1925 года – дефектологического отделения (в последствии факультета).

Основателем научной школы кафедры сурдопедагогики был ее первый заведующий – доктор педагогифческих наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР Ф.А. Pay (1868-1957) – крупный ученый в области сурдопедагогики (в частности, формирования устной речи у детей с нарушениями слуха), подготовки дефектологических кадров.

За долгие годы на кафедре сложилась гуманистически направленная, богатая традициями научная школа подготовки сурдопедагогов. В разные годы кафедру возглавляли такие видные ученые, как доктор пед. наук, профессор А.И. Дьячков, доктор пед. наук профессор А.Г. Басова, профессор К.А. Волкова, каждый из которых внес свою лепту в разработку вопросов теории и практики сурдопедагогики, осуществления высшего педагогического образования.

С 1991 года и по настоящее время кафедру сурдопедагогики возглавляет высококвалифицированный специалист в области обучения и воспитания лиц с нарушением слуха, опытный организатор высшего (специального) образования профессор, академик Международной академии наук педагогического образования Екатерина Григорьевна Речицкая, автор более 300 научных  работ:  монографий, школьных и вузовских учебников, программ бакалавриата и  магистерской подготовки, участника многих международных конференций. Под ее руководством за последние два десятилетия оформилась и развивается современная научная школа кафедры, связанная с разработкой теоретико-методологических, методических основ и реализацией комплексной личностно-ориентированной системы образования лиц с нарушением слуха. Приоритетными для этой системы являются принципы гуманистической направленности образовательного процесса, культурно-исторической преемственности, структурно-динамический подход.

На современном этапе научная школа кафедры включает три направления деятельности, и главное из них – совершенствование системы подготовки бакалавров и магистров и кадров высшей квалификации по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика».  В выполненных на кафедре исследованиях (проф. Е.Г. Речицкая, проф. К.И. Туджанова, проф. Т.Г Богданова. проф. Е.З. Яхнина, проф. Е.В. Кулакова, проф. В.В. Линьков, доц. Л.А. Плуталова и др.) разрабатываются важные проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки учителя-сурдопедагога в различных областях научного знания сурдопедагогики. В учебный план подготовки сурдопедагогов (бакалавров и магистров) включено изучение новых междисциплинарных модулей по выбору. Результаты научно-исследовательской работы внедрены при разработке стандартов высшего профессионального образования, при реализации  магистерской программы «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с особыми образовательными потребностями».

Следуя Международным актам, Конвенции ООН «О правах инвалидов», кафедра сурдопедагогики одной из первых в стране начала эксперимент по высшему образованию инвалидов по слуху и важным направлением деятельности кафедры с 1991 года по настоящее время является разработка теоретико-методологических основ высшего педагогического образования лиц с нарушениями слуха и реализация их на практике.

В 2004 году кафедра сурдопедагогики МПГУ стала победителем Всероссийского конкурса в этой номинации, а приказом Минобразования № 2356 от 24.05.2004 г. МПГУ получил статус федерального головного учебно-методического Центра по высшему профессиональному педагогическому образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденный приказом Минобрнауки в 2010 г.

Третьим направлением в деятельности научной школы кафедры является разработка вопросов инновационных подходов и технологий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в специальном и инклюзивном образовании. Разработались проблемы обучения языку, в том числе устной речи, детей с нарушением слуха, создания  развивающей социокультурной среды, изучения психологических условий социальной адаптации, формирования универсальных учебных действий, активизации слухоречевого развития лиц с нарушением слуха психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального и инклюзивного образования и др., создаются разноуровневые программы коррекционно-развивающей работы. Профессорско-преподавательским составом опубликовано около 40 учебников и учебных пособий, среди которых ряд фундаментальных («Сурдопедагогика», «Педагогические технологии воспитательной работы в 2-ух частях и др.). Научные труды членов кафедры удостоены дипломов Лауреата ежегодных конкурсов МПГУ за лучшую научную и научно-методическую работу, а также конкурсов по созданию учебников нового поколения, проводимого НФПК и  Минобрнауки.

Одним из важных аспектов деятельности научной школы является подготовка кадров высшей квалификации: за последние 15 лет подготовлены и защищены более 20 диссертаций, из них две – аспирантами, имеющими нарушение слуха.

Признанием научно-практической значимости результатов деятельности научной школы является успешно расширяющееся сотрудничество с федеральными университетами С.-Петербурга, Архангельска, Волгограда, Новосибирска, Уфы, Казани, Курска, Орла, Иркутска, Йошкар-Олы, Чебоксар, Екатеринбурга, Славянска-на-Кубани и др., получение почетных грамот от Минобрнауки за высокопрофессиональный труд, участие во многих грантах Минобрнауки, Совета ректоров г. Москвы, Департамента образования и социальной защиты г. Москвы; установление связей с зарубежными вузами и образовательными организациями.

Особое значение придается кафедрой работе на экспериментальных площадках в Москве, Орле, Красноярске, Минусинске, Шадринске, Кирове. Абакане и других городах. Совместная научно-методическая работа с университетами и школами содействует не только развитию приоритетных научных направлений и внедрению результатов исследований в практику, но и подготовке высококвалифицированных специалистов по новым научным направлениям.