Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная школа Х.С.Замского

Широко известная сегодня среди специалистов дефектологическая школа кафедры олигофренопедагогики МПГУ, исследующая возможности организации и оптимизации специального обучения, его содержания и технологий осуществления в условиях специальных школ для детей с нарушениями интеллектуального развития имеет длительную и славную историю. Она отражает последовательную и целенаправленную деятельность по формированию современного научного направления работы кафедры, основателем и многолетним руководителем которой был Хананий Самсонович Замский.

Хананий Самсонович Замский – выпускник дефектологического факультета МПГИ им. В.И. Ленина, получивший фундаментальную подготовку, сознательно выбравший основой своей научной работы поиск путей оптимизации способов подготовки выпускников специальных школ к самостоятельной продуктивной жизни, прошел путь от учителя специальной школы до профессора кафедры олигофренопедагогики, бессменным руководителем которой был более 20 лет.

Х.С. Замский – один из организаторов высшего дефектологического образования в нашей стране, заслугой которого является создание системы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми разных категорий отклоняющегося развития. При его участии повсеместно были открыты более 10 факультетов специальной педагогики и специальной психологии, в составе которых до сих пор трудятся ученики ученого. Под руководством ученого создавались учебные планы и программы подготовки педагогических кадров, учебные пособия для ВУЗов, методические пособия для учителей специальных школ. Его труды по истории, теории и практики обучения и воспитания детей с проблемами в развитии имели большое значение для формирования отечественной дефектологической мысли и становления научной школы.

В течение многих лет Хананий Самсонович возглавлял сектор вспомогательных школ Научно-исследовательского института дефектологии РАО, являлся популяризатором актуальных научных идей и практик по проблематике специального образования.

 

Он пропагандировал необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми, учета индивидуальных особенностей развития в определении стратегий образовательного маршрута, выделении типологических групп, обеспечивающих успешность социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития в социум.

Х.С. Замский осуществлял методическое руководство образовательными учреждениями, вел большую консультативную работу среди преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, студентов и практических работников по широкому кругу проблем.

Хананий Самсонович оказывал большую помощь практическим работникам в популяризации их педагогического опыта. При его непосредственном участии были подготовлены к печати и опубликованы монографии учителей А.Н. Смирновой, У.М. Муртузалиевой, А.И. Раку и др.

Х.С. Замскому принадлежит большая заслуга в популяризации достижений отечественной дефектологии за рубежом, куда он неоднократно выезжал для чтения лекций и участия в работе международных конференций. Принимал участие в организации и становлении дефектологического образования в Польской народной республике и Германии.

Разработку идей основателя научной школы продолжила доктор педагогических наук, профессор Перова Маргарита Николаевна, автор многочисленных учебников по математике для специальных школ, не утративших своего значения и в настоящее время. Будучи преемницей Х.С. Замского, особое внимание в своих исследованиях уделяла проблемам подготовки выпускников специальных школ к самостоятельной общественно-производительной жизни через усвоение жизненно необходимых математических знаний, умений и навыков.

М.Н. Перова – заведующая кафедрой олигофренопедагогики с 1974 по 1987 гг., автор фундаментального учебника «Методика преподавания математике» для высших учебных заведений, ставшей настольной книгой ряда поколений студентов. При участии Маргариты Николаевны было разработано, внедрено и апробировано два поколения государственных стандартов  подготовки дефектологов высшего профессионального образования.

В последующие годы на кафедре оформилась и развилась научная школа, разрабатывающая комплексную личностно-направленную систему подготовки специалистов для работы в образовательных, лечебно-воспитательных и коррекционных учреждениях, пропагандирующая принципы гуманистической направленности, культурно-исторической преемственности и динамичности, проводниками которой стали ученики и последователи основателя научной школы София Давыдовна Забрамная, Борис Пантелеймонович Пузанов, Елена Николаевна Соломина, Екатерина Сергеевна Кузьмина, Татьяна Вячеславовна Шевырева, Юлия Александровна Костенкова, Татьяна Сергеевна Никандрова.

Современным руководителем научной школы, продолжателем традиций и идей Ханания Самсоновича является Наталия Петровна Коняева – профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, автор более 100 печатных работ, среди которых научные статьи, учебные пособия, методические рекомендации. Некоторые работы удостоены звания лауреатов I-II степени ежегодных конкурсов на лучшую учебно-методическую и научную работу МПГУ. Результаты деятельности научной школы кафедры под руководством Наталии Петровны отражены в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование.