Навигация по сайту

Центральные механизмы нарушений речи

С 1955 по 1975 г.г. под рук. проф., к.пед.н. Сергея Семеновича Ляпидевского в рамках кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В.И. Ленина (в настоящее время МПГУ) развивается клинико-педагогическое направление исследования и коррекции речевых расстройств. Будучи врачом и педагогом, С.С. Ляпидевский разработал клинико-педагогическую классификацию речевых нарушений, которая используется в логопедии по настоящее время.

С 1975 по 1981 г.г. кафедрой логопедии руководят к.пед.н. В.И. Селиверстов, к.мед.н. Ф.А. Самсонов, д.мед.н. Е.М. Мастюкова, развивая и продолжая клинико-педагогическое направление исследований.

С 1981 по 2005 г.г. зав. кафедрой логопедии д.м.н., проф. Л.И. Белякова создает научную школу кафедры логопедии «Центральные механизмы нарушений речи». Генеральной линией научной деятельности кафедры становится интеграция идей клинико-педагогического, психолого-педагогического, лингво-психологического, нейропсихологического и других направлений изучения речевых расстройств, что является основой развития целостной ветвящейся системы научного логопедического знания.

Широкий спектр общетеоретических и методических вопросов исследования речевых нарушений, а также частные проблемы отдельных форм речевой патологии с позиций мультидисциплинарного подхода входят в проблематику научных исследований, проводимых проф. Л.И. Беляковой и ее учениками.

Значимость и актуальность идей и выводов научной школы подтверждается на конференциях, симпозиумах, семинарах отечественного и зарубежного уровней. Одним из знаковых событий является проведение кафедрой логопедии международной конференции «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология» (2005 г.), в работе которой приняло участие более 500 человек.

С 2005 г. развитие идей и укрепление позиций научной школы осуществлялось под руководством проф., к.пед.н. Г.В. Бабиной. Проведенные за последние 10 лет многочисленные исследования обогатили фонд научных и научно-методических идей и разработок кафедры логопедии, в том числе в лингвистическом, лингвокогнитивном, лингводидактическом аспектах.

В настоящее время исследования в рамках научной школы кафедры логопедии ведутся в следующих направлениях:

  • клинико-физиологическое направление изучения речевых расстройств (проф., д.мед.н. Л.И. Белякова);
  • исследование текстовой деятельности и ее нарушений в лингвистической и лингвокогнитивной парадигме (проф., к.пед.н. Г.В. Бабина);
  • лингвистические и лингводидактические аспекты исследования проблем современной логопедии (доц., к.пед.н. А.А. Алмазова);
  • нейропсихологические проблемы нарушения письма и чтения (проф., к.пед.н. О.Б. Иншакова);
  • психосоциальные аспекты реабилитации лиц с заиканием (проф., к.пед.н. Е.Ю. Рау);
  • психолингвистический подход в изучении речевых нарушений (проф., к.пед.н. Л.Б. Халилова);
  • психофизиологическое направление изучения ритмической организации речевых и неречевых процессов в норме и при разных видах речевых нарушений (доц., к.пед.н. Ю.О. Филатова);
  • методологические и прикладные проблемы современной логопедии (проф., к.пед.н. С.Н. Шаховская).

Кафедра логопедии осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия). В рамках научной школы под руководством ведущих преподавателей кафедры защищено около 140 кандидатских диссертаций.

Основные представители научной школы кафедры логопедии:

  • Белякова Лидия Ивановна, д.мед.н., профессор
  • Бабина Галина Васильевна, к.пед.н., профессор
  • Алмазова Анна Алексеевна, к.пед.н., доцент
  • Иншакова Ольга Борисовна, к.пед.н., профессор
  • Рау Елена Юрьевна, к.пед.н., профессор
  • Халилова Людмила Борисовна, к.пед.н., профессор
  • Шаховская Светлана Николаевна, к.пед.н., профессор
  • Филатова Юлия Олеговна, к.пед.н., доцент