Навигация по сайту

Наука

Диссертационный совет

Диссертационный совет Д 212.154.26

Принимает к защите диссертации по специальностям:

  • 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование) (педагогические науки);
  • 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки).

Председатель – Белякова Лидия Ивановна, доктор медицинских наук, профессор.

Заместитель председателя – Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор.

Ученый секретарь – Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, доцент.

Совет молодых ученых

Зам. Председателя – Черкасова Екатерина Сергеевна, аспирант, ассистент кафедры теории и практики начального образования;

Зам. Председателя – Чернова Ольга Романовна, старший преподаватель кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики;

Ученый секретарь – Пчелкина Татьяна Алексеевна, магистрант кафедры логопедии.

Буланов Максим Владимирович, аспирант кафедры педагогики;

Велиметова Людмила Радиковна, аспирант кафедры дошкольной дефектологии;

Володина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии;

Гасанова Эльмира Джафаровна, студент 2 курса кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии;

Гориц Константин Дмитриевич, аспирант кафедры математики в начальной школе;

Заимцян Диана Рафиковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии;

Канаш Антонина Сергеевна, студент 4 курса кафедры математики в начальной школе;

Каташев Илья Александрович, аспирант кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики;

Колобова Полина Михайловна, ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе;

Комаров Алексей Анатольевич, магистрант кафедры теории и практики начального образования;

Мешковская Анастасия Николаевна, студент 3 курсакафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики;

Мякишева Наталья Михайловна, к.пс.н., доцент кафедры психологической антропологии;

Павлюкевич Ксения Олеговна, студент 4 курса кафедры математики в начальной школе;

Першхава Елена Сергеевна, студент 4 курса кафедры логопедии;

Петлюк Наталья Юрьевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии;

Петрова Виктория Андреевна, старший преподаватель кафедры психологии младшего школьника;

Синегубова Татьяна Евгеньевна, магистрант кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики;

Смирнова Наталья Алексеевна, магистрант кафедры психологии младшего школьника;

Стрелкова Анастасия Владимировна, аспирант кафедры педагогики;

Судас Анастасия Витальевна, аспиранткафедры математики в начальной школе;

Толмачева Ксения Юрьевна, студент 4 курсакафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики;

Ульяницкая Карина Константиновна, студент 2 курса кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии;

Филатов Вячеслав Александрович, магистрант кафедры теории и практики начального образования;

Шамбарова Татьяна Дмитриевна, студент 5 курса кафедры математики в начальной школе;

Шишенок Юлия Владимировна, студент 5 курса кафедры логопедиии;

Яздовская Полина Владимировна, магистрант кафедры психологии младшего школьника.

Научные школы

Научная школа «Подготовка творческого учителя начальных классов» (руководитель – Почетный профессор МПГУ Дмитриев А.Е.)

Возникновение и развитие научной школы связано с исследованиями доктора педагогических наук, проф. И.Т. Огородникова (1900–1976).

В настоящее время руководителем научной школы является доктор педагогических наук, почетный профессор МПГУ, заведующий кафедрой педагогики начального обучения Александр Егорович Дмитриев.

В течение последних лет в рамках научной школы:

  • разработана модель подготовки учителя к творческой деятельности;
  • дан перечень знаний, навыков и умений в области подготовки учителя к творческой педагогической деятельности;
  • разработана система работ творческого характера, используемая в процессе изучения учащимися дисциплин образовательной области: филологии, математики, окружающего мира, искусства, технологии (труд), физической культуры;
  • по результатам опубликован ряд научных работ: «Методология и современные концепции теории обучения» (А.Е. Дмитриев); «Подготовка учителя к формированию творческого потенциала школьников» (Л.К. Веретенникова), и проведен ряд научно-практических конференций: «Подготовка учителя к творческой педагогической деятельности», «Инновации в педагогике: история и современность», «Проблемы профессиональной подготовки учителя» и др.

В настоящее время ведутся исследования по проблемам:

  • развитие творческого потенциала младшего школьника в учреждениях дополнительного образования;
  • исследование современного состояния русского языка;
  • литературное развитие младших школьников;
  • литературоведческая подготовка учителя начальных классов;
  • модели и формы музыкального воспитания младших школьников;
  • развитие творческих способностей младших школьников и студентов на занятиях по изобразительному искусству и художественному труду.

В рамках научной школы действует и научное направление по подготовке учителей по дисциплинам естественного цикла. Это направление продолжает разработку методических идей Л.Н. Скаткина и А.М. Пышкало.

Научная школа «Системогенез деятельности и способностей человека» (руководитель-академик РАО, профессор В.Д. Шадриков)

В МПГУ научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.Д. Шадрикова представлена научно-исследовательской программой по развитию системной методологии в разработке актуальных проблем фундаментальной и прикладной психологии, которая включает в себя следующие направления исследований:

  • системогенез деятельности человека (учебной, профессиональной педагогической);
  • системогенез способностей человека (познавательных, психомоторных, духовных);
  • принципы, пути и содержание индивидуализации образования.

Подробнее о ведущей научной психологической школе современной России доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.Д. Шадрикова можно узнать:

  1. Наука в Московском педагогическом государственном университете. Основные направления и научные школы / Ред коллегия: В.Л. Матросов, В.И. Жог, А.В. Лубков, др. М.: Прометей, 2002. С. 116-118.
  2. Суворова Г.А. Системогенез деятельности и способностей человека как направление исследований в научной школе Владимира Дмитриевича Шадрикова. М.: ПЕРСЭ, МПГУ. 2009. 35 с.
  3. Суворова Г.А. О системогенетическом подходе в психологии. / Преподаватель 21 век, №2, 2010г. Часть 1. С.112-129.

Научная школа «Инновации и традиции в начальном образовании» (руководитель – Е.Н. Землянская)

На факультете идет становление научной школы «Инновации и традиции в начальном образовании». Она является преемником научной школы «Подготовка творческого учителя начальных классов», руководил которой в течение многих лет почетный профессор МПГУ А.Е. Дмитриев.

Новое направление возникло как ответ на изменения последних лет в школе первого звена образования и системе подготовки компетентного педагога начального образования.

В течение этих лет в рамках научной школы:

  • проведен ряд ежегодных научно-практических конференций с международным участием;
  • опубликован ряд научных работ: «Инновационные процессы в системе начального образования» (коллективная монография преподавателей кафедры педагогики начального обучения); «Инновации и традиции в начальном образовании» (сборники материалов конференций молодых ученых, магистрантов и аспирантов факультета); «Концепции и реалии мультикультурного образования в современной России» (А.Н.Джуринский); «Подготовка учителя к формированию творческого потенциала школьников» (Л.К. Веретенникова) и др.;
  • разработаны и внедрены в учебный процесс магистерские программы «Поликультурное образование», «Предшкольное образование», «Инновационная начальная школа», «Внеурочная деятельность в начальной школе», а также новые образовательные программы бакалавриата;
  • подготовлены учебники нового поколения для бакалавриата и магистратуры факультета начального образования (Е.Н.Землянская, А.Н.Джуринский).