Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

История образования и педагогической мысли

Общепризнано, что любая современная инновационная деятельность в сфере образования до своей реализации должна опираться на историческое обоснование планируемых результатов. Подобный подход определяет ведущие направления разработок данной Научной школы: историко-педагогическая библиография, передовой педагогический опыт в различные периоды истории российского и зарубежного образования, история образовательных реформ, история и современное состояние педагогической терминологии, становление и развитие общественно-государственного управления в образовании и ряд других направлений. Важнейшей составляющей традиций научной школы является концентрация исследовательских усилий не на рассмотрении педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а на узловых проблемах истории отечественного и зарубежного образования.

Научная школа кафедры педагогики МПГУ по исследованию проблем истории образования и педагогической мысли начала формироваться в 20-е гг. XX столетия, и была связана с именем профессора Евгения Николаевича Медынского (1885-1957). Известный ученый, действительный член Академии Педагогических Наук СССР, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медынский отдал службе на кафедре педагогики 2-го МГУ – МГПИ более 25 лет (1922-1948) и оставил богатейшее научное наследие, которое продолжают развивать и отстаивать его единомышленники и ученики.

Евгений Николаевич Медынский родился 11 марта в 1885 году в г. Ялте. Окончил в 1903 г. Симферопольскую гим­назию с золотой медалью, Харьковский технологический институт, юридический факуль­тет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1914-17 гг. занимал должность заведующего от­делом народного образования Царскосель­ской земской управы. С 1915 года читал лекции на Петербургских высших (бывших Фребелевских) курсах.

В 1918-1920 гг. E.H. Медынский – преподаватель Нижегородского института народного об­разования, а в 1920-22 гг. член правле­ния Уральского университе­та (Екатеринбург) и декан педагогиче­ского факультета. Там он чи­тал ряд лекционных курсов, среди которых ведущее место занимал курс «История педагогики». В Уральском университе­те было положено начало серьезным ис­следованиям ученого в области истории педагогики, продолжавшимся до конца жизни ученого. В 1922 г. E.H. Медынский переехал в Москву, где возглавил отдел статистики Политпросвета Наркомпроса и одновре­менно был назначен на должность преподавателя педагогики во 2-й Московский государ­ственный университет, преобразо­ванный в 1930 году в Московский Педагогический институт.

В результате научной деятельности во 2-м МГУ-МГПИ E.H. Медынским на основе разработанного им курса лекций был написан первый в советский период учебник по исто­рии педагогики в трех томах. Характерной особенностью этого труда стала попытка соединения идей так называемой «марксистской педагогики» с классическим подходом к историко-педагогическим процессам. В 1930-е гг. вышел ряд новых учебников и учебных программ по истории педагогики, возрождавших классические традиции дореволюционного курса педагогики. На протяжении двух десятилетий все программы по истории педа­гогики для педагогических институтов стра­ны были составлены при участии Е.Н. Медынского или под его непосредствен­ным руководством. Также профессором Е.Н. Медынским был подготовлен целый ряд, бесспорно, ценных для науки работ, посвященных деятельности выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.); истории образования в Российском государстве XVII в.;  учебника по общей педагогике и др.

В 1944 году профессор кафедры педагогики МГПИ E.H. Медынский стал действительным членом Академии Педагогических Наук РСФСР и принял участие в организации НИИ теории и истории педагогики. В НИИ он возглавил отдел истории педагогики, совмещая эту деятельность со службой на посту директора Государственной биб­лиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского. В 1947 г. E.H. Медын­ский был избран членом Президиума АПН РСФСР.

Научно-педагогическое на­следие академика E.H. Медынского включает в себя около 30 научных и учебных трудов и около 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.

Традиции в разработке проблем истории педагогики были продолжены целым рядом более молодых сотрудников Е.Н. Медынского. На протяжении 35 лет (1969 – 2005 гг.) научную школу истории педагогики в МГПИ-МПГУ возглавлял А.И. Пискунов – действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор, являвшийся в 1980-1992 гг. руководителем кафедры педагогики, а затем до 2005 года остававшийся профессором кафедры.

А.И. Пискуновым были подготовлены такие фундаментальные труды, как систематический указатель советской историко-педагогической литературы (1917-1957 гг.), комплекс научных изданий, посвященных наследию выдающегося педагога Я.А. Коменского, учебника по педагогике совместно с учеными ГДР, учебный комплект по истории педагогики: программа, учебник и хрестоматия в 3-х тт.

В настоящее время научную школу истории образования и педагогической мысли Е.Н. Медынского – А.И. Пискунова возглавляет доктор педагогических наук, профессор М.Г. Плохова. Научно-исследовательскую деятельность в рамках данной школы ведут доктора педагогических наук М.Г. Плохова, В.И. Блинов, А.Н. Рыжов, доценты М.А. Гончаров, Н.Н. Баркова, К.Е. Зискин и др. За последние пять лет в рамках научной школы подготовлено 7 кандидатов и 2 доктора наук, представителями школы опубликовано 8 монографий, 5 учебных пособий и около 100 статей. Аспирантами кафедры велась и ведется в настоящее время разработка ряда важных проблем отечественной и зарубежной истории педагогики и образования.