Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О кафедре

Кафедра русского языка МПГУ имеет давнюю историю. На кафедре в разное время преподавали выдающиеся ученые-лингвисты: В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.М. Селищев, М.Н. Петерсон, Г.О. Винокур, Л.Ю. Максимов, С.А. Крючков, Д.Н. Шмелев, Ю.П. Солодуб, Е.А. Василевская, И.А. Ширшов, В.В. Бабайцева.

Основоположником научного направления “Системные отношения в лексики, фразеологии и словообразовании современного русского языка” по праву считается академик В.В.Виноградов, который активно сотрудничал с кафедрой в 30-40-ые годы.

В течение двух десятилетий (с 1972 по 1992 г.) на кафедре русского языка работал видный специалист в области семасиологии проф. Д.Н. Шмелев. Идеи Д.Н. Шмелева разрабатываются научной школой профессора А.Д. Шмелева.

С конца 50-х годов до 1994г. научная жизнь Л.Ю. Максимов связана с кафедрой русского языка, которой он много лет заведовал. Л.Ю. Максимов рассматривал вопросы антонимии, паронимии, народной этимологии, сложного предложения и связного текста.

Важный этап в развитии лексико-фразеологического направления связан с именем проф. Ю.П. Солодуба, который с 1974 года и до последнего дня своей жизни работал на кафедре русского языка.

Рассмотрение системных отношений в словообразовании связано с профессором И.А. Ширшовым, а исследование переходных и синкретичных явлений в грамматике современного русского языка – с именем профессора В.В. Бабайцевой.

В настоящее время на кафедре работают 29 преподавателей (10 – профессоров, 16 – доцентов, 2 – старших преподавателя, 1 – ассистент): 8 докторов наук – А.Д. Шмелев, Г.И. Кустова, С.М. Колесникова, Е.В. Огольцева, Д.А. Осильбекова, Е.В. Алтабаева, А.В. Логинов, О.В. Ломакина; 17 кандидатов наук -: Н.А. Николина, В.А. Федосеев, М.Т. Попова, А.Т. Грязнова, Е.А. Фролова, Е.А. Панова, С.В. Иванов, И.Н. Позерт, Н.Я. Козел,  Е.А. Шумских,  О.А. Давыдова, Н.А. Семёнова, С.Ф. Барышева, Н.А. Гуриненко, А.В. Варзин, Е.Б. Егорова, Д.В. Дозорова.

Коллектив кафедры русского языка исследует и развивает идеи, связанные с формированием структурно-семантического направления в лингвистике, заложенные А.М. Пешковским, Г.О. Винокуром, В.В. Виноградовым, Л.Ю. Максимовым, внедряет новые направления и подходы к изучению единиц разных уровней языка (когнитивистика, лингвокультурология, прагматика, функциональная грамматика, социолингвистика).

Членами кафедры созданы учебники для школы:

  • Учебный комплекс по русскому языку под редакцией профессора В.В. Бабайцевой;
  • Учебники по русскому языку для 8-9 классов коллектива авторов: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина, В.А. Федорова;
  • Учебно-методический комплекс учебников по русскому языку для начальной школы С.В. Иванова (удостоен премии Президента РФ);
  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 11 класс». Автор – Е.М. Виноградова (в соавторстве с Г.А. Богдановой).
  • Учебник русского языка для 11 класса Н.А. Николиной;
  • Учебно-методический комплект «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией А.Д. Шмелева.
  • Учебно-методический комплект «Русский язык: шаг за шагом» для стран СНГ / А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова и др. – М.: МПГУ, 2020 (при поддержке Министерства просвещения РФ):

– Русский язык: шаг за шагом: Азбука: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. – В 2 кн. – Кн.1. /Е.А. Хамраева, Л.М. Саматова. – 184с.;

Русский язык: шаг за шагом: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Таджикистан.- В 2 кн. – Кн.2. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 144с.;

Русский язык: шаг за шагом: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Казахстан.- В 2 кн. – Кн.2. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 144с.;

Русский язык: шаг за шагом: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Узбекистан.- В 2 кн. – Кн.2. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 144с.;

Русский язык: шаг за шагом: рабочая тетрадь к учебному пособию для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Таджикистан. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 32с.;

Русский язык: шаг за шагом: рабочая тетрадь к учебному пособию для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Казахстан. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 32с.;

Русский язык: шаг за шагом: рабочая тетрадь к учебному пособию для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Узбекистан. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 32с.;

Русский язык: шаг за шагом: справочные материалы к УМК. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 128с.

Учебники и учебные пособия для педагогических вузов

– Бабайцева В.В. Местоимение это и его функциональные омонимы. Монография. – М.: Флинта; Наука, 2014;

– Бабайцева В.В. Анализ слова и предложения. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2014;

– Бабайцева В.В. Синтаксис в системе языка. Учебник. М.: Флинта, 2015.

– Николина Н.А. Филологический анализ текста. Учебное пособие, изд 4-е, доп.. – М.: Академия, 2014.

– Колесникова С.М. Русские частицы: семантика, грамматика, функции. – М., Флинта; Наука, 2014;

– Современный русский язык: учебник / Под ред. С.М. Колесниковой – М.: Высшая школа, 2008 (гриф Министерства образования и науки РФ).

– Современный русский язык: учебник и практикум /Под ред. С.М. Колесниковой. В 3-х томах. – М.: Юрайт, 2015 – 2020 (гриф Министерства образования и науки РФ и УМО ВО).

– Современный русский язык: учебник и практикум /Под ред. С.М. Колесниковой. В 3-х томах. – М.: Юрайт, 2-е издание, переработанное и дополненное, 2020 (гриф УМО ВО).

– Функциональная грамматика: учебник и практикум / Под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Юрайт, 2020 (гриф УМО ВО).

– Колесникова С.М. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015-2020 (гриф УМО ВО);

Кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин: «Современный русский литературный язык», «Польский язык», «Сербохорватский язык», «Филологический анализ текста», «Лингвистика текста», «Функциональная грамматика», «Когнитивная лингвистика», «Лингвокультурология»,  «Социолингвистика», «Психолингвистика», «Текстоведение», «Теория и практика перевода», «Лингвокультурология», «Лингвистическая поэтика», «Актуальные проблемы русистики» и др., а также ряд курсов по выбору студентов.

На кафедре русского языка ведется подготовка высококвалифицированных кадров (аспирантов и докторантов). Активно работает аспирантское объединение. Проводятся ежегодные международные конференции «Максимовские чтения», «В.В. Виноградов. Язык и поэтика текста» и др.

Работает диссертационный совет Д 212.154.34 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 10.0.2.01 – русский язык.

Кафедра имеет прочные научные связи с университетами и центрами русского языка в разных странах мира (Польша, Венгрия, Германия, Чехия, Франция, Бельгия, США, Финляндия, Китай и др.). Члены кафедры участвуют в международных и всероссийских научных конференциях, читают лекции в различных регионах России и за рубежом.

Научные школы

На кафедре функционируют научные школы:

  1. Научная школа проф. А.Д. Шмелева описывает русскую языковую картину мира.
  2. Научная школа проф. Н.А. Николиной занимается вопросами дериватологии.
  3. Научная школа проф. С.М. Колесниковой исследует проблемы грамматической системы русского языка и определяет новые аспекты анализа языковых единиц разных уровней (в свете теории градуальности).

Основная цель научных школ кафедры русского языка – изучение семантической структуры слова и фразеологизма, а также выявление семантических, грамматических, функциональных, стилистических особенностей и образно-художественного потенциала языковых единиц.

Научные школы кафедры ставят перед собой задачи, связанные как с дальнейшей разработкой идей предшественников, так и с новыми, открывшимися в последние годы, аспектами исследования: сопоставительное изучение внутренней формы слова и фразеологизма (проф. А.Д. Шмелев, проф. Е.В. Огольцева, проф. С.М. Колесникова, проф. А.Т. Грязнова, проф. О.В. Ломакина); проблема однословной и неоднословной номинации в современной речи (проф. А.Д. Шмелев, проф. Н.А. Николина, проф. Г.И. Кустова, проф. Е.В. Алтабаева, проф. А.В. Логинов); образный потенциал лексики и фразеологии русского языка (проф. Н.А. Николина, проф. Е.В. Огольцева, проф. А.Т. Грязнова, проф. О.В. Ломакина); метафора и сравнение в непроизводной и производной лексике (проф. Н.А. Николина, проф. С.М. Колесникова); компаративная фразеология и компаративное словообразование (проф. Н.А. Николина, проф. Е.В. Огольцева, проф. Д.А. Осильбекова, проф. О.В. Ломакина); лексико-семантические группы, лексико-семантические и фразеосемантические поля в языке и художественном тексте (проф. А.Д. Шмелев, проф. Н.А. Николина, проф. С.М. Колесникова, проф. А.Т. Грязнова, проф. Е.В. Алтабаева, проф. О.В. Ломакина); экспериментальное исследование русской образной лексики и фразеологии (проф. А.Д. Шмелев, проф. О.В. Ломакина); рассмотрение системных отношений в словообразовании (проф. Н.А. Николина, проф. Е.В. Огольцева, проф. Д.А. Осильбекова) и грамматической системе русского языка (проф. С.М. Колесникова, проф. Г.И. Кустова, проф. Е.В. Алтабаева, проф. А.В. Логинов).

В настоящее время на кафедре ведутся научные исследования по следующим направлениям (в том числе, в рамках грантов):

– реализация научно-исследовательской темы: “Системные отношения в лексике и фразеологии” (руководитель темы: Е.В. Огольцева);

– реализация научно-исследовательской темы: “Дериватология. Анализ художественной речи” (руководитель темы: Н.А. Николина);

– реализация научно-исследовательской темы: “Многоаспектное исследование языковых единиц” (руководитель темы: С.М. Колесникова).