Кафедра русского языка МПГУ имеет давнюю историю. На кафедре в разное время преподавали выдающиеся ученые-лингвисты: В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.М. Селищев, М.Н. Петерсон, Г.О. Винокур, Л.Ю. Максимов, С.А. Крючков, Д.Н. Шмелев, Ю.П. Солодуб, Е.А. Василевская, И.А. Ширшов, В.В. Бабайцева.
Основоположником научного направления “Системные отношения в лексики, фразеологии и словообразовании современного русского языка” по праву считается академик В.В.Виноградов, который активно сотрудничал с кафедрой в 30-40-ые годы.
В течение двух десятилетий (с 1972 по 1992 г.) на кафедре русского языка работал видный специалист в области семасиологии проф. Д.Н. Шмелев. Идеи Д.Н. Шмелева разрабатываются научной школой профессора А.Д. Шмелева.
С конца 50-х годов до 1994г. научная жизнь Л.Ю. Максимов связана с кафедрой русского языка, которой он много лет заведовал. Л.Ю. Максимов рассматривал вопросы антонимии, паронимии, народной этимологии, сложного предложения и связного текста.
Важный этап в развитии лексико-фразеологического направления связан с именем проф. Ю.П. Солодуба, который с 1974 года и до последнего дня своей жизни работал на кафедре русского языка.
Рассмотрение системных отношений в словообразовании связано с профессором И.А. Ширшовым, а исследование переходных и синкретичных явлений в грамматике современного русского языка – с именем профессора В.В. Бабайцевой.
В настоящее время на кафедре работают 29 преподавателей (10 – профессоров, 16 – доцентов, 2 – старших преподавателя, 1 – ассистент): 8 докторов наук – А.Д. Шмелев, Г.И. Кустова, С.М. Колесникова, Е.В. Огольцева, Д.А. Осильбекова, Е.В. Алтабаева, А.В. Логинов, О.В. Ломакина; 17 кандидатов наук -: Н.А. Николина, В.А. Федосеев, М.Т. Попова, А.Т. Грязнова, Е.А. Фролова, Е.А. Панова, С.В. Иванов, И.Н. Позерт, Н.Я. Козел, Е.А. Шумских, О.А. Давыдова, Н.А. Семёнова, С.Ф. Барышева, Н.А. Гуриненко, А.В. Варзин, Е.Б. Егорова, Д.В. Дозорова.
Коллектив кафедры русского языка исследует и развивает идеи, связанные с формированием структурно-семантического направления в лингвистике, заложенные А.М. Пешковским, Г.О. Винокуром, В.В. Виноградовым, Л.Ю. Максимовым, внедряет новые направления и подходы к изучению единиц разных уровней языка (когнитивистика, лингвокультурология, прагматика, функциональная грамматика, социолингвистика).
Членами кафедры созданы учебники для школы:
- Учебный комплекс по русскому языку под редакцией профессора В.В. Бабайцевой;
- Учебники по русскому языку для 8-9 классов коллектива авторов: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина, В.А. Федорова;
- Учебно-методический комплекс учебников по русскому языку для начальной школы С.В. Иванова (удостоен премии Президента РФ);
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 11 класс». Автор – Е.М. Виноградова (в соавторстве с Г.А. Богдановой).
- Учебник русского языка для 11 класса Н.А. Николиной;
- Учебно-методический комплект «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией А.Д. Шмелева.
- Учебно-методический комплект «Русский язык: шаг за шагом» для стран СНГ / А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова и др. – М.: МПГУ, 2020 (при поддержке Министерства просвещения РФ):
– Русский язык: шаг за шагом: Азбука: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. – В 2 кн. – Кн.1. /Е.А. Хамраева, Л.М. Саматова. – 184с.;
– Русский язык: шаг за шагом: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Таджикистан.- В 2 кн. – Кн.2. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 144с.;
– Русский язык: шаг за шагом: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Казахстан.- В 2 кн. – Кн.2. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 144с.;
– Русский язык: шаг за шагом: учебное пособие для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Узбекистан.- В 2 кн. – Кн.2. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 144с.;
– Русский язык: шаг за шагом: рабочая тетрадь к учебному пособию для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Таджикистан. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 32с.;
– Русский язык: шаг за шагом: рабочая тетрадь к учебному пособию для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Казахстан. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 32с.;
– Русский язык: шаг за шагом: рабочая тетрадь к учебному пособию для детей, начинающих изучать русский язык. А1. для образоват организаций республики Узбекистан. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 32с.;
– Русский язык: шаг за шагом: справочные материалы к УМК. /А.В. Лубков, Е.А. Хамраева, С.М. Колесникова. – 128с.
Учебники и учебные пособия для педагогических вузов
– Бабайцева В.В. Местоимение это и его функциональные омонимы. Монография. – М.: Флинта; Наука, 2014;
– Бабайцева В.В. Анализ слова и предложения. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2014;
– Бабайцева В.В. Синтаксис в системе языка. Учебник. М.: Флинта, 2015.
– Николина Н.А. Филологический анализ текста. Учебное пособие, изд 4-е, доп.. – М.: Академия, 2014.
– Колесникова С.М. Русские частицы: семантика, грамматика, функции. – М., Флинта; Наука, 2014;
– Современный русский язык: учебник / Под ред. С.М. Колесниковой – М.: Высшая школа, 2008 (гриф Министерства образования и науки РФ).
– Современный русский язык: учебник и практикум /Под ред. С.М. Колесниковой. В 3-х томах. – М.: Юрайт, 2015 – 2020 (гриф Министерства образования и науки РФ и УМО ВО).
– Современный русский язык: учебник и практикум /Под ред. С.М. Колесниковой. В 3-х томах. – М.: Юрайт, 2-е издание, переработанное и дополненное, 2020 (гриф УМО ВО).
– Функциональная грамматика: учебник и практикум / Под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Юрайт, 2020 (гриф УМО ВО).
– Колесникова С.М. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015-2020 (гриф УМО ВО);
Кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин: «Современный русский литературный язык», «Польский язык», «Сербохорватский язык», «Филологический анализ текста», «Лингвистика текста», «Функциональная грамматика», «Когнитивная лингвистика», «Лингвокультурология», «Социолингвистика», «Психолингвистика», «Текстоведение», «Теория и практика перевода», «Лингвокультурология», «Лингвистическая поэтика», «Актуальные проблемы русистики» и др., а также ряд курсов по выбору студентов.
На кафедре русского языка ведется подготовка высококвалифицированных кадров (аспирантов и докторантов). Активно работает аспирантское объединение. Проводятся ежегодные международные конференции «Максимовские чтения», «В.В. Виноградов. Язык и поэтика текста» и др.
Работает диссертационный совет Д 212.154.34 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 10.0.2.01 – русский язык.
Кафедра имеет прочные научные связи с университетами и центрами русского языка в разных странах мира (Польша, Венгрия, Германия, Чехия, Франция, Бельгия, США, Финляндия, Китай и др.). Члены кафедры участвуют в международных и всероссийских научных конференциях, читают лекции в различных регионах России и за рубежом.
Научные школы
На кафедре функционируют научные школы:
- Научная школа проф. А.Д. Шмелева описывает русскую языковую картину мира.
- Научная школа проф. Н.А. Николиной занимается вопросами дериватологии.
- Научная школа проф. С.М. Колесниковой исследует проблемы грамматической системы русского языка и определяет новые аспекты анализа языковых единиц разных уровней (в свете теории градуальности).
Основная цель научных школ кафедры русского языка – изучение семантической структуры слова и фразеологизма, а также выявление семантических, грамматических, функциональных, стилистических особенностей и образно-художественного потенциала языковых единиц.
Научные школы кафедры ставят перед собой задачи, связанные как с дальнейшей разработкой идей предшественников, так и с новыми, открывшимися в последние годы, аспектами исследования: сопоставительное изучение внутренней формы слова и фразеологизма (проф. А.Д. Шмелев, проф. Е.В. Огольцева, проф. С.М. Колесникова, проф. А.Т. Грязнова, проф. О.В. Ломакина); проблема однословной и неоднословной номинации в современной речи (проф. А.Д. Шмелев, проф. Н.А. Николина, проф. Г.И. Кустова, проф. Е.В. Алтабаева, проф. А.В. Логинов); образный потенциал лексики и фразеологии русского языка (проф. Н.А. Николина, проф. Е.В. Огольцева, проф. А.Т. Грязнова, проф. О.В. Ломакина); метафора и сравнение в непроизводной и производной лексике (проф. Н.А. Николина, проф. С.М. Колесникова); компаративная фразеология и компаративное словообразование (проф. Н.А. Николина, проф. Е.В. Огольцева, проф. Д.А. Осильбекова, проф. О.В. Ломакина); лексико-семантические группы, лексико-семантические и фразеосемантические поля в языке и художественном тексте (проф. А.Д. Шмелев, проф. Н.А. Николина, проф. С.М. Колесникова, проф. А.Т. Грязнова, проф. Е.В. Алтабаева, проф. О.В. Ломакина); экспериментальное исследование русской образной лексики и фразеологии (проф. А.Д. Шмелев, проф. О.В. Ломакина); рассмотрение системных отношений в словообразовании (проф. Н.А. Николина, проф. Е.В. Огольцева, проф. Д.А. Осильбекова) и грамматической системе русского языка (проф. С.М. Колесникова, проф. Г.И. Кустова, проф. Е.В. Алтабаева, проф. А.В. Логинов).
В настоящее время на кафедре ведутся научные исследования по следующим направлениям (в том числе, в рамках грантов):
– реализация научно-исследовательской темы: “Системные отношения в лексике и фразеологии” (руководитель темы: Е.В. Огольцева);
– реализация научно-исследовательской темы: “Дериватология. Анализ художественной речи” (руководитель темы: Н.А. Николина);
– реализация научно-исследовательской темы: “Многоаспектное исследование языковых единиц” (руководитель темы: С.М. Колесникова).