Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Выпускники физфака МПГУ востребованы даже в Бостоне

Интервью профессора, заведующего кафедрой общей и экспериментальной физики Института физики, технологий и информационных систем МПГУ Григория Гольцмана с профессором Бостонского университета Александром Сергиенко о программах взаимодействия физфаков МПГУ и Бостонского университета, а также об уровне подготовки бакалавров в МПГУ.

Александр, мы сотрудничаем с вами уже более 10 лет. Поделитесь своими впечатлениями о наших студентах, как вы оцениваете их уровень подготовки?

Во-первых, хочу сказать, что мы высоко ценим интеллектуальное сотрудничество с вашей командой, а также возможность использовать ваши устройства – сверхпроводниковые детекторы фотонов, – которые вы нам поставляете.

Что касается ваших выпускников, то имея возможность сравнить их уровень подготовки с уровнем выпускников других школ и стран, в том числе с выпускниками таких известных американских университетов, как Корнельский и Йельский, могу сказать, что уровень студентов МПГУ невероятно высок. Я бы сказал, что он находится на одном уровне или даже выше, чем уровень подготовки выпускников других ведущих вузов, с которыми я имел удовольствие работать.

Причина этого заключена в глубине, сложности, актуальности научно-исследовательских и образовательных программ МПГУ. В вашем университете студентов побуждают выходить за рамки привычных подходов, требующих минимальных усилий, к чему привыкли студенты большинства американских вузов. Но когда вы выходите за рамки привычного, то можете научиться большему и сделать больше.

Сейчас во всем мире, и особенно в США, наблюдается огромный дефицит хороших студентов, и я должен признаться, что последние несколько лет очень уважаемые школы набирают все больше и больше студентов из различных российских вузов, в том числе из МПГУ. Уровень их подготовки определяется не только пройденными ими базовыми курсами, но и практическим опытом исследований в лабораториях, которые зачастую выходят за рамки обыкновенной студенческой практики. Исследовательская работа ваших студентов по темам, над которыми работают многие научные команды во всем мире, дает им возможность получать бесценные навыки, которые дают им огромное преимущество при подаче заявлений на обучение в магистратуре и программах PHD за границей.

Сейчас в России действует государственная программа, по которой правительство оплачивает обучение наших студентов в зарубежных университетах с условием, что потом они должны вернуться в страну и проработать здесь не менее трех лет. Интересно, что по данным Минобрнауки, заявок на участие в этой программе, оказалось меньше, чем предполагалось. В этом году МПГУ открывает бакалавриат «Физика на английском», так что перед нашими студентами открывается еще одна возможность продолжить обучение за границей. Имеет ли им смысл стараться воспользоваться такой возможностью?

Понятно, что любому российскому студенту, уезжающему учиться в зарубежный вуз, требуется немало усилий, чтобы прижиться в новой среде, даже с чисто социальной, бытовой точки зрения. Кроме того, ваши студенты должны быть готовы коммуницировать по-английски на уровне, который делает его обучение в зарубежном вузе целесообразным, то есть понимать не меньше 90% процентов излагаемого материала. А это не для всех так просто.

В то же время последние тенденции таковы, что американские магистратуры становятся все более и более популярными. Причина такой популярности в том, что уровень оборудования, технологий, и научных задач, решаемых в них, ставят американские университеты в авангард современной мировой науки. Поэтому основная мотивация получения степени PHD в Америке заключается в том, что она открывает путь к академической карьере в ведущих университетах и их научных лабораториях, а также в научных лабораториях ведущих высокотехнологических компаний. Поэтому вашим бакалаврам стоит побороться за место в магистратуре американских университетах.