Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О кафедре

История кафедры

Кафедра прикладной информатики в образовании образовалась путем объединения кафедр ИМИ МПГУ (кафедры прикладной информатики и вычислительной математики и кафедры информационных технологий в образовании) в 2023 году.

Кафедра прикладной информатики и вычислительной математики была создана 01 сентября 2018 года на основании решения ученого совета университета приказом ректора.

Кафедра Информационных технологий в образовании (ИТО) была учреждена в 2013 году на базе общеуниверситетской кафедры методов интенсификации процесса обучения (МИПО) и кафедры аудиовизуальных технологий обучения.

Общая информация

Кафедра прикладной информатики является структурным подразделением института математики и информатики факультета информатики.

Кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлениям 01.03.01 Математика и 09.03.03 Прикладная информатика и магистров по направлениям 01.04.01 Математика, 09.04.03 Прикладная информатика, участвует в реализации магистерской программы 44.04.01 Обучение фундаментальным вопросам математики и информатики в условиях цифровизации образования.

В рамках МПГУ кафедра реализует подготовку студентов по дисциплинам цифрового, математического и информационно-коммуникационного модулей.

Профессиональную подготовку обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сотрудники кафедры прошли соответствующую специальную подготовку и повышение квалификации в ВУЗах России. Все дисциплины полностью обеспечены учебно-методическими материалами, основанными на конкретных примерах и ситуациях, программными комплексами.

В учебном процессе используются компьютерные классы, оснащенные мультимедийным оборудованием и пакетами программ в области прикладных информационных технологий.

Научная деятельность   

Научные направления:

  • моделирование и проектирование социально-экономических информационных систем для цифрового общества;
  • научные основы применения технологий искусственного интеллекта для персонализации образования и построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом когнитивных и личностных особенностей.

Основные научные результаты: анализ современных методов принятия решений в области инвестиционной политики в условиях экономически немотивированных ограничений. Модели оценки узнаваемости и продвижения бренда в социальных медиа. Разработка моделей оценки эффективности маркетинга и возврата инвестиций в социальных сетях. Разработка моделей применения чат-ботов с использованием когнитивных сервисов. Информационное моделирование программных средств для независимой оценки при аккредитации образовательных учреждений.

К основным научным направлениям деятельности кафедры можно отнести:

  • научно-методическое сотрудничество с кафедрами и факультетами МПГУ в сфере развития цифровых компетенций в образовательной среде;
  • адаптация программ дисциплин кафедры к специальностям и профилям подготовки бакалавров и магистров, их регулярное обновление;
  • научно-исследовательская и методическая работа в направлении формирования информационно-математической и цифровой компетентности будущих педагогов;
  • разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в сфере цифровых и информационных технологий.

Сотрудники кафедры участвовали в реализации гранта “Исследование чатботов как средства современной социальной коммуникации” (проект: 20-011-31807 опн)

Исследовались возможности использования чатботов в качестве инструмента коммуникации, позволяющего качественно улучшить социализацию молодежи в контексте образовательного процесса высшей школы.

Учебники и учебные пособия

  1. Математическая обработка информации, Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., Учебник и практикум / Москва, 2022.
  2. Математическая обработка информации: учебник и практикум для СПО, Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., Учебник и практикум / Москва, 2022.
  3. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога, Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., учебное пособие, Москва, МПГУ 2020
  4. ИКТ и математические методы обработки данных. Глотова М.Ю. , Самохвалова Е.А.,ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» . – Электронные текстовые данные (23Mb) . – Москва : МПГУ, 2019 . – 244 с.
  5. Ковалев Е.Е. О модернизации системы менеджмента качества оценки образовательных результатов на уровне муниципалитетов. Проблемы современного образования, №2, 2016. С.31-35 Издательство: Московский педагогический государственный университет (Москва) eISSN: 2218-8711.

Научные публикации

Мобильные технологии в образовании. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 138-149.

М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова, О.А. Мухлынина Методы преподавания с использованием технологии чатбота. Материалы международной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021, стр. 47-56. Издательский дом Высшей школы экономики Москва 2022 Режим доступа:  https://estars.hse.ru/ http://id.hse.ru doi:10.17323/978-5-7598-2478-7

Влияние чатботов на социализацию и формирование политических взглядов студентов. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., Мухлынина О.А. Школа будущего. 2021. № 3. С. 200-219.

Дополненная реальность в образовании. Самохвалова Е.А., Глотова М.Ю. Школа будущего. 2021. № 1. С. 84-103.

М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова, О.А. Мухлынина Чатбот как консолидирующий элемент информационно-образовательной среды вуза. Материалы международной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2020, стр. 196-206. Издательский дом Высшей школы экономики Москва 2021 Режим доступа: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/496626627   https://estars.hse.ru/ http://id.hse.ru doi:10.17323/978-5-7598-2524-1

«Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза» Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А, Информатика и образование. 2019. №6. сс. 42-48.

Kovalev E.E.  Implementation of Models for Assessing Professional Competencies Using ICT Tools EDUKACJA – TECHNIKA – INFORMATYKA / EDUCATION – TECHNOLOGY – COMPUTER SCIENCE  Kwartalnik Naukowy Nr 4(26)/2018 / Quarterly Journal No 4/26/2018, Polska. Uniwersytetu Rzeszowskiego, Rzeszow. On page(s) 276-282.

Kovalev E.E. Methodology for Assessing Students’ Professional Competencies Using ICT Tools X International Interdisciplinary  Professional Scientific Conference ”Horizons” 2018  Serbia, Subotica, on 11th and 12th May, 20.

Участие в семинарах и конференциях

Сотрудники кафедры ведут активную учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность. В российских и зарубежных изданиях опубликовано значительное количество печатных работ, научных статей, учебных и учебно-методических пособий.

Кафедра активно участвует в проектах регионального, российского и международного уровня. Студенты кафедры принимают активное участие в конференциях, семинарах, олимпиадах различного уровня.

Читаемые курсы (дисциплины)

Основные читаемые дисциплины:

  • базы данных;
  • распределенные базы данных;
  • разработка веб-приложений;
  • управление ИТ-проектами;
  • управление ИТ-инфраструктурой.
  • структуры данных;
  • корпоративные информационные системы;
  • информационные системы в государственном управлении;
  • вычислительные системы, сети и телекоммуникации;
  • математическое моделирование;
  • математические и инструментальные методы поддержки принятия решений;
  • информационные системы в бухгалтерском учете;
  • информационные технологии;
  • экономико-математические методы и моделирование;
  • программная инженерия;
  • информационный менеджмент;
  • проектирование информационных систем;
  • математическое моделирование социально-экономических процессов;
  • операционные системы;
  • информационные сервисы в экономике;
  • информационные системы;
  • моделирование бизнес-процессов;
  • администрирование информационных систем
  • преподавание дисциплин кафедры, связанных с использованием цифровых технологий и формированием ИКТ-компетенций будущих педагогов, соответствующих профессиональным стандартам педагога, Федеральным государственным стандартам образования и Закону об образовании;
  • внедрение в методику и организацию образовательного процесса МПГУ цифровых образовательных инструментов и технологий;
  • изучение рынка цифровых образовательных ресурсов, отбор и апробация комплексных решений, адекватных целям и задачам педагогического образования, разработка на их основе оригинальных программ и методик.
  • повышение квалификации научно-педагогических кадров по цифровым образовательным технологиям.

Направления подготовки и специализация

Кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлениям 01.03.01 Математика и 09.03.03 Прикладная информатика и магистров по направлениям 01.04.01 Математика, 09.04.03 Прикладная информатика, участвует в реализации магистерской программы 44.04.01 Обучение фундаментальным вопросам математики и информатики в условиях цифровизации образования.

Воспитательная работа

Кафедра обладает квалифицированным кадровым потенциалом, способным вести идейно-воспитательную работу на достаточно высоком уровне. Профессорско-преподавательский состав кафедры имеет большой стаж и опыт педагогической работы со студентами. Воспитательная работа на кафедре – динамический процесс, который происходит в течение всего учебного года. Ежегодно состав кураторов утверждается на заседании кафедры. В качестве кандидатов в кураторы рассматриваются преподаватели с педагогическим стажем, опытом работы со студентами, а также отзывы самих студентов и выпускников специальности, которые лично характеризуют деятельность своего куратора. В качестве основной цели воспитательной работы кафедры выступает воспитание экономически грамотной, социально активной, положительно заряженной личности, способной к самовоспитанию, профессиональной и личностной самореализации в динамичных условиях сложной современной социокультурной среды.

Международная деятельность

Кафедра прикладной информатики участвует в международном сотрудничестве с университетами Польши, Сербии и Китая. Целью сотрудничества является настройка образовательных программ в контексте реализации компетентностного подхода в обучении и реализации сетевого обучения в рамках образовательных программ. Основные образовательные программы направлений подготовки бакалавриата и магистратуры адаптированы с учетом результатов сотрудничества.

Практика, трудоустройство

На сегодняшний день сфера IT является самой быстрорастущей не только в России, но и во всем мире. Специалисты в данной сфере востребованы во всех секторах экономики, а особенно при ее переходе в разряд цифровой. Большинство крупнейших компаний, которые занимают в международных рейтингах ключевые позиции функционируют именно в ITсекторе. Данный сектор в нашей стране постоянно испытывает потребности в квалифицированных специалистах.

Сотрудники кафедры помогают трудоустраиваться молодым специалистам и подбирать вакансии активным студентам. Наши соискатели имеют возможность совмещать работу с посещением лекций и семинаров. Также сотрудники кафедры информируют студентов о ближайших семинарах, тренингах, мастер-классах работодателей, устраивают студентов на предприятия различных форм собственности для прохождения производственной и преддипломной практик, а также консультируют в написании резюме и прохождении собеседований.

Традиции кафедры

Со дня основания кафедры, на ней складываются разнообразные интересные традиции, связанные с ведением внеучебной и воспитательной работы. Процесс становления традиций, появления новых будет продолжаться из года в год. Можно выделить следующие традиции кафедры, которые планируется проводить ежегодно:

  • организация и проведение профессионального мероприятия «Неделя кафедры»;
  • организация встречи с выпускниками кафедры;
  • организация и проведение профессионального мероприятия «1С: День Карьеры»;
  • организация сертификаций студентов по профессионально-ориентированным программным решениям;
  • организация круглых столов и мастер-классов с потенциальными работодателями;
  • организация участия студентов в конференциях различного уровня;
  • организация участия студентов в научных проектах/грантах;
  • организация участия студентов в художественных и спортивных мероприятиях, проводимых на различных уровнях;
  • проведение кураторских часов, направленных на развитие патриотизма и толерантности в студенческой среде;
  • организация проведение специализированных олимпиад и конкурсов.