Навигация по сайту

Слово к абитуриентам директора Института биологии и химии МПГУ Светланы Камильевны Пятуниной

Какие образовательные программы мы предлагаем?

В нашем институте есть бакалаврские и магистерские программы. В свою очередь, и бакалаврские, и магистерские программы делятся на педагогические и непедагогические. Выпускники педагогических программ (направление подготовки «Педагогическое образование») являются профессиональными педагогами, учителями. Если абитуриент выбирает программу с одним профилем – например, «Биология», то учится 4 года, если с двумя – например, «Биология и химия», «Биология и английский язык», «Химия и экология», то 5 лет. Два профиля дают более широкие возможности выбора профессиональной траектории и очевидное конкурентное преимущество уже на старте карьеры: учитель может преподавать не один, а два предмета.

Выпускники непедагогических программ (направления подготовки «Биология» или «Химия») не являются дипломированными учителями. Эти программы – классические, университетские, рассчитанные на подготовку профессиональных биологов, химиков, экологов, которые могут работать в научных организациях, в музеях, других организациях, но и в школах тоже. В учебные планы этих программ также включены педагогические дисциплины, пусть в гораздо меньшем объеме, чем у будущих педагогов.

На наши магистерские программы поступают выпускники бакалавриата не только МПГУ, но и других вузов. Магистратура дает возможность или продолжить образование по выбранному в бакалавриате направлению подготовки, или сменить его. Например, если ваш диплом бакалавра – по направлению «Биология», то в магистратуре вы можете выбрать направление «Педагогическое образование», и наоборот. Из других вузов в нашу магистратуру чаще всего приходят те, кто хочет стать учителем биологии и химии, причем вовсе не обязательно это дипломированные химики и биологи, встречаются даже инженеры.

Сложно ли поступить в Институт биологии и химии?

В этом году для поступления на бюджетное место на первый курс бакалавриата нужно было набрать около 200 баллов на трех экзаменах – от 185 до 203 в зависимости от выбранной программы. Этот показатель выше, чем в прошлом учебном году. В этом году на первый курс бакалавриата мы набрали в общей сложности около 200 студентов – в основном на бюджетные места, но есть и те, кто недобрал баллов, то есть подготовлен чуть хуже, и платит за учебу. Со временем уровень таких студентов, как правило, выравнивается, но, как в любых других институтах или на факультетах МПГУ, на особое отношение и снисхождение рассчитывать не приходится.

Почему стоит поступать в Институт биологии и химии?

Вы поступаете не просто в институт, Вы поступаете в Московский педагогический государственный университет – один из ведущих вузов страны. Вы получите востребованную и хорошо оплачиваемую профессию. Например, в Москве в 2014 году средняя зарплата учителей превысила 60 тысяч рублей.
Среди наших абитуриентов немало тех, кто целенаправленно решил стать учителем. А для кого-то первичен интерес к биологии или химии. Объясняя причины своего выбора, некоторые абитуриенты говорят мне, что очень хотели бы изучать генетику или зоологию. А на чей-то выбор влияют выпускники МПГУ прошлых лет: на днях открытых дверей абитуриенты часто передают нам привет от своих учителей биологии и химии – наших бывших студентов. Своим лучшим ученикам учителя искренне советуют поступать в тот вуз, в котором когда-то учились сами.

Наш университет гордится тем, что отсчитывает свою историю с конца XIX века, когда были открыты Московские высшие женские курсы. В институте есть уникальные коллекции – зоологическая коллекция и гербарий, собирать которые наши предшественники и коллеги начинали много лет назад – на некоторых экспонатах можно увидеть гриф «МВЖК». Благодаря в том числе этим коллекциям в 2009 году указом президента страны МПГУ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Зоологическая коллекция насчитывает более 45 тысяч экземпляров: это палеонтологические экспонаты, беспозвоночные, позвоночные животные и другие. В гербарии порядка 100 тысяч экземпляров, он имеет международный индекс, то есть занесен в международный реестр. Наши коллекции, прежде всего, необходимы для учебной работы и научных исследований, но посмотреть на них часто приходят организованные группы школьников. И, конечно, мы всегда показываем коллекции абитуриентам на днях открытых дверей. Многие говорят, что, увидев их, утвердились в своем решении поступать именно к нам.
Гордясь многолетней историей, университет всегда должен двигаться вперед. Студенты учатся на самом современном оборудовании – у нас в институте есть все, что необходимо для подготовки профессиональных химиков и биологов: от проекторов и интерактивных досок до микроскопов и сложнейшего лабораторного оборудования.

Мы проводим современные научные исследования – в частности, преподаватели и научные сотрудники участвуют в работе Научно-образовательного центра нанотехнологий МПГУ. Например, при помощи особого метода стабильных изотопов они исследуют, чем, где и как питаются животные в природе, и это позволяет выявить характер миграции различных организмов. Изучают круговорот веществ в природе – результаты исследований используются в работе антидопингового комитета и миграционных служб, так как благодаря этому методу можно с высокой долей точности установить, из какой местности прибыл человек. Молодые ученые обращают свое внимание на молекулярно-генетическую структуру отдельных живых организмов и целых популяций, расшифровывают геномы и анализируют молекулы ДНК различных биологических объектов.
Особо хотелось бы отметить достижения наших химиков. Например, их исследования, связанные с переработкой древесины лиственницы, позволили получить биологически активный препарат дигидрокверцетин, ставший основой хорошо известного препарата «Капилар».

Возможности вести исследования есть и у студентов – в институте работает студенческое научное общество (СНО), зоологический и другие кружки, где с первого курса преподаватели прививают ребятам интерес к научной работе.

Как и в других вузах, студенты обязательно проходят практику. Для тех, кто выбрал программу по направлению «Педагогическое образование», это, прежде всего, практика в школе. Мы сотрудничаем с разными образовательными учреждениями и организациями дополнительного образования Москвы. Многие студенты на старших курсах бакалавриата и в магистратуре начинают работать в школе как профессиональные учителя – берут совсем немного часов, и это для них не только заработок (хотя и он, несомненно, важен), но и фактически продолжение образования, которое они получают в университете. Характерный пример – в прошлом году группа студентов регулярно проводила занятия для школьников в Московском дворце творчества на Воробьевых горах.

И для будущих педагогов, и для всех остальных предусмотрена практика по биологии или химии. У МПГУ есть своя агробиостанция в подмосковной Павловской Слободе – уникальное место, где студенты могут изучать разные типы растительных сообществ или, скажем, наблюдать за птицами. В Москве около института располагается экспериментальный участок, где можно освоить азы ландшафтного дизайна. Практика по химической технологии проводится на промышленных предприятиях. Студенты-биологи много ездят в экспедиции по России, изучая флору и фауну разных регионов.

Можно многое рассказать о студенческой жизни в нашем институте: действует очень активный студенческий совет, есть кружок фотографов, актерская студия и другие возможности для проявления талантов. Это тематические концерты, творческие вечера (вечер английской поэзии, поэтические посиделки), традиционный новогодний бал. Хорошо развит спорт – наши команды часто занимают первые места в университетских соревнованиях. Студенты занимаются волонтерской работой. Например, мы поддерживаем отношения с Сергиево-Посадским детским домом для слепоглухих детей – именно этот детский дом выбрали сами студенты, хотя дефектология не является их специальностью. Дети с воспитателями приезжают к нам, студенты ездят к ним, помогают, и это общение для наших студентов не менее, а, может быть, и более важно, чем просто педагогическая практика.

Сложно ли у нас учиться?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Конечно, объем материала, который нужно осваивать в университете, гораздо больше, чем в школе, и требования к студентам иные. В прошлом году, например, на биолого-химическом факультете после первого курса ушли около двадцати человек – кого-то пришлось отчислить за неуспеваемость и нежелание учиться (увы, бывает и такое!), кто-то ушел в академический отпуск, а кто-то понял, что ошибся с выбором направления подготовки. Кому-то казалось, что для успешного изучения биологии достаточно любить животных, но оказалось, что это сложная наука, требующая самоотдачи.
Как говорит наш ректор, «задача университета в том, чтобы каждому человеку дать возможность учиться, создать лучшие для этого условия». Мы такие условия, конечно же, создаем, а дальше все зависит от человека. Был случай, когда на бакалаврскую программу «Педагогическое образование» с двумя профилями «Биология и английский язык» поступил абитуриент, в школе изучавший немецкий (экзамен по английскому на эту программу не предусмотрен), и ему удалось за два года, выучив английский, догнать своих однокурсников.

Где работают наши выпускники?

Порядка 60 процентов идут работать в московские школы, причем многие из них продолжают учиться в МПГУ – в магистратуре и в аспирантуре. Остальные, как правило, находят работу, так или иначе связанную с полученной специальностью, – в музеях, научных организациях и т.д. В исключительных случаях человек может пойти работать в другую сферу, но все равно будет использовать компетенции, полученные за время учебы в университете.
Более подробную информацию об образовательных программах, об особенностях обучения, о студенческой жизни в Институте биологии и химии, о наших преподавателях и выпускниках вы можете получить на нашем сайте и на днях открытых дверей.

Желаю успехов!