Навигация по сайту

Олег Евгеньевич

Баксанский

Образование

1993–1996 гг. – Психологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности "Психология"(специализация: социальная психология).
1984–1991 гг. – Физический факультет Московского педагогического государственного университета по специальности "Физик".
1991-1993 гг. - очная аспирантура при МПГУ по специальности 09.00.08 - "Философия науки и техники"
1993 г. - защита кандидатской диссертации на тему: "Философский анализ оснований взаимоотношения между физикой и математикой" (г. Москва)
1995 г. - решением Министерства образования Российской Федерации присвоено ученое звание доцента по кафедре философских вопросов естествознания
2000 г. - защита докторской диссертации на тему: "Единство научных и социальных репрезентаций познания" - специальность 09.00.01 - "Антология и теория познания" (г. Москва)
2002 г. – решением Министерства образования Российской Федерации присвоено ученое звание профессора по кафедре психологии
2015 г. - Профессор РАН.

Тема кандидатской диссертации

"Философский анализ оснований взаимоотношения между физикой и математикой"

Тема докторской диссертации

"Единство научных и социальных репрезентаций познания"

Курсы текущего учебного года

"Психология управления"
"Философия и методология психологии" (на английском языке)

Публикации

Автор более 250 научных работ общим объемом более 200 п.л., в т.ч. 15 монографий, среди них:

 

Монографии:

  1. Коэволюционные репрезентации совеременной направленности познания, 1999 г.
  2. Моделирование и когнитивные репрезентации, 2000 г. (соавт. Глинский Б.А.).
  3. Образ мира: когнитивный подход, 2000 г. (соавт. Кучер Е.Н.).
  4. Методология науки: когнитивный анализ, 2001 г, (соавт. Глинский Б.А.).
  5. Репрезентирование реальности: когнитивный подход, 2001 г. (соавт. Кучер Е.Н.).
  6. Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция). – М.: Едиториал УРСС, 2001 г.
  7. Репрезентирование реальности: когнитивный подход, М., 2002 г.
  8. Методология познания: когнитивный анализ, М., 2003 г.
  9. Когнитивные науки: междисциплинарный подход, 2003 г, (соавт. Кучер Е.Н.).
  10. Когнитивные науки: от познания к действию, 2005 г, (соавт. Кучер Е.Н.).
  11. Когнитивные науки, М., 2005 г.
  12. Естествознание: современные когнитивные концепции, М., 2007 г.
  13. Когнитивные репрезентации: обыденные социальные научные. – М.: Либроком, 2009 г.
  14. Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения: Методология современного естествознания. – М.: Либроком, 2009 г.
  15. Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования. – М.: КАНОН+, 2010 г. (соавт. Кучер Е.Н.).
  16. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию. – М.: Красанд, 2010 г. (соавт. Кучер Е.Н.).
  17. Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста. – М.: Либроком, 2010 г.  (соавт. Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н.).
  18. Когнитивное конструирование реальности: Философия образования. М.: URSS, 2012 г. 256 с. (соавт. Кучер Е.Н.)
  19. Проблема понимания и принятия естественнонаучного объяснения природы. Научное познание и здравый смысл. Обыденные, научные и социальные репрезентации познания. – LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrücken, Germany, 2012 г, 233 p.
  20. Баксанский О.Е., Коржуев А.В. Кризис классической парадигмы в физике: От атома Бора до теории относительности, М., URSS, 2014 г, 152 с. ISBN 978-5-9710-0989-4.
  21. Баксанский О.Е., Коржуев А.В. В структуре мирозданья ищем смысл…: электрон, атом, ядро: Историко-философские сюжеты физики на рубеже столетий, 2014, URSS, 200 с. ISBN 978-5-9710-1197-2.
  22. Коржуев А.В., Баксанский О.Е. Философская азбука педагогического исследования. №45. 2014 г, 208 с., ISBN 978-5-9710-1292-4.
  23. Баксанский О.Е. Конвергенция знаний, технологий и общества. Стратегические цели NBICS-конвергенции. Deutshland, Palmarium Academic Publishing, 2016 г, 104 p.
  24. Баксанский О.Е. Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход): карманная книга политтехнолога, М., 2016 г, 224 с. ISBN 978-5-9710-4119-1.

Учебные издания:

  1. Социология: Учебн. пособие. М.: ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2012 г. 186 с. (3,25 а.л.) (отв. редактор  Александрова Е.В.).
  2. Баксанский О.Е. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза: Метод. рекомендации. М.: Изд-во 1-го МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012 г. С. 17–22.
  3. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Кн.1. 2013 г. 280 с.  ISBN 978-5-397-03626-9 (соавт. Самойлова В.М.).
  4. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 2: СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ. Кн.2. 2013 г. 320 с. ISBN 978-5-397-03676-4 (соавт. Самойлова В.М.).
  5.  Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Кн.3. 2013 г. 368 с. ISBN 978-5-397-03889-8 (соавт. Самойлова В.М.).
  6. Компетентностный подход в преподавании психологии. Актуальные вопросы психологии. Психолого-дидактические основания высшего образования, М., URSS, 2013 г. ISBN 978-5-9710-0667-1.
  7. Баксанский О.Е. (научный редактор), Самойлова В.М. Основы психолого-дидактической компетентности преподавателя медицинского вуза. №41. ISBN 978-5-9710-0959-7.

 

Статьи, разделы в книгах и другие публикации:

  1. Баксанский О.Е. Философско-методологическая реконструкция ранних этапов развития естествознания в свете теории научных революций Т. Куна// Философия и культура, 2016 г, № 2 (с соавт).
  2. Баксанский О.Е. Особенности функциональной роли руководителя профессиональной образовательной организации в условиях введения ФГОС нового поколения//Педагогика и просвещение, 2015 г, № 3 (с соавт).
  3. Баксанский О.Е. Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом// Педагогика и просвещение, 2015 г, № 1 (с соавт).
  4. Sources and Foundation of Pragmatic Knowledge // Journal of Communications Technology and Electronics. 2012 г. Vol. 57. № 8. August. P. 868–882 (Backsanskiy O.E.).
  5. Информация как базовая категория современной фундаментальной науки // Современные технологии: философско-методол. пробл. М., 2012 г. С. 59–111.
  6. История и современное состояние когнитивного подхода // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Иваново, 2012 г. С. 39–43.
  7. Конвергентный подход к философии образования // Педагогика и просвещение. 2012 г. № 1(5). С. 10–16.
  8. Психологические основания педагогической деятельности // Психолого-педагогические основы профссиональной деятельности преподавателя медицинского вуза: Метод. рекомендации. М., 2012 г. С. 7–22 (отв. редактор Важеевская Н.Е.).
  9. Философия образования: конвергентный подход // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия. М., 2012 г. С. 11–17.
  10. Философия, образование и философия образования // Педагогика и просвещение. 2012 г. № 2(6). С. 6–19.
  11. Биофилософия (ИФ РАН, 1997 г.).
  12. Жизнь как ценность (ИФ РАН, 2000 г.).
  13. Дискурсы эзотерики (философский анализ), М., 2001 г.
  14. Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2002 г.
  15. Биология и культура. – М.: Канон+, 2004 г.
  16. Системный подход в современной науке. – М.: Прогресс-Традиция, 2004 г.
  17. Модернизация общества и экология. Ч. I / Отв. ред. О.Е. Баксанский. – М.: ИФ РАН, 2006 г.
  18. Философия науки. Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук / Отв. ред.: И.К. Лисеев, Е.Н. Гнатик. – М.; ИФ РАН, 2008 г.
  19. Философия природы сегодня. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009 г.
  20. Феномен глобализации в контексте диалога культур. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010 г.
  21. Россия. Многообразие культур и глобализация. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010 г.
  22. Науки о жизни и современная философия. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010 г.
  23. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия / Отв. ред. Ю.В. Хен. – М.: ИФРАН, 2010 г.
  24. Философия физики: Актуальные проблемы: Материалы научной конференции 17–18 июня 2010 г. –  2010 г, URSS, 400 с.
  25. Дискурсы эзотерики. Философский анализ / Под ред. Фесенковой Л.В. – М.: Едиториал УРСС, 2011 г.
  26. Идея эволюции в биологии и культуре. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011 г.
  27. Аронов Р.А. Физическая реальность и познание. Логико-гносеологические патологии познания. Теория относительности и квантовая механика. Наследие А. Эйнштейна, Н. Бора, А. Пуанкаре / Отв. ред. Баксанский О.Е. – М.: Красанд, 2011 г.
  28. Filozofia Przyrody Dzis. Philosophy of nature today/ Redacja W.Lugowski & I.L.Lisiejew. – Warszawa,2010 г, IFIS, 206 p.
  29. Истоки и основания прагматического знания // Информационные процессы (Information Processes), Электронный научный журнал, ISSN: 1819-5822, 2011 г, том 11, 4, cc. 428-447.
  30. Sources and Foundation of Pragmatic Knowledge, ISSN 1064-2269. Journal of Communications Technology and Electronics, 2012 г, Vol. 57, No. 8. pp. 868-881. © Pleiades Publishing, Inc.,2012 г.
  31. Original Russian Text © N.A. Kuznetsov, O.E. Baksanskii, S.Yu. Zholkov, 2012, published in Informatsionnye Protsessy, 2012 г, Vol. 11, No. 4, pp. 428-447.
  32. Руководство процессом познания: Knowledge Managment. – Философия и культура, № 3 (63), 2013 г., сс. 366-381. – 10.7256/1999-2793.2013.03.10.
  33. Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс. -Педагогика и просвещение, М., № 1 (09), 2013 г., сс. 7-18. – 10.7256/2306-434Х.2013.01.2.
  34. Коэволюционное мышление в контексте конвергентных технологий: от биологии к культуре\\ Философия и культура, № 9 (69), 2013 г, сс. 1307-1313.
  35. Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий // Отв. ред. И. К. Лисеев. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014 г. — 328 с. ISBN 978-5-88373-365-8.
  36. Философские идеи В. И. Вернадского и современность. Сборник статей и материалов конференции, посвященной 150-летию В. И. Вернадского. Москва. 25-26 марта 2013 г., Институт философии РАН. Вып. 51. “Ценологические ис­следования”. – М.: ИФ РАН – Технетика, 2013 г. – 191 с. ISBN 978-5-902926-28-3.
  37. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий. – Философия и культура, № 7 (79), 2014 г, сс. 1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  38. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции. – Педагогика и просвещение, № 1 (13), 2014 г, сс. 46-62. DOI: 10.7256/2306-434Х.2014.1.11927.
  39. Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию. – Психология и Психотехника, № 3 (66), 2014 г, сс. 266-274. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.11474.
  40. Конвергенция: методология меганауки. – Философия и культура, № 4 (76), 2014 г, сс. 505-518. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.4.10390.
  41. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. // Педагогика и просвещение. — 2014 г. – № 3. – С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352. 

Доклады, тезисы, выступления:

  1. Варианты организационно-методического сопровождения преподавателей медицинского вуза в дополнительном профессиональном обучении // Итоговая международн. конф. по проекту Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов». Иркутск, 2012 г. С. 19–28.
  2. Информационные технологии как фактор глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: Материалы Бакин. форума, посвящ. памяти Г.Алиева. М., 2012 г. С. 536–541.
  3. Когнитивная наука и проблемное поле философии образования // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. II. Н.Новгород, 2012 г. С. 163.
  4. Материалы научно-практической конференции, посвящённой  65-летию Поликлиники № 1 Российской академии наук, Москва. – М.: Наука, 2011 г. – 456 с. – ISBN 978-5-02-037615-1/ Баксанский О.Е. Философия образования, сс. 169-174.
  5. Диалог культур в условиях глобализации/ Материалы Бакинского форума, посвященного  памяти Гейдара Алиева// Под общ. ред. Мамедова Н.  М., Чумакова А. Н. Отв. ред. Гезалов А. А., Мамед-заде  И. Р. — М.: «Канон+»,  РООИ «Реабилитация», 2012 г. — 616с.
  6. Философские проблемы биологии  и медицины:  итоги и перспективы :  сборник статей. — М.: изд-во «Принтберри»,  2011 г.-300 с.

Повышение квалификации

2000–2002 гг. – Социологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности "Социология" (специализация: экономическая социология).
2000–2004 гг. – Сертификационные социально-когнитивные и социально-бихевиоральные тренинг-программы; квалификация (сертификаты) – Мастер НЛП, Тренер специализированных программ.
2014 г. - "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2015 г. – Учебный курс Оскара Бренифье «Искусство задавать вопросы», МГПУ, 36 ч. (сертификат)
2016 г. - "Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармакологического образования.
РНИМУ им. Н.И.Пирогова"

Участник сертификационных курсов ряда зарубежных тренеров, в частности, Д. Гриндера, Дж .ДеЛозье, Р. Дилтса, Д. Гордона, Б. ван дер Хорста, М. Холла.

Государственные и ведомственные награды

Медаль "В память 850-летия Москвы", 1997 г.
Медаль Министерства образования РФ, 1999 г.
"Отличник здравоохранения", 2016 г.

Архив учебных курсов

"Методология науки"
"Когнитивная психология"
"Менеджмент организации"
"Социология организации"
"Управление персоналом"
"Оценка персонала"
"Психология общения"

Профессиональная деятельность

Ведущий научный сотрудник ИФ РАН, профессор МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Исследовательские проекты и гранты

"Новые идеи в методологии биологии", 1997 г.,
"Модернизация общества и экология", 2000 г,
"Методология когнитивной науки", 2002 г,
"Когнитивные технологии воздействия на общественное сознание", 2004 г,
"Современные когнитивная наука и когнитивные дисциплины", 2005 г.
"Философия природы сегодня", 2007 г,
"Когнитивизм и конструктивизм: основания и взаимодействие", 2009 г,
"Когнитививный подход в философии и философия образования", 2010 г,
"Методология современного образования: основы и инновации", 2011 г.
"Когнитивизм и конструктивизм: основания и взаимодействие", 2015 г,
"Когнитививный подход в философии и философия образования", 2016 г,
"Методология современного образования: основы и инновации", 2017 г.

Профессор

Профессор

Доктор философских наук


Профессиональные интересы

Философия и методология науки, философия естествознания, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология познания, философия науки и техники, научные репрезентации познания, естественнонаучное познание.


Контактная информация

Москва, М. Сухаревский пер., д. 6, каб. 46
8(916)774-63-42
oe.bucksanskij@mpgu.su