Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Наталия Николаевна

Баркова

Образование

Аспирантура: МГПИ им. В.И. Ленина, история педагогики и образования, 1996 г.
МГПИ им. В.И. Ленина, биолого-химический факультет, учитель биологии, 1988 г.

Тема кандидатской диссертации

«Проблема нравственного идеала в русской педагогике второй половины XIX – начала XX века». Научный руководитель: академик РАО, доктор пед. наук, проф. А.И. Пискунов. Защита состоялась 11 ноября 1996 г. в Диссертационном совете МПГИ им. В.И. Ленина (кафедра педагогики).

Курсы текущего учебного года

"Педагогика"; "Педагогические инновации"; Педагогическая практика.
Факультет: географический
Уровень: бакалавриат
Направление: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Курсы: 1, 2, 3
ИнфоДа Moodle: психолого-педагогический практикум на географическом факультете; педагогика (лекции, практические занятия)

Публикации

1.Нравственный идеал в теории русской педагогики конца Х1Х – начала ХХ вв. (тезисы статьи)/ Педагогика и политика в образовании России конца Х1Х – начала ХХ            вв.: Материалы конференции молодых ученых 25-26 февраля 1997 г.: В 2 ч.- М.: ОДИ –  INTERNATIONAL, 1997. – Ч.2. – С. 8-10.

  1. Духовно-нравственное воспитание студентов как главная проблема университетских реформ второй половины Х1Х – начала ХХ вв. / Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения : Сб. научных работ. – М.: ОДИ – INTERNATIONAL, 1998. – С. 30-32.
  2. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.)/ Педагогика. – 1998. – №2. – С. 70 – 75.
  3. Проблема учителя в реформаторской педагогике России конца Х1Х – начала ХХ вв./ Проблемы подготовки учителя: история и современность (к 100-летию со дня рождения И.Т. Огородникова): Материалы межвуз. науч.-практич. конференции: В 3 вып. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – Выпуск 1. – С. 48 – 52..
  4. Проблема общественного воспитания в педагогике России конца Х1Х – начала ХХ вв./ Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2000. – С. 572 – 576.
  5. Духовное становление студенчества в российских университетах XVIII – начала XX вв./ Школа духовности. – 2000. – №6. –  С. 38 – 44
  6. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т. Шацкого/ Педагогика. – 2000. – №7. – С. 69 – 73.
  7. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Баркова Н.Н. История педагогики и образования: программа для высших педагогических учебных заведений. М.: Прометей, – 16 с.
  8. Пискунов А.И., Вендровская Р.Б., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Петров В.М., Рогаленкова Л.В., Савина С.Л., Стецкая Т.С., Баркова Н.Н. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических ВУЗов. 2-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.
  9. Понятие «личность» в российской педагогике/ Педагогика . – 2002. – №3. – С. 74 -77.
  10. Реформа российской школы в конце Х1Х – начале ХХ вв. в свете проблемы духовного воспитания юношества/ Сборник научных трудов кафедры педагогики МПГУ. – М.: Институт общего образования Минобразования России, 2003. – С. 14 – 24.
  11. П.Ф. Каптерев о духовном воспитании школьников/ Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. Выпуск 1.- М.: Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации, – С. 5 – 11.
  12. К.Д. Ушинский об общественном воспитании в народной школе/ Сборник научных трудов кафедры педагогики МПГУ. – М.: «Центр поддержки социальной инициативы в образовании», 2004. – С. 4 – 9.
  13. Философско-педагогические предпосылки возникновения реформаторской педагогики в России в конце Х1Х – начале ХХ вв./ Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. – М., Прометей, 2005. – С. 755- 768.
  14. Баркова Н.Н. Гончаров М.А. Методические рекомендации по курсу «Введение в педагогическую профессию» для студентов биолого-химического факультета. М.:Прометей, – 34 с.
  15. Общеобразовательная школа в эпоху Петра 1/ Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2006. – С. 546 – 552.
  16. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Рогаленкова Л.В., Савина С.Л., Баркова Н.Н. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических ВУЗов. 3-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с.
  17. Пискунов А.И., Блинов В.И., Рыжов А.Н., Баркова Н.Н. Хрестоматия по истории педагогики: Античность. Средневековье. Т.1. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 512 с.
  18. Пискунов А.И., Кларин В.М., Зискин К.Е., Рыжов А.Н.. Баркова Н.Н. Хрестоматия по истории педагогики: Новое время. Т. 2. М.: ТЦ Сфера, 2006.- 464 с.
  19. Предпосылки появления и развития идеи тьюторства в революционной отечественной педагогике/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Мат-лы 6 международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013. М., 2013. С.12-20
  20. Исторические основы тьютерства в России/ Современная педагогика: методология, теории, практика. Мат-лы 6 международной научно-практической конференции. Чебоксары, НИИ педагогики и психологии, 2014. С.21-24
  21. Проблема духовности личности в отечественной педагогике (конец 19 – начало 20 вв.)/ Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития. Сб. мат-лов научных чтений. М., 2014. С. 25 -32
  22. Проблема этических понятий и норм в работе тьютора / Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности» 28-29 октября 2014 г. – М., 2014. – С. 30-35.
  23. Проблема современной педагогической терминологии/Сб.ст. по мат-м Всерос-кой научно-практ. конф. «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки»: – Н. Новгород: Минский ун-т, 2015. С.402-405.
  24. Проблемы российского народного образования во второй половине XIX – начале XX вв./Сб. науч. трудов по итогам межд. науч-практ. конф. «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. – Омск, 2015. – С.22-25
  25. Всестороннее гармоничное развитие личности как цель образования в истории педагогической мысли/ Сб.науч.трудов по итогам межд.научно-практ. конференции.№3 «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» – Новосибирск, 2016.С.8-10
  26. Проблема роли и места учителя в педагогическом процессе/Сб.ст. Учитель и его формирование: ист. опыт передачи образованности и культуры. – Волгоград, Отрок, 2016. с.221-226
  27. Основные аспекты проблемы практико-ориентированной подготовки студентов педагогического ВУЗа (на основе первых опытов МПГУ)/Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции «Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. – Вып.2. – Москва, 2017. С. 40-43.
  28. Воспитательные системы в истории отечественной педагогики конца ХIХ – начала ХХ вв./Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы и технологии развития педагогики и психологии». №2. г. Нижний Новгород, 2017. С. 5-8
  29. Особенности педагогической подготовки студентов географического факультета МПГУ/ Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Москва, 24 ноября 2017 года)/ Науч. ред. Е.А. Таможняя – М.:- Перо, 2017. – С.174-178.
  30. Традиции и инновации в педагогической подготовке студентов географического факультета МПГУ/Кафедра педагогики МПГУ: взгляд сквозь столетие: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, г. Москва, 29-30 марта 2018 г./ отв.ред. А.Н.Рыжов; ред. П.С. Яшкова; Московский педагогический государственный университет. Институт «Высшая школа образования». – М.: МПГУ, 2018. – С.68 – 74
  31. Технология тьютерства как выход из педагогического тупика/Сб. мат-ов XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской конференции) 30 – 31 октября 2018 г. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества». – М., 2018. С.124-128.
  32. Баркова Н.Н.Актуальные аспекты проблемы воспитания современных студентов педагогического ВУЗа/Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Москва, 02 ноября 2018 года)/Науч. ред. Е.А. Таможняя. – М., Перо, 2018. – С.183 – 188.
  33. Баркова Н.Н. Мурафа С.В. Рассредоточенная педагогическая практика как инновационная технология обучения будущих учителей/Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: Мат-лы межвузовской конференции (с международным участием), Москва, 14-16 декабря 2018 г. – М., МПГУ, 2019. – С. 177-182
  34. Баркова Н. Н., Мурафа С. В. Особенности восприятия педагогики А. С. Макаренко современными студентами педагогического университета /Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А. С. Макаренко в современных социальных проектах [Текст]: сб. науч. трудов Всероссийской с международным участием конференции (Екатеринбург, 29 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. М. В. Богуславский, Т. С. Дорохова ; – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – С. 25-30.
  35. Баркова Н.Н. Карпенко А.В. Дискуссии и дебаты как методы профессионального обучения студентов педагогического университета/Проблемы современного образования – Москва, МПГУ – №6-2019. С.211-220.
  36. Проблемы современного отечественного женского образования в свете его развития в XVIII-XIX вв. // Сб. науч. трудов I Международной научно-практической конференции «Исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации», 20-21 сентября 2019 г. – Москва, МПГУ, 2019. – С. 533-538
  37. Баркова Н.Н. Карпенко А.В. Отечественные педагоги о семейном воспитании: традиции и инновации /Преподаватель XXI век. – №3 – 2019. – Москва, МПГУ. – С.18 – 31.
  38. Баркова Н.Н. Карпенко А.В Деятельность педагога-тьютора в развитии внутрисемейного взаимодействия с использованием интерактивных технологий // Сб.ст. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность» мат-лы XII Международ.научно-практич.конференции 29-30 октября 2019 г/Под ред Т.М.Ковалева, А.А.Теров. –М., 2019 – С.279 – 287.

Повышение квалификации

«Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организации образовательного процесса по программам высшего образования», 2019 г., 36 час. Удостоверение 772408215259;
«Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 2018 г., 36ч. Удостоверение 772407594435;
«Методика преподавания Жизненной навигации» (12.09 – 24.10 2015 г.);
«Технологическая школа тьютерства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса» (27.03 -30.04 2014 г);
«Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения» (09.06 – 30.09. 2014 г)



Достижения и поощрения

Благодарность МПГУ за многолетнюю плодотворную работу по подготовке педагогических кадров и по развитию научных исследований, 2007 г.

Архив учебных курсов

Бакалавриат, специалитет: "Введение в специальность", "Педагогика, история педагогики", "Педагогический практикум", "Профессиональная этика", "Основы педагогического мастерства", "Возрастная педагогика".
Уровень: бакалавриат
Факультет: географический
Направление: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Курсы: 1, 2
"Педагогика и психология высшей школы"
Уровень: магистратура
Факультет: географический
Направление: 44.04.01 - Педагогическое образование
Курс: 1

Участие в конференциях

  1. VII Международная научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности» Москва, 28-29 октября 2014 г.
  2. VI Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика: методология, теория, практика» Чебоксары, 11 марта 2014 г.
  3. II Международная научно-практическая конференция «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии» Омск, 07.05.2015.
  4. III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» Новосибирск, 10.02.2016.
  5. II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно» Москва, 10-11 октября 2016 г.
  6. II Международная научно-практическая конференция «Инновационные внедрения в области педагогики и психологии» Москва, 25 января 2017 г.
  7. Всероссийская научно-практическая конференция «Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития». Москва, 24 ноября 2017г.
  8. Всероссийская научная конференция с международным участием «Кафедра педагогики МПГУ: взгляд сквозь столетие». Москва, 29-30 марта 2018г.
  9. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цели и ценности современного образования». г.Мурманск, 28-30 марта 2018 г.
  10. XI Международная научно-практическая конференция (XXIII Всероссийская конференция). «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества». Москва, 30 – 31 октября 2018 г.
  11. II Всероссийская научная конференция с международным участием «Матетика и культура», Москва 14 декабря 2018 г.
  12. Всероссийская научно-практическая конференция «Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития». Москва, 02 ноября 2018 г.
  13. II Общенациональный родительский форум 12-14 сентября 2019 года Москва, МПГУ
  14. Первые историко-педагогические чтения 20-21 сентября 2019, Москва, МПГУ
  15. XII Международная научно-практическая конференция (XXIII Всероссийская конференция). «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества». Москва, 29- 30 октября 2019 г.

Дополнительная информация

Профессиональные интересы: история отечественной педагогики, новые педагогические профессии (тьюторство),  педагогические инновации, педагогические технологии


доцент

доцент

кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

История отечественной педагогики XVIII – XIX вв.
Новые педагогические профессии (тьюторство)
Педагогические инновации


Контактная информация

109444, город Москва, улица Ташкентская, дом 18, корпус 4, кабинет 217
+7(495)372-27-85
nn.barkova@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ