Навигация по сайту

Наталия Николаевна

Баркова

Образование

Аспирантура: МГПИ им. В.И. Ленина, история педагогики и образования, 1996 г.
МГПИ им. В.И. Ленина, биолого-химический факультет, учитель биологии, 1988 г.

Тема кандидатской диссертации

«Проблема нравственного идеала в отечественной педагогике конца 19 – начала 20 вв.» (1996)

Курсы текущего учебного года

Наименование: Педагогика
Уровень: бакалавриат
Факультет: географический
Направление: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Курсы: 1, 2, 3

Наименование: Возрастная педагогика
Уровень: бакалавриат
Факультет: географический
Направление: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Курсы: 1, 2

Наименование: Педагогика и психология высшей школы
Уровень: магистратура
Факультет: географический
Направление: 44.04.01 - Педагогическое образование
Курс: 1

Публикации

  1. Нравственный идеал в теории русской педагогики конца ХIХ – начала ХХ вв. (тезисы статьи)/ Педагогика и политика в образовании России конца ХIХ – начала ХХ вв.: Материалы конференции молодых ученых 25-26 февраля 1997 г.: В 2 ч.- М.: ОДИ – INTERNATIONAL, 1997. – Ч.2. – С. 8-10.
  2. Духовно-нравственное воспитание студентов как главная проблема университетских реформ второй половины ХIХ – начала ХХ вв. / Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения : Сб. научных работ. – М.: ОДИ – INTERNATIONAL, 1998. – С. 30-32.
  3. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.)/ Педагогика. – 1998. – №2. – С. 70 – 75.
  4. Проблема учителя в реформаторской педагогике России конца ХIХ – начала ХХ вв./ Проблемы подготовки учителя: история и современность (к 100-летию со дня рождения И.Т. Огородникова): Материалы межвуз. науч.-практич. конференции: В 3 вып. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – Выпуск 1. – С. 48 – 52.
  5. Проблема общественного воспитания в педагогике России конца Х1Х – начала ХХ вв./ Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2000. – С. 572 – 576.
  6. Духовное становление студенчества в российских университетах XVIII – начала XX вв./ Школа духовности. – 2000. – №6. – С. 38 – 44.
  7. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т. Шацкого/ Педагогика. – 2000. – №7. – С. 69 – 73.
  8. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Баркова Н.Н. История педагогики и образования: программа для высших педагогических учебных заведений. М.: Прометей, 2001. – 16 с.
  9. Пискунов А.И., Вендровская Р.Б., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Петров В.М., Рогаленкова Л.В., Савина С.Л., Стецкая Т.С., Баркова Н.Н. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических ВУЗов. 2-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.
  10. Понятие «личность» в российской педагогике/ Педагогика . – 2002. – №3. – С. 74 -77.
  11. Реформа российской школы в конце ХIХ – начале ХХ вв. в свете проблемы духовного воспитания юношества/ Сборник научных трудов кафедры педагогики МПГУ. – М.: Институт общего образования Минобразования России, 2003. – С. 14 – 24.
  12. П.Ф. Каптерев о духовном воспитании школьников/ Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. Выпуск 1.- М.: Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2004. – С. 5 – 11.
  13. К.Д. Ушинский об общественном воспитании в народной школе/ Сборник научных трудов кафедры педагогики МПГУ. – М.: «Центр поддержки социальной инициативы в образовании», 2004. – С. 4 – 9.
  14. Философско-педагогические предпосылки возникновения реформаторской педагогики в России в конце ХIХ – начале ХХ вв./ Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. – М., Прометей, 2005. – С. 755- 768.
  15. Баркова Н.Н. Гончаров М.А. Методические рекомендации по курсу «Введение в педагогическую профессию» для студентов биолого-химического факультета. М.:Прометей, 2005. – 34 с.
  16. Общеобразовательная школа в эпоху Петра 1/ Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2006. – С. 546 – 552.
  17. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г., Блинов В.И., Рогаленкова Л.В., Савина С.Л., Баркова Н.Н. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических ВУЗов. 3-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с.
  18. Пискунов А.И., Блинов В.И., Рыжов А.Н., Баркова Н.Н. Хрестоматия по истории педагогики: Античность. Средневековье. Т.1. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 512 с.
  19. Пискунов А.И., Кларин В.М., Зискин К.Е., Рыжов А.Н.. Баркова Н.Н. Хрестоматия по истории педагогики: Новое время. Т. 2. М.: ТЦ Сфера, 2006.- 464 с.
  20. Предпосылки появления и развития идеи тьюторства в революционной отечественной педагогике/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Мат-лы 6 международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013. М., 2013. С.12-20
    Исторические основы тьютерства в России/ Современная педагогика: методология, теории, практика. Мат-лы 6 международной научно-практической конференции. Чебоксары, НИИ педагогики и психологии, 2014. С.21-24.
  21. Проблема духовности личности в отечественной педагогике (конец 19 – начало 20 вв.)/ Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития. Сб. мат-лов научных чтений. М., 2014. С. 25 -32.
  22. «Проблема этических понятий и норм в работе тьютора» / Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности» 28-29 октября 2014 г. – М., 2014. – С. 30-35.
  23. Проблема современной педагогической терминологии/Сб.ст. по мат-м Всерос-кой научно-практ. конф. «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки»: – Н. Новгород: Минский ун-т, 2015. С.402-405.
  24. Проблемы российского народного образования во второй половине XIX – начале XX вв./Сб. науч. трудов по итогам межд. науч-практ. конф. «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. – Омск, 2015. – С.22-25.
  25. Всестороннее гармоничное развитие личности как цель образования в истории педагогической мысли/ Сб.науч.трудов по итогам межд.научно-практ. конференции.№3 «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» – Новосибирск, 2016.С.8-10.
  26. Проблема роли и места учителя в педагогическом процессе/Сб.ст. Учитель и его формирование: ист. опыт передачи образованности и культуры. – Волгоград, Отрок, 2016. с.221-226.
  27. Основные аспекты проблемы практико-ориентированной подготовки студентов педагогического ВУЗа (на основе первых опытов МПГУ)/Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции «Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. – Вып.2. – Москва, 2017. С. 40-43.
  28. Воспитательные системы в истории отечественной педагогики конца ХIХ – начала ХХ вв./Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы и технологии развития педагогики и психологии». №2. г.Нижний Новгород, 2017. С. 5-8.

Повышение квалификации

Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса (апрель 2014).
Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения (сентябрь 2014).
Методика преподавания Жизненной навигации (12.09 – 24.10 2015 г.)

Достижения и поощрения

Благодарность МПГУ за многолетнюю плодотворную работу и в связи с юбилеем, 2007 г.

Архив учебных курсов

Бакалавриат, специалитет: "Введение в специальность", "Педагогика, история педагогики", "Педагогический практикум", "Профессиональная этика", "Основы педагогического мастерства"

Участие в конференциях

  1. VII Международная научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности» Москва, 28-29 октября 2014 г.
  2. VI Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика: методология, теория, практика» Чебоксары, 11 марта 2014 г.
  3. II Международная научно-практическая конференция «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии» Омск, 07.05.2015.
  4. III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» Новосибирск, 10.02.2016.
  5. II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно» Москва, 10-11 октября 2016 г.
  6. II Международная научно-практическая конференция «Инновационные внедрения в области педагогики и психологии» Москва, 25 января 2017 г.

доцент

доцент

кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

История отечественной педагогики XVIII – XIX вв.
Новые педагогические профессии (тьюторство)
Педагогические инновации


Контактная информация

109444, город Москва, улица Ташкентская, дом 18, корпус 4, кабинет 217
+7 965 201 01 22
nn.barkova@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ