Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Елена Александровна

Беловолова

Образование

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, специальность "География", квалификация - учитель географии.
Аспирантура МПГУ, специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (география).

Тема кандидатской диссертации

"Реализация практической направленности школьной географии на основе выполнения компетентностно-ориентированной системы практических работ (основная школа)" (2008))

Тема докторской диссертации

«Концепция развития предметной деятельности обучающихся в основном общем географическом образовании» (2021)

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
Методика преподавания географии
Методы исследовательской и проектной деятельности
Производственная практика
Руководство ВКР бакалавров

Магистратура:
Профессиональные компетенции учителя географии
Технологии проектирования образовательных программ
Современные парадигмы географического образования
Технологии формирования естественнонаучной грамотности
Технологии адаптивного обучения
Руководство ВКР магистрантов
Учебная практика

Аспирантура:
Научное руководство аспирантами
НИР практика

Публикации

Беловолова, Е.А. Организация исследовательской деятельности обучающихся по географии во внеурочной работе / Е.А. Беловолова, О.А. Рогова // Наука и школа. – 2023. – №3. – С. 246–252.

Беловолова, Е.А. Усиление воспитательной направленности урока географии при реализации федеральной образовательной программы основного общего образования / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя // География в школе. – 2023. – №4. – С. 35–40.

Беловолова, Е.А. Школьная география как пространство реализации основных направлений воспитательной работы / Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова // Пятая международная научно-практическая конференция «Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики», г. Оренбург, 24 марта 2023 г. – Оренбург, 2023 г. – С. 264-267

Беловолова Е.А., Таможняя Е.А. Воспитательный потенциал современного урока географии  / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 30-37.

Беловолова Е.А., Таможняя Е.А. Об усилении воспитательного потенциала основного общего географического образования // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: БГПУ, 2022. – С. 25-29.

Беловолова Е.А., Таможняя Е.А. Об усилении практической направленности обучения географии в условиях обновления содержания общего образования // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и ВУЗе : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 09–11 ноября 2022 г.). – М.: Принтика, 2022. – С. 174–177.

Беловолова Е.А. Географическая культура и функциональная грамотность обучающихся: взаимосвязь и преемственность понятий // Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя // География и экология в школе XXI века. 2023. – № 2. – С.25-28.

Беловолова Е.А. Функциональная грамотность обучающихся как предпосылка совершенствования методики обучения географии / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя / Орфановские чтения – 2022: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. В. Аракчеевой, И. Ю. Кривдиной. Нижний Новгород: Мининский университет, 2023. 154 с.  – С.99-102.

Беловолова Е.А. Совершенствование методики обучения географии в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя // География в школе. – 2022. – № 6. – С. 38-44.

Беловолова Е.А. Совершенствование методики обучения географии в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя // География в школе. – 2022. – № 5. – С. 29-37.

Беловолова Е.А. Формирование читательской грамотности на уроках географии / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя / Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2022. С. 120-126.

Беловолова Е.А. О направлениях совершенствования профессионально-методической деятельности учителя географии в условиях обновления содержания  общего образования / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя/ Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 21 марта 2022 года. – Издательство «Новосибирск государственный педагогический университет», 2022. С. 117-119.

Беловолова Е.А. Функциональная грамотность обучающегося – планируемый результат основного общего географического образования / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя / Тренды современной географии и географического образования / Материалы III Международной научно-практической конференции с международным участием. – Курск: КГУ, 2022. – С.  203-206.

Беловолова Е.А. Подходы к совершенствованию методики обучения географии в условиях обновления содержания общего образования / Е.А. Беловолова, Е.А. Таможняя / География и геоэкология на службе науки и инновационного образования: материалы XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию кафедры географии и методики обучения географии и 90-летию факультета биологии, географии и химии. Красноярск, 22 апреля 2022 г. / отв. ред. Л.А. Дорофеева; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2022. – С.98-100.

Беловолова Е.А. Усиление практической направленности обучения географии – актуальная методическая задача в условиях обновления содержания общего образования / Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Седьмые Максаковские чтения», г. Москва, 27 мая 2022 г. / под общ. рд. Д.В. Зайца. – М.: «Сам полиграфист», 2022. – 324 с. – С. 297–300.

Беловолова Е.А. Об актуальных задачах методики обучения географии в условиях обновления содержания общего образования / Естественнонаучное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 17–19 февраля 2022 г.) / отв. ред. В. В. Пасечник, ред. колл.: Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова, А. А. Журин, С. А. Волкова, Е. Н. Арбузова. – М. : Принтика, 2022. – 316 с. – С. 239-243.

Беловолова Е.А. География. 9 класс: методическое пособие к учебнику Е. А. Таможней, С. Г. Толкуновой «География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс». – Москва : Просвещение, 2021. — 149, [1] с.

Беловолова Е.А. Географическая культура и функциональная грамотность обучающихся: взаимосвязь и преемственность понятий / Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической

конференции (г. Москва, 5–6 ноября 2021 года) / Ред.-сост. Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова. –М.: Издательство «Перо», 2021. – 340 с. – С. 41–45.

Беловолова Е.А. Новые задачи и возможности обучения географии на уровне основного общего образования / Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: БГПУ, 2021 – 143. – С. 29–34.

Беловолова Е.А. Развитие функциональной грамотности обучающихся – направление расширения деятельностного потенциала школьной географии // География в школе – 2020. – №4. – С. 44–52.

Беловолова Е.А. Мониторинг функциональной грамотности обучающихся: новые возможности для развития региональной оценки качества общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика.  – 2020. – Т. 2, № 2 (70). – С. 262–274.

Концепция развития предметной деятельности школьников в обучении географии: основные положения // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. № 1 (январь). ART 2819. URL: http://emissia.org/offline/2020/2819.htm
Типология умений – содержательная основа развития предметной деятельности школьников в обучении географии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2020. – №1. – с. 29-36.
Развитие предметной деятельности школьников в обучении географии в условиях реализации ФГОС основного общего образования (монография).М.: ВАШ ФОРМАТ, 2020.
Структурно-динамическая модель развития предметной деятельности обучающихся в основном общем географическом образовании // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 02 ноября 2019 года) / Науч. ред. Е.А. Таможняя. – М.: Перо , 2020. – С. 13-16.
О расширении деятельностного потенциала школьной географии в условиях обновления ФГОС // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 02 ноября 2019 года) / Науч. ред. Е.А. Таможняя. – М.: Перо, 2020. – С. 16-19 (в соавт.).

Тетрадь для контрольных и проверочных работ к учебнику Е.А. Таможней, С.Г. Толкуновой «География России. Хозяйство. Регионы» для учащихся общеобразовательных организаций: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 80 с. (в соавт.).
Технологические карты уроков по курсу «География России». 9 класс. – М.: Изд-во Корпорация «Русский учебник», 2019. – 207 с. (в соавт.).

О работе научно-образовательной площадки «Технологии географического образования» // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и техно- логические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 2. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. – 499 с.  С.135-139. (в соавт.).
Квест-технология как условие активизации внеурочной деятельности школьников в “зеленом классе” // География в школе – 2018. – №4. С.28-34 (в соавт.).
Профессионально-методическая компетентность учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО : монография / Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова, В.П. Дронов, Д.Л. Лопатников – М.: Перо, 2018.
Подходы к изучению регионального раздела курса «География России» // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Третьи Максаковские чтения», г. Москва, 18 мая 2018 г. / под общ.ред. Д.В. Зайца; Московский педагогический государственный университет. Географический факультет. – М.: МПГУ, 2018. – М.: Издательство «Перо», 2018. –С.262-267 (в соавт.).
Методика изучения раздела «Население» в курсе «География России» в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27676(дата обращения: 25.06.2018) (в соавт.).
Некоторые подходы к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27689 (дата обращения: 26.06.2018) (в соавт.).

Современный урок географии как проекция новой модели обучения // География в школе  – 2017. – №7. – С.31-37.

О картографической грамотности школьников // География в школе. – 2014. – №7. – С. 41 (в соавторстве)

Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе: Монография. – М.: МПГУ, 2013.
Практикум по методике обучения географии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: МПГУ, 2013 (в соавторстве).
География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: Методическое пособие. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013.
Об организации и проведении практических работ в условиях введения ФГОС нового поколения // География в школе. – 2013. – №3. – С. 48 (в соавторстве).

Школьная география: единство в многообразии // География в школе. – 2013. – 4. – С. 41 (в соавторстве)
Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения// География в школе. – 2012. – №3. – С. 29 (в соавторстве).

Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения // География в школе. – 2011. – №6. – С. 25
Профессиональные компетенции будущих учителей в области географического образования: сущность, специфика, технология формирования// Преподаватель XXI век.- 2011. – №2. – С. 20 (в соавторстве).

Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Повышение квалификации

Экспертная деятельность в системе научно-методического сопровождения государственной образовательной политики при реализации основных образовательных программ, 2023.
Функциональные возможности федеральной государственной информационной системы «Моя школа», 2023.
Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ, 2022.
Современный образовательный менеджмент, 2022.
Методическое обеспечение образовательных практик в дополнительном образовании, 2022.
Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата, 2022.
Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего, 2021
Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций (2020)
Система оценки образовательных достижений школьников на основе методологии и инструментария международных исследований (на примере функциональной грамотности), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (2019).
«Инновационные подходы в обучении географии в условиях реализации ФГОС ООО», ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет (2018).
Концепция школьного географического образования в рамках рабочей программы Всероссийского съезда учителей географии (2016).
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, программа "Современные педагогические технологии" (2009).

Достижения и поощрения

Благодарность ректора МПГУ за многолетнюю работу в деле подготовки педагогических кадров.
Благодарность ректора МПГУ за всестороннюю помощь и активное участие в проведении университетского конкурса "Педагогический дебют 2013".
Благодарность Первого Заместителя Министра образования и науки РФ за активное участие в работе жюри Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо".
Благодарственные письма ректората институтов повышения квалификации, оргкомитета Московского педагогического марафона учебных предметов за активное участие и презентацию опыта в ходе научных конференций.

Исследовательские проекты и гранты

Экспериментальная площадка МПГУ "Реализация деятельностного подхода в обучении географии в рамках апробации новой линии учебников" (2010-2013 гг.).
Экспериментальная площадка МПГУ "Технологии географического образования" (2013-2016 гг.).
Госконтракты 032, 033 Россотрудничества «Организационно-методическое и информационное сопровождение проведения мероприятий, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в государствах - участниках СНГ и Европы» (2016).
Мобильное электронное образование (2016)/

Участие в конференциях

Тренды современной географии и географического образования, IV Международная научно-практическая конференция, г. Курск, 2023.

Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики, Пятая международная научно-практическая конференция, г. Оренбург, 2023.

Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития, Международная научно-практическая конференция, г. Новосибирск, 2023.

Отечественные путешественники: прошлое, настоящее, будущее Общероссийская научно-практическая конференция, г. Орел, 2022.

Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития, VII Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, МПГУ, 2022.

Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и ВУЗе,  Всероссийская научно-практическая конференция, МГОУ, 2022.

XIX Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ: СТАТИКА, ДИНАМИКА, УПРАВЛЕНИЕ», Уфа, 2022.

Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам, V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, г. Москва, МПГУ, 2022.

Естественнонаучное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения, Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, г. Москва, МГОУ, 2022.

Тренды современной географии и географического образования, III Международная научно-практическая конференция, г. Курск, 2022.

Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания. «Седьмые Максаковские чтения», Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, г. Москва, МПГУ, 2022.

Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития, XII Всероссийская научно-практическая конференция, г. Новосибирск, НГПУ, 2022.

Всероссийская научно-практическая конференция, г. Санкт-Петербург, АППО, 2022.

География и геоэкология на службе науки и инновационного образования, Всероссийская заочная с международным участием научно-практическая конференция, г. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022.

Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития, V Всероссийская научно-практическая, г. Москва, МПГУ, 2021.

Географическое образование: современные вызовы, векторы развития на федеральном и региональном уровнях, Всероссийская научно-практическая, г. Тула, ГБОУ ДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», 2021.

Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития, VI Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, МПГУ, 2021.

Организация территории: статика, динамика, управление, XVIII Всероссийская научно-практическая национальная конференция с международным участием, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2021.

V Всероссийская научно-практическая конференция  «Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва, 2020.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Пятые Максаковские чтения», г. Москва, 2020 г.


Профессор кафедры

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Теория и методика географического образования.
Теория и методика профессиональной подготовки учителя географии.
Современные парадигмы образования.


Контактная информация

129626, город Москва, улица Кибальчича, дом 16, 4 этаж, кабинет 41
+7 (495) 682-65-38
ea.belovolova@mpgu.su