Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Ирина Викторовна

Чумакова

Образование

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина. Специальность 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (пед. науки), 1997.
Высшее: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, дефектологический факультет, специальность «Дефектология (олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия)», 1989.

Тема кандидатской диссертации

Формирование количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта (1997)

Курсы текущего учебного года

Альтернативная коммуникация в специальном образовании.
Альтернативные средства коммуникации в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ.
Альтернативные средства коммуникации в специальной педагогике.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Подготовка к школе детей с ОВЗ.
Дошкольная олигофренопедагогика с олигофренопсихологией.
История и философия развития образования детей с ОВЗ.
Коррекционная педагогика в системе образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи.

Публикации

Имеет около 60 научных и учебно-методических трудов.

Учебные и методические пособия:

Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: книга для педагога-дефектолога [текст] / Чумакова И.В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 88с.

Воспитание и бучение дошкольников с нарушениями развития: пособие для педагогов–дефектологов [текст]/ Золоткова Е.В., Минаева Н.Г., Чумакова И.В., – Мордов. Гос. Пед. Ин-т; Под ред. Н.Г. Минаевой. – Саранск, 2004. – 115 с.

Ребенок третьего года жизни: методическое пособие [текст]  / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 (2016). – 256с.

Учимся слышать, узнавать и различать звуки:  учебное пособие для логопедов [текст] /  И.В. Чумакова, Е.И. Горбунова. – М., 2016. – 17с. – Деп. в Российском авторском обществе (РАО) от 22 января 2016г.  свидетельство № 23440.

Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие [текст] / Под ред. Л.А. Головчиц – М.: МПГУ, 2019.– 288с.

Игры с детьми второго и третьего года жизни [текст] /Под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная книга, 2020. – 96с.

Статьи:

Создание предпосы­лок к формирова­нию представлений о числе и счете у де­тей с нарушениями  интеллекта [текст] / Чумакова И.В.// Дефектология.-1998.- №  2.-С.68-74.

Пути формирования [текст] математических представлений у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием: методические рекомендации [текст] / Чумакова И.В.// Дефектология.-2000.- № 6.- С. 65 – 73.

Умственно отсталые  дошкольники занимаются математикой [текст] / Чумакова И.В.// Дошкольное воспитание.- 2004.- №  5.-С. 60 – 65.

Результаты Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии» [текст] / Чумакова И.В.,  Шилова Е.А.// Дефектология. – 2004. – № 4.- С. 85 – 90.

Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [текст] / Чумакова И.В., Галявич М.А.// Дошкольное воспитание. – 2010.- №  8.- С. 84 – 94.

Развитие речи ребенка на первом году жизни [текст] / Чумакова И.В.// Дошкольное воспитание. – 2012.- №  8.-С. 52 – 55.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) [текст] / Чумакова И.В.// Дошкольное воспитание. – 2012.- №  12.-С. 67 – 72.

Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [текст]/ Чумакова И.В., Горбунова Е.И.// Дошкольное воспитание. – 2015.- №  1.- С. 69-83.

Развитие представлений о величине предметов у детей раннего возраста [текст] / Чумакова И.В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2015. – № 2. – С. 56 –  62.

Программированные задания как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи в условиях вариативной образовательной среды [текст]/ Юсупов В.З., Чумакова И.В., Горбунова Е.И.// Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018.- Вып. 59. Ч.2. – С. 399 – 404

Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ и возможности их реализации в условиях педагогической системы  М. Монтессори [текст]/ Чумакова И.В., Брыжинская Г.В.// Сб.ст. Междунар. конф. «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» (24-25 ноября 2018г.)/под ред. д-ра пед. наук К.Е. Сумнительного. – М.: Новое время, 2018. – С. 46 – 54.

Андриянченкова, К. А., Чумакова, И. В. Использование арт-педагогических средств в процессе сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник научных трудов по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, г. Саранск, 19 ноября 2021 года / под редакцией А. Н. Яшковой, М. И. Каргина; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, Текст: электронный. 2022. – С.47 – 55.

Чумакова, И. В. Проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]: Сборник научных статей. / отв. ред. Е.А. Стребелева, А.В. Закрепна –М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 135 с. С.127 -130.

Чумакова, И. В. Поэтапное формирование умственных действий у дошкольников с интеллектуальными нарушениями в процессе овладения количественными представлениями // Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее. К 90-летию со дня рождения В. И. Селиверстова: сборник научных статей по материалам Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 27–28 марта 2023 года / [отв. ред. А.В. Кроткова, И.В. Чумакова]. [Электронное издание сетевого распространения]. –Москва : МПГУ, 2023. – 109 с. С. 102 – 108.

Повышение квалификации

В феврале 2017 г. прошла обучение в АНО ДПО «Международный социально-гуманитарный институт» по программе «Современные технологии диагностики и коррекции нарушений развития у детей с патологией речи в условиях реализации ФГОС».
АНО ДПО «Международный социально-гуманитарный институт» программа «Современные технологии диагностики и коррекции нарушений развития у детей с патологией речи в условиях реализации ФГОС», 2017 г. Удостоверение 772405072001 (72 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ», 2017 г. Удостоверение 772406654284 (72 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриата, магистратура, аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»», 2017 г. Удостоверение 772406317036 (78 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ», 2017 г. Удостоверение 772406321524 (16 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 2019 г. Удостоверение 772408214631 (36 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы», 2019 г. Удостоверение 772409673288 (72 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», 2019 г. Удостоверение 772409149025 (36 часа).
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Защита обучающихся от неконструктивного интернет-контента», 2021г. 16 часов. Удостоверение 772413982521.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» программа «Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего» (в сетевой форме), 2021г. 72 часа. Удостоверение 522415586664.
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет» программа «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием ИнфоДА МПГУ», 2023г. 72 часа. Удостоверение 772417649228.

Достижения и поощрения

Приказ министерства образования РФ № 27-73/02 от 30.05.2002г. За активное участие в развитии вузовского книгоиздания, большой вклад в обеспечение образовательного процесса учебной литературой и в связи с 10-летием Совета по издательской деятельности высших учебных заведений РФ объявлена благодарность Министерства образования РФ.
Дипломы Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области «СНВ» за научное руководство победителей конкурса студенческих научных работ (2010г, 2011г).
Благодарственное письмо ФГБОУ ВПО «Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева» за высококвалифицированную работу в качестве эксперта Всероссийского конкурса «Профессиональная перспектива» (2015г.).
Благодарственное письмо ГБОУ Школа 922 г.Москва за организацию педагогической практики студентов Института детства МПГУ (кафедры дошкольной дефектологии) и многолетнее сотрудничество (2019г.)

Архив учебных курсов

Дошкольная олигофренопедагогика с олигофренопсихологией.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Подготовка к школе детей с ОВЗ.
История и философия развития практики обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта.
Реабилитация детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
Сенсорное воспитание детей с НОДА и множественными нарушениями.
Музыкально-ритмическое воспитание детей с НОДА и множественными нарушениями
Сопровождение семьи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и комплексными нарушениями.
Альтернативные средства коммуникации.
Развитие взаимодействия ребенка с ОВЗ со взрослыми и сверстниками.
Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Участие в конференциях

Международная научно-практическая конференция «Интеграция педагогики Монтессори с  отечественным образовательным пространством». МПГУ г.Москва 24-25 ноября 2018 г. Доклад «Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ  и возможности их реализации в условиях педагогической системы М. Монтессори»

III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ». ИКП РАО г. Москва, 30 мая 2022 г.  Доклад «Роль сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Дополнительная информация

Исполнитель Государственных контрактов (контракт № 0284 от 14 ноября 2011 года; контракт № 0211 от 30 мая  2012 года) на оказание услуги по организации  межведомственной системы повышения квалификации специалистов, работающих  в сфере опеки и попечительства, преодоления социального сиротства.


Доцент

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями.


Контактная информация

Проспект Вернадского, 88, кафедра дошкольной дефектологии, ауд. 707
8 (495) 438 08 67
iv.chumakova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)