Навигация по сайту

Димитрий Олегович

Чураков

Образование

В 1991 году окончил Московский педагогический государственной университет (специальность «История», квалификация «Учитель истории, обществоведения и советского права»).

Тема кандидатской диссертации

Российская революция и судьба рабочего самоуправления (по материалам фабзавкомов ЦПР)

Тема докторской диссертации

Рабочие России и становление советской государственности (причины, динамика и методы преодоления рабочего протеста). Конец 1917 — 1918 год

Публикации

Основные публикации за 2012–2018 гг.:

статьи в изданиях ВАК и зарубежных изданиях:

  1. Великая Отечественная война на страницах современных российских учебников (на материалах начального периода борьбы с фашистской агрессией) // Преподаватель XXI век. 2015. № 1, Ч. 1.
  2. Войны памяти: отстоять правду победы // Гуманитарные науки. 2015. № 1.
  3. Рабочий протест на советских территориях в 1919—1920 годах // Преподаватель XXI век. 2015. № 2, Ч. 2
  4. Проблемы советской истории должны объединять и воспитывать // Преподавание истории в школе. 2015. № 9 (В соавторстве с Ананченко А.Б., Поповым В.П., Цветковым В.Ж.)
  5. Трудные вопросы российской истории. XX века // Преподавание истории в школе. 2016. № 8 (В соавторстве с Ананченко А.Б., Поповым В.П., Цветковым В.Ж.).
  6. Трудные вопросы российской истории. XX века // Преподавание истории в школе (продолжение). 2016. № 9 (В соавторстве с Ананченко А.Б., Поповым В.П., Цветковым В.Ж.).
  7. Трудные вопросы российской истории. XX века // Преподавание истории в школе (продолжение). 2016. № 10 (В соавторстве с Ананченко А.Б., Поповым В.П., Цветковым В.Ж.).
  8. Трудные вопросы российской истории. XX века // Преподавание истории в школе (продолжение). 2017. № 3 (В соавторстве с Ананченко А.Б., Поповым В.П., Цветковым В.Ж.).
  9. Новейшая историография противодействия современным локальным гибридным войнам со стороны истории России // Преподаватель XXI век. 2017. № 2, Ч. 2.
  10. 1917 год: идеал, иллюзии или реальности свободы? // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том 9 № 5, часть 2. С. 38—44.
  11. Элементы «оранжевых революций» в политическом перевороте в феврале 1917 года // Преподаватель XXI век. 2017. № 4, Ч. 2.
  12. Modernglobalculture – сложности перевода (к вопросу о преподавании современной массовой культуры на уроках истории и обществознания) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 1. С. 23-29. (В соавторстве с Матвеевой А.М.).
  13. Теория равновесно-динамических границ // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. № 1. С. 110—121.
  14. Labor Activism in the Early Period of the Soviet Regime’s Formation // Russia’s Home Front in War and Revolution, 1914–22, Book 3: National Disintegration. Christopher Read, Peter Waldron, and Adele Lindenmeyr, eds. Bloomington, IN: Slavica Publishers, 2018, P. 321–49.
  15. Роль фабрично-заводских комитетов в революционных событиях Октября 1917 года // Ruszisztikai Könyvek XLVThe Centenary of the: Russian Revolution(s): its Significance in World History. Russica Pannonicana. Budapest, 2018. ISBN 978-615-5651-05-2. P. 120—127.
  16. Der ancibolschewiscische Arbeiceraufstand in Iievsk. Probleme der Etablierung ziviler Machcorgane August bis November 1918 // Arbeit bewegung geschichte. Zeitschrift fur historische studien. 2018 № II Mai 2018. P. 139—160.

статьи в других изданиях:

  1. Задачи преподавания в МПГУ дисциплины «Россия и СССР в локальных войнах новейшего времени» // Россия и русский мир перед лицом глобальных угроз. М., 2014. С. 345—347.
  2. Крымские страницы русской нумизматики // Родина. 2014. № 7.
  3. Россия представляла собой узел противоречий // Историк. 2016, № 7—8.

монографии:

  1. История Российских окраин в нумизматике. Беседы о территориальных, национальных и военных выпусках российских монет и иностранных монетах, связанных с историей России. М., 2012.
  2. Политическая система СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенные десятилетия. М., 2012.
  3. История России (XX — начало XXI века). М., 2013.
  4. Анатомия конфликта. Причины, динамика и методы преодоления рабочего протеста в период становления советского государства. 1917—1918. Saarbrücken, 2014.
  5. СССР при Брежневе: Правда великой эпохи. М., 2014.
  6. СССР при Брежневе: Вся правда о великой эпохе. М., 2015.
  7. Вопросы изучения и преподавания историографии. Новейшая отечественная история. М., 2015. (В соавторстве с Цветковым В.Ж., Матвеевой А.М.)
  8. Рабочее самоуправление в России. Фабзавкомы и революция. 1917-18 годы. М., 2015.
  9. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. М., 2016 (В соавторстве с Матвеевой А.М.)
  10. В битвах за историзм: Проблемы изучения Великой русской революции 1917 года и постреволюционного режима. М., 2016.
  11. 1917 год: Русская государственность в эпоху смут, реформ и революций. М., 2017.
  12. Загадки матриархата: антропогенез, история, миф. М., 2018.

учебные и учебно-методические пособия:

  1. История России (XX — начало XXI века). Учебник для бакалавров. М., 2014 (В соавторстве с Саркисяном С.А., Пановым В.Н., Пановой Л.Н., Матвеевой А.М.)
  2. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть II. Великая Отечественная война. 1941—1945 годы. М., 2014.
  3. Новейшая отечественная история. XX — НАЧАЛО XXI века: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. М., 2014. Кн. 1.: (Гл. 8. § 2, 3 (В соавторстве с Э.М. Щагиным); § 5; Гл. 10. § 1—2; § 4 (В соавторстве с Э.М. Щагиным); Гл 11. § 1, 2  (В соавторстве с О.И. Бородиной); § 3 (4,7). Кн. 2.: Гл. 16 (4,8).
  4. История России XX—XXI века: Учебник для академического бакалавриата. В. 2 т. М., 2015. (В соавторстве.) Т. 1. 1900—1941: гл. 4 (4.2, 4.3, 4,5); 6. Т. 2.1941—2015: гл. 12.

  5. История России. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., 2016 (В соавторстве с Саркисяном С.А., Пановым В.Н., Пановой Л.Н., Матвеевой А.М., Некрасовой М.Б., Цветковым В.Ж., Шапкиной А.Н., Волковым Р.Ф.)
  6. Трудные вопросы истории России. XX — XXI века: Учебное пособие. Выпуск 1. М., 2016 (В соавторстве с Ананченко А.Б., Поповым В.П., Цветковым В.Ж.).
  7. История России. До XX века. Учебник и практикум. М., 2017 (В соавторстве с Саркисяном С.А., Пановым В.Н., Пановой Л.Н., Некрасовой М.Б., Цветковым В.Ж., Шапкиной А.Н., Волковым Р.Ф.).
  8. История России XX—XXI века: : Учебник для академического бакалавриата В. 2 т. — 2-е изд., переработанное и дополненное — М., 2017. Т. 1. 1900—1941: гл. 4 (4.2, 4.3, 4,5); 6; Т. 2.1941—2015: гл. 12.

  9. История России (XX — начало XXI века). Учебник для академического бакалавриата. — 2-е изд., переработанное и дополненное — М., 2017 (В соавторстве с Саркисяном С.А., Пановым В.Н., Пановой Л.Н., Матвеевой А.М.).
  10. Рабочий протест в СССР и Российской Федерации (1918–1999 гг.): причины, тенденции, уроки // Трудные вопросы истории России: Учебное пособие: Выпуск 2.– Москва : МПГУ, 2017. С 36—55.
  11. История России 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата М., 2018 (В соавторстве с Саркисяном С.А., Пановым В.Н., Пановой Л.Н., Матвеевой А.М., Некрасовой М.Б., Цветковым В.Ж., Шапкиной А.Н., Волковым Р.Ф.).

Избранные работы:

  1. Становление советской политической системы: 1917–1941 годы. М., 2011.
  2. Новейшая отечественная история. XX — НАЧАЛО XXI века: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. М., 2008.
  3. Развитие демократических институтов в России: социально-экономические и политические аспекты (IX — начало XX вв.). Учебно-методическое пособие. Химки, 2007.
  4. Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в советской России (1917—1930-е гг.). М., 2007.
  5. Фабзавкомы в борьбе за производственную демократию: Рабочее самоуправление в России. 1917—1918 годы. М., 2005.
  6. Хрестоматия по новейшей истории России. 1917—2004. В 2 ч. М., 2005.
  7. Рабочий в XX веке. Российский опыт. М., 2005.
  8. Новейшая отечественная история. XX в.: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. М., 2004.
  9. Революция, государство, рабочий протест: Формы, динамика и природа массовых выступлений рабочих в Советской России. 1917—1918 годы. М., 2004.
  10. Организованный рабочий протест и становление Советского государства. М., 2003.
  11. Рабочий класс и рабочее движение России: история и современность. М., 2002.
  12. Рабочий класс в процессах модернизации России: исторический опыт. М., 2001.
  13. Рабочий класс и рабочее государство: анатомия конфликта. Очерки по истории протестного движения рабочих в 1917—1918 годах. М., 2000.
  14. Munkásönigazgatás az orosz forradalomban // Eszmélet. 1998. № 38.
  15. Ruszisztikai könyvek III. 1917. És ami utána következett. Előadások és tanulmányok az orosz forradalom történetéből. Magyar ruszisztikai intézet. Budapest. 1998.
  16. Русская революция и рабочее самоуправление. 1917. М., 1998.
  17. Московский педагогический государственный университет. 125 лет. М., 1997.
  18. Хрестоматия по отечественной истории (1914 — 1945 гг.) т. 1. М., 1996.

Повышение квалификации

Центр повышения квалификации МПГУ - Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин и практик основной образовательной программы направления «Педагогическое образование» (профиль «Историческое образование», 2009
ФГБОУВПО МПГУ - Реализация основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (профиль: История)», 2011
ФГБОУВПО МПГУ - Реализация образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО, 2012
ФГБОУВПО МПГУ - «Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе», 2012

Достижения и поощрения

1. Диплом I степени конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебник для студентов высших учебных заведений в двух книгах, учебное пособие для студентов высших учебных заведений в двух частях “Хрестоматия по новейшей истории России. 1917—2004”. 2010 год
2. Диплом I степени конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для студентов высших учебных заведений в двух частях “Хрестоматия по новейшей истории России. 1917—2004”. 2006 год
3. Диплом I степени конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебник для студентов высших учебных заведений в двух книгах “Новейшая отечественная история. XX в.”. 2005 год
4. Первая премия в области научно-исследовательской работы за книгу “МПГУ — 125 лет”. 1998 год

Является руководителем аспирантуры по специальности 07.00.02 - Отечественная история.
Состоит членом диссертационного совета Д 212.154.09 при МПГУ.

Исследовательские проекты и гранты

Гранд РГНФ, проект № 02-01-16122; Революция, государство, рабочий протест: Формы, динамика и природа массовых выступлений рабочих в Советской России. 1917—1918 годы.

Тема ГЗ: Исследование эпистолярного наследия представителей русского зарубежья пореволюционной волны как исторический источник по прошлому России первой половины ХХ века (номер государственной регистрации: 01201257150)

Доктор исторических наук

Профессор

Доцент


Профессиональные интересы

Рабочая история, социальная история, история революции 1917 года и гражданской войны, история социалистического строительства 1920-1930-х годов, период стабилизации советской системы (1964-1985 годы), дореволюционная и советская нумизматика, историография.


Контактная информация

город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 345
+7 (495) 438-18-40
do.churakov@mpgu.su