Навигация по сайту

Нина Ивановна

Девятайкина

Образование

В 1969 окончила исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (квалификация – историк. Учитель истории и обществоведения)

Тема кандидатской диссертации

"Франческо Петрарка и возникновение гуманистической этики итальянского Возрождения". Ленинградский государственный университет, 1979

Тема докторской диссертации

"Мировоззрение Петрарки (1304-1374)". Санкт-Петербургский государственный университет, 1992

Курсы текущего учебного года

Проектно-исследовательская деятельность по истории в школе (в составе модуля «Преподавание истории в школе»)
Производственная практика (педагогическая) по получению профессиональных умений и опыта

Публикации

Публикации за 2012-2018 гг.:

статьи ВАК:

  1. Девятайкина Н.И. Национальная идея в культуре раннего Ренессанса (по сочинениям Петрарки 1350–1370 годов)// Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории / ИВИ РАН. – 2012. – Вып. 39. – С. 20-33.
  2. Девятайкина Н.И. Художники XIV столетия и их творения в восприятии Петрарки (по диалогу «О картинах») // Фундаментальные исследования, 2012, ” №6 (2). С. 338-341.
  3. Девятайкина Н.И.  Тема Петрарки в монументальной живописи ренессансной Италии (фрески дома-музея в Арква) Современные проблемы науки и образования. – 2012. – N 3. – 7 с.
  4. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1023650. – ISSN 1817-6321. –
  5. Девятайкина Н.И. Исследовать-значит расти -Практический журнал для учителя и администрации школы, М., 2013 (2014) № 10. С.4-9
  6. Девятайкина Н.И. Социальный протест как тема немецких ксилографий 1520-х гг. («Мастер Петрарки»), История. Электронно-образовательный журнал ИВИ РАН, ИВИ РАН, Москва, 2014, 6, 29, – Русский http://history.jes.su/issue.2014.4.11.6-29
  7. Девятайкина Н.И. Мемуары медиевистов как источник для истории историков: «Пережитое» Е.В. Гутновой -История. Электронно-образовательный журнал ИВИ РАН, ИВИ РАН, Москва, 2014, 6, 29, – Русский http://history.jes.su/issue.2014.4.11.6-29
  8. Девятайкина Н.И. Тема актера и театра в диалогах Петрарки и эпиграфах Пинитиана к ним // Современные проблемы науки и http://history.jes.su/issue.2014.4-l 1.6-29 образования. -2014. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/120-17004 (дата обращения: 21.01.2015).
  9. Девятайкина Н.И. Личное в раме социального: мир эмоций в диалогах петрарки // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. T.6. Выпуск 9 (42) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001301-0-1 (дата обращения: 07.12.2015). DOI: 10.18254/S0001301-0-1
  10. Девятайкина Н.И. Музыка и пение как тема диалога Петрарки и эпиграфа Пинитиана // Учен. Зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. Науки.-2015.- Т.157, кн.З. С.164-171.
  11. Девятайкина Н.И.  Политические коллизии итальянского города в восприятии Петрарки (по диалогам) ЭНОЖ, 6, (50), 2016.

статьи РИНЦ:

  1. Девятайкина Н.И.,«Творческая мастерская» гуманиста Петрарки (научный этюд по материалам одного трактата) // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Нижневартовск, 2013. С. 45-47.ISBN 978-5-00047-009-1
  2. Девятайкина Н.И., Диалог Петрарки «О славе» в зеркале эпиграфа Пинитиана и автора гравюр к трактату «О средствах против превратностей судьбы» , Образы власти в гуманитарных исследованиях., НГПУ им. К. Минина, Нижний Новгород, 2013 , 193197- Русский
  3. Девятайкина Н.И.,История ментальностей // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь М.: Аквилон, 2014. С. 196-197.ISBN 978-5-906578-03-7
  4. Девятайкина Н.И.,Образ первого гуманиста в ксилографии «Мастера Петрарки» (трактат «О средствах против превратностей судьбы» // Средневековый город. – Саратов: изд-во Сарат.гос.тех.ун-т имени Гагарина Ю.А., 2014. Вып.24. – C.154-163.ISSN 0134-3904
  5. Девятайкина Н.И.,Читательский «заказ» или авторский «наказ»: античная история в трактате Петрарки «» и эпиграфах его немецких изданий // Люди и тесты. «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого .- М : ИВИ РАН. 2014.-С. 33-58.
  6. ISBN 978-5-94067-414-6
  7. Девятайкина Н.И., Представления творцов Возрождения о причинах и пределах вторжения человека в природу (на материалах трактата Петрарки «О средствах против превратностей судьбы»), ЧЕЛОВЕК, ЭКОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМЫ , Саратовского государственного технического ун-та им. Гагарина Ю.А., Саратов, 2014 , 37- Русский
  8. Девятайкина Н.И., Окружающая среда и человек эпохи Возрождения (по диалогу Петрарки, эпиграфу Пинитиана и ксилографии его современника), НАУЧНЫЕ ТРУДЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ХВАЛЫНСКИЙ», ООО БУКВА, Саратов- Хвалынск, 2014, 2, 2, 151156- Русский
  9. Девятайкина Н.И., Священник эпохи Реформации Иохан Пинитиан и его эпиграфическая трактовка диалога Петрарки о любви (трактат «О средствах»), Средневековый город, изд- во Сарат.гос. политех, ун-т имени Гагарина Ю.А., Саратов, 2014 , 4048- Русский
  10. Девятайкина Н.И., Тема образования в трактате Петрарки «О средствах против превратностей судьбы» и эпиграфах к нему Йохана Пинитиана , Образование и воспитание в эпоху Возрождения /Под ред. Л.М. Брагиной и др., РОССПЭН, Москва, 2014 , – Русский
  11. Девятайкина Н.И., Диалоги Петрарки и эпиграфы Пинитиана к ним как источник для изучения гендерных представлений эпохи Ренессанса и Реформации (тема семьи и брака) // Историческая психология государственного управления, ЦПЭИ СНЦ РАН; Буква,, Саратов, 2014, 1, 1, 86- 97- Русский
  12. Девятайкина Н.И., Тема учености в диалоге Петрарки и эпиграфе к нему Иохана Пинитиана // Средневековый город, Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., Саратов, 2014, 23 171- 175- Русский
  13. Девятайкина Н.И.,Учитель, школа, ученик в пространстве раннего Ренессанса (по письмам и диалогам Петрарки) // Италия и Европа. Сборник памяти В.И. Рутенбурга. – СПб:Нестор-История, 2014. – С. 78-96.
  14. Девятайкина Н.И Диалоги Петрарки и эпиграфы Пинитиана к ним как источник для изучения гендерных представлений  эпохи Ренессанса и Реформации (тема семьи и брака)  //  Историческая психология государственного управления. – Саратов: ЦПЭЙ СНЦ РАН; Буква, 2014. Вып.1. С.86-97
  15. Девятайкина Н. И. Петрарка об образованности и невежестве (по трактату «О средствах») // CURSOR MUNDI: человек Античности, Средневековья и Возрождения : научный альманах, посвящённый проблемам исторической антропологии. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2015. – Вып. 7.- С.57-72.
  16. Девятайкина Н.И. Тема счастливой судьбы-фортуны в трактате Петрарки («О средствах против превратностей судьбы») // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос.ун-та, 2015. – Ч. I. —С. 100-103.
  17. Девятайкина Н.И. «Музыка очень важна для состояния нравов в государстве»: греческая идея в восприятии Петрарки и «Мастера Петрарки» // Историческая психология государственного управления /под ред. А.А. Конопленко. Саратов: ЦПЭИ СНЦ РАН; Буква, 2015. Вып. 2. –С.30-38
  18. Девятайкина Н.И.  Стоические «страсти» как аллегорические персонажи трактата Петрарки «О средствах против превратностей // Исторические режимы эмоциональности в европейской культуре. Нижний Новгород: Мининский университет, 2015.- С.44-48.
  19. Девятайкина Н. И. Счастье и несчастье как тема книжных ксилографий эпохи Реформации («Мастер Петрарки//Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. II.– М.: Буки- веди, 2015.– ») С.44-55
  20. Девятайкина Н.И., Савицкая Т.Е. В поисках творческой среды и музейной идеи: немецкие путешествия русского художника А.П. Боголюбова  //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. II.– М.: Буки- веди, 2015.–С. 173-183
  21. Девятайкина Н.И., Зольников М.Е. Королева Кримхильда в зеркале немого кино 1920-х годов («Нибелунги» Фрица Ланга) //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III.– М.: Буки- веди, 2015.–. С.163-170
  22. Зыков А.И., Девятайкина Н.И. Проблема актуализации классики в современном российском драматическом театре (некоторые наблюдения) //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III.– М.: Буки- веди, 2015. С.174-182
  23. Лихоманов К. В., Девятайкина Н.И. Проблема интерпретации средневекового литературного текста и моделей поведения его культурных героев в работах А. Я. Гуревича // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Вып. III.– М.: Буки- веди, 2015. С.229-238
  24. Девятайкина Н.И Тема веры и церкви в диалогах Петрарки,эпиграфах и ксилографиях к ним эпохи Реформации //Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего нового времени. Сборник трудов  в честь Всеволода Матвеевича Володарского. М._СПБ, 2016. С. 123-136.
  25. Девятайкина Н.И.,. Орлова К.А. Особенности дизайна ренессансных манускриптов (трактат Петрарки “О средствах против превратностей судьбы”) //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М.: Буки-веди, 2016. Вып. 5. С 45-52
  26. Девятайкина Н.И., Кульметьева Т.А. «Семь смертных грехов» Босха: особенности истолкования темы чревоугодия //Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М.: Буки-веди, 2016. Вып. 5. С.107-113 с.
  27. Девятайкина Н.И. Способы освоения времени и пространства гуманистом Петраркой (по трактату «О средствах против превратностей судьбы») // История. Память. Идентичность. М.:Аквилон, 2016. С.118-121.
  28. Девятайкина Н.И. О некоторых концепциях итальянского гуманизма и Возрождения в работах отечественных историков ХХ столетия 9аналитический обзор) // Ренессансная Италия в России и Прибалтике. М. :ИВИ РАН, 2016. С.325-352.
  29. Девятайкина Н.И “Мастер Петрарки”и Пинитиан : темы немецкой Реформации в эпиграфах и ксилографиях   к ренессансным диалогам XIV века //Материалы всероссийской научной       конференции с международным участием «Чтения к 80-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Ю.К Некрасова (1935-2006). 22-23 мая 2015 года.  Вологда. ВоГУ, 2016. С.14-21
  30. Девятайкина Н.И. Король Иоанн II Добрый в трактате Петрарки “О средствах против превратностей судьбы» и ксилографиях к ним // Universitas historiae. Сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. М. :ИВИ РАН, 2016. С. 276-285.
  31. Девятайкина Н.И. Психология городской толпы в оценке интеллектуала эпохи раннего Возрождения (по диалогу Петрарки «О мудрости» //  Историческая психология государственного управления. – Саратов. 2017. Вып. 3. С.78-85.
  32. Девятайкина Н.И. М.С. Корелин: подходы и методы изучения Ренессанса и его историографии  (на примере Петрарки) //Cursor mundi. Человек античности, средневековья, возрождения. Иваново, 2017. С. 133-151.
  33. Девятайкина Н.И. Современные школьные стандарты по истории (ФГОС в новой редакции): «вызовы» составителей // Исторический опыт унификации: цели, идеи, воплощение. Материалы конференции / Отв. ред. Е.Н. Кириллова. М.: ИВИ РАН, 2018. С.27-33. ISBN 978-5-94067-487-0.
  34. Девятайкина Н.И. Курс для историков-бакалавров «Учебно-исследовательская работа в школе»: опыт апробации. М.: МПГУ, 2018.

монографии и учебные пособия:

  1. С.М. Стам и его кафедра: 50 лет в университетском городе Саратове. Саратов. 2013.-216 с. Автор. Произведение. Текст. Коллективная монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. (Раздел Девятайкиной Н.И.- С.125-145).
  2. Открытие мира: Петрарка как первый гуманист-путешественник эпохи Возрождения (науч.поп) –грант РГНФ.  2015. – 284 с. /сайт РГНФ. Авторская редакция.
  3. Мифы народов мира. Книга для чтения. Ростов –на –Дону: Феникс,  2012.-579 с. (отв. ред., автор нескольких разделов)
  4. История [Текст] : учебник для 10 класса (базовый уровень)  ( в соавторстве) / А. В. Чудинов [и др.] ; ред. А. В. Чудинов, А. В. Гладышев. – М. : Академия,2012. – 352 с. – ISBN 978-5-7695-8582-1 : Б. ц. Грифы: допущено /рекомендовано Минобрнауки России.
  5. Учебно-исследовательская деятельность школьника  по истории:  Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2018.

 

Повышение квалификации

1. Повышение квалификации в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. по дополнительной профессиональной программе «Практический курс английского языка по профилю специальности 031202.65 «Перевод и переводоведение» в объеме 72 ч. Удостоверение № 180000019410 , рег. № 05 от 20 июня 2014 г.
2. Повышение квалификации в Российском государственном социальном университете по теме «Инновационные технологии реализации программ образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 ч.
Удостоверение № 180003399313 , рег. № 003217-ПК от 25 декабря 2015 г.
3. Профессиональная переподготовка в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. по программе «Современные теории и практики сервиса и туризма» (256 ч.). Диплом дает право на выполнение нового вида профессиональной деятельности в области сервиса и туризма. Диплом ПП 002128, рег. № 446. Выдан 29 декабря 2015 г.

Государственные и ведомственные награды

2002 - Почетная грамота Минобрнауки России

Достижения и поощрения

Грамоты:
2015 - грамота ректора Саратовского государственного политехнического университета имени Ю.А. Гагарина
2011 - грамота ректората Саратовского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования
2003 - Почетная грамота областного (Саратовского) отделения педагогического общества России
1999, 2007 - почетные грамоты Министерства образования Саратовской области
2011-2013 - грамоты Президиума Центрального Совета Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»
2000 - грамота Комитета по образованию администрации г. Саратова
1966, 1967, 1984 - грамоты Саратовского городского комитета ВЛКСМ за призовые места в конкурсах научных докладов
1966, 1967, 1968 (две),- грамоты комитета ВЛКСМ Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского за культурно-массовую работу
1973, 1977, 1987, 1992, 2002, 2005, 2007 (две), 2008 – грамоты ректората Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Дипломы:
2013 - диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 г. Фонд развития отечественного образования (Сочи). Монография «С.М. Стам и его кафедра: 50 лет в университетском городе Саратове»
2006 - диплом Независимой экспертизы ИВИ РАН как редактору и одному из авторов «Практикума по истории средних веков». Ч. 1-2. (Воронеж-Саратов, 1999-2000).
1997 - диплом победителя Всероссийского конкурса проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Министерство общего и профессионального образования РФ.
1988 - диплом призера конкурса монографий Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского («Мировоззрение Петрарки: этические взгляды», Саратов, 1988. 206 с.)


Архив учебных курсов

Общие курсы:
История средних веков. Ч.1
История средних веков. Ч.2
История средневековой культуры. ЧЧ.1-2
История культуры Возрождения. ЧЧ 1-2
Цивилизации Востока и Запада в средние века
История мировых цивилизаций: древность и средние века
История мировых религий
Мировая художественная культура
История раннесредневекового западноевропейского искусства
История западноевропейского искусства эпохи развитого средневековья
История искусства раннего итальянского Возрождения
История искусства итальянского Возрождения эпохи расцвета
История повседневной жизни в средние века и эпоху Возрождения
Введение в исследовательскую работу
Введение в специальность
Методы научного исследования

Специальные курсы для студентов:
История исторического знания
Источниковедение
Историография
Основы библиографических знаний
История европейского дворянства
История европейского города
История европейских интеллектуалов (средние века и Ренессанс)
Методы искусствоведческого анализа
Народы России и Западной Европы в эпоху Великого переселения народов
История книги и книжной миниатюры
История менталитета средневекового и ренессансного общества
Искусство Предренессанса (Джотто и его школа)
Языки и символы средневекового искусства
Интернациональная готика как культурное явление 14 в.
Основные проблемы истории средневековой культуры

Специальные курсы для аспирантов:
Исторический источник в свете современных подходов
Технологии подготовки и чтения университетских лекций
Содержание и методика проведения практических занятий в вузе
Методы и практика «Устной истории» Технологии профессионально ориентированных риторики,
дискуссий и общения

Семинарские и практические занятия:
Постоянно действующий семинар для учителей «Основы научной работы в школе» ( с 2000 г.)
Методологический семинар для аспирантов
Практикум: Основы вузовских технологий преподавания

Профессиональная деятельность

1969-2011 гг. – ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор СГУ
1994-2007 гг. – заведующий кафедрой истории средних веков СГУ
2012-2016 гг. – профессор Саратовской государственной консерватории
С 2016 г. – профессор МПГУ

Исследовательские проекты и гранты

2015 - РГНФ. Пр. №15-41-93023. Тема: Открытие мира: Петрарка как первый путешественник эпохи Возрождения.
2014-2015 (на два года) - РГНФ. Пр. 14-01-00509. Тема: Социальные и духовные «ландшафты» Реформации и Ренессанса: Иоанн Пинитиан и «Мастер Петрарки» в их восприятии диалогов итальянского гуманиста 14 века. Руководитель и исполнитель.
2012 - ГИИМ (Германский исторический институт в Москве). Решение комиссии от 4 июня 2012 г. Тема: «Социальные и духовные «ландшафты» Реформации и Ренессанса: Иоанн Пинитиан и «Мастер Петрарки» в их восприятии раннего итальянского гуманизма». Руководитель, исполнитель
2011:
РГНФ-ННИС (Германия). Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы. Пр. № 11-21-06501г /Ger. Руководитель с российской стороны.
РФФИ. Пр.№ 10-06-00397а. (коллективный ). Тема (сборник) «Долгое средневековье»(исполнитель).
ГИИМ (Германский исторический институт в Москве) - грант на публикацию сборника «Средневековый город». Вып.21. (Саратов, 2011-280 с.) Решение комиссии от 3 декабря 2011 г. Руководитель, исполнитель.
ГИИМ. Тема (сборник). Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы (Саратов, 2012). Реше-ние комиссии от 3 декабря 2011 г. Руководитель, исполнитель.
РГНФ пр. № 10-01-16050д. «Энциклопедия Ренессанса». Т.2. Кн.2 (М., РОССПЭН, 2011) (коллективный, исполнитель, автор 5 статей).
2007-2009 (на три года):
РГНФ, пр. №. 07-01-00548a. Тема «Франческо Петрарка. О средствах против превратно-стей судьбы: текст и его историко-культурные смыслы». Руководитель, исполнитель.
Минобрнауки (коллективный). Ф Г/К 02.740.0348.Шифр 2009-1-1—301-072 Тема (сборник) «Проблемы истории России. Россия и Запад в переходную эпоху от средневековья к новому времени» (Екатеринбург, 2011). Исполнитель.
РГНФ пр. № 05-01-16040. «Энциклопедия Ренессанса». Т.1. (М., РОССПЭН, 2007) (коллективный, исполнитель, автор 3 статей).
Франко-российского центр гуманитарных и общественных наук в Москве (коллек-тивный), 2008-2009. Тема: Власть, знать, двор 14-15 вв. в зеркале нарративных и визуаль-ных источников Франция и италия): тексты и их историко-культурные смыслы. Решение комиссии от 13 ноября 2007 г. Руководитель.
2005-2008 (четырехлетний, с апробацией) - Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)- на разработку Инновационного учеб-но-методического комплекса (ИУМК) «История средних веков» для 6 кл. в рамках проекта «Информатизация системы образования»; Руководитель, исполнитель.
2007 - Миланский государственный архив. Тема «Письма Екатерины Великой: тексты и комментарии (каталог, 500 с.)» Решение ученой комиссии архива от 7 июня 2007 г. Исполнитель.
2005 - Саратовский МИОН. Тема «Высшая школа-школе», на создание коллективной монографии «Современный университет-школа: прецеденты и феномены взаимодействия». Решение президиума от 3 марта 2005 г. Исполнитель
2004 - Фонд Карнеги. Тема: «Ученые медиевисты старших поколений и власть в России ХХ в.» (Стажировка по гранту в университете ЧАпел-Хилл, США) Решение комиссии от 18 ноября 2003 г. Руководитель, исполнитель
Georg-Eckert-Institut (Международный институт по изучению школьных учебников им. Эккерта, Германия, Брауншвайг). Тема: «Основные составляющие современных учебни-ков по всеобщей истории и роль в них визуального компонента». Решение комиссии от 15 сентября 2003. Руководитель, исполнитель.
1997 - РГНФ. Пр. № 97-03-16289. Тема «Франческо Петрарка. Сочинения философские и полемические. Исполнитель.

Участие в конференциях

X Всероссийская научная конференция с международным участием памяти профессора В.Ф.Семенова (“Семеновские чтения”). МПГУ, 2018 г.
Доклад: Дипломатия и дипломаты итальянских городов времени раннего Возрождения (Питти).


Профессор

Профессор

Доктор исторических наук


Профессиональные интересы

История Средневековья и Возрождения, методика преподавания истории


Контактная информация

город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 307
+7 (495) 438-18-40
ni.devyatajkina@mpgu.su