Образование
2012-2015 – Московский педагогический государственный университет, обучение в докторантуре по кафедре педагогики по научной специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (по педагогическим наукам);
1995-1998 – Московский педагогический государственный университет, аспирантура по кафедре педагогики высшей школы по научной специальности 13.00.01 – Теория и история педагогики (по педагогическим наукам);
1990-1995 – Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, квалификация – социальный педагог, психолог-консультант.
Тема кандидатской диссертации
«Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII века», 1998
Тема докторской диссертации
«Становление и развитие государственно-общественного управления педагогическим образованием в России XVIII начале XX века», 2015
Курсы текущего учебного года
Педагогика
История педагогики и образования
Педагогика и психология школы
Теория и история педагогики
История русской педагогики
Публикации
Монографии:
- Гончаров М.А., Кривко Я.П. Воспитание в семье и школе. По материалам газеты «Пионерская правда» 20-50 гг. ХХ в.: монография. – Москва, МПГУ, 2024. – 196
- Проектная и исследовательская деятельность школьников по биологии и химии : монография / [А. В. Теремов, Т. А. Боровских, В. П. Викторов и др.]; под ред. А. В. Теремова. – Москва : МПГУ, 2023. – 232 с
- Лубков А.В., Литвинова И.В., Гончаров М.А. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет: монография. – М. МПГУ, 2022. С.29-173 (авторство не разделено)
- Гончаров, М.А. Генезис государственно-общественного управления педагогическим образованием в России XVIII – начала XX в. [Текст] / М.А. Гончаров. – М.: Пробел, 2018. – 400 с. (25п.л.).
- Гончаров, М.А. История российского образования в документах и материалах (XI–XVIII вв.) [Текст] / М.А. Гончаров, А.Н. Рыжов. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 592 с. (14 п.л., авторство разделено).
Учебники, учебно-методические пособия и рекомендации:
- Теория и практика трансдисциплинарных исследований в сфере педагогического образования (в соавторстве О.Е. Баксанский, Д.Б. Богоявленской, М.А. Гончарова, В.С. Меськова) М., 2022
- Педагогика высшей школы: учебное пособие / отв. Ред. Г.М. Коджаспирова. – М.: Проспект, 2021. – 512 с. (32 п.л., авторский вклад 2 п.л.)
- История педагогики и образования: Учеб. для бакалавров [Текст] / под общ. ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, М.Г. Плоховой. – М. : Юрайт, 2020. – 574 с. (35,9 п.л., авторский вклад 7 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
- Корепанов М.К., Теремов А.В, Гончаров М.А. Инфографика как средство визуального обучения: от восприятия учебного материала к прочным знаниям // Педагогические измерения №2, 2025 C.80-88
- Гончаров М. А., Кривко Я. П. Контент-анализ педагогических журналов «Советская педагогика» и «Радянська школа» в 50‑х гг. ХХ века: доминантные темы, общая направленность, особенности публикационной политики изданий // Проблемы современного образования. 2025. № 2. С. 180–195. DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-180-195.
- Гончаров М.А., Кривко Я.П. Школа рабочей молодежи и ее роль в повышении уровня образования рабочего и всего советского общества в 60-е годы XX века // Преподаватель XXI век. № 1. Часть 1. С. 11–17. DOI: 10.31862/2073-9613-2025-1-11-17
- Кривко Я. П., Гончаров М. А. Отечественная периодическая педагогическая печать и ее роль в формировании научного мировоззрения учителя 50-х годов ХХ в. (на примере журналов «Советская педагогика» и «Радянська школа») // Наука и школа. № 2. С. 171–183. DOI: 10.31862/1819-463X-2025-2-171-183
- Насибян Е. А., Гончаров М. А., Гришаева Ю. М. Формирование ответственного отношения обучающихся к здоровью на примере изучения раздела «Биология человека» в 9 классе: воспитательный аспект / Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice Том 10. Выпуск 4 | 2025. С.478-486
- Кривко Я. П., Гончаров М. А. Особенности отображения проблем успеваемости школьников на страницах журналов «Советская педагогика» и «Радянська школа» (50е годы ХХ века) // Проблемы современного образования. № 1. С. 118–131. DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-118-131.
- Корепанов М. К., Гончаров М. А. Использование инфографики для организации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения биологии // Наука и школа. № 1. Часть 1. С. 255–264. DOI: 10.31862/1819-463X2025-1-1-255-264
- Гришаева Ю.М., Теремов А.В., Гончаров М.А., Аксиология экологического образования // Педагогическое образование и наука. 2024. №5, с.65-72
- Гришаева Ю.М., Теремов А.В., Гончаров М.А., Аргунова М.В. Научно-методические аспекты экологического образования школьников (на примере системы дополнительного экологического образования) / Педагогика. Вопросы теории и практики Том 9. Выпуск 9, С.925-930 https://doi.org/10.30853/ped20240117
- Кривко Я. П., Гончаров М. А. «По велению сердца». Аркадий Гайдар и тимуровское движение: прошлое и настоящее // Проблемы современного образования. 2024. № 3. С. 63–77. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-63-77
- Гончаров М. А., Кривко Я. П. Произведения Аркадия Гайдара в детской периодике 20-х – начала 40-х годов ХХ века // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 105–114. DOI: 10.31862/2218-8711-2024- 2-105-114
- Насибян Е.А., Теремов А.В., Гончаров М.А. Аксиологический подход к формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью в процессе изучения биологии человека // Наука и школа. 2024. № 1. С. 195–208. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-195-208
- Теремов А.А., Гончаров М.А., Гришаева Ю.М. Проблема познавательного интереса школьников к биологии // Биология в школе, 2024 №3. С. 12-23.
- Теремов А.В., Богданов Н.А. Гончаров М.А. Проблемы воспитания школьников в биологическом образовании // Биология в школе, 2023 №8. С.14-26
- Кривко Я. П., Гончаров М. А. Особенности трансформации Рождественских детских праздников в праздник новогодней елки на страницах пионерской периодической печати в первой трети ХХ века // Наука и школа. 2023. № 4. С. 151–160
- Кривко Я.П., Гончаров М.А. «Ярче гори костер нашей дружбы». Феномен «дружба» на страницах журнала «Пионер» в 50-х годах ХХ века // Преподаватель XXI век. 2023. № 2. Часть 2. С. 275–284.
- Гончаров М.А., Кривко Я.П. Основные направления военно-патриотического и физического воспитания школьников в предвоенные годы ХХ века (по материалам литературно-художественного и общественно-политического журнала «Пионер») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. №3 (93) Т.1 С.138-152. (авторство не разделено)
- Гончаров М.А. Потенциал наследия К.Д. Ушинского в психолого-педагогической подготовке современного учителя //Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. №2 (92) Т.2 С.148-159.
- Гончаров М.А., Кривко Я.П. О формировании образа советского пионера (по материалам журнала «Пионер», вторая половина 20-х гг. ХХ века) // Наука и школа. 2023. № 2. С. 79–88. (авторство не разделено)
- Гончаров М.А., Кривко Я.П. Проблема формирования познавательного интереса у школьников на страницах журнала «Пионер» в 30-х годах ХХ века. // Проблемы современного образования. 2023. №1. С.122-132 (авторство не разделено)
- Подвижнический труд – традиция и миссия учителя (к опыту Московских высших женских курсов) / А. В. Лубков, И. В. Литвинова, М. А. Гончаров // Наука и школа. – 2022. – № 1. – С. 61-70. – DOI 10.31862/1819-463X-2022-1-61-70. – EDN PNJOJI.
- Традиции солидарности и кооперации в пространстве Московских высших женских курсов / А. В. Лубков, И. В. Литвинова, М. А. Гончаров // Преподаватель XXI век. – 2022. – № 1-1. – С. 11-20. – DOI 10.31862/2073-9613-2022-1-11-20. – EDN NUAQUS.
- Приступа Е. Н., Гончаров М. А., Щербина А. И. Инновационные формы практической подготовки специалистов, работающих с семьями // Наука и школа №6, 2020 С.57-70
Повышение квалификации
2025 Возможности искусственного интеллекта в образовании
2024 Психолого-педагогические аспекты деятельности специалиста в условиях инклюзии Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
2024 Основы волонтерской деятельности Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
2024 Педагогика Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
2024 Психология развития и возрастная психология Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
2024 Управление деятельностью вузов. Аспекты разработки и реализации ФГОС ВО нового поколения НИТУ МИСИС
2022 Дистанционно сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием Инфоды ФГБОУ ВО МПГУ
2022 Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего ФГБОУ ВО МПГУ
Государственные и ведомственные награды
2023 Почетная грамота Министерства просвещения РФ за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования.
2020 Благодарственное письмо за активное участие в работе Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ.
2020 Благодарность Фонда по премиям Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) .
2019 Благодарственное письмо «Института стратегии развития образования Российской Академии образования» за плодотворное сотрудничество и развитие совместных проектов в сфере образования.
2017 Почетная грамота за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров Московского педагогического государственного университета.
2015 Диплом «За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования» Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.
2014 Лауреат конкурса МПГУ на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук (I место) за монографию «Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII – начала XX века».
2013 победитель Международного конкурса инновационных проектов в социально-экономической сфере «Инициативы XXI в», автор проекта «Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования» выставки «Образовательная среда – 2013», организованной при поддержке Комитета по культуре, образованию и науке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Комитета по образованию Государственной Думы РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. Материалы были отмечены золотой медалью «Лауреат ВВЦ» (Постановление от 08.10.2013 №15) за успешное участие в конкурсной программе.
2011 Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений Фондом развития отечественного образования РАО в 2010-2011 гг.
2010 Благодарность за многолетнюю плодотворную работу по подготовке высоко квалифицированных специалистов и в связи с 110-летием биолого-химического факультета (2010).
2001 г.-н/в член-корреспондент МАНПО.
Достижения и поощрения
2025 Диплом Лауреата конкурса имени Л.С. Выготского за монографию «Воспитание в семье и школе. По материалам газеты «Пионерская правда» 20-50 гг. ХХ в.»
2025 Благодарность за добросовестный труд, настоящий профессионализм, высокие показатели в работе и ответственный подход к организации образовательного процесса в 2024 году по итогам мониторинга мнения обучающихся МПГУ
2024 Благодарность ректора за активное участие в организации и проведении мероприятий в рамках международной выставки-форума «РОССИЯ» (МПГУ)
2024 Благодарность за добросовестный труд, высокую результативность в работе, педагогическое мастерство и ответственный подход к организации образовательного процесса в 2023 году по итогам мониторинга мнения обучающихся МПГУ
2024 Благодарность ректора за подготовку и проведение онлайн-викторины «Глава Первая. Опыт на четыре года»
2023 Благодарность ректора за подготовку и проведение онлайн-викторины «Университетская Энциклопедия: страницы истории МПГУ»
2022 Благодарность ректора за подготовку и проведение онлайн-викторины «От истоков до наших дней: руководители МВЖК, 2-ого МГУ, VUGBV имени В.И. Ленина, МПГУ»
2020 Благодарственное письмо за активное участие в работе Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ.
Участие в конференциях
- Гончаров М.А., Козлов И.И. Вопросы семейного воспитания на страницах педагогических журналов в России XIX – начала XX вв. // Национальное единство и региональное многообразие историко-педагогических интерпретаций прошлого и настоящего в развитии педагогической науки, системы образования и семьи.– Калуга: ГАУ ДПО “ВГАПО”, 2024. С.230-235
- Гончаров М.А. Козлов И.И. Идеи воспитания «отечестволюбия» и патриотизма в наследии К.Д. Ушинского: история и современность. // Историко-педагогический потенциал системы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции Третьи Международные историко-педагогические чтения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 27-28 октября 2023 г / науч. ред. М.В. Богуславский, отв. ред. М.А. Гончаров. – М. : МПГУ, 2023 С.57-66
- Гончаров М.А. Козлов И.И. К.Д. Ушинский и Журнал Министерства народного просвещения в формировании образовательного пространства России в XIX – начале XX вв. // Реализация идейного потенциала историко-педагогического знания в контексте современной образовательной политики. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции – XXХVI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Оренбург, 28-30 сентября 2023, С.313-319
- Молодые ученые – будущее педагогической науки // Российская академия образования и развитие отечественного педагогического образования. М., Российская академия образования 13.06.2023 (экспертный доклад)
- Идеи воспитания «отечестволюбия» и патриотизма в наследии К.Д. Ушинского: история и современность // Всероссийская научно-практическая конференция «Российская педагогическая мысль: традиции и новации. Черняховск, 2.06.2023 (научный доклад)
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в учебно-воспитательном процессе современного образования // Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского М., 30.05.2023 (научный доклад)
- Дидактические принципы в системе К.Д. Ушинского: история и современность // Круглый стол «Педагогическое наследие славянских народов», посвященный 200-летию Константина Дмитриевича Ушинского. 16 мая 2023 М., МПГУ, (научный доклад)
- Потенциал наследия К.Д. Ушинского в психолого-педагогической подготовке современного учителя // II Всероссийский форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете» М., Российская академия образования 21.03.2023 (научный доклад)
- К.Д. Ушинский о семейном образовании // Пятая Всероссийская психолого-педагогическая ассамблея с международным участием «Институт семьи и семейной практики в современном мире» 16.03.2023 Самара, Самарский научный центр РАО (научный доклад)
- Особенности практической подготовки будущих специалистов, работающих с семьями // X Юбилейный Международный педагогический форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы», Самара, Самарский государственный социально-педагогический университет, 11-13 февраля 2021
- Некоторые аспекты организационно-методической деятельности в детской трудовой колонии им. Горького (1920, с. Ковалевка). // Международная научно-практическая конференция «Воспитательная система А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве», посвященная 100-летию основания детской трудовой колонии им. М. Горького. 24 марта 2021 с.161-169
- Государственно-общественная политика в сфере школьного образования в годы Великой Отечественной Войны. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции – XXXIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования. “Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации” Санкт-Петербург, 29-30 октября 2020 с.101-108
- Педагогическая диагностика в России: история и современность // Всероссийская научная конференция «Педагогическая диагностика: история, теория, современность», Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» 30 октября 2020 г.
Дополнительная информация
Член Ученого совета Московского педагогического государственного университета
Директор Научно-образовательного центра теории, истории образования и педагогической компаративистики, Института педагогики и психологии
Вице-президент Российской Макаренковской ассоциации
Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО)
Член диссертационного совета Д. 33.1.002.01 на базе ФГБ НУ «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева»
Член диссертационного совета Д.33.2.013.09 на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Член редакционных советов и редколлегий журналов: «Проблемы современного образования», «Наука и Школа», «Преподаватель 21 век», «Образование и Право».
Член Бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО