1.Изучаем обучая (методические рекомендации-М.,Институт общегуманитарных проблем В.Секачев 2002, (в соавторстве с С.Д.Забрамной).
2.Die Entwicklung der Heilpädagogik im soziokulturellen Raum Russlands SZH CSPS EDITION, 2004
3.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Журнал «Обучение и воспитание детей с нарушения развития», М., №3, 2009 г..(в соавторстве с С.Д. Забрамной).
4.Учебные планы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Журнал «Коррекционная педагогика», М., № 3 (33) 2009.
5.Педагогические условия формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. – №1. – С. 22-27 (в соавторстве)
6.Особенности коммуникативных умений дошкольников с умеренной умственной отсталостью //Сборник международной научно-практической конференции “Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии”. – СПб., 2014. С.15-20
7.Риски и перспективы инклюзии детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в образовательной практике //Материалы IV Международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”. – М., 2014. С.91-96
8.Состояние учебных навыков у аутичных детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью на начальном этапе обучения в школе /В сб.: Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра в системе непрерывного образования. – М.: Парадигма., 2015. С.21-24
9.Вопросы изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Сборник научных докладов и тезисов 1 всероссийского съезда дефектологов 26-28 октября 2015 г. “Особые дети в обществе”. – М.: АНО “ВМЦ “СУВАГ”, 2015. С.83- 88 (в соавторстве).
10.Особые образовательные возможности детей с выраженными интеллектуаьными нарушениями в свете требований ФГОС // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Материалы V111международного теоретико-методологического семинара. – М., Из-во “Парадигма”, 2016. – С.86-91 (в соавторстве)
11.Индивидуальная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью //Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016 г.) М., Из-во Парадигма, 2016, С.75-83 (в соавторстве)
12.Heilpadagogik in Russland Zeitschrift Seelepflege, Verlag derKonferenz fur Heilpadagogik und Sozialtherapie, Dornach, ISN 1420 5564, 2016, S.91- 93
15.Технология проектирования специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с тяжелыми (множественными) нарушениями развития // Пособие «Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования. Под ред. И.Ю.Левченко, М., 2016, МПГУ, (в сооавторстве)
15.Личностно-деятельностный подход в образовании детей с выраженными интеллектуальными нарушениями”. В книге “Развитие Российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд II Всероссийский съезд дефектологов. 2018. С. 186-188.
15.Дети в душевной беде. Травмапедагогика // международный научно-практический конгресс “Дети в душевной беде. Травмапедагогика” Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 6. С. 1-16.
16.Методические подходы к образованию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях ФГОС// В сборнике ) По материалам Международной конференции «Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее» 1-2 декабря 2017 г., М., 2018, с.79-.89
17.Потребности и проблемы практики в связи с внедрением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)// Научно-методический журнад “Воспитание и обучения”, №7, 2018 г. с. 47-51
18.Построение образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в логике личностно-деятельного подхода// Образование обучающихся с тяжелыми нарушениями развития. Сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 6-8 ноября 2018 года / под общ. ред. А.М.Царева -Псков:Псковский государственный университет 2018 г. с.12-20
19.Эмоционально-личностное развитие лиц, проживающих в психоневроогических интернатах//Социокультурная инклюзия:теория, практика, искусство: сборник научных трудов Международного круглого стола “Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии”/Урал.гос.пед.ун-т;науч. ред Ю.Н.Галагузова, -Екатеринбург, 2019.с105-111
Международная научно-практическая конференция “Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии”, Санкт- Петербург, сентябрь, 2014
Мастер-класс “Обучению чтению и письму детей с выраженными интеллектуальными нарушениями”
Международная конференция по лечебной педагогике и социальной терапии “Культура чувств”, Швейцария, Дорнах, октябрь 2014 г.
Мастер-класс “Развитие эмпатического переживания у лечебного педагога”
Международный Форум “Каждый ребенок достоин семьи”, Москва, ноябрь 2014 г.
Международная конференция “Альтернативная коммуникация в работе с неговорящими детьми”, октябрь 2015 г, Кишинев, Молдавия
Доклад “Обучение грамоте неговорящих детей с выраженной умственной отсталостью”
Всероссийская научно-практическая конференция “Ребенок с тяжелой умственной отсталостью в системе образования: как это было, как есть, как может быть”, Москва, МПГУ, апрель 2015 г., МПГУ
Доклад “Исторический аспект развитие образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России”
Доклад “От действия к мысли: образования детей с выраженными интеллектуальными нарушениями”
Региональная конференция “Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья”, 17 февраля 2016 г., МГПУ, Москва
Доклад “Актуальные проблемы реализации ФГОС детей с выраженными интеллектуальными нарушениями”.
VIII Международный теоретико-практический семинар “Современные проблемы теории, истории, методологии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями”, 16 марта 2016 г., МГПУ, Москва
Доклад “Особые образовательные возможности детей с выраженными нарушениями в свете требований ФГОС”.
Международный научно-практический семинар “Оценка образовательных достижений детей в процессе обучения по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями”, 21 марта 2016 г., МПГУ, Москва
Доклад “Параметры и критерии оценки образовательных достижений обучающихся по 2 варианту ФГОС детей с интеллектуальными нарушениями”.
20-я международная конференция “Основы образования в области лечебной педагогики и социальной терапии”, Германия, Кассель, 27-30 апреля 2016 г.
Доклад “Теоретико-методологические основы современного образования в области лечебной педагогики”.
Межрегиональный семинар-совещание Дальнего Востока “Школа доступного образования: новый взгляд”, апрель 2016 г., Магадан
Доклад “Образовательные перспективы детей с умственной отсталостью в условиях СФГОС”.
Доклад “Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в школе, программа изучения развития ребенка”.
13 Российская конференция лечебных педагогов и социальных терапевтов “Человек с нарушениями: от объекта помощи к субъекту в жизни”, июнь 2016 г.
Доклад “Поиск рукоделицы”
1 Всероссийский съезд дефектологов “Особые дети в обществе”, октябрь 2016, Москва
Мастер-класс “Почему в обучении детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью мы терпим неудачу”
Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам организации и содержания обучения детей с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, Москва, ноябрь
Доклад “Построение образования детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии
Всероссийская научно-практическая конференция “Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов – подготовка к самостоятельному или сопровождаемому проживанию” МПГУ, “Стать взрослым”, ноябрь 2017 г.,
Доклад “Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов с структуре ФГОС”
Международная конференция “Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее”, НО Благотворительный фонд “Даунсайд Ап ,Москва, декабрь 2017 г.
Доклад “Качество жизни на условиях человека с синдромом Дауна”
Научно-практический проблемный семинар “Профессиональная подготовка лиц с ментальными нарушениями в современных образовательных условиях в Московском регионе,”МГПУ, ИСО и КР, декабрь 2017 г.
Практико-ориентированный семинар “Актуальные проблемы обучения и воспитания учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями”, ГБОУ школа №1748 г.Москва, февраль2018 г.
Доклад”Реализуем возможности, развиваем способности”
Международный научно-практический семинар “От диагностики к терапии”, Молдавия. Кишинев, март 2018 г.
Доклад “Технологии психолого-педагогической диагностики”,
Всероссийский научно-практический проблемный семинар “Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями “Сопровождаемое взросление”, МПГУ, март 2018 г.
Доклад “Личностная идентичность человека с интеллектуальными нарушениями на разных возрастных этапах как условие социализации”
Научно-практическая конференция “Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с комплексными нарушениями”, МПГУ, Москва, апрель 2018 г.
Доклад “Учет возрастных особенностей в содержании образования детей с выраженными интеллектуальными нарушениями”,
Научно-практическая конференция с международным участием “Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья”, МПГУ, апрель 2018 г.
Модератор секции “Инклюзия как образ жизни”
Доклад “Культура инклюзии в контексте современного образования”
Всероссийский семинар-совещание “Организация комплексного сопровождения и образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития в контексте требований ФГОС”, Псков, Министерство образования и науки, Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, май 2018 г.
Доклад “Потребности проблемы практики в связи с внедрением ФГОС (2вариант АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Модератор дискуссионной площадки “Актуальные вопросы подготовки специалистов для образования детей с ТМНР и сопровождения жизни взрослых лиц с ментальной инвалидностью”
Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение: эффективные модели в условиях инклюзивного и специального образования», г. Ростов-на-Дону, ДГТУ, сентябрь 2018г.,
Доклад ” Альтернативная и дополнительная коммуникация в специальном образовании”
Международная конференции лечебных педагогов и социальных терапевтов «Социальность. Игра. Пространство», Дорнах (Швейцария), октябрь 2018 г.,
Модератор рабочей группы «Биографические задачи встречи с человеком с нарушениями».
Всероссийская конференция с международным участием «Образование детей с тяжелыми нарушениями развития», ноябрь 2018 г., г. Псков, ГБОУ ЦЛП,
Доклад”Построение образования детей с умственной отсталостью в логике личностно-деятельностного подхода”,
Мастер-класс “Обучение грамоте детей с выраженными интеллектуальными нарушениями”
Международный научно-практический конгресс «Дети в душевной беде. Травмапедагогика», г. Москва, МПГУ, ноябрь 2018г.
Региональный научно-практический семинар «Профессиональный дизайн взаимоотношений как основа реабилитации лиц с психофизическими нарушениями» г. Москва, МПГУ, Ассоциация специалистов по поддержке лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил», 26 февраль 2019 г., Доклад: «Практико-ориентированное образование в магистратуре – требования времени”
Региональный практический семинар “Развитие коммуникативных навыков с использованием аьтернативной и дополнительной коммуникации – вызовы для педагогов и терапевтов”, г. Москва, АНО Центр “Пространство общения”, март 2019 г.,
VII Международная научно-практическая конференция “Аутизм, вызовы и решения”, г. Москва, апрель 2019 г.
IV Всероссийский научно-практический проблемный семинар с международным участием «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями «Сопровождаемое взросление”, МПГУ, апреля 2019 г., Доклад “Возраст и человек с умственной отсталостью”
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы самоопределения и социализации лиц с умственной отсталостью: сопровождаемое взросление инвалидов с психофизическими нарушениями», Ассоциация специалистов по поддержке лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» г.Москва, МПГУ, май 2019 г.,
Мастер класс “Творческая самореализация лиц с психофизическими нарушениями в трудовой деятельности”
I Международный научно-практический семинар “Инклюзивное образование как глобальная цель развития” (Часть 1: Россия), г.Москва, МПГУ, 26 мая – 2 июня 2019 г.; (Часть 2: Германия) г. Пассау, университет Пассау; г. Мангейм, университет Алануса, Институт вальдорфского образования, интеграции и межкультурности, 2 июня – 9 июня 2019 г.
Международная конференция по лечебной педагогике и социальной терапии “Инклюзия современности”, Дорнах, Швейцария, октябрь 2019
Межвузовская научно-практическая конференция “Современные подходы и технологии в специальной педагогике”, МПГУ, октябрь 2019,
Доклад “Образование детей с особыми образовательными потребностями как непрерывный процесс самоопределения”
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием “Сто лет вальдорфской педагогике: образование, которое меняет мир”, СГПУ, Смоленкс, октябрь 2019
Доклад “Лечебная педагогика в образовательном пространстве России”
V Международная научно практическая конференция “Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность”, МГГПУ, октябрь 2019
Доклад “Личностное самоопределение человека через творческую деятельность”
III Всероссийский съезд дефектологов, Москва, ноябрь 2019
Доклад “Учебные практикумы как организационная модель образования лиц с умственной отсталостью”
I Германо-Российский Инклюзивный Социальный Форум, МПГУ, ноябрь 2019
Доклад ” Общество на пути к инклюзии”
Онлайн-семинар “Актуальные вопросы организации образования и комплексного сопровождения лиц с ТМНР”, ФРЦ “Центр лечебной педагогики”, Псков, декабрь 2019
Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ООП в условиях инклюзивного образования», МГОУ, февраль .2020.
Доклад “Компетентностный подход в образовании обучающихся с тяжелыми, множественными нарушениями развития”
Член международного Совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии от Восточной Европы (Кассель, Германия)
Представитель России в международном Совете по лечебной педагогике и социальной терапии (Дорнах Швейцария)
Председатель правления Ассоциации “Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций”
Основатель ЧУОО “Школа св.Георгия”, лечебный педагог, классный учитель, руководитель (1995 -2016 г.г.)
Член организационной группы Международного сотрудничества образовательных центров по подготовке лечебных педагогов и социальных терапевтов стран Восточной Европы “КРУГ”
Член Экспертного совета по проблемам изучения, воспитания, обучения и сопровождения лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ИКП РАО
Координатор образовательных проектов по подготовке лечебных педагогов и социальных терапевтов
регионального проекта г.Рязань (2010-2013 гг.)
регионального проекта г.Самара (2015-2018 гг.)
международного проекта г. Кишинев. Молдавия-Германия (2016 -2018 гг.)
регионального проекта г.Казань (2019-2021 гг.)
Доцент
Доцент
Кандидат педагогических наук
Изучение, образование, профессионально-трудовая адаптация лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, сопровождаемое проживание, трудозанятось и трудоустройство лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Социокультурная реабилитация лиц с ОВЗ.
Лечебная педагогика и социальня терапия.
Образование молодых специалистов в сфере специального и инклюзивного образования.