Навигация по сайту

Ирина Викторовна

Харитонова

Образование

1979 -1984 МГПИ им. В.И. Ленина (МПГУ), диплом с отличием
1989-1992 аспирантура МПГУ (кафедра лексики и фонетики французского языка)
1998-2001 докторантура МПГУ (кафедра лексики и фонетики французского языка)
2002-2003 прикрепление к кафедре философии МПГУ для завершения работы над докторской диссертацией

Тема кандидатской диссертации

Тенденции образования глагольных фразеологических единиц в современном французском языке (на примере фразеоструктуры V+en+N)

Тема докторской диссертации

Системное исследование языка: философско-методологический аспект

Курсы текущего учебного года

Уровень магистратуры:
Иностранный язык для специальных целей
Лингводидактические технологии в поликультурной среде
Методология исследовательской деятельности
Уровень бакалавриата:
Теоретическая фонетика французского языка
Основы межкультурной коммуникации

Публикации

Опубликовано 80 работ. Среди них

– монографии:

Теоретические основы системного исследования языка. Монография. – 2003.
Системный подход к исследованию языка. Монография. – 2004.

Системный подход к исследованию языка. Монография. – 2016 (в соавторстве с Золотухиным Д.С., Матвеевой А.А.).

– учебные пособия:

Французский язык для поступающих в вузы. Учебное пособие. – 1996, 2005. (в соавторстве).
Франция как она есть. Учебное пособие. – 2000, 2002, 2007 (в соавторстве).
Французский язык. Базовый курс. – 2013 (в соавторстве).

Практикум по работе с зарубежными источниками информации (на материале французского и немецкого языков). – Москва: МПГУ, 2014 (в соавторстве).

Теория и практика межкультурной коммуникации. Учебно-методическое пособие (в соавторстве). – М.: МПГУ. – 2018

– статьи в периодических изданиях, рецензируемых ВАК и входящих в РИНЦ:

Философско-методологический подход к определению места языка в системе образования. – Наука и школа. – 2004.
Информация, язык и развитие личности: философский аспект. – Развитие личности. – 2004.
О новых подходах к формированию компетентности студентов в области иностранного языка. – Преподаватель XXI век. – 2009.
Системное исследование языка: построение балансовой модели (на примере современного французского языка). – Преподаватель XXI век. – 2013. – № 1.
Функциональная модель языка. Язык. Культура. Речевое общение. – 2013. – № 2.
Вариантность фразеологических единиц с компонентом-зоонимом как проявление нелинейности во фразеологической системе французского языка. – Преподаватель XXI век. – 2014 (в соавторстве).- № 2.

Восприятие звука и звукоподражание в системе языка и познании. Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2015. –  № 7 (том 7) (в соавторстве)

Коммуникация: формально-семантический анализ. Преподаватель XXI век. – М.: 2017. – № 3 (в соавторстве).

Системное использование медийных средств обучения грамматике французского языка на основном этапе общего образования (на примере согласования времен изъявительного наклонения). Наука и школа. – Москва: 2018. – № 6 (в соавторстве).

Формирование организационного подхода к изучению языковых явлений в западно- и восточноевропейской методологии науки (на примере теорий Ф. де Соссюра и А.А. Богданова) [Электронный ресурс] // Теория языка и межкультурная коммуникация. Электронный научный журнал Курского государственного университета. –  2019. № 2 (33). URL: https://tl-ic.kursksu.ru/#new-number  (дата обращения: 24.06.2019) (в соавторстве).

Глаголы, обозначающие звуки фауны во французском языке: феноменологический анализ. Преподаватель XXI век. – М.: 2019. – № 3 (в соавторстве).

Formation of organizational. Approach to the study of linguistic phenomena in western and eastern European scientific methodology (cse study of F.de.Saussur’s and A. Bogdanov’s theories). 02-06 октября 2019 г. II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном пространстве «Восток-Запад: пересечения культур»/статьи, доклады II Всемирного конгресса в Японии 2019 года/Япония, Киото/Сангё, издательство «Tanaka Print». Том 1. 2019. 727 с. – –. JAIRO, NII, SCOPUS. – С.с. 182 – 191 (в соавторстве)

Повышение квалификации

1996: стажировка в университете города Кан (Caen) по приглашению Министерства национального образования, Министерства иностранных дел и Министерства по сотрудничеству и развитию Франции;
2011: МПГУ дистанционные методы обучения в современном образовании, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2013: МПГУ Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения
2017: «Романистика в эпоху полилингвизма», 2017, 72 ч., регистрационный номер 26-1072, дата выдачи 21 октября 2017 года, МГЛУ
2019: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), программа повышения квалификации «Комплексная безопасность», 2019, 72 ч., регистрационный номер 057/350-2019, дата выдачи 22 апреля 2019
регистрационный номер 01152-ПК-2019, дата выдачи 27 мая 2019
2019: МПГУ, программа повышения квалификации «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 36 часов.
2019: МПГУ, программа повышения квалификации «Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организация образовательного процесса по программам высшего образования» 17.04.-17.05 2019, 128 часов. Удостоверение 772408215199. Регистрационный номер 01152-ПК-2019. Дата выдачи 27.05.2019

Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Министерства Образования и науки РФ
Почетная грамота Ученого совета МПГУ

Достижения и поощрения

Диплом участника конкурса учебно-методических работ МПГУ 2014 года за учебное пособие "Французский язык. Базовый курс" (в соавторстве).
Международный научно-исследовательский конкурс «Студенческие научные достижения». – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. Диплом 1 степени (в соавторстве).

Архив учебных курсов

Иностранный язык (французский)
Деловой иностранный язык (французский)
Иностранный язык второй (французский)
Язык электронных и традиционных франкоязычных СМИ
Теория и практика межкультурной коммуникации
Введение в теорию межкультурной коммуникации
Практикум по межкультурной коммуникации
Редактирование текста
Речевая деятельность общества
Актуальные проблемы грамматики французского языка

Исследовательские проекты и гранты

1. РГНФ Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследовании и поисковых научных исследовании отдельными научными группами.
Название проекта: "Разработка и применение интеракционального подхода в исследованиях когнитивно-коммуникативных систем".
Номер проекта 14-18-01611
Код типа проекта ОНГ
Отрасль знания 08
Основной код классификатора 08-601
Дополнительные коды классификатора 08-453 08-704
Код ГРНТИ 02.31.21
2. РГНФ, конкурс 2016 года
Название конкурса «Основной конкурс 2016 года»
Название проекта «Разработка и применение интеракционального подхода в исследованиях когнитивно-коммуникативных систем»
Тип проекта а - проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами или отдельными учеными
Область знания 04
Код классификатора04-120
Заявка № 16-04-00479
3. РФФИ, конкурс 2018 года
Название проекта «Разработка интеракционального подхода в исследованиях когнитивно-коммуникативных систем»
Код и название конкурса А Инициативный
Область знаний 12 ФИЛОЛОГИЯ и искусствоведение
Научная дисциплина - основной код 10.02.05 – романские языки
Заявка 18-012-00523
4. РФФИ, конкурс 2019 (в соавторстве с Золотухиным Д.С.)
Название конкурса Экспансия «Конкурс на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных обзорных статей»
Название проекта «Методология формирования иноязычной терминологической компетенции обучающихся на уровне магистратуры»
Заявка 19-113-50198

Участие в конференциях

Современные тенденции в науке и образовании. Международная научно-практическоая конференции 3 марта 2014 г. «АР-Консалт», 2014 г.

Язык, культура, речевое общение. Международная научная конференция, посвященной 90-летию профессора Марка Яковлевича Блоха.

Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук. II-ая международной научно-практическая конференция. – Омск, 7 мая 2015.

Международная конференция «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». 16 марта 2016 года. – Москва.

Международная конференция Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». (15-16 марта 2017 года). – Москва

ФГБОУ ВО «МГЛУ» 19-21 октября 2017 г. Международная научно-практическая конференция «Романистика в эпоху полилингвизма». – Москва

Научно-практический международный семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» на тему: «Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога». 29-30.11.2017. МПГУ:

Международая научаяй конференция Эволюция романских языков от языка народности к языку нации. 26-27 июня 2018 г. = МГОУ, Москва

Международаяй научно-практичесаяй конференция, посвященная 70-летию Института иностранных языков. г. Москва, 22-24 ноября 2018 г.

IV Международная конференция «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». 13-15 марта 2019 г. – Москва: МПГУ.

III Европейский конгресс преподавателей французского языка, 4 – 8 сентября 2019г. Афины, Греция.

II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме ВOСТОК-ЗАПАД: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР Университет Киото Сангё, Япония, Киото 2-6 октября 2019 г.


Заведующий кафедрой романских языков

Доцент

Кандидат филологических наук, доктор философских наук


Профессиональные интересы

Иностранные языки, философия, межкультурная коммуникация, лингводидактика


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 721
тел. рабочий 8(499) 4000 248 добавочный 694
iv.kharitonova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)