Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Наталия Сергеевна

Комова

Образование

Аспирантура: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», 2014, 19.00.10 (коррекционная психология).
Высшее: Московский городской педагогический университет, 1998, факультет психологии, специальность «психология», квалификация «педагог-психолог».
Профессиональная переподготовка: Российский государственный медицинский университет Росздрава, 2006, факультет клинической психологии, специальность 022700 «клиническая психология», квалификация «клинический психолог».

Курсы текущего учебного года

Тифлопсихология.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушением зрения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с пониженным зрением.
Моделирование образовательных программ для лиц с нарушением зрения.
Технология развития зрительного восприятия.
Нарушения развития в детском возрасте.
Технология формирования представлений об окружающем мире.
Ранняя помощь детям с нарушениями зрения.
Технологии формирования вербальных и невербальных средств общения.
Технологии личностного развития.


Публикации

  1. Подугольникова, Т.А., Козлова, Е.А., Носова, М.Ф., Комова, Н.С. Развитие зрительной работоспособности с помощью интерактивной компьютерной программы «Кодинг» у детей с нарушением бинокулярного зрения// Дефектология – № 6, 2006 г. – С.59-66.
  2. Подугольникова, Т.А., Козлова, Е.А., Носова, М.Ф., Комова, Н.С., Самохина, Н.В. Развитие зрительной работоспособности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью интерактивной программы «Кодинг»// Сб. Департамента образования г.Москвы «Основные направления развития дошкольного образования» – М., 2007г. – С.68-73.
  3. Комова, Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии // Школьный вестник – №5, 2008г. – С.1-4.
  4. Бондаренко, М.П., Комова, Н.С. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №3, 2010г.– С. 1–16.
  5. Комова, Н.С. Психологическая диагностика детей с нарушением зрения дошкольного возраста // Сб. материалов (в трех частях) IV-ой международной научно-практической конференции «развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы» г. Санкт-Петербург, НОУ «Институт специальной психологии и педагогики» – часть I, 2010г. – С.34-37.
  6. Комова, Н.С., Козлова, Е.А.,  Пролагаева, Г.Н., Лемехова, Г.В.,  Самохина, Н.В. Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Вестник тифлологии. – №2, 2010г., – С.95-98.
  7. Комова, Н.С., Козлова, Е.А. Использование пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №3, 2011г.– С. 1–16.
  8. Комова, Н.С. Элементы комплексной коррекционно – компенсаторной технологии успешности обучения и адаптации детей с нарушением зрения/ Сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: опыт и перспективы». 14-15 октября 2011г. Г.Баку – Республика Азербайджан.
  9. Денискина, В.З., Комова, Н.С. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – №2, 2013г. – С. 3-10.
  10. Соколов, В.В., Комова Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – №6, 2013г. – С. 33-42.
  11. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: Методическое пособие /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – (Комова, Н.С. раздел I гл.6: 6.5, раздел II, гл. 10: 10.2). – Тираж – 1000 экз.
  12. Комова, Н.С. Дифференцированный подход в определении специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Образовательных условий  обучения детей с нарушением зрения / Н.С. Комова // Инклюзивное образование: современные проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Ереван,1-2 октября 2015 г. – Ереван: АГПУ им. Хачатура Абовяна, 2015. – С.235-240.
  13. Комова, Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г. — №3. — С. 19–28.
  14. Комова, Н.С. Организация обследования и определение образовательных условий обучения слепого и слабовидящего ребенка специалистом ПМПК/ Н.С. Комова // Образование в Кировской области. ­­­­­­­­­— 2016г. — №1. — С. 28–34.
  15. Комова, Н.С. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушением зрения / Н.С. Комова // Школьный вестник. — 2016г. — №5. — С. 1–18.
  16. Денискина, В.З. Комова, Н.С. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс / В.З. Денискина, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г. ­­­­­­­­­­­­­­­­­— №7. — С.8-20. (работа выполнена в рамках Государственного Задания №2016/Р12 Минобрнауки РФ).
  17. Комова, Н.С. Слабовидящий школьник в инклюзивном образовании / Н.С. Комова // Школьный вестник. — 2016г. — №9. — С. 3–11.
  18. Козлова, Е.А. Комова, Н.С. Дидактические игры как средство реализации коррекционно-развивающих задач на занятиях с детьми, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №2, 2017г.– С. 1–16.
  19. Яшин, А.Д., Соколов, В.В., Комова, Н.С. Специфика обучения детей с глубоким нарушением зрения работе на персональном компьютере /А.Д. Яшин, В.В. Соколов, Н.С. Комова // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики: материалы межрегиональной конференции (г. Москва, 3-5 мая, 2017г.). – М: УЦ «Перспектива», – С. 298-305.
  20. Комова Н.С., Соколов В.В. Выбор профессии слепыми школьниками старших классов и их востребованность на рынке труда [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 12–20. doi:10.17759/psyedu.2017090402
  21. Методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями зрения/ авт.-сост.: Л.Ю. Вакорина, Е.А. Козлова, Н.С. Комова, Н.В. Самохина, Т.А. Соловьева/Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. – Москва, 2018. – 43 с. ФЦ ПМПК ББК 74.33 М54
  22. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями/ Учебное пособие для студентов под ред. Л.А. Головчиц. ISBN: 978-5-4263-0843-5 Москва : МПГУ, 2019.– 288 с. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.А. Головчиц [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/94640.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

Повышение квалификации

ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» тема: «Использование HTML и CSS для создания сайтов в учебном процессе», 2013 г., 72 ч. (удостоверение: ДИС27-2/7).

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» тема: «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», 2015 г., 72 ч. (удостоверение: у-2470/б).

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» тема: «Тифлопедагогическая практика в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», 2016 г., 72 ч. (удостоверение: у-762/б).

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» тема: «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра», 2016 г., 72 ч. (удостоверение: у-11133/б).

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», научно-практическая конференция «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ», 2016 г., (сертификат 18 ч.).

ФГБОУ ВО МПГУ. Удостоверение о повышении квалификации № 772406321350, рег. № 20299-ПК-2017 по программе: "Инклюзивное образование детей с ОВЗ" (16 часов).


ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ. Удостоверение о повышении квалификации № у-865/б от 20.12.2018 по программе: «Социальное воспитание и обучение слепоглухих детей согласно ФГОС НОО» (72 часа).

ФГБОУ ВО МПГУ. Удостоверение о повышении квалификации № 772408214858 (00729-ПК-2019г.) от 30.04.2019 по программе: «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» (36 часов).

ФГБОУ ВО МПГУ. Удостоверение о повышении квалификации № 772411319534 от 25.06.2020 по программе: «Использование электронной информационной образовательной среды в образовательном процессе и административной деятельности МПГУ» (36 часов).

Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Министерства Образования и Науки РФ (приказ от 31.01.11г. № 71/к-н).

Архив учебных курсов

Технологии обучения социально-бытовой ориентировке.
Обучение слепых детей с нарушениями интеллекта.
Технологии проведения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с нарушением зрения.
Технологии проектирования и реализации АОП для обучающихся с нарушениями зрения.

Исследовательские проекты и гранты

1. Принимала участие в разработке проекта специальных требований ФГОС для слепых и слабовидящих детей в рамках исполнения договоров №№ 14/281 и 14/282 от 29.04.2014г. «Проекты специальных требований в ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», ГБОУ ВО МГППУ.
2. Принимала участие в разработке проекта ФГАОУ ВО РУДН по теме № 201217-2-074 (Обучение специалистов психолого-медико-педагогических комиссий новым классификациям и критериям для формирования заключений) с 01.09. по 31.10.17г.
3. Проект ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" по разработке примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 5-6 классов, 2019г. ст.преподаватели Соколов В.В. и Комова Н.С., доцент Денискина В.З.
4. Выполнение работ «Специфика деятельности специалистов ПМПК» в рамках ГК № 07.Z06.11.0011 от 25 июля 2019 г. «Обучение специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в 2019 – 2020 годах» ст. преподаватель Комова Н.С.

С 2011 года Н.С. Комова ежегодно принимает участие в качестве разработчика содержательной части, касающейся организации, обеспечения условий, обследования, обучения и развития детей с нарушением зрения в научно-методических и исследовательских проектах (грантах): 2011-2014гг ГБОУ ВПО МГППУ; 2015-2016 г ГБОУ ВО МГППУ; 2016-2017гг ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"; 2017г., 2018г., 2019г. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; 2017г ФГБОУ ВО МПГУ, 2019г. ФРЦ ПМПК Министерства Просвещения РФ.

Участие в конференциях

  1. Городской научно-практический семинар “Особенности организации государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ”, 16 февраля 2015г.
  2. Доклад “О создании специальных условий для проведения государственной итоговой аттестации для слепых обучающихся”. Организаторы:  Департамент образования города Москвы, МГППУ, ИПИО,  Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, http://www.inclusive-edu.ru/life_news/
  3. Городской научно-практический семинар «Актуальные вопросы разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ», 23 марта 2015 года. Доклад «Разработка АООП для детей с нарушениями зрения». Организаторы: Департамент образования города Москвы, МГППУ,  Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования.
  4. Круглый стол «Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование: проблемы и меры по развитию инклюзивного образования в России» (поручения Президента РФ от 12.12.14г. №Пр-2876 пп. 2 «б» и 3 «б»), 21 мая 2015г. Доклад «Проблемы доступности образования детям с нарушением зрения». Организаторы: рабочая группа Центрального штаба ОНФ.
  5. Всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы, 15-17 сентября 2015г. Ведущая секции «Вопросы обеспечения и реализации АООП ФГОС НОО обучающихся с нарушениями зрения», доклад «Особенности реализации АООП образования обучающихся с нарушениями зрения».
  6. Выступление с докладом на Республиканском Совете незрячих специалистов при ЦП ВОС 20 ноября 2015г. Доклад «Образовательные стандарты для коррекционных школ, обучающих слепых и слабовидящих детей».
  7. ФГБОУ ВО МГППУ конференция 25-27 сентября 2016г. “Использование в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений ПМПК”, секция и доклад: «Использование в работе тифлопедагога ПМПК новых классификаций и критериев».
  8. ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» VI Международная научно-практическая конференция «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» 18 мая 2017г.
  9. ФГАОУ ВО РУДН Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики» 12-14 октября 2017 г. Проведение вебинара и доклад: Организация и проведение психолого-педагогического обследования лиц с глубоким нарушением зрения (слепые и слабовидящие).
  10. II Всероссийский съезд дефектологов г.Москва, 2-3 ноября 2017г. эксперт секции «Управление профессиональным развитием тифлопедагога: опыт, вызовы, перспективы».
  11. VIII Международная Конференция ICEVI Восточно-европейских стран «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями: технологический и социальный аспект». Организатор: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» (СГТУ имени Гагарина Ю.А.). Дата – 27-29 сентября 2018 г. Место проведения: г. Саратов. Модератор секции и докладчик: Комова Н.С. «Технологии проектирования и реализации АОП для дошкольников с нарушениями зрения».
  12. Всероссийская конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры» 25-26 октября 2018г. Организованная Министерством Просвещения РФ, Федеральный центр ПМПК, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Доклад: ст. преподаватель Комова Н.С. «Обследование ребенка с нарушениями зрения на ПМПК».
  13. Всероссийское совещание руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями зрения, организованное Министерством Просвещения РФ и
  14. ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», г.Липецк, 17-19 апреля 2019г. ст. преподаватель Комова Н.С. доклады: «Требования к образовательным результатам основного общего образования обучающихся с нарушениями зрения», «Презентация программы переподготовки ГБОУ ВО МПГУ «Тифлопедагогика», предусматривающей возможность обучения без отрыва от основной профессиональной деятельности».
  15. Преподавание на КПК для ППС ФГАОУ ВО РУДН (1200 чел.) по обучению лиц с нарушением зрения в ВУЗе (подготовка материалов очно-заочного обучения по заявленной теме, обучение) 2018-2019 уч.год.
  16. Выполнение работ «Специфика деятельности специалистов ПМПК» в рамках ГК № 07.Z06.11.0011 от 25 июля 2019 г. «Обучение специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в 2019 – 2020 годах» ст. преподаватель Комова Н.С.
  17. Проект ФГБНУ “Центр защиты прав и интересов детей” по разработке примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 5-6 классов, 2019г. в соавторстве со ст.преподавателем Соколовым В.В. и доцентом Денискиной В.З.
  18. Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности». Организаторы: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Дата проведения – 27 апреля 2020 г. (дистанционно). Тема выступления: «слабовидящий обучающийся в инклюзивной школе» ст. преп. Н.С. Комова.
  19. Член жюри в заключительном этапе Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог – 2020», организованном Министерством просвещения РФ.
  20. Всероссийский обучающий семинар для педагогов и руководителей общеобразовательных организаций «Организация деятельности тьютора по вопросам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью» 6 мая 2020г. ст.преп. Комова Н.С. лекция «Особенности деятельности тьютора с обучающимися с нарушениями зрения».
  21. Ст.преп. Комова Н.С. лекция «Психолого-педагогическое сопровождение и система специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения», которая состоялась в рамках Всероссийского обучающего семинара для руководителей и специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью» 21.04.2020г.
  22. Ст.преп. Комова Н.С. лекция «Технология воспитательной работы с детьми с нарушением зрения в общеобразовательных организациях», которая состоялась в рамках Всероссийского обучающего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций «Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью» 27.04.2020г.
  23. Обучающий вебинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель дефектолог-2020» 04.10.2020г. «Адаптация визуального материала для работы с детьми, имеющими нарушения зрения» ст. преп. Н.С. Комова. Член жюри заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог-2020»
  24. Российская академия образования: обучающий семинар для учителей-дефектологов образовательных организаций, психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью «особенности работы учителя дефектолога образовательных организаций, психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с детьми с ОВЗ и инвалидностью» 09.10.2020г. Мастер-класс: «Современные практики коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения» ст. преп. Н.С. Комова.

Дополнительная информация

Научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО 2008 – 2018 гг.

Практикующий психолог с 2000 г., высшая квалификационная категория (срок последней аттестации – март 2016 г.). Работала в образовательных организациях: ГБОУ д/с №112 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, ГБОУ СОШ(И) №1 III вида, ГБОУ Школа № 283.


Старший преподаватель


Профессиональные интересы

Специальная психология (тифлопсихология, нейропсихология, дифференциальная диагностика), тифлопедагогика (дошкольное образование детей с нарушением зрения; инклюзивное образование детей с глубоким нарушением зрения; консультативно-методическое сопровождение процесса обучения детей с глубоким нарушением зрения в условиях реализации ФГОС; сопровождение специалистов, работающих с детьми-инвалидами; профессиональное образование лиц с нарушением зрения).


Контактная информация

119571, Проспект Вернадского, д. 88, каб. 732
8(495) 438-11-53
ns.komova@mpgu.su; nskomova@gmail.com

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)