Навигация по сайту

Наталия Сергеевна

Комова

Образование

Аспирантура: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», 2014, 19.00.10 (коррекционная психология).
Высшее: Московский городской педагогический университет, 1998., факультет психологии, специальность «психология», квалификация «педагог-психолог».
Профессиональная переподготовка: Российский государственный медицинский университет Росздрава, 2006, факультет клинической психологии, специальность 022700 «клиническая психология», квалификация «клинический психолог».

Курсы текущего учебного года

Тифлопсихология.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушением зрения.
Технологии обучения социально-бытовой ориентировке.
Обучение слепых детей с нарушениями интеллекта.
Технологии проведения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с нарушением зрения.
Технологии проектирования и реализации АОП для обучающихся с нарушениями зрения.

Публикации

  1. Подугольникова, Т.А., Козлова, Е.А., Носова, М.Ф., Комова, Н.С. Развитие зрительной работоспособности с помощью интерактивной компьютерной программы «Кодинг» у детей с нарушением бинокулярного зрения// Дефектология – № 6, 2006 г. – С.59-66.
  2. Подугольникова, Т.А., Козлова, Е.А., Носова, М.Ф., Комова, Н.С., Самохина, Н.В. Развитие зрительной работоспособности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью интерактивной программы «Кодинг» // Сб. Департамента образования г.Москвы «Основные направления развития дошкольного образования» – М., 2007. – С.68-73.
  3. Комова, Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии // Школьный вестник – № 5, 2008. – С.1-4.
  4. Бондаренко, М.П., Комова, Н.С. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – № 3, 2010.– С. 1–16.
  5. Комова, Н.С. Психологическая диагностика детей с нарушением зрения дошкольного возраста // Сб. материалов (в трех частях) IV международной научно-практической конференции «развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы» г. Санкт-Петербург, НОУ «Институт специальной психологии и педагогики» – часть I, 2010. – С.34-37.
  6. Комова, Н.С., Козлова, Е.А.,  Пролагаева, Г.Н., Лемехова, Г.В.,  Самохина, Н.В. Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Вестник тифлологии. – № 2, 2010, – С.95-98.
  7. Комова, Н.С., Козлова, Е.А. Использование пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – № 3, 2011.– С. 1–16.
  8. Комова, Н.С. Элементы комплексной коррекционно – компенсаторной технологии успешности обучения и адаптации детей с нарушением зрения/ Сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: опыт и перспективы». 14-15 октября 2011 г. Г.Баку – Республика Азербайджан.
  9. Денискина, В.З., Комова, Н.С. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 2, 2013. – С. 3-10.
  10. Соколов, В.В., Комова Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 6, 2013. – С. 33-42.
  11. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: Методическое пособие /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – (Комова, Н.С. раздел I гл.6: 6.5, раздел II, гл. 10: 10.2). – Тираж – 1000 экз.
  12. Комова, Н.С. Дифференцированный подход в определении специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Образовательных условий обучения детей с нарушением зрения / Н.С. Комова // Инклюзивное образование: современные проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Ереван,1-2 октября 2015 г. – Ереван: АГПУ им. Хачатура Абовяна, 2015. – С.235-240.
  13. Комова, Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 19–28.
  14. Комова, Н.С. Организация обследования и определение образовательных условий обучения слепого и слабовидящего ребенка специалистом ПМПК/ Н.С. Комова // Образование в Кировской области. ­­­­­­­­­— 2016. — №1. — С. 28–34.
  15. Комова, Н.С. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушением зрения / Н.С. Комова // Школьный вестник. — 2016. — №5. — С. 1–18.
  16. Денискина, В.З. Комова, Н.С. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс / В.З. Денискина, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. ­­­­­­­­­­­­­­­­­— №7. — С.8-20. (работа выполнена в рамках Государственного Задания №2016/Р12 Минобрнауки РФ).
  17. Комова, Н.С. Слабовидящий школьник в инклюзивном образовании / Н.С. Комова // Школьный вестник. — 2016. — № 9. — С. 3–11.
  18. Козлова, Е.А. Комова, Н.С. Дидактические игры как средство реализации коррекционно-развивающих задач на занятиях с детьми, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – Прил. к журналу «Мы вместе»: странички для занятий с детьми. – №2, 2017.– С. 1–16.
  19. Яшин, А.Д., Соколов, В.В., Комова, Н.С. Специфика обучения детей с глубоким нарушением зрения работе на персональном компьютере /А.Д. Яшин, В.В. Соколов, Н.С. Комова // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики: материалы межрегиональной конференции (г. Москва, 3-5 мая, 2017 г.). – М: УЦ «Перспектива», – С. 298-305.

 

Повышение квалификации

ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» тема: «Использование HTML и CSS для создания сайтов в учебном процессе», 2013г., 72ч. (удостоверение: ДИС27-2/7).
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» тема: «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», 2015г., 72ч. (удостоверение: у-2470/б).
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» тема: «Тифлопедагогическая практика в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», 2016 г., 72ч. (удостоверение: у-762/б).
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» тема: «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра», 2016 г., 72ч. (удостоверение: у-11133/б).
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», научно-практическая конференция «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ», 2016 г., (сертификат 18 ч.).

Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Министерства Образования и Науки РФ (приказ от 31.01.11 г. № 71/к-н).

Исследовательские проекты и гранты

1. Принимала участие в разработке проекта специальных требований ФГОС для слепых и слабовидящих детей в рамках исполнения договоров №№ 14/281 и 14/282 от 29.04.2014 г. «Проекты специальных требований в ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», ГБОУ ВО МГППУ.
2. Принимала участие в разработке проекта ФГАОУ ВО РУДН по теме № 201217-2-074 (Обучение специалистов психолого-медико-педагогических комиссий новым классификациям и критериям для формирования заключений) с 01.09. по 31.10.17 г.

Участие в конференциях

Городской научно-практический семинар “Особенности организации государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ”, 16 февраля 2015 г.

Доклад “О создании специальных условий для проведения  государственной итоговой аттестации для слепых обучающихся”. Организаторы:  Департамент образования города Москвы, МГППУ, ИПИО,  Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, http://www.inclusive-edu.ru/life_news/

Городской научно-практический семинар «Актуальные вопросы разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ», 23 марта 2015 года. Доклад «Разработка АООП для детей с нарушениями зрения». Организаторы: Департамент образования города Москвы, МГППУ, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования.

Круглый стол «Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование: проблемы и меры по развитию инклюзивного образования в России» (поручения Президента РФ от 12.12.14г. №Пр-2876 пп. 2 «б» и 3 «б»), 21 мая 2015г. Доклад «Проблемы доступности образования детям с нарушением зрения». Организаторы: рабочая группа Центрального штаба ОНФ.

Всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы, 15-17 сентября 2015г. Ведущая секции «Вопросы обеспечения и реализации АООП ФГОС НОО обучающихся с нарушениями зрения», доклад «Особенности реализации АООП образования обучающихся с нарушениями зрения».

Выступление с докладом на Республиканском Совете незрячих специалистов при ЦП ВОС 20 ноября 2015г. Доклад «Образовательные стандарты для коррекционных школ, обучающих слепых и слабовидящих детей».

ФГБОУ ВО МГППУ конференция 25-27 сентября 2016г. “Использование в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений ПМПК”, секция и доклад: «Использование в работе тифлопедагога ПМПК новых классификаций и критериев».

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» VI Международная научно-практическая конференция «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» 18 мая 2017г.

ФГАОУ ВО РУДН Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики» 12-14 октября 2017 г. Проведение вебинара и доклад: Организация и проведение психолого-педагогического обследования лиц с глубоким нарушением зрения (слепые и слабовидящие).

II Всероссийский съезд дефектологов г.Москва, 2-3 ноября 2017г. эксперт секции «Управление профессиональным развитием тифлопедагога: опыт, вызовы, перспективы».

Дополнительная информация

Научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО с 2008 г. и по настоящее время.

Практикующий психолог с 2000 г., высшая квалификационная категория (срок последней аттестации – март 2016 г.).

Работала в образовательных организациях: ГБОУ д/с № 112 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, ГБОУ СОШ(И) № 1 III вида, ГБОУ Школа № 283.


Старший преподаватель


Профессиональные интересы

Специальная психология (тифлопсихология, нейропсихология, дифференциальная диагностика), тифлопедагогика (дошкольное образование детей с нарушением зрения; инклюзивное образование детей с глубоким нарушением зрения; консультативно-методическое сопровождение процесса обучения детей с глубоким нарушением зрения в условиях реализации ФГОС; сопровождение специалистов, работающих с детьми-инвалидами; профессиональное образование лиц с нарушением зрения).


Контактная информация

119571, Проспект Вернадского, д. 88, каб. 406
8(499) 233-41-82
ns.komova@mpgu.su; nskomova@gmail.com

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)