Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Марина Владимировна

Короткова

Образование

В 1982 году окончила исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина по специальности "История и обществоведение" (квалификация "Учитель истории и обществоведения и звание учителя средней школы").

Тема кандидатской диссертации

«Развитие познавательной деятельности учащихся – цель и необходимое условие реализации внутрипредметных связей при изучении политической истории древних и Средневековых государств (VI –VII классы). Специальность 13.00.02 – методика преподавания истории. 1991 год, МГПИ им. В.И. Ленина

Тема докторской диссертации

«Эволюция повседневной культуры московского дворянства в ХVIII – первой половине ХIХ века». Специальность 07.00.02 – Отечественная история. 2009 год, МПГУ.

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
Методика личностно-ориентированного изучения отечественной культуры в школе (5 курс)
Методика интерактивного изучения культуры в музее и школе (4 курс)
Производственная практика (педагогическая) по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (5 курс)
Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы (5 курс)

Магистратура:
Музей как социокультурный институт (1 курс)
Музейная педагогика (2 курс)
Проектирование культурно-просветительских программ (2 курс)
Производственная практика (музейно-педагогическая) по получению
Профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (2 курс)
НИР практика/ Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская работа)

Аспирантура:
Теория и методика обучения и воспитания (история) (2 курс)
Основы проведения педагогического эксперимента в методическом исследовании (2 курс)
Производственная практика/ Педагогическая практика
НИР практика/ Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Публикации

Публикации за 2015–2022 гг.:

статьи в изданиях ВАК:

  1. Короткова М.В. Особенности методики обучения истории в условиях проведения традиционных и дистанционных занятий // Преподавание истории в школе. 2022. № 2. С. 3-10.
  2. Короткова М.В. Современные дискуссии о развитии методики обучения истории в условиях информатизации учебного процесса // Наука и школа. 2022. № 3. С. 71-78.
  3. Короткова М.В. Научно-методические основы реализации инновационных образовательных технологий со студентами старших курсов // Наука и школа. 2022. № 5. С. 215-224.
  4. Короткова М.В. Гендерный подход в преподавании истории: семейные ценности и миссия полов в контексте прошлого // Преподавание истории в школе. 2022. № 5. С. 3-13.
  5. Короткова М.В. “Новое” историческое краеведение в современной школе: проблемы содержания и формы работы // Преподавание истории в школе. 2021. № 7. С. 6-11.
  6. Короткова М.В. Методические подходы к использованию документов в теории и практике обучения истории // Преподавание истории в школе. 2021. № 4. С. 3-9.
  7. Короткова М.В. Роль детских музеев и экспозиций в реализации коммуникативного подхода в образовательной деятельности со школьниками // Наука и школа. 2021. № 4. С. 67-75.
  8. Короткова М.В. Параметры оценки проектной деятельности учащихся по истории в музее и школе // Наука и школа. 2021. № 2. С. 98-104.
  9. Короткова М.В. Реализация современных тенденций развития музейно-педагогического образования в деятельности лаборатории «Музейная педагогика» // Педагогическое образование и наука. 2021. № 1. С. 50-54.
  10. Короткова М.В. Использование игровых технологий в педагогических практиках музея и школы // Наука и школа. 2020. №2. С. 60-67.
  11. Короткова М.В. Культура участия и партиципаторные стратегии в музейной педагогике // Наука и школа. 2020. №4. С.97-102.
  12. Короткова М.В. Проектирование и реализация магистерской программы в контексте современных тенденций развития исторического образования // Школа будущего. 2020. №3. С.106-113.
  13. Короткова М.В. Познавательная деятельность и технология кейсов на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. №2. С. 51-57.
  14. Короткова М.В. Коммуникация и коммуникативный подход в теории и практике обучения истории в музее и школе // Преподавание истории в школе. 2020. №6. С. 3-9.
  15. Короткова М.В. Современный школьный урок в контексте развития методики преподавания истории// Преподавание истории в школе – 2019 – №4 – С.14-20.
  16. Короткова М.В. Музейная педагогика и методика преподавания истории: точки взаимодействия двух наук // Наука и школа – №3 – 2019 – С. 187- 194.
  17. Короткова М.В. Инклюзивная педагогика – новая тенденция развития образовательной деятельности в музее и школе // Школа будущего – 2019 – №2 –С. 6-11.
  18. Короткова М.В. Педагогическая мастерская как новая образовательная технология на уроках истории // Школа будущего – 2018 – №2 – С. 161- 166.
  19. Методический анализ современного урока истории в музее и школе //Школа будущего – 2018 -№1 – С. 104-108.
  20. Короткова М.В. «Новое краеведение» как современное направление развития музейной педагогики ХХ1 века // Наука и школа -№2 – 2018 – С.100-103
  21. Короткова М.В. Новый образ методики преподавания истории в условиях информационных и визуальных вызовов ХХ1 века// Преподавание истории в школе – №1 – 2018- С. 9-12 (0,5 п.л.)
  22. Короткова М.В. Новое краеведение» как современное направление развития музейной педагогики ХХ1 века // Наука и школа -№1 – 2018 – С. 100-103 (0,5 п.л.)
  23. Короткова М.В. Методический анализ современного урока истории в музее и школе //  Школа будущего – №1 – 2018 – С.104 – 108 (0,3)
  24. Короткова М.В. Педагогическая мастерская как новая образовательная технология на уроках истории // Школа будущего – 2018 – №2 – С. 161 -166 – (0,4)
  25. Короткова М.В. Историко- культурный стандарт и преподавание культуры в школьных курсах отечественной истории // Преподавание истории в школе – №4 – 2018 – С. 11 -14 (0,5 п.л.)
  26. Короткова М.В.  Театр и музей: использование приемов театрализации в культурно- образовательной деятельности музея // Наука и школа – №4 – 2018 – С. 128-132 (0,5)
  27. Короткова М.В. Методика применения интерактивного обучения на уроках истории в музее и школе // Преподавание истории в школе -№1 – 2017 – С. 3 -8 (0,5 п.л.)
  28. Короткова М.В. Интерактивное пособие по истории как инструмент исследовательской деятельности школьников // Наука и школа- №1 – 2017 – С.153- 156 (0,5 п.л.)
  29. Короткова М.В. Музейный квест по истории как педагогический феномен в контексте интерактивного обучения школьников// Школа будущего -№2 – 2017 – С. 81-85 (0,3 п.л.)
  30. Короткова М.В. Методика интерактивного обучения истории в музее и школе// Школа будущего. №2- 2016 – С. 47-50 (0,3 п.л.)
  31. Короткова М.В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования. // Наука и школа.- №2- 2016 – С. 173-179  (0,5 п.л.).
  32. Короткова М.В. Педагогическое наследие М.Т. Студеникина в свете тенденций развития современного исторического образования // Преподавание истории в школе- №2 – 2016 – С.10-14 (0,5 п.л.)
  33. Короткова М.В. Вспомогательные исторические дисциплины как основа реализации музейных образовательных программ для школьников // Наука и школа – №5- 2015 (0,5)
  34. Короткова М.В. Музейные издания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской аудиторией // Наука и школа -№2 – 2015 – С.173-179 (0,5)
  35. Короткова М.В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории // Преподавание истории в школе – №3 – 2015- С.3-10 (0,8)
  36. Короткова М.В. Веер в русской повседневной культуре ХV111-Х1Х вв. и музейно- выставочном пространстве // Культурное наследие России-  №1- 2015 – С.16-23  (1,0)

статьи в других изданиях:

  1. Короткова М.В. Технологический подход и реализация образовательных технологий на уроках истории // Ключевские чтения – 2022. Россия выбирает путь. Материалы Международной научной конференции молодых ученых. Сборник научных трудов / Отв. редактор В.Е. Воронин. М., 2022. С. 499-504.
  2. Короткова М.В. Современные тенденции развития школьного учебника истории // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий. материалы VI международной конференции. Московский педагогический государственный университет, Институт социально-гуманитарного образования. Москва, 2021. С. 377-384.
  3. Короткова М.В. Музейная педагогика как образовательный ресурс партнерской деятельности музея // Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Материалы международной конференции. Ч.2. М. МАНПО, 2019 – С. 345-349
  4. Короткова М.В. Театрализация как ценностный ориентир в развитии музейной педагогики ХХ1 века // Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Материалы Международной научно- практической конференции. Часть 2. М, 2018 – С. 318-322 (0,3)
  5. Короткова М.В. Мастер-класс как педагогическая технология в контексте интерактивного обучения в музее и школе// Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Ч.1. М. 2017 – С. 311-316
  6. Короткова М.В. Музейно-педагогическая парадигма обучения истории в системе ценностных приоритетов образования ХХ1 века // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Сб. научных трудов, МГОУ. 2015 – С. 159-161 (0,25)
  7. Короткова М.В. История повседневности как культурологическая парадигма современного педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы ХХ1 века. Сборник статей конференции памяти В.А. Сластенина. – 2015 – С.256-261 (0,3)
  8. Короткова М.В. «Новое краеведение» как педагогический ориентир в поиске ценностных приоритетов образования ХХ1 века // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании.  Сборник научных трудов. МГОУ. 2015 – С.187-189
  9. Короткова М.В. Интерактивная технология как ценностный ориентир образовательной деятельности в музее и школе// Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Сб. научных трудов и международной конференции. 17-18 марта 2016 года. Часть 1. М. 2016- С. 418-422 (0,4 п.л.)
  10. Короткова М.В. Повседневные реалии российского быта времен Первой мировой войны // Россия и русский мир перед лицом глобальных угроз. Ключевские чтения. – 2015 – С. 233-238 (0,4)

монографии:

  1. Короткова М.В. Музейная педагогика: теория и практика. М.: МПГУ, 2022. 320 с.
  2. Короткова М.В. Становление личности в педагогической системе дворянского образования в России ХVIII-ХIХ вв.: Монография. – М., 2018. 18,0 п.л.
  3. Короткова М.В. Путешествие в мир русского дворянства. Монография. – М.: Русское слово, 2016. – 30,24 п.л. – 287 с.

учебные и учебно-методические пособия:

  1. Короткова М.В. Методика обучения истории: от классики к инноватике (учебник по курсу «Методика обучения истории»). Москва: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2020. 248 с.
  2. Короткова М.В. Методика изучения повседневной культуры в музее и школе (учебное пособие по курсам «Методика интерактивного изучения  культуры в музее и школе», «Методика личностно – ориентированного изучения отечественной культуры в школе»). Москва: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2020. 272 с.
  3. Короткова М.В. Россия в мире. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. А.В. Торкунова (в соавторстве). – Часть 1-2. – М., 2019
  4. Короткова М.В. Россия в  мире. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений.10-11 кл. Ч.1.  Под ред. А.В. Торкунова (в соавторстве). –М.: Просвещение, 2017 (25,70 п.л.- авт. Вклад – 9,6 п.л.).
  5. Короткова М.В. Россия в мире. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений.10-11 кл. Ч.2. Под ред. А.В. Торкунова (в соавторстве). –М.: Просвещение, 2017 (24,69 п.л.- авт. Вклад – 17  п.л.).

 

Повышение квалификации

1. «Педагогическое образование: вызовы ХХI века», Московский педагогический государственный университет, 16 часов, 2015 год.
2. «Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании», Международная академия наук педагогического образования, 16 часов, 2015 год.
3. «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», Московский педагогический государственный университет, регистрационный № 00742-ПК-2019 от 30.04.2019.
4. «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», Московский педагогический государственный университет, регистрационный № 01357-ПК-2020 от 17.06.2020.
5. «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием LMS Moodle», Московский педагогический государственный университет, регистрационный № 03494-ПК-2020 от 29.09.2020.
6. «Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего», НГПУ им. К. Минина, регистрационный № 3100 от 01.11.2021.
7. «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», МПГУ, 36 часов, регистрационный № 01444-ПК-2023 от 17.04.2023.

Государственные и ведомственные награды

2019 год. Почетное звание «Заслуженный работник Московского педагогического государственного университета».
2017 год. Почетная грамота Московского педагогического государственного университета.
2015 год. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ от 20.02.2015 г, №140/ к-н)
1999 год. Почетная грамота МО РФ (приказ №30 от 21.04. 1999)
2014 год. Почетная грамота Ученого Совета МПГУ (в связи с юбилеем)
2014 год. Диплом Института развития образовательных технологий за творческие успехи в системе ПК учителей Московской области
20013 год. Диплом академика Международной академии наук педагогического образования
2012 год. Благодарственное письмо Министерства культуры РФ за творческие успехи в ПК и ПП в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (приказ от 25.12.2012)
2009 год. Благодарность МПГУ за многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов и по развитию научных исследований. (приказ №600 от 24.04 2009)
2010 год. Ветеран труда (приказ от 15.09.2010)
2005 год. Благодарственное письмо МО и НРФ (приказ №09-17п-05/ДЭ от 25.05.2005)
1997 год. Медаль 850-летия Москвы (Б №0092253 от 26 .02.1997)

Достижения и поощрения

2018 год. Диплом «Лауреат 3 степени конкурса имени А.Ф. Лосева за научно- популярное издание «Путешествие в мир русского дворянства».
2014 год. Диплом «Лауреат 1 степени конкурса им. А.Ф. Лосева (1 место) за монографию «История жилища от древности до модерна».
2010 год. Диплом «Лауреат 2 степени конкурса научных работ за монографию «Семья, детство и образование в повседневной культуре московского дворянства в ХVIII- первой половине ХIХ вв.»
2001 год. Диплом «Лауреат 1 степеии конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла за практическое пособие «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях»

Участие в конференциях

  1. Международная научно- практическая конференция «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития», посвященная 130 летию со дня рождения А.С. Макаренко. Москва, МГОУ, 15-16 марта 2018
  2. V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика» памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова. Москва, МГПУ, 25 апреля 2018 года.
  3. Научно-практический семинар лаборатории «Музейная педагогика» ИИиП МПГУ «Музей и театр: театральные ресурсы музейной педагогики». Серпуховской историко-художественный музей, 1 февраля 2018 года.
  4. Межрегиональный научно-практический семинар «Творческий потенциал музеев для реализации метапредметного подхода в системе обучения». Москва, ГИМ, 14 марта 2018 года.
  5. Межрегиональный научно-практический семинар «Проблемы использования методов театрализации в музейно- образовательной деятельности». Москва, ГИМ, 10 апреля 2018 года.
  6. Всероссийская научно-практическая конференция памяти И.А. Ивановой «Музейно-образовательные программы в экспозициях Византийского, древнерусского и средневекового искусства». ЦМДКиИ им. Андрея Рублева, 16-18 апреля 2018 года.
  7. Научно-практический семинар «Содержательные и технологические ресурсы зарубежной музейной педагогики». Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, 16 марта 2018 года.
  8. Х Юбилейный Всероссийский фестиваль «Научная реконструкция и методы работы в музейной деятельности». Музеи Московского Кремля, Музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», 10-12 сентября 2018 года.
  9. VI Международная конференция «Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в век науки и технологий». Москва, 22-23 апреля 2021 г.
  10. Научно‑методическая конференция «Музей и образование: новые вызовы» прошла в музее «Новый Иерусалим». Москва, 25 апреля 2021 г.
  11. Научно-практическая конференция лаборатории «Музейная педагогика» Института истории и политики МПГУ. «Инновационные экспозиционные решения как основа развития теории коммуникации в музейной педагогике». Москва, 5 мая 2021 г.
  12. Международный форум «Культура. Туризм. Образование. Синергия взаимодействия в профессиональном пространстве». Москва, 22 мая 2021 г.
  13. Научно-практический семинар «Музей – школе» на тему «Культурно-образовательные и лекционные программы музея как часть учебного процесса». Москва, Музеи Московского Кремля, 29 сентября 2021 г.
  14. Научно-практическая конференция лаборатории «Музейная педагогика», посвященная пятилетнему юбилею лаборатории «Развитие традиционных и дистанционных практик в образовательной деятельности музея в условиях пандемии». Москва, 15 октября 2021 года.
  15. Международная научная конференция молодых ученых «Ключевские чтения». Проблема выбора пути в исторической судьбе России. Москва, 18-19 марта 2022 года.
  16. Научно-методическая конференция «Музей и образование. Новые вызовы». Истра, 18 апреля 2022 года.
  17. «Иммерсивный формат в образовательной практике музеев». Москва, 4 октября 2022 года.

Профессор, руководитель научной лаборатории "Музейная педагогика"

Профессор

Доктор исторических наук


Профессиональные интересы

Музейная педагогика: современные тенденции развития, культурно-образовательная деятельность в музее и школе, современные инновационные тенденции развития методики преподавания истории, методика организации музейных занятий, изучение повседневной культуры в школе, вузе и музее.


Контактная информация

город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 307
+7 (495) 438-18-40
mv.korotkova@mpgu.su