Навигация по сайту

Наталья Борисовна

Ковалева

Образование

Аспирантура: Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, 1989, специальность "Психология".
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 1978, специальность "Психолог, преподаватель психологии".

Тема кандидатской диссертации

"Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач" (1994)

Курсы текущего учебного года

Введение в возрастную психологию (ФНО;1курс),
Возрастная психология и педагогика ФНО;1-3 курс),
Возрастная антропология (ФНО; 1-3 курс),
Модуль «Образ образованного человека» в рамках курса «Погружение в новую педагогику» (ФНО, ДФ и ХГФ; 1 курс)
Герменевтика культуры (бакалавриат «Практическая психология детства, 2 курс)
Рефлексивная психология творчества и Медиа-герменевтика (магистратура «Практическая психология художественного творчества» и «Визуальная антропология»)
Психология понимания (курс по выбору ФНО, ДФ; 1-3 курс)
Коллективная психология творчества (годовой курс по выбору ФНО; 2-3 курс)

Программы ПК для педагогов:
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках программы «Индивидуальный проект» в соответствии с требованиями ФГОС;
Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО;
Введение различных типов деятельности в образовательный процесс (в соответствии с ФГОС ОО);
Программы молодежных форумов в формате сюжетно-деятельностных тренингов и детско-взрослой конференции «Человек 21 века: ценности, поступки, мировоззрение»

Публикации

Ковалева Н.Б. (Сазонтьева Н.Б.) Список публикаций
1. Сазонтьева Н.Б. К вопросу о соотношении мышления и языка при многоязычии // Психологические и лингвистические проблемы языковых контактов. Калинин: КГУ, 1975. С. 48-54.
2. Сазонтьева Н.Б. Эргономика в определениях: Методические материалы М.: ВНИИТЭ, 1980. 135 с. Член редакционного совета.
3. Зарецкий В.К., Сазонтьева Н.Б. Оперативное мышление // Эргономика в определениях. М.: ВНИИТЭ, 1980.135 с.
4. Сазонтьева Н.Б., Умрихин В.В. Валидность // Эргономика в определениях. М.: ВНИИТЭ, 1980. С. 14.
5. Сазонтьева Н.Б. Эргономика: Принципы и рекомендации: Методическое руководство. М.: ВНИИТЭ, 1981. 275 с. Член редакционного совета.
6. Сазонтьева Н.Б. (в соавторстве; Мустафов и 7 соавторов) Принципы организации труда лиц с пониженной работоспособностью // Эргономика: принципы и рекомендации. М.: ВНИИТЭ, 1981. 275 с.
7. Сазонтьева Н.Б. «Особенности динамики мышления в норме и патологии» в статье Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. «Смысловая регуляция решения творческих задач» // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 93-100.
8. Сазонтьева Н.Б. Эргономика: Принципы и рекомендации: Методическое руководство (изд. 2-ое перераб.). М.: ВНИИТЭ, 1983. 184 с. Член редакционного совета.
9. Сазонтьева Н.Б. (в соавторстве; Мустафов и 7 соавторов) Принципы организации труда лиц с пониженной работоспособностью // Эргономика: принципы и рекомендации (изд. 2-ое перераб.). М., ВНИИТЭ, 1983. 184 с.
10. Сазонтьева Н.Б. Условия эффективности подсказки при решении творческих задач // Тез. 6 съезда об-ва психологов СССР. М., 1983. Т. 5
11. Исследование проблем психологии творчества: коллективная монография. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б., Сазонтьева Н.Б., Степанов С.Ю., Алексеев Н.Г., Богоявленская Д.Б., Попов Л.М., Голицын Г.А., Луковников Н.Н., Елисеев В.А., Гаджиев Ч.М., Петров В.М., Киселев И.Н., Лапина Е.А. М.: Наука, 1983. С 386.
12. Зарецкий В.К., Сазонтьева Н.Б. Рефлексивно-личностная регуляция поиска и принятия решения в стрессогенных условиях // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1983. Вып. 23. С. 64-73.
13. Сазонтьева Н.Б. Проблемы эргономического обеспечения дизайн-программ для лиц с пониженной работоспособностью // Тезисы докладов V Международной конференции по эргономике ученых и специалистов стран-членов СЭВ (г. Прага, 4-6 сентября 1984)
14. Сазонтьева Н.Б. О рефлексивной регуляции коллективного решения задач // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалистов. Тезисы докладов. Новосибирск: СО АН СССР, 1984. С. 102-105.
15. Сазонтьева Н.Б. Коллективные игры и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: СО АН СССР, 1984. С. 175-177.
16. Сазонтьева Н.Б. Проблема функционально-ролевой организованности в коллективной деятельности операторов // Материалы первой всесоюзной конференции по эргономике. М.: ВНИИТЭ, 1986.
17. Сазонтьева Н.Б. Рефлексивно-проектная природа генерации идей как основа творческого мышления // Учебная деятельность и творческое мышление (тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам формирования творческого мышления) Уфа, 1986.
18. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема психологии // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 7-13.
19. Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества // Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учеб.-метод. пособие. М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.
20. Ковалева Н.Б. Введение в психологию коллективного творчества: Учеб.-метод. пособие. М.: ВГКПИ, 1988. 224 с.
21. Лим Е.С., Ковалева Н.Б. Методы изучения коллективной деятельности. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 30 с.
22. Ковалева Н.Б. (соавт.) Методы исследования коллектива. Методические рекомендации Часть 2. М.: МТИ, 1989. 32 с.
23. Ковалева Н.Б.(соавт.). Игровые методы обучения. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 62 с. (2 п.л).
24. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционная методика “Совместный рассказ” // Игровые методы обучения. М.: УМК Минлегпром СССР, 1989. (0,3 п.л.)
25. Зарецкий В.К., Сазонтьева-Ковалева Н.Б. Изучение творческого мышления в условиях предъявления «подсказки» // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1990. С. 187-200.
26. Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Методические указания по диагностическому комплексу исследования личности с целью организации активных методов обучения. М.: УМК Минлегпром СССР, 1990. 49 с.
27. Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. Методическая разработка. М.: Минлегпром СНГ, 1992. 49 с.
28. Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Формы учебного сотрудничества на занятиях по спецпредметам для преподавателей средних и специальных учебных заведений Минлегпрома СССР. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1991. 36 с.
29. Ковалева Н.Б. Игровые и психотехнические методы в практике образовательных услуг // Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США, М., 1994. С. 64-74.
30. Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. С. 89-110.
31. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к развитию творческого профессионализма // Творчество, рефлексия, культура. Новосибирск: СО РАН, 1994. С. 78-87.
32. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный метод формирования творческой позиции личности в процессе непрерывного образования // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования: Сборник научных трудов. Тверь, ТГУ; СПбГУ; МГПУ, 1994. С. 40-44.
33. Ковалева Н.Б., Семенов И.Н. Рефлексивно-творческий семинар мастерская по проблемам дополнительного образования // Инновационная деятельность в образовании. № 4. 1994. С. 14-16.
34. Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Автореф. дисс… канд. психол. наук. М.: РАУ,1994.19 с.
35. Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Дис. канд. психол. наук. М.: РАУ 1994. 152 с.
36. Ковалева Н.Б. Социально-психологические детерминанты коллективного творчества // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования: Сборник научных трудов. Тверь, ТГУ,1995. 130 с.
37. Семенов И.Н., Реньге В.Э., Сазонтьева-Ковалева Н.Б. Методологический анализ концептуальных схем социально-трудовой реабилитации // Мысли о мыслях. Новосибирск. 1996. Т. 1. Ч. 2. С. 109-120.
38. Ковалева Н.Б. Проблема развития творческого профессионализма в практикуме // Дворец творчества как рефлексивно-творческая среда, Пермь, 1996. 112 с.
39. Ковалева Н.Б. (в составе авторского коллектива). Программа развития системы образования города Перми до 2000 года. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1996. 110 с.
40. Ковалева Н.Б. Проблемы формирования культуры понимания юмора у старшеклассников // Поверх барьеров. Человек, текст, общение. М.: «Смысл», 2006. С. 236-240.
41. Ковалева Н.Б (с соавторами). «Отчет по проведению турнира способностей «Знатоки чтения» (старшая школа) // Аналитические материалы, 1 часть «Итоги 2005/2006 учебного года. М., Центр «Школьная книга»», 2006.
42. Извеков В.Ю. «Мастер чтения: большой общешкольный проект школьно-семейного чтения» / Консультанты: Л.Н. Алексеева, Н.Б. Ковалева М.: МКТС, 2007.
43. Ковалева Н.Б. Турнир по пониманию юмора как форма проектирования развивающей среды для подростков // Мастер чтения: большой общешкольный проект школьно-семейного чтения. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 125-136.
44. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Проблемы формирования культуры понимания и развития чувства юмора у старшеклассников // Материалы седьмой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´07» М., 2007.
45. Ковалева Н.Б. «Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных и игровых форм в средней и старшей школе» // материалы по итогам IV Всероссийский съезда Российского психологического общества «Психология будущему России» Ростов-на-Дону, сентябрь 2007.
46. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). «Итоги Московского городского турнира памяти В.В. Давыдова для старших классов «Знатоки чтения» в 2006-2007 учебном году» // Аналитические материалы (1 часть) «Итоги 2006/2007 учебного года», М.: Центр «Школьная книга», 2007.
47. Ковалева Н.Б. Техники и способы понимания / Совм. с Алексеевой Л. Н. // Способы работы с пониманием текста его анализом и интерпретациями. М.: Пушкинский институт, 2007. С. 130-207.
48. Ковалева Н.Б. / Совм. с Алексеевой Л. Н. Метапредмет «Знак». Учебный модуль по литературе (на материале поэмы «Мертвые души») // Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики. М.: МИОО, 2007. С. 255-274.
49. Ковалева Н.Б. (с соавторами). Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности // Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М.: Центр «Школьная книга», 2008. С. 7-31.
50. Ковалева Н.Б (с соавторами). «Итоги Московского городского турнира памяти В.В. Давыдова для старших классов «Знатоки чтения» в 2007-2008 учебном году» // Аналитические материалы (1 часть) «Итоги 2007/2008 учебного года», М.: Центр «Школьная книга», 2008.
51. Ковалева Н.Б. Предмет психологической экспертизы конкурсных работ ЦИДО // Новые педагогические технологии. М.: Центр «Школьная книга», 2008. С. 42-52.
52. Развитие способностей понимания в средней и старшей школе / под ред. Алексеевой Л.Н., Афиногенова А.М., Ковалевой Н.Б. М.: МИОО, 2008. 160 с.
53. Ковалева Н.Б. Сценарные формы развития способности понимания старших школьников // Развитие способностей понимания в средней и старшей школе М.: МИОО, 2008. С. 15-20.
54. Ковалева Н.Б. Турнир «Знатоки чтения» как форма способности понимания старших школьников // Развитие способностей понимания в средней и старшей школе. М.: МИОО, 2008. С. 21-75.
55. Ковалева Н.Б. Коммуникативно-герменевтический тренинг «Книги о будущем: утопии, фантазии, проекты, прогнозы, сценарии» как форма способности понимания старших школьников // Развитие способностей понимания в средней и старшей школе М.: МИОО, 2008. С. 75-109.
56. Ковалева Н.Б. Организационно-деятельностные игры «От книги к миру» // Развитие способностей понимания в средней и старшей школе». М., МИОО, 2008. С. 109-132.
57. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Психологическое обеспечение работы фокус-групп // Развитие способностей понимания в средней и старшей школе». М., МИОО, 2008. С. 132.
58. Ковалева Н.Б. Заключение. // Развитие способностей понимания в средней и старшей школе». М., МИОО, 2008. С. 159.
59. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Коммуникативно-герменевтический тренинг как способ развития нового содержания образования учащихся средней школы // Разработка нового содержания образования: подходы и оценка качества (опыт работы экспериментальных площадок г. Москвы). М., 2009. С. 82-95.
60. Ковалева Н.Б. Процессы понимания и самоопределение в культуре // Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125-летию общества психологов СССР М., 2010. т. 4. С. 93-96.
61. Ковалева Н.Б., Коврижкин Е.В. Понимание смысла в тексте и за его пределами // Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125-летию общества психологов СССР. М., 2010. т. 4. С. 96-98.
62. Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб: создание условий для профессионального самоопределения подростков // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´10» М., 2010. С. 236-239.
63. Ковалева Н.Б., Коврижкин Е.В. Проблемы формирования христианского мировоззрения при работе с детьми школьного возраста // Материалы «XIX Международных Рождественских образовательных чтений» М., 25-28 января 2011.
64. Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб московских школьников проект нового коммуникативного пространства молодежи // Вестник НИИИСРО 2010-2011. М.: НИИИСРО С. 192-206.
65. Ковалева Н.Б. Исследование процессов понимания и порождения смыслов в рамках городского турнира «Знатоки чтения» памяти В.В.Давыдова // Вестник НИИИСРО 2010-2011, М.:НИИСРО С. 362-377.
66. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Развитие способности понимания символов и знаков в программах формирования мировоззрения подростков // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11». М., 2011. С. 127-131.
67. Ковалева Н. Б. Подход к формированию христианского мировоззрения в рамках детского православного лагеря [Электронный ресурс] Н.Б. Ковалева, Е.В. Коврижкин//XIX Международные Рождественские образовательные чтения (26 января 2011 г.) [Электронный ресурс] -Режим доступа (дата обращения: 30.12.2011): http://www.labpt.ru/assets/pdf/rogd-4tenia-2011-2.pdf.
68. Ковалева Н.Б. Сценарный подход в обновлении содержания образования // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11». М., 2011. С. 131-135.
69. Ковалева Н.Б. Подростки на пересечении миров: СДИ или поиски выхода из лабиринта // Сборник научных статей «На пороге взросления». М.: МГППУ, 2012. С. 185-196.
70. Ковалева Н.Б. Принципы и технологии развития культуры коммуникации и понимания школьников на основе мыследеятельностной герменевтики // Образовательные технологии XXI века. ОТ´12. М.: Мнемозина, 2012. С. 224-228.
71. Ковалева Н.Б. Проблемы формирования мировоззрения школьников в процессе становления субъектной позиции в исследовательской деятельности // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в двух томах. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. I том. С. 250-261.
72. Ковалева Н.Б., Коврижкин Е.В. Роль исследовательской позиции в процессах воспитания и формирования мировоззрения // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в двух томах. М.: ООДИ; МПГУ, 2012. Т. 1 С. 261-269.
73. Ковалева Н.Б. Мировоззрение как способность к творческому осмыслению жизни и ценностному самоопределению // V съезд РПО. Материалы участников съезда. Т. I. М.: РПО, 2012. 496 с.
74. Ковалева Н.Б. Принципы развития культуры понимания и мировоззрения школьников в современной информационной среде // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´13: сборник статей межд. научно-практической конференции. Спб: Нестор-История, 2013. С. 205-208.
75. Ковалева Н.Б. Принципы и технологии развития способности понимания и позиционной коммуникации как стратегической задачи образования // Материалы научно-практической конференции «Российский учитель в системе современного образования». М.: Прометей, 2013 С. 84-90.
76. Ковалева Н.Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей М.: МГППУ, 2013. 214-226. http://elibrary.ru/item.asp?id=22754013
77. Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической конференции, 17-19 октября 2013 г. / под. ред. Р.П. Баканова. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 480-487. http://jarki.ru/wpress/2013/09/27/3291/
78. Ковалева Н.Б. Принципы достижения метапредметных и личностных результатов образования на основе проектной и исследовательской деятельности // Развитие научно-практического образования в старшей школе. Том 1. Развитие научно-практического образования в старшей школе: Научно-методический сборник в двух томах / Составитель профессор А.С. Обухов. М.: ООДТП «Исследователь», 2013. 228 с.
79. Ковалева Н.Б. Старик или море? / «Учительская газета», №06 от 11 февраля 2014 года.
80. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´14: материалы междунар. научн-практ. конф., Москва, 24 апр. 2014 г. / ред. С.И. Гудилина., Е.В. Бондаренко, Н.Б.Ковалева. М.: ЦСОТ, 2014. 350 с.
81. Ковалева Н.Б. Как рождается творческий профессионализм. Личностный и метапредметный план // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´14: материалы междунар. научн-практ. конф., Москва, 24 апр.2014 г. / ред. С.И. Гудилина., Е.В. Бондаренко, Н.Б.Ковалева. М.: ЦСОТ, 2014. С. 127-130
82. Ковалева. Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию ситуаций личностного развития средствами медиаобразования // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´14: материалы междунар. научн-практ. конф., Москва, 24 апр.2014г. / ред. С.И. Гудилина., Е.В. Бондаренко, Н.Б.Ковалева. М.: ЦСОТ, 2014. С.135-139
83. Ковалева Н.Б., Клепикова Е.М., Либерман Д.А., Шеин А.Б. Исследование современного самосознания подростков. Постановка медиапедагогических задач // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´14: материалы междунар. научн-практ. конф., Москва, 24 апр. 2014 г. / ред. С.И. Гудилина., Е.В. Бондаренко, Н.Б.Ковалева. М.: ЦСОТ, 2014. С.177-182.
84. Ковалева Н.Б. Образовательный маркетинг. Проектирование и администрирование сетевого сообщества «Мастерская педагогического сценирования» / «УГ Москва», №31 от 5 августа 2014 года
85. Ковалева Н.Б.СУМЕРКИ ПЕРЕД ЗАРЕЙ / Независимость личности. 2014, №3. С. 16-22.
86. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64 72. http://elibrary.ru/item.asp?id=22754013
87. Kovaleva Natalya. Gaming technology in the modern educational practice. Сборник трудов второго научно-практического семинара “Россия Республика Корея: Информационные образовательные (цифровые) технологии и их трансфер” / Чхонан: Издательство Южно-Сеульского университета, 2014 – 남서울대출판사, 2013년 천안, (английский, корейский языки), p. 51-56.
88. Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33.
89. Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. №11-12, c. 75-79. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/–gn15-11/1858-a
90. Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.
91. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. Акчурина Н.Н., Ковалева Н.Б. и др. / Под ред. Г.Е. Брынцевой, С.М. Зверева, Н.Б. Ковалевой. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=26782576
92. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Преобразование ФГОС в ООП начального ОО.
Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 48-105.
93. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Преобразование ФГОС в ООП основного ОО. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 106-238.
94. Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Преобразование ФГОС в ООП среднего (полного) ОО. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 239-296.
95. Ковалева Н.Б. Требования к результатам освоения ООП начального общего образования / Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 46-52.
96. Ковалева Н.Б. Практикум к разделу «Преобразованию ФГОС в ООП начального ОО» / Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 100-104.
97. Ковалева Н.Б. Требования к результатам освоения ООП основного общего образования / Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 106-109
98. Ковалева Н.Б. Практикум к разделу «Преобразованию ФГОС в ООП основного ОО» / Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 234-238.
99. Ковалева Н.Б. Требования к результатам освоения ООП среднего (полного) общего образования / Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 240-243.
100. Ковалева Н.Б. Практикум к разделу «Преобразованию ФГОС в ООП среднего (полного) ОО» / Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 293-297.
101. Ковалева Н.Б. Заключение. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 345-346.
102. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.
103. Ковалева Н.Б. Заключение. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С. 345-346.
104. Ковалева Н.Б. Образ Образованного человека и профессионала третьего тысячелетия. Анализ образовательной ситуации / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. C. 8-28.
105. Ковалева Н.Б.Характеристика подходов к разработке образовательных технологий / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. C. 29-51.
106. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционная модель образовательной среды. Способствующей развитию личности и способности учащихся / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. C. 52-108.
107. Ковалева Н.Б. Медиагерменевтика как практическая инновационная гуманитарная технология / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. С.115-122.
108. Ковалева Н.Б. Программа выездной образовательной сессии актива «Вера и Дело» в фомате сюжетно-деятельнростной игры / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. C.133-138.
109. Ковалева Н.Б. Программа выездной образовательной сессии актива «Вера и Дело» в фомате сюжетно-деятельнростной игры / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. C.133-138.
110. Ковалева Н.Б. Иллюстрации и рекомендации к проведению семинаров программы ПК на основе медиагерменетики как технологии нового типа: учебно-методическая разработка / Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования). М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. C. 147-154.
111. Образ Образованного человека и профессионала третьего тысячелетия. Анализ образовательной ситуации
112. Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография.
Новикова Т.Г., Гоглова М.Н., Ковалева Н.Б., Леонтович А.С., Симан А.С., Брынцева Г.Е., Виноградова С.В., Ковалев Ф.А., Скворчевский К.А. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 393 с.
113. Ковалева Н.Б. Концептуальное представление и проектирование образовательных технологий // Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 308-347.
114. Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям): Коллективная монография. Зверев С.М., Леонтович А.В., Лещенко С.И., Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. / под ред. Д.В. Тузова. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 76 с.
115. Ковалева Н.Б. Инновационные представления о моделировании образовательных технологий реализации вариативной части ППССЗ // Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям). Коллект. монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 54-64.
116. Ковалева Н.Б. Молодежный форум: проектирование профессионального и личного будущего // Университетские субботы в МПГУ. М.; МПГУ, 2015. С. 112-123.
117. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. 204 с.
118. Ковалева Н.Б. Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. №1. С. 39-45.
119. Ковалева Н.Б. Проблемы развития медиакультуры // Современные тенденции в области дополнительного образования детей в сфере искусства и пути реализации новых образовательных требований и стандартов (ФГТ). Сб. научных трудов I городской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Таганрогской школы искусств / Ред. А.М. Иванов, Т.В. Иванова. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 198 с.
120. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-личностный подход к развитию педагогического профессионализма // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сб. научных трудов по итогам межд. научно-практической конференции. 2016. С. 200-203. http://elibrary.ru/item.asp?id=25260324
121. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 2016. P.68-70.
122. Ковалева Н.Б. Современный образовательный прототип в свете психологической антропологии // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI междунар. науч.-практ. Конф. молодых ученых 7-8 апреля 2016 г. СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016. С. 57-61.
123. Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 4. С. 72-75. http://elibrary.ru/item.asp?id=25946016
124. Ковалева Н.Б. Психолого-антропологические принципы развития субъектности в пространстве диалога // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. №4. С. 133-139.
125. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230-234. http://elibrary.ru/item.asp?id=26382714
126. Ковалева Н.Б. Моделирование условий развития личностной позиционности в рефлексивно-позиционном подходе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №6. С. 32-34.
127. Ковалева Н.Б. Элементарные понятия парадигмы свободного самоопределения // Независимость личности. 2016, №5 (83). С. 21-24.
128. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностная игра образовательная технология моделирования диалогического пространства // Вестник Психологии ЛГУ им. Пушкина. 2016. № 2. С. 22-33. http://elibrary.ru/item.asp?id=26737746
129. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к исследованию и развитию метапредметных способностей студентов // Научное мнение. № 10. С 124-128
130. Ковалева Н.Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся в образовательных программах личностного развития // Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 59-65. http://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-vybora-i-samoopredelenie-uchaschihsya-v-obrazovatelnyh-programmah-lichnostnogo-razvitiya
131. Данильчева С.В., Ковалева Н.Б. Характеристики способов коммуникации в контексте совместной творческой деятельности подростков и юношества // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2 (7). С. 225-227.
132. Ковалева Н.Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 238-248. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20043 http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=37878
133. Ковалева Н.Б. Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя // Психология и Психотехника. 2016. № 4. С.330-342. DOI: 10.7256/2070-8955.2016.4.19891 http://www.nbpublish.com/ptmag/contents_2016_4.html
134. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные решения для развития творческого профессионализма педагогов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 49-65. http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-3/5-kovaleva.pdf
135. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии подготовки педагогов и психологов новой квалификации // Научное мнение. 2016. №11. С. 103-106.
136. Ковалева Н.Б. Обретение позиционности в интенции понимания текста: медиагерменевтические способы рефлексии и самоопределения // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 7-16. http://www.mpsu.ru/sites/default/files/files/pub/actual_probl_n3_16site.pdf
137. Ковалева Н.Б. Cредства и перспективы развития личности и способностей учащихся в медиакультуре на основе рефлексивно-позиционного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 3. С. 170- 175.
138. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогическое сценирование ситуаций личностного развития в медиакультуре // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 496-502
139. Ковалева Н.Б. Феномены понимания в медиакультуре // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 114-126.

Повышение квалификации

Московский институт открытого образования, повышение квалификации по программе ПК по теме: "Разработка дополнительных профессиональных программ и подходы к их экспертному оцениванию в соответствии с современной нормативной базой (2015).
Московский педагогический государственный университет по программе «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия».
Российский государственный социальный университет, повышение квалификации по программе «Квалиметрические методы оценки качества образовательного процесса» (2011).
Московский институт открытого образования, повышение квалификации по программе «Мыследеятельностная педагогика: технологии развития способностей» (2007).
Международные курсы повышения квалификации Денниса Перси (Великобритания) по программе «Технология прорыва» (1998).
The Institute for International Connection, получение международной квалификации по программе "Satir Systems Training" (1992).
Стажировка в Литве по программе Лауры Додсон (США) "Поведенческие модели и личностные основания эффективной коммуникации. Принципы поведения в ситуациях кризиса и стресса" (1992).

Достижения и поощрения

Почетная грамота Департамента Образования г. Москвы (2012).
Почетная грамота Департамента Образования г. Москвы (2006).

Исследовательские проекты и гранты

Грант РГНФ "Особенности представлений субъектов образования о психосоциальных феноменах конструктивного взаимодействия в образовательных ситуациях", 2015 г. (руководитель И.В. Лопаткова).
Проект "Цикл сюжетно-деятельностных тренингов "Проектирование будущего.Выбор профессии"" в рамках программы "Одаренные дети" 2010-2013 гг. (совместно с Коврижкиным Е.В.).
Проект "Московский городской турнир им. В.В. Давыдова "Знатоки чтения" (секция для старшеклассников)" в рамках программы "Одаренные дети" 2006-2012 гг. (совместно с Алексеевой Л.Н. и др.).

Участие в конференциях

• Ковалева Н.Б. XX Международные Рождественские образовательные чтения: «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Доклад: «Проблемы формирования христианского мировоззрения при работе с детьми школьного возраста». (РПУ, Москва, 26.01.2012)
• Ковалева Н.Б. V Съезд Российского психологического общества (РПО),секция «Психология интеллекта, творчества и одаренности». Доклад: «Подходы к становлению личности в современном образовании». (МГУ, Москва, 16.02.2012)
• Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование ОТ’12». Доклад: «Принципы и технологии развития культуры коммуникации и понимания школьников». (ФГНУ «ИСиМО» РАО, Москва, 16.02.2012)
• Ковалева Н.Б. VI международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Доклад на секции «Методологические проблемы развития исследовательской деятельности учащихся»: «Исследование как основа построения картины мира детей и молодежи». Выступление на круглом столе памяти Н.Г. Алексеева: «В поисках Аверроэса». (ДНТТМ, Москва, 16.11. 2012)
• Ковалева Н.Б. IV Межрегиона¬льная конференци¬я с международным участием «Возможнос¬ти мыследеятельностной педагогики¬ в реализации¬ ФГОС нового поколения». Выступление: «Проблемы диагностики метапредметных результатов». (ГБОУ СОШ № 1314, Москва, 17.04.2012)
Региональные конференции
• Городская научно-практическая конференция «Развитие понимания учащегося» (сценарные разработки и технологии). Пленарный доклад: «Формирования коммуникативно-герменевтического пространства как ресурс развития содержания образования». (ГБОУ ЦО №2006, Москва, 10.04.2012)
• Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование ОТ’13». Доклад: «Принципы развития культуры понимания и мировоззрения школьников в медиасреде». (ФГНУ «ИСиМО» РАО, Москва, 5.04.2013)
• Ковалева Н. Б. 10 Юбилейная Международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты», пленарный доклад «Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде». (КФУ, Казань, 17. 10. 2013)
Всероссийские конференции
• Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференция «У истоков», доклад «Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы» в рамках секции «Образ образованного человека: истоки, традиции, практика, перспективы». (МГППУ, Москва, 22 .11.2013)
• Ковалева Н.Б. Вторая научно-практическая конференция “Российский учитель в системе современного образования”. Доклад: Развитие современных образовательных технологий на основе мыследеятельностного подхода» (МПГУ, Москва, 27. 03. 2013)
• Ковалева Н.Б. Городская научно-практическая конференция «Развитие ценностных ориентаций школьников как основа реализации ФГОС нового поколения». Пленарный доклад «Метакультурные технологии: возможности и перспективы». (ГБОУ ЦО №2006, 22.03.2013)
• Ковалева Н.Б. Городская научно-практическая конференция инновационной площадки «Технологии и модели нового содержания образования: метапредметные и личностные результаты обучения». Пленарный доклад «Технологии и модели, обеспечивающие развитие личности учащихся». (ГБОУ СОШ №756, 25.04.2013)
• 2013. Ковалева Н.Б. Научно-практический семинар межрегиональной веб–конференции «Актуальные проблемы образования, воспитания и развития обучающихся. Развитие личности в современной медиасреде». Доклад «Медиаобразование как ресурс современной образовательной политики». (МИРО, Москва,03.09.2013).
• Ковалева Н.Б. Городская научно практическая конференция «Личностные результаты в образовательном процессе (технологии достижения и диагностики)» Пленарный доклад «Личностные результаты – новая постановка вопроса». (ГБОУ ЦО №2006, 27.09.2013)
• Ковалева Н.Б. Городская научно-практическая конференция «Технологии формирования ценностных ориентаций обучающихся в соответствии с ФГОС». Пленарный доклад «Принципы внедрения инновационных технологий в образовательное пространство г. Москвы». (ГБОУ СОШ №756, 29 октября 2013 г.).
• Ковалева Н.Б. Городская детско-взрослая конференция по теме «Человек 21-го века: ценности, мировоззрение, идеалы». Пленарный доклад «Человек 21 века: цена выбора». Мастер-класс: «Мир симуляции против реальности: технологии прорыва». (МПГУ, Моква,30 .11.2013)
• Ковалева Н.Б. Международная конференция «Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’14». Пленарный доклад: «Мировоззрение через медиаобразование: рефлексивно-позиционный подход к сценированию ситуаций личностного развития». (ФГНУ «ИСиМО» РАО)
• Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференции «News Literacy и проблемы современного медиаобразования. Доклад: «Международная научно-практическая конференции «News Literacy и проблемы современного медиаобразования». (НИУ ВШЭ, Москва, 5 марта 2014)
• Ковалева Н.Б. VII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».Доклад: «Рефлексивно-позиционный подход к сценированию проектно-исследовательской деятельности в образовательных антропопрактиках». (ГБПОУ «Воробьевы горы», Москва, 15.11. 2014)
Межрегиональные конференции
• Ковалева Н.Б. Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы». Выступление: «Образовательный маркетинг. Проектирование и администрирование сетевого сообщества «Мастерская педагогического сценирования». (ГБНУ МИРО, 15 апреля 2015)
• Ковалева Н.Б. V Всесибирская школа молодежного актива «Вера и дело»: “Передовые подходы, модели и технологии духовного воспитания и развития личности в информационном обществе”. Мастер-класс: Метапредметные технологии духовного воспитания и развития личности в современной медиасреде (на материале произведений мировой культуры). (Иркутская епархия РПЦ, Байкал, 9-14 августа, 2014)
Региональные конференции
• Ковалева Н.Б. Городской круглый стол в рамках региональной веб-конференции «Технологии реализации метапредметного, коммуникативного и личностного компонентов ФГОС».Пленарный доклад: Личностные и метапредметные результаты. Новая парадигма: технологический разворот?
( ГБОУ СОШ№ 185, Москва, 25.03 2012)
• Ковалева Н.Б. Дни празднования Славянской письменности и культуры. Городской круглый стол с международным участием «Русский Логос как основа межнационального единства» Пленарный доклад «Значение славянской письменности для современной культуры». (МПГУ, Москва, 23 апреля 2013)
Межрегиональные конференции
• Ковалева Н.Б. Фестиваль образовательных технологий «Возможности и перспективы сценарного подхода в организации воспитательных и образовательных антропопрактик» Пленарный доклад: «Рефлексивно-позиционный подход к сценированию воспитательных и образовательных антропопрактик». (МПГУ, Москва, 23 апреля 2015).

Дополнительная информация

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках программы «Индивидуальный проект» в соответствии с требованиями ФГОС. Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО; Введение различных типов деятельности в образовательный процесс (в соответствии с ФГОС ОО).
Организатор и руководитель ассоциации ООДИ « Мастерская психолого- педагогического сценирования», автор идеи и научный руководитель герменевтического клуба МПГУ, руководитель научно-исследовательской площадкой МПГУ «Рефлексивно-позиционный подход в развитию личности и способностей учащихся», автор ряда инновационный технологий ( медиагерменевтика, сюжетно-деятельностная игра), апробированных в десятках образовательных программ основного и дополнительного образования, член общества психологов РФ, эксперт ряда Советов.


Кандидат психологических наук

Доцент


Профессиональные интересы

Психология личности; психология развития; аксиология; проектная и исследовательская деятельность; психодидактика; философия науки; антропология; социология и футурология; психология мышления; культурология; акмеология; психология искусства; медиаобразование; герменевтика; коллективное творчество; проектирование будущего; рефлексия; коммуникация; диагностика и формирование метапредметных способностей; игровые методы обучения и образовательные технологии.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88
+7 (906) 058-69-98
nkovaig@mail.ru

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)