Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Наталья Борисовна

Ковалева

Образование

Аспирантура: Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, 1989, специальность "Психология".
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 1978, специальность "Психолог, преподаватель психологии".

Тема кандидатской диссертации

"Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач" (1994)

Курсы текущего учебного года

Психология индивидуального развития (магистратура 1 курс)
Психология общения и понимания (магистратура 1 курс)
Групповые технологии в работе с родителями детей, находящимися на длительном лечении (магистратура 2 курс)
Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, находящихся на длительном лечении (магистратура 2 курс)
Основы вожатской деятельности и вожатская практика (бакалавриат)
Психология развития. Психология человека. Возрастная психология (ППК)
Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся (ПК)
Медиагерменевтика как ключ к развитию личности (ПК)
Психолого-педагогическое сценирование различных форм антропопракики (ПК)
Проектная и исследовательская деятельность (ПК)

Публикации

Список публикаций Ковалева Н.Б. (Сазонтьева Н.Б.)

включает более 160 работ, в том числе

Учебно-методические пособия и монографии:

Сазонтьева Н.Б. Эргономика в определениях: Методические материалы М.: ВНИИТЭ, 1980. 135 с. Член редакционного совета

Сазонтьева Н.Б. Эргономика: Принципы и рекомендации: Методическое руководство (изд. 2-ое перераб.). М.: ВНИИТЭ, 1983. 184 с. Член редакционного совета.

Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества / Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учеб.-метод. пособие. М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.

Ковалева Н.Б. Введение в психологию коллективного творчества: Учеб.-метод. пособие. М.: ВГКПИ, 1988. 224 с.

Лим Е.С., Ковалева Н.Б. Методы изучения коллективной деятельности. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 30 с.

Ковалева Н.Б. (соавт.) Методы исследования коллектива. Методические рекомендации Часть 2. М.: МТИ, 1989. 32 с.

Ковалева Н.Б.(соавт.). Игровые методы обучения. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 62 с. (2 п.л).

Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Методические указания по диагностическому комплексу исследования личности с целью организации активных методов обучения. М.: УМК Минлегпром СССР, 1990. 49 с.

Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. Методическая разработка. М.: Минлегпром СНГ, 1992. 49 с.

Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Формы учебного сотрудничества на занятиях по спецпредметам для преподавателей средних и специальных учебных заведений Минлегпрома СССР. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1991. 36 с.

Ковалева Н.Б. (в составе авторского коллектива). Программа развития системы образования города Перми до 2000 года. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1996. 110 с.

Развитие способностей понимания в средней и старшей школе / под ред. Алексеевой Л.Н., Афиногенова А.М., Ковалевой Н.Б. М.: МИОО, 2008. 160 с.

Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. 204 с.

Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. Акчурина Н.Н., Ковалева Н.Б. и др. / Под ред. Г.Е. Брынцевой, С.М. Зверева, Н.Б. Ковалевой. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.

Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования.  М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 163 с.

Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография. Зверев С.М., Ковалева Н.Б., Слободчиков В.И.  и др. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 397 с.

Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям): Коллективная монография.  Зверев С.М., Леонтович А.В., Лещенко С.И., Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. / под ред. Д.В. Тузова. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 75 с.

Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. 2-е изд. М: МПГУ, 2018. 204 с. DOI: 10.23682/94688

Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c. DOI: 10.23682/94643

Ковалева Н.Б., Давыдова Н.В., Дьяконова А.И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2019.148 с.

Ковалева Н.Б., Давыдова Н.В., Дьяконова А.И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы: практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях.  2-е изд., обновл. и доп. М.: МОДИ, 2021. 144 с. ISBN 978-5-91905-035-3

Дрозд Н.Б., Ковалева Н.Б., Хомич Л.А. Развитие личности и способностей учащихся начальной школы: практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных технологиях/под ред. Н.Б. Ковалевой. М: МОДИ, 2021. 65 с. ISBN 978-5-91905-026-1

Статьи в научных сборниках и монографиях:

Ковалева Н.Б. Игровые и психотехнические методы в практике образовательных услуг // Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США, М., 1994. С. 64-74.

Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема психологии // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 7-13.

Зарецкий В.К., Сазонтьева-Ковалева Н.Б. Изучение творческого мышления в условиях предъявления «подсказки» // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1990. С. 187-200.

Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. С. 89-110.

Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб московских школьников проект нового коммуникативного пространства молодежи // Вестник НИИИСРО 2010-2011. М.: НИИИСРО С. 192-206.

Ковалева Н.Б. Исследование процессов понимания  и порождения смыслов в рамках городского турнира «Знатоки чтения» памяти В.В.Давыдова // Вестник НИИИСРО 2010-2011, М.:НИИСРО С. 362-377.

Ковалева Н.Б. (с соавторами). Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности // Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М.: Центр «Школьная книга», 2008. С. 7-31.

Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб московских школьников проект нового коммуникативного пространства молодежи // Вестник НИИИСРО 2010-2011. М.: НИИИСРО С. 192-206.

Ковалева Н.Б. Исследование процессов понимания и порождения смыслов в рамках городского турнира «Знатоки чтения» памяти В.В. Давыдова // Вестник НИИИСРО 2010-2011, М.: НИИСРО С. 362-377.

Ковалева Н.Б. Подростки на перекрестке миров: СДИ или поиски выхода из лабиринта // Сборник научных статей «На пороге взросления». М.: МГППУ, 2012. С. 185-196.

Ковалева Н.Б. Проблемы формирования мировоззрения школьников в процессе становления субъектной позиции в исследовательской деятельности // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник в двух    томах. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. I том. С. 250-261.

Ковалева Н.Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей М.: МГППУ, 2013. 214-226. http://elibrary.ru/item.asp?id=22754013

Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической конференции, 17-19 октября 2013 г. / под. ред. Р.П. Баканова. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 480-487. http://jarki.ru/wpress/2013/09/27/3291/

Ковалева Н.Б. Принципы достижения метапредметных и личностных результатов образования на основе проектной и исследовательской деятельности // Развитие научно-практического образования в старшей школе. Том 1. Развитие научно-практического образования в старшей школе: Научно-методический сборник в двух томах / Составитель профессор А.С. Обухов. М.: ООДТП «Исследователь», 2013. 228 с.

Ковалева Н.Б. (с соавторами). Проблема содержания образования: надпредметные и метапредметные знания в становлении субъекта учебной деятельности // Обновление содержания образования. Проблемы и перспективы. М.: Центр «Школьная книга», 2008. С.  7-31.

Ковалева Н.Б. Концептуальное представление и проектирование образовательных технологий // Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 308-348.

Ковалева Н.Б. Инновационные представления о моделировании образовательных технологий реализации вариативной части ППССЗ // Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям). Коллект. монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 54-64.

Ковалева Н.Б., Ковалева Т.А. Бухенвальдский мотив// Как в капле росы. Сборник эссе, воспоминаний и архивных материалов преподавателей кафедры психологической антропологии о Великой Отечественной войне: к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Под общей редакцией И.Д. Демаковой. М.: МПГУ, 2020. С. 52-59.

 

Статьи Scopus, Web of  science.

Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64 72. (Web of science, ВАК) http://elibrary.ru/item.asp?id=22754013

Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 9-25. (WOS, ВАК) https://www.mediagram.ru/netcat_files/101/119/h_fc7891c79755166845662820e291c523

Mitina, I. D., Vasyakin, B. S., Pozharskaya, E. L., Berezhnaja, M. S., Kovaleva, N. B. (2017). The Development of Psychological And Pedagogical Support For The Students’ Social And Professional Self-Determination System. Modern Journal of Language Teaching Methods, 7 (12), 275-285. (Web of Science).

Kovaleva, Natalia B. & co (2019) Self-reflection technologies to design the developmental environment for the professional formation of sports teachers // Journal of Human Sport and Exercise,14 (Proc5), S2103-S2115. doi:10.14198/jhse.2019.14.Proc5.31 (Scopus, Corresponding author)

Kovaleva Natalia B and Dyakonova  Аnastasiya I. (2021) Reflexive and project-based forms of psychological and anthropological practice of developing creativity in children// SHS Web of Conferences 117, 04002 (2021)/Psychology of Giftedness and Creativity 2020

DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111704002 (Web of Science)

Kovaleva N. B. [et al.] (2021) Reflexive positioning approach to the study of felicity and representations of happiness in the digital era // Fundamental Research of the Phenomenon of Happiness 2020/ Web of Conferences 122, 03007 (2021). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202112203007 (Web of Science)

Статьи ВАК

Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. №11-12, c. 75-79. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. №1. С. 39-45. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 4. С. 72-75. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Психолого-антропологические принципы развития субъектности в пространстве диалога // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016. №4. С. 133-138. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230-233. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Моделирование условий развития личностной позиционности в рефлексивно-позиционном подходе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №6. С. 32-34. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностная игра образовательная технология моделирования диалогического пространства // Вестник Психологии ЛГУ им. Пушкина. 2016. № 2. С. 22-33. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к исследованию и развитию метапредметных способностей студентов // Научное мнение. № 10. С 124-128. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся в образовательных программах личностного развития // Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 59-65. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 238-248. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20043 (ВАК)

Ковалева Н.Б. Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя // Психология и Психотехника. 2016. № 4. С.330-342. DOI: 10.7256/2070-8955.2016.4.19891  (ВАК)

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные решения для развития творческого профессионализма педагогов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 49-64. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии подготовки педагогов и психологов новой квалификации // Научное мнение. 2016. №11. С. 103-106.

Ковалева Н.Б. Психолого-педагогическое сценирование ситуаций личностного развития в медиакультуре // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 496-502. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Феномены понимания в медиакультуре // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 114-126. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Обретение позиционности в интенции понимания текста: медиагерменевтические способы рефлексии и самоопределения // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 7-16. (ВАК)

Ковалева Н.Б. Cредства и перспективы развития личности и способностей учащихся в медиакультуре на основе рефлексивно-позиционного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. т. 5. № 3 (16). С. 270- 274 (ВАК).

Ковалева Н.Б. Развитие ценностно-мотивационных ориентаций младших школьников с использованием рефлексивно-позиционных технологий // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 8 (52). С. 68-74 (ВАК).

Ковалева Н.Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-321 (ВАК).

Ковалева Н.Б. Психологические особенности развития личностной и познавательной сферы дошкольников с логопедическими нарушениями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 317-320 (ВАК).

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики // Мир психологии. 2019, № 4. С. 264- 273 (ВАК)

Семенов И.Н., Ковалева Н.Б., Степанов С.Ю. Развитие рефлексивно-творческих ресурсов человеческого капитала в контексте психолого-педагогической концепции Д.И. Фельдштейна (К 90-летнему юбилею) // Мир психологии. 2019, № 4. С. 273- 288 (ВАК)

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные технологии развития социокультурной идентичности современных подростков // Научное мнение, 2020, № 12.  С. 98-103. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.12.98.103  (ВАК)

Ковалева Н. Б. Феномен счастья в представлениях современной молодежи //Актуальные проблемы психологического знания.  № 1-2 (55). 2021. С.  148-154. DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_148 (ВАК)

Тезисы конференций и статьи РИНЦ:

Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Развитие способности понимания символов и знаков в программах формирования мировоззрения подростков // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11». М., 2011. С. 127-131.

Ковалева Н. Б. Подход к формированию христианского мировоззрения в рамках детского православного лагеря [Электронный ресурс] Н.Б. Ковалева, Е.В. Коврижкин//XIX Международные Рождественские образовательные чтения (26 января 2011 г.) [Электронный ресурс] -Режим доступа (дата обращения: 30.12.2011): http://www.labpt.ru/assets/pdf/rogd-4tenia-2011-2.pdf.

Ковалева Н.Б. Сценарный подход в обновлении содержания образования // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11». М., 2011. С. 131-135.

Ковалева Н.Б. (в соавторстве). Развитие способности понимания символов и знаков в программах формирования мировоззрения подростков // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11». М., 2011. С. 127-131.

Ковалева Н. Б. Подход к формированию христианского мировоззрения в рамках детского православного лагеря [Электронный ресурс] Н.Б. Ковалева, Е.В. Коврижкин//XIX Международные Рождественские образовательные чтения (26 января 2011 г.) [Электронный ресурс] -Режим доступа (дата обращения: 30.12.2011): http://www.labpt.ru/assets/pdf/rogd-4tenia-2011-2.pdf.

Ковалева Н.Б. Сценарный подход в обновлении содержания образования // Материалы десятой городской научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11». М., 2011. С. 131-135.

Ковалева Н.Б. Принципы и технологии развития культуры коммуникации и понимания школьников на основе мыследеятельностной герменевтики // Образовательные технологии XXI века. ОТ´12. М.: Мнемозина, 2012. С. 224-228.

Ковалева Н.Б. Мировоззрение как способность к творческому осмыслению жизни и ценностному самоопределению // V съезд РПО. Материалы участников съезда. Т. I. М.: РПО, 2012. 496 с.

Ковалева Н.Б. Принципы развития культуры понимания и мировоззрения школьников в современной информационной среде // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´13: сборник статей межд. научно-практической конференции. Спб: Нестор-История, 2013. С. 205-208.

Ковалева Н.Б. Принципы и технологии развития способности понимания и позиционной коммуникации как стратегической задачи образования // Материалы научно-практической конференции «Российский учитель в системе современного образования». М.: Прометей, 2013. С. 84-90.

Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической конференции, 17-19 октября 2013 г. / под. ред. Р.П. Баканова. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 480-487. http://jarki.ru/wpress/2013/09/27/3291/

Ковалева Н.Б. Молодежный форум: проектирование профессионального и личного будущего // Университетские субботы в МПГУ. М.; МПГУ, 2015. С. 105-111

Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 2016. P.68-69

Ковалева Н.Б. Проблемы развития медиакультуры // Современные тенденции в области дополнительного образования детей в сфере искусства и пути реализации новых образовательных требований и стандартов (ФГТ). Сб. научных трудов I городской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Таганрогской школы искусств // Ред. А.М. Иванов, Т.В. Иванова. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 198 с.

Ковалева Н.Б. Современный образовательный прототип в свете психологической антропологии // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI междунар. науч.-практ. Конф. молодых ученых 7-8 апреля 2016 г. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 57-61.

Данильчева С.В., Ковалева Н.Б. Характеристики способов коммуникации в контексте совместной творческой деятельности подростков и юношества // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2 (7). С. 225-227.

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционные технологии развития творческой направленности и способностей личности // В сборнике: Психология творчества и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. 2018. С. 185-189.

Ковалева Н.Б. Образ образованного человека и профессионала третьего тысячелетия // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) 12-13 декабря 2019 года «Возможности и риски цифровой среды» Том.1 – М.:  МГППУ, 2019. С. 322- 326.

Дябина Т.А., Гудкова А.А., Ковалева Н.Б. Образ будущего в профессиональных ориентациях младших подростков // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) 12-13 декабря 2019 года «Возможности и риски цифровой среды» Том 1. – М.:  МГППУ, 2019. С. 286-289.

Ковалева Н.Б. Становление творческого профессионализма в эпоху цифры// Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции . М.: Известия ИППО, 2020. С. 173-176.

Ковалева Н.Б. Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики // Исследователь/Researcher. 2020. № 4 (32). С. 209-226.

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-творческие формы антропопрактики развития позиционности // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Самара, 2021. С. 50-57.

Повышение квалификации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», 2021 72 часа, 27.09 -15.10 2021.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» (02-30 ноября 2020 г.), 36 часов, удостоверение о повышении квалификации № 772412286129.
Институт консалтинга и развития образования, Москва, «Медиация в образовательных организациях», 2020, 72 часа, 26 .05.-11.06 2020, удостоверение ПК № 77030007206, регистрационный номер 02282-19/20-1-2.
Институт современного образования, Воронеж «Особенности работы педагога-психолога с обучающимися с девиантным поведением в образовательных организациях согласно ФГОС», 2020, 72 часа, 18.05-08.06.2020. Удостоверение ПК № 362411842125, регистрационный номер 4756 от 8 июня 2020.
ФГБОУ ВО МПГУ, «Цифровая компетентность в высшей школе», 2019, 72 часа. Удостоверение ПК № 772409673204, рег.номер 02567 –ПК-2019 от 30.09.2019.
ФГБОУ ВО МПГУ «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, 2018 36 часов, удостоверение №772407594657, рег № 03898-ПК-2018, от 25.12.2018.
ФГБОУ ВО МПГУ «Инклюзивное образование детей с ОВЗ, 2017,16 часов. 3.11\-14.11.2017. ПК уд. № 772406321355.Рег номер 202094-ПК-2017. от 14.11.2017.
ФГБОУ ВО МПГУ «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) “Педагог- дефектолог «образование», 2017, 78 часов. ПК № 772406316968, рег.номер 14504 –ПК-2017 от 28.10.2017.
ГБОУ ВО МПГУ «Организационно-правовые вопросы управления образованием и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций в процессе создания, функционирования и развития системы учета контингента обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), 2017. 25.10-28.10. 72 часа Уд. ПК 180001394510. рег № 4405. от 28.10.2017.
ГБОУ ВО МПГУ «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия», 2015, 72 часа, с 10 марта 2015 по 31 марта удостоверение № 772402032161.
ГАОУ ВО МИОО «Разработка дополнительных профессиональных программ и подходы к их экспертному оцениванию в соответствии с современной нормативной базой», 2015, 72 часа. 30.10-13.11. №2015 ДПО1-2/09.
ГБОУ ВО РГСУ, «Квалиметрические методы оценки качества образовательного процесса», 2011, 72 часа, 12 .08- 21.09 2011. Рег.№ 14324.
ГАОУ ВО МИОО,«Мыследеятельностная педагогика: технологии развития способностей», 2007, 144 часа. 30.10.2006 – 16.11. 2007. Рег.№ 951/18
Landmark Education Сenter, Международные курсы повышения квалификации Денниса Перси (Великобритания) по программе «Технология прорыва»,1998, 72 часа.
The Family Therapy Institute of Druskininkai, Литва, программа Лауры Додсон (США) "Поведенческие модели и личностные основания эффективной коммуникации. Принципы поведения в ситуациях кризиса и стресса", 1992, 218 часов.
The Institute for International Connection, получение международной квалификации по программе "Satir Systems Training",1992, 72 часа.

Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Департамента Образования г. Москвы (2006).
Почетная грамота Департамента Образования г. Москвы (2012).
11 октября 2018. Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» РАЕ № 02731
12 октября 2018 года Диплом лауреата Международной выставка-презентация учебно-методических изданий, Сочи, 2018 за 2 издания.
31 мая 2019. Диплом лауреата Международной Книжной выставки ВОOKEXPO AMERICA 2019, Нью-Йорк, 29-31 мая 2019 за 2 издания.
26.06.2019. Диплом лауреата конкурса лучших научных работ МПГУ в номинации лучшая научная работа в области социально-экономических и общественных наук. II место (2019).
Диплом за 1 место в 45-м Международном конкурсе научных работ от фонда "РосНаука" (2021).

Достижения и поощрения

08.04.2016. Грамота за вклад в формирование культуры научного исследования, развитие творческого потенциала студентов и плодотворное сотрудничество в создании новых гуманитарных технологий ( СПБ, ЛГУ им. А.С.Пушкина)
28.11.2016. Грамота за яркие результаты, полученные в рамках научно-исследовательской площадки по теме исследовательской площадки МПГУ под руководством Н.Б. Ковалевой
02.12 2017. Грамота за творческий систематический вклад в дело воспитания детей и молодежи, высокое качество преподавания и научно-исследовательской работы
26.11. 2018. Благодарственное письмо за методическую разработку и подготовку мастер-классов «Перспективные профессии 21 века», «Проектирование профессии будущего: новые территории», «Как стать профессионалом в обществе будущего» в рамках профориентационного марафона «Я и моя карьера»
24.06.2019. Грамота за качественную подготовку и проведение мероприятий просветителько-образовательного проекта «Университетские Субботы» в 2018,2019 учебном году.
10.08.2019. Диплом научного руководителя за отличную подготовку студентки Гудковой А.А., получившей 1 место в блиц олимпиаде Всероссийского конкурса "Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС". Номер диплома: TSR – 4093.
27.01.2020. Благодарность за блестящую организацию V Всероссийская научно-практическая конференция МПГУ «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды» и высокие достижения в научно- практической деятельности


Архив учебных курсов

Введение в возрастную психологию.
Возрастная психология и педагогика.
Возрастная антропология.
Модуль «Образ образованного человека» в рамках курса «Погружение в новую педагогику».
Герменевтика культуры.
Рефлексивная психология творчества и Медиа-герменевтика (магистратура «Практическая психология художественного творчества» и «Визуальная антропология»).
Психология понимания.
Коллективная психология творчества.

Программы ПК для педагогов:
Сопровождение семьи особого ребенка в послешкольный период.
Психологическое сопровождение поликультурного образования.
Курсы по выбору модуля 1 "Психологическое сопровождение развития человека".
Психологическая служба в образовании. Медиация.
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках программы «Индивидуальный проект» в соответствии с требованиями ФГОС.
Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО.
Введение различных типов деятельности в образовательный процесс (в соответствии с ФГОС ОО).
Программы молодежных форумов в формате сюжетно-деятельностных тренингов и детско-взрослой конференции «Человек 21 века: ценности, поступки, мировоззрение».

Исследовательские проекты и гранты

- НИР-11 «Уровневые, институциональные и категориальные особенности содержания ДПО» (МИОО, 2015)
- 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» (Росоотрудничество. 2015)
- 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» (Росоотрудничество . 2015)
- НИР «Исследование дидактических подготовок формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания№ 2014/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (МПГУ, 2015- 2017)
- Грант РФФИ №18-513-00003 Бел_а "Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи" (2018 – 2020). соисполнитель

Участие в конференциях

Ковалева Н.Б. XX Международные Рождественские образовательные чтения: «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Доклад: «Проблемы формирования христианского мировоззрения при работе с детьми школьного возраста». (РПУ, Москва, 26.01.2012)
Ковалева Н.Б. V Съезд Российского психологического общества (РПО),секция «Психология интеллекта, творчества и одаренности». Доклад: «Подходы к становлению личности в современном образовании». (МГУ, Москва, 16.02.2012)
Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование ОТ’12». Доклад: «Принципы и технологии развития культуры коммуникации и понимания школьников». (ФГНУ «ИСиМО» РАО, Москва, 16.02.2012)
Ковалева Н.Б. VI международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Доклад на секции «Методологические проблемы развития исследовательской деятельности учащихся»: «Исследование как основа построения картины мира детей и молодежи». Выступление на круглом столе памяти Н.Г. Алексеева: «В поисках Аверроэса». (ДНТТМ, Москва, 16.11. 2012)
Ковалева Н.Б. IV Межрегиона¬льная конференци¬я с международным участием «Возможнос¬ти мыследеятельностной педагогики¬ в реализации¬ ФГОС нового поколения». Выступление: «Проблемы диагностики метапредметных результатов». (ГБОУ СОШ № 1314, Москва, 17.04.2012)
Региональные конференции
Городская научно-практическая конференция «Развитие понимания учащегося» (сценарные разработки и технологии). Пленарный доклад: «Формирования коммуникативно-герменевтического пространства как ресурс развития содержания образования». (ГБОУ ЦО №2006, Москва, 10.04.2012)
Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование ОТ’13». Доклад: «Принципы развития культуры понимания и мировоззрения школьников в медиасреде». (ФГНУ «ИСиМО» РАО, Москва, 5.04.2013)
Ковалева Н. Б. 10 Юбилейная Международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты», пленарный доклад «Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде». (КФУ, Казань, 17. 10. 2013)
Всероссийские конференции
Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференция «У истоков», доклад «Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы» в рамках секции «Образ образованного человека: истоки, традиции, практика, перспективы». (МГППУ, Москва, 22 .11.2013)
Ковалева Н.Б. Вторая научно-практическая конференция “Российский учитель в системе современного образования”. Доклад: Развитие современных образовательных технологий на основе мыследеятельностного подхода» (МПГУ, Москва, 27. 03. 2013)
Ковалева Н.Б. Городская научно-практическая конференция «Развитие ценностных ориентаций школьников как основа реализации ФГОС нового поколения». Пленарный доклад «Метакультурные технологии: возможности и перспективы». (ГБОУ ЦО №2006, 22.03.2013)
Ковалева Н.Б. Городская научно-практическая конференция инновационной площадки «Технологии и модели нового содержания образования: метапредметные и личностные результаты обучения». Пленарный доклад «Технологии и модели, обеспечивающие развитие личности учащихся». (ГБОУ СОШ №756, 25.04.2013)
2013. Ковалева Н.Б. Научно-практический семинар межрегиональной веб–конференции «Актуальные проблемы образования, воспитания и развития обучающихся. Развитие личности в современной медиасреде». Доклад «Медиаобразование как ресурс современной образовательной политики». (МИРО, Москва,03.09.2013).
Ковалева Н.Б. Городская научно практическая конференция «Личностные результаты в образовательном процессе (технологии достижения и диагностики)» Пленарный доклад «Личностные результаты – новая постановка вопроса». (ГБОУ ЦО №2006, 27.09.2013)
Ковалева Н.Б. Городская научно-практическая конференция «Технологии формирования ценностных ориентаций обучающихся в соответствии с ФГОС». Пленарный доклад «Принципы внедрения инновационных технологий в образовательное пространство г. Москвы». (ГБОУ СОШ №756, 29 октября 2013 г.).
Ковалева Н.Б. Городская детско-взрослая конференция по теме «Человек 21-го века: ценности, мировоззрение, идеалы». Пленарный доклад «Человек 21 века: цена выбора». Мастер-класс: «Мир симуляции против реальности: технологии прорыва». (МПГУ, Моква,30 .11.2013)
Ковалева Н.Б. Международная конференция «Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’14». Пленарный доклад: «Мировоззрение через медиаобразование: рефлексивно-позиционный подход к сценированию ситуаций личностного развития». (ФГНУ «ИСиМО» РАО)
Ковалева Н.Б. Международная научно-практическая конференции «News Literacy и проблемы современного медиаобразования. Доклад: «Международная научно-практическая конференции «News Literacy и проблемы современного медиаобразования». (НИУ ВШЭ, Москва, 5 марта 2014)
Ковалева Н.Б. VII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».Доклад: «Рефлексивно-позиционный подход к сценированию проектно-исследовательской деятельности в образовательных антропопрактиках». (ГБПОУ «Воробьевы горы», Москва, 15.11. 2014)
Межрегиональные конференции
Ковалева Н.Б. Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы». Выступление: «Образовательный маркетинг. Проектирование и администрирование сетевого сообщества «Мастерская педагогического сценирования». (ГБНУ МИРО, 15 апреля 2015)
Ковалева Н.Б. V Всесибирская школа молодежного актива «Вера и дело»: “Передовые подходы, модели и технологии духовного воспитания и развития личности в информационном обществе”. Мастер-класс: Метапредметные технологии духовного воспитания и развития личности в современной медиасреде (на материале произведений мировой культуры). (Иркутская епархия РПЦ, Байкал, 9-14 августа, 2014)
Региональные конференции
Ковалева Н.Б. Городской круглый стол в рамках региональной веб-конференции «Технологии реализации метапредметного, коммуникативного и личностного компонентов ФГОС».Пленарный доклад: Личностные и метапредметные результаты. Новая парадигма: технологический разворот?
( ГБОУ СОШ№ 185, Москва, 25.03 2012)
Ковалева Н.Б. Дни празднования Славянской письменности и культуры. Городской круглый стол с международным участием «Русский Логос как основа межнационального единства» Пленарный доклад «Значение славянской письменности для современной культуры». (МПГУ, Москва, 23 апреля 2013)Ковалева Н.Б. Фестиваль образовательных технологий «Возможности и перспективы сценарного подхода в организации воспитательных и образовательных антропопрактик» Пленарный доклад: «Рефлексивно-позиционный подход к сценированию воспитательных и образовательных антропопрактик». (МПГУ, Москва, 23 апреля 2015).

1-V Весенняя школа психологов, МПГУ; 2015-2019 (организаотр и основной ведущий)

1-V Фестиваль образовательных технологий современной антропопракики, МПГУ, 2015-2019

(автор программы, организатор, ведущий секций, пленарный доклад)

1-V Межвузовская конференция молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития», МПГУ: весна 2015- 2019, ведущий секций

XIII-XIV Международная конференция «Психология 21 века», ЛГУ им. А.С. Пушкина 2016-2019, (ведущий секций, пленарные доклады)

II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: история и современность», МПГУ, 2016, 10-11 октября (чден комитета, пленарный доклад, секция)

Международная научно-практическая конференция «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания» в рамках конгресса к 120- летию Л.С.  Выготского, МПГУ, 2016, 15-16 ноября (член комитета, ведущий секции, доклад)

Международная молодежная конференция по энергетике в рамках Международной выставки молодежных проектно-исследовательских работ MILSET Vostok Expo-Sciences, МПГУ, 2016 , 17-19 ноября (пленарный доклад, руководитель)

VIII Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» МПГУ, 2016, 17-19 ноября (член оргкомитета, доклад, секция)

1-IV Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности в условиях современной медиасреды», МПГУ, 2015-2019, (автор программы, организатор, ведущий секций, пленарный доклад, мастер-класс)

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология творчества и одаренности», МПГУ, 20-21 апреля, 2018 (член комитета, ведущий секции, доклад)

II-III Фестиваль-конференция Мир детства и юношества в науке, искусстве и практике, 2018 -2019гг), Москва ФГБОУ ВО МПГУ, Институт изящных искусств, художественно-графический факультет, (доклад, ведение секции)

Международная Книжная выставка ВОOKEXPO AMERICA 2019, Нью-Йорк, 29-31 мая 2019, (диплом лауреата).

Международная выставка-презентация учебно-методических изданий, Сочи, 2018, 10-13 октября (диплом лауреата)

Студенческая конференция «Теория и практика современного воспитания: междисциплинарность, герменевтика, инноватика», МПГУ, 15.06. 2019 (организатор, ведущий, пленарный доклад)

32-ая Московская межд. книжная выставка ВДНХ, Москва, 4-8 сентября 2019 (диплом лауреата).

Всероссийская юбилейная научная конференция с международным участием, посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые научные направления», Москва, Ипран, 21.11. 2019.

XV Международная научно-практическая конференция «Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях», СПБ, ЛГУ им А.С.Пушкина, 28- 29 ноября 2019, (пленарный доклад, секция)

VII Всероссийская научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды», МГППУ, 12-13 декабря 2019 (доклад)

V Всероссийская научно-практическая конференция МПГУ «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды», МПГУ, 27 и 29 января 2020 (руководитель, пленарный доклад, модерирование)

Дистанционная юбилейная XLV международная выставка-презентация, РАЕ, май-июнь, 2020.

VII Московский международный салон образования-2020. РАЕ, 26-29 апреля 2020 года и 28-30 мая 2020 г.

33-я московская международная книжная выставка на ВДНХ, 2-6 сентября 2020 года (павильон 75)

XLVI Международная юбилейной выставки-презентации научной, технической, учебно-методической и художественной литературы на платформе.https://expo-books.ru/ , осень, 2020.

I Международная научно-практическая конференция «FUNDAMENTAL AND APPLIED RESEARCH IN THE MODERN WORLD», 26-28 августа 2020 года, Бостон, США (тезисы)

Международная книжная выставка «Frankfurter Buchmesse», Франкфурт-на-Майне14-18 октября 2020 (лауреат)

Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданская идентичность в пространстве современной школы», Центр идентичности Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина, 12-13 ноября 2020 (пленарный доклад)

VI Международная научная конференция «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен», Музей детского творчества,Самара, 26 ноября  2020 (доклад)

II Международная научно-практическая онлайн-конференция «Психология одаренности и творчества», МГПУ, 27 ноября 2020 (доклад)

XXIV международной научно-практическая конференция, North Charleston, 21–22 декабря 2020 (доклад)

Студенческая он-лайн конференция бакалавров заочников факультета начального образования, МПГУ, 7 декабря 2020 (руководитель, модератор)

Международная научная конференция «Фундаментальные исследования феномена счастья», РФ Нижегородский государственный лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова, 16-19 декабря 2020 (доклад)

Третий Всероссийском образовательный форум “От результатов школы к результатам России, Москва, МГУ им М.В. Ломоносова, 27 марта 2021 (доклад)

Межрегиональный он-лайн научно-практический семинар по проблеме «Рефлексивные антропопрактики развития личности и способностей учащихся», Иркутск зум  ИГТУ, 15 декабря 2020  (руководство, доклад, модерирование)

Круглый стол кафедры психологической антропологии по теме «Психология понимания и общения в эпоху цифры», 23 декабря 2020 МПГУ, (руководство, доклад, модерирование)

Весенняя научная сессия, МПГУ 19 марта 2021(доклад)

VI Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития, МПГУ, 21 мая 2021(ведущий секции)

Научно-практической онлайн конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: пути развития, МПГУ, 26 мая 2021 (ведущий секции, доклад)

Межрегиональный открытый круглый стол по проблемам психологии понимания в дистанционным режиме, МПГУ 5 июля 2020 (руководство, доклад, модерирование)

Конференция к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, МПГУ 14-15 октября 2021 (доклад)

3-я Международная научно-практическая онлайн-конференция «Психология одаренности и творчества», МГПУ, 3 ноября 2021 (доклад)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности», МПГУ 15-17 ноября 2021 (доклад)

Дополнительная информация

Член Центрального Совета Межрегиональное Общественное Движение Творческих Педагогов «Исследователь»; организатор и руководитель ассоциации « Мастерская психолого- педагогического сценирования», член комиссии по сопровождению педагогических классов при Учебно-методическом совете МПГУ; автор идеи и научный руководитель герменевтического клуба МПГУ, руководитель межрегиональной  научно-исследовательской площадки «Рефлексивно-позиционный подход в развитию личности и способностей учащихся», автор ряда инновационный технологий (медиагерменевтика, сюжетно-деятельностная игра), апробированных в десятках образовательных программ основного и дополнительного образования, член общества психологов РФ, эксперт ряда Советов.

Н.Б. Ковалева является продуктивным руководителем НИРС кафедры: при ее консультировании сделано около 200 докладов и мастер-классов, опубликовано более 130 научно-исследовательских работ, получено более 30 дипломов и грамот как победителей во всесоюзных и международных конкурсах студенческих работ. За 5 лет при ее научном руководстве блестяще защищено 17 дипломных работ. В 2019 и 2020 состоялся выпуск двух групп бакалавров кафедры психологической антропологии, успешно закончивших программу «Практическая психология детства». Еще одним важным направлением приложения сил является Герменевтический клуб, совместно с участниками которого регулярно проводят встречи по обсуждению значимых культурных образцов, выездные образовательные сессии, тренинги, конференции, сюжетно-деятельностные игры          форумы, лагерные программы, посвященные актуальным проблемам и важным событиям.

Н.Б. Ковалева активно принимает участие в проекте «Университетские субботы» с января 2013 года; развивает герменевтические проекты кафедры, ведет вебинары и лекции по проблемам психолого-педагогических условий развития личности, сценирования развивающих занятий, принципов организации коллективного творчества и сотрудничества в рамках дополнительного образования, ее видео-лекции представлены на порталах «Универсарий» и «Фоксфорд», МПГУ

Работы Н.Б. Ковалевой имеют достаточно высокий уровень цитирования.

Наукометрические показатели: РИНЦ: – общее количество размещенных научных тружов 64, число цитирований 1289, индекс Хирша =16; H-index Web of Science =3. https://elibrary.ru/authors.asp

Ковалева Наталья Борисовна является членом редакционных коллегий научных журналов «Social Sciences & Psychology»; «International Encyclopedia of Psychology».

По данным Психологической газеты в ходит в число известных психологов России https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/34274/

 

 


Кандидат психологических наук

Доцент


Профессиональные интересы

Психология личности; психология развития; аксиология; проектная и исследовательская деятельность; психодидактика; философия науки; антропология; социология и футурология; психология мышления; культурология; акмеология; психология искусства; медиаобразование; герменевтика; коллективное творчество; проектирование будущего; рефлексия; коммуникация; диагностика и формирование метапредметных способностей; игровые методы обучения и образовательные технологии.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88
+7 (906) 058-69-98
nb.kovaleva@mpgu.su; nkovaig@mail.ru

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)