Навигация по сайту

Галина Анатольевна

Кузьменко

Образование

В 1983 г. окончила 
Омский государственный институт физической культуры с присуждением квалификации: инструктор лечебной физической культуры.

1981-1983 г.г. - Школа спортивного массажа на отделении факультета общественных профессий Омского государственного института физической культуры (работа массажистом со сборными командами СССР).

Соискательство:
1986-2000 г.г. - Омский государственный институт физической культуры, специальность «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Докторантура:
2014 г. - Московский педагогический государственный университет, специальность «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».



Тема кандидатской диссертации

«Структура тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков сельской ДЮСШ на этапе предварительной подготовки».

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
1. «Педагогика физической культуры» , 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), профиль «Физическая реабилитация», 3 курс, 5 семестр, очная форма обучения;
2. «Психология физического воспитания и спорта», Направление 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Физическая культура», Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), (профиль): Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка), 3 курс, 5 семестр;
3. «Профессиональная деятельность детского тренера», Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), (профиль): Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка), 4 курс, 7 семестр, очная форма обучения;
4. «Методика преподавания и педагогическое мастерство детского тренера», Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), (профиль): Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка), 4 курс, 8 семестр, очная форма обучения;
5. «Технологии решения конфликтов в спортивной деятельности» 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), профиль «Физическая реабилитация», 4 курс, 7 семестр, очная форма обучения;
6. «Организация физического воспитания в системе образования», Направление 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Физическая культура», Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), (профиль): Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка), 2 курс, 4 семестр, очная форма обучения;

Магистратура:
7. «Спортивная конфликтология», Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа: Управление развитием физкультурно-спортивных и образовательных организаций, очная форма обучения, 2 курс, 4 семестр;
8. «Технология интеллектуального воспитания юных спортсменов», Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа: Управление развитием физкультурно-спортивных и образовательных организаций, очная форма обучения, 2 курс, 3 семестр;
9. «Научно-исследовательская работа», Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа: Управление развитием физкультурно-спортивных и образовательных организаций, очная форма обучения, 2 курс, 3 семестр;
10. «Научно-исследовательская практика», 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Теория спорта и технология спортивной подготовки», очная форма обучения, 1 курс, 1 семестр;
11. «Производственная практика», 44.03.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Теория физической культуры и технологии физического воспитания», заочная форма обучения, очная форма обучения, 2 семестр.

Публикации

Публикации (статьи, монографии и т.п.): Опубликовано более 240 научно-методических работ, среди них:

– 4 монографии;

– 1 учебник в соавторстве (Родионов А.В., Родионов В.А., Кузьменко Г.А.);

– 6 учебных пособий;

– 36 статей в журналах, рецензируемых ВАК;

– более 35 программ учебных дисциплин.

Монографии

  1. Кузьменко, Г.А. Развитие индивидуально и социально значимых способностей личности ребенка в спортивной деятельности». М.: МИФКиС, 2009, – С. 236.
  2. Ким Т.К., Кузьменко Г.А. Юдин Б.Д., Храмов В.А. «Основные аспекты формирования здорового образа жизни детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях»: «Компетентностный подход: готовность учителя и детского тренера к реализации ценностного потенциала физической культуры и спорта в работе с детьми и родителями» / Г.А. Кузьменко, – М.: Прометей, 2011. – С. 93-131.
  3. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки / Г.А. Кузьменко. – М.: Прометей, 2013. – 532 с.

Учебные пособия

  1. Кузьменко Г.А. Методика преподавания и педагогическое мастерство тренера / Г.А. Кузьменко.– М.: Издательство ОАОУ, 2008. – 366 с.
  2. Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет / Г.А. Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2008. – 268 с.
  3. Кузьменко Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена: в системе значимых качеств личности» / ГРИФ УМО / Г.А. Кузьменко – М.: Советский спорт, 2010. – С. 558, CD.
  4. Психология детско-юношеского спорта / под ред. А.В. Родионова, В.А. Родионова / Г.А. Кузьменко / Способности к эффективной двигательной деятельности: интеллектуальные способности;  Соотношение психологической, тактической и интеллектуальной подготовки юного спортсмена / ГРИФ УМО / – М.: Физическая культура, 2013. – 277 с., – С. 88-99;  С. 239-241.
  5. Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности / Под ред. Кузьменко Г.А. / ГРИФ УМО / – М.: Прометей, 2013. – 410 с.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

  1. Кузьменко Г.А. Особенности адаптации юных спортсменов к стрессовым ситуациям // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. − № 4. − С. 62-67.
  2. Кузьменко Г.А. Структура интеллектуальных способностей подростков в системе осуществления успешной спортивной деятельности // Преподаватель XXI век.: МПГУ. – 2009. – №2. – С. 165-179.
  3. Кузьменко Г.А. Стилевые особенности и содержание процесса коммуникации родителя и ребенка-спортсмена с учетом фактора биоритмологической совместимости // Культура физическая и здоровье.: Воронеж. – 2009. – №6.  – С. 75-78.
  4. Кузьменко Г.А. Динамика стилевых особенностей познавательной деятельности спортсмена-подростка // Культура физическая и здоровье.: Воронеж. – 2009. – №6. – С. 75-78.
  5. Кузьменко Г.А. О развитии интеллектуальных способностей // Физическая культура в школе. – 2010. – №6. – С.46-50.
  6. Кузьменко Г.А. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса развития интеллектуальных способностей подростков в спортивной деятельности // Преподаватель XXI век. – 2009. – №4. – С. 181-188.
  7. Кузьменко Г.А. Структура проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях деятельности // Наука и школа. – 2010. – №3. – С. 37-42.
  8. Кузьменко Г.А., Юдин Б.Д., Сабитов Ш.Я., Федорова Л.В. Анализ факторов, лимитирующих проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков в образовательном процессе // Преподаватель XXI век. – 2010. –  №2. – С. 178-188.
  9. Кузьменко Г.А. Информационный компонент как предпосылка и процессуальная составляющая в развитии интеллектуальных способностей подростка-спортсмена // Наука и школа. – 2010. – №5. – С. 131-135.
  10. Кузьменко Г.А. Реализация интеллектуальных способностей подростков в структуре видов спортивной деятельности // Спортивный психолог.: РГУФКСМиТ. – 2011. – №1 (22). – С. 44-48.
  11. Кузьменко Г.А. Теоретическая подготовка юных спортсменов в системе реализации задач интеллектуального развития личности // Культура физическая и здоровье.: Воронеж. – 2011. – №4. – С. 39-43.
  12. Кузьменко Г.А. Мотивационно-ценностный компонент в структуре проявления и развития интеллектуальных способностей подростков-спортсменов // Преподаватель XXI век. – 2011. – №2. – С. 76-89.
  13. Кузьменко Г.А. Интеллектуальная готовность подростка к реализации в спортивной деятельности: сущность, содержание, диагностика, пути развития // Преподаватель 21 век. – 2011. – №3. – С. 117-130.
  14. Кузьменко Г.А. Критерии развития интеллектуальных способностей спортсмена-подростка  в условиях реализации компетентностного подхода // Наука и школа. – 2012. – №1. – С. 102-109.
  15. Кузьменко Г.А. Интеллектуальный потенциал учителя физической культуры как условие реализации ФГОС на ступени начального общего образования // Физическая культура в школе. – 2012. – №5. – С. 12-19.
  16. Кузьменко Г.А. Содержание интеллектуальной подготовки подростка с учетом специфики соревновательной деятельности в виде спорта и игровом амплуа // Преподаватель ХХI век. – 2012. – №1. – С. 129-139.
  17. Кузьменко Г.А. Процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена: взаимообусловленность актуальной модели интеллекта и модели деятельности // Педагогическое образование и наука.: МАНПО. – 2012. – № 9. – С.24-31.
  18. Кузьменко Г.А. Обновление содержания  профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом требований ФГОС основного общего и высшего профессионального образования // Наука и школа. – 2012. – №5  – С. 11-15.
  19. Кузьменко, Г.А. Особенности актуализации интеллектуальных способностей и личностных качеств у подростков в условиях спортивной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3(109). – C. 74-81.
  20. Кузьменко, Г.А., Луговских Т.Н. Исследование содержания понятий успеха и трудностей у подростков-спортсменов с различной степенью успешности учебной и спортивной деятельности // Преподаватель ХХI век. – 2014. – № 3. – С. 191-200.
  21. Кузьменко, Г.А. Cоподчиненность проявления интеллектуальных, регулятивных способностей и волевых качеств в спортивной деятельности подростка // Культура физическая и здоровье. – Воронеж. – 2015. – №52(1) – С. 37-43.
  22. Кузьменко, Г.А. Луговских, Т.Н. Исследование содержания педагогических требований к интеллектуально опосредованной деятельности подростка с ориентацией на качество учебных и спортивных достижений // Наука и школа. – 2015. – №3.– С. 185-195.
  23. Кузьменко Г.А., Луговских Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков-спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы // Ученые записки
    университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6(124). – C. 219-231.
  24. Кузьменко Г.А., Луговских Т.Н. Исследование стратегий преодоления трудностей подростками-спортсменами, ориентированными  на результативные параметры достижений  в учебной и спортивной деятельности // Казанская наука. – 2015. – № 9.– С. 166- 172.
  25. Кузьменко Г.А. Вербальный интеллект подростка-спортсмена как фактор формирования целостного образа двигательного действия // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 4 – С. 94-96.
  26. Кузьменко, Г.А. Cтратегии решения подростком интеллектуальных задач  спортивной деятельности с учетом сложности упражнения // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 3.
  27. Кузьменко, Г.А. Луговских Т.Н. Педагогические ресурсы оптимизации интеллектуальной активности подростков-спортсменов в неспецифических и специфических условиях деятельности// Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 6 – С. 97-99.
  28. Кузьменко Г.А., Луговских Т.Н., , Бальзовская С.В. Формирование качества достижений подростков-спортсменов в образовательной деятельности на основе совершенствования показателей  интеллектуальной активности // Наука и школа. – 2016. – № 3. – С. 116-123.

Программы дисциплин, элективных курсов

  1. Кузьменко Г.А., Дубов А.М. Психология физического воспитания и спорта. Рабочая программа учебной дисциплины, профиль «Физическая культура» 050100.62. – М.: «Прометей» МПГУ, 2014. – 85 с.
  2. Кузьменко Г.А., Дубов А.М. Психология деятельности тренера в детско-юношеском спорте / Программа курса по выбору, профиль «Физическая культура» 050100.62. – М.: «Прометей» МПГУ, 2014. – 55 с.
  3. Кузьменко Г.А. Технология спортивной подготовки: развитие социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена (в системе значимых качеств личности). / Программа элективного курса для учащихся спортивных классов (7 класс). – М.: «Прометей» МПГУ, 2010. – 36 с.
  4. Кузьменко Г.А. Основы психологических знаний юного спортсмена: программа элективного курса  для учащихся спортивных классов (5 класс). МПГУ. М.: Прометей, 2013. – 48 с.
  5. Кузьменко Г.А., Эссеббар К.М. Организационная культура личности юного спортсмена: программа элективного курса для учащихся спортивных классов. МПГУ. М.: Прометей, 2013. – 140 с.
  6. Кузьменко Г.А., Ким Т.К. Программа для детско-юношеских спортивных школ по кобудо.  – М.: «Прометей» МПГУ, 2013. – 324 С.
  7. Кузьменко, Г.А. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса в системе основного общего образования и образования спортивной направленности: Программа элективного курса для обучающихся 8–9 классов на этапе основного общего образования «Воспитание интеллектуальных способностей у обучающихся подростков в условиях спортивной деятельности». – Москва: МПГУ, 2015. – 104 с.
  8. Кузьменко Г.А. Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации): Интеллектуальное воспитание подростка-спортсмена как средство повышения его конкурентоспособности в  спортивной деятельности / М.: РИО «МПГУ», 2015. – 76 с.
  9. Кузьменко Г.А. Рабочая   программа   дисциплины: Технология интеллектуальной подготовки в спорте. Направление 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа: Теория спорта и технология спортивной подготовки. – М.: МПГУ, 2015. – 80 с.
  10. Кузьменко Г.А. Рабочая   программа   дисциплины: Теория и технология интеллектуального воспитания в спорте. Направление подготовки:          49.06.01  Физическая культура и спорт. Направленность:   Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – М.: МПГУ, 2015. – 80 с.
  11. Кузьменко Г.А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. – М.: Прометей, 2013. – 72 с

Монографии:

  1. Кузьменко, Г.А. Концепция интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте. Монография / Г.А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 212с. – 13,25 п.л.
  2. Кузьменко, Г. А. Технология интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте. Монография / Г. А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 460 с.– 28,75п.л.

Учебные пособия, программы учебных дисциплин:

  1. Кузьменко, Г. А. Технология интеллектуального развития подростков в системе спортивной подготовки: содержательный аспект. Учеб. пособие / Г.А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 276 с. – 11,5 п.л.
  2. Кузьменко, Г. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности обучающихся в системе физического воспитания / Г.А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 48 с. – 3 п.л.
  3. Кузьменко, Г.А. Технология интеллектуального воспитания юных спортсменов : программа учебной дисциплины (магистратура) / Г.А. Кузьменко. – М.: РИО «МПГУ», 2017. – 72 с. – 4,5 п.л.

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК:

  1. Кузьменко, Г.А. Детско-юношеский спорт как пространство интеллектуального развития подростков: обновление содержания понятийного аппарата интеллектуально опосредованной спортивной подготовки / Г.А. Кузьменко // Наука и школа. – 2017. – № 2. – С. 118-130. (1,04 п.л.)
  2. Кузьменко, Г.А. Индивидуализация спортивной подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет на основе анализа параметров соревновательной активности и эффективности интеллектуальных решений / Г.А. Кузьменко, Е.А. Кабанова // Преподаватель ХХI век. – 2017. – № 2 (часть 1). – С. 199-212. (1,1 п.л., авторство не разделено)
  3. Кузьменко, Г.А. Структурный анализ интеллектуальных трудностей соревновательной деятельности юных спортсменов / Г.А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 2 (февраль). – С. 100-102. – 0,2 п.л.
  4. Кузьменко Г.А., Шиленок В.В. Оптимизация параметров исполнения соревновательного упражнения юными стрелками-пулевиками на основе средств воспитания устойчивости в системе «стрелок-оружие-мишень» / Г.А. Кузьменко // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 2 (февраль). – С. 24-30. – 0,4 п.л.

Повышение квалификации

1. ИПК ГЦОЛИФК, «Организационно-педагогические и управленческие основы деятельности директора детско-юношеской спортивной школы», 1987
2. ФПК Новосибирского государственного технического университета, «Педагогическое тестирование», 1995
3. ИПК и ППК РГУФКСиТ, «Основы психологического консультирования», 2006
4. НОУ ВПО «Московский институт права», «Психология и педагогика», 2008
5. НОУ ВПО «Московский институт физической культуры и спорта», Методология научного исследования в области гуманитарного образования, 2008
6. Институт развития дополнительного профессионального образования, «Информационные технологии в образовательном процессе» модуль «Применение тренажера «Huber» в спорте и реабилитации», 2008
7. Институт развития дополнительного профессионального образования, «Информационные технологии в образовательном процессе модуль «Применение современных программно-аппаратных комплексов для изучения психологических состояний и психофизиологических особенностей спортсменов», 2008
8. Российский университет дружбы народов, «Способы совершенствования педагогических методик: тестирование», 2008
9. Педагогическая академия последипломного образования, «Применение ИТК в профессиональной деятельности: дизайн презентаций, использование и обработка электронных таблиц, работа с базами данных», 2008
10. Российский университет дружбы народов, «Способы совершенствования педагогических методик: тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения», 2009
11. Российский университет дружбы народов, «Методика создания учебных курсов, в том числе в системе дистанционного обучения. Разработка мультимедийных и интерактивных пособий», 2009
12. Московский педагогический государственный университет, «Технология проектирования образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области педагогического образования», 2010
13. Московский педагогический государственный университет, «Современные подходы к организации физического воспитания студентов педагогических вузов», 2011
14. Московский педагогический государственный университет, «Реализация образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО», 2011
15. Московский педагогический государственный университет, «История и философия науки», 2011
16. Московский педагогический государственный университет, «Нормативно-правовое обеспечение образования», 2012
17. Московский педагогический государственный университет, «Разработка компетентностно-ориентированных заданий для оценки учебных достижений студентов», 2012
18. Московский педагогический государственный университет, «Реализация образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО», 2012
19. Московский педагогический государственный университет, «История и философия науки», 2012
20. Московский авиационный институт «Комплексная безопасность», 2013
21. Московский педагогический государственный университет, Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения, 2014
22. Белорусский государственный университет физической культуры и спорта «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: Спортивная психодиагностика», 2014
23. АНО «Академия национальной безопасности и правопорядка», Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации «Методы экстренной психокоррекции в спортивной практике», 2014
24. Департамент физической культуры и спорта г. Москвы и Общероссийская общественная организация «Федерация фитнес-аэробики России» (ФФАР), Минспорта РФ, МОН РФ, Департамент образования г. Москвы, Семинар «Лучший опыт спортивных федераций – в детско-юношескую среду России» по направлению «Общеобразовательные программы», 2015
25. Московский институт открытого образования «Разработка и экспертиза дополнительных профессиональных программ в соответствии с современной нормативной базой", 2015
26. Центр учебных программ «Эко-вектор» "Использование Scopus и Mendeley для планирования научной работы. Учебно-практический семинар «Scopus – инструмент для повышения эффективности научных программ», 2015
27. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», "Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»", (78 часов), октябрь 2017 года.

Достижения и поощрения

Благодарность за активное участие в экспертизе основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки» и примерных основных образовательных программ от ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» Министерства образования и науки Российской Федерации (25 октября 2017 г.)

Архив учебных курсов

Бакалавриат:
1. «Педагогика физической культуры».
2. «Теория и методика физического воспитания и спорта»,
3. «Теория и методика обучения физической культуре»,
4. «Педагогика»,
5. «Психология»,
6. «Базовые и новые виды спорта»,
7. «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»
8. «Психология физического воспитания и спорта»
9. «Профессиональная деятельность детского тренера»
10. «Методика преподавания и педагогическое мастерство детского тренера»
11. «Психология деятельности тренера в детско-юношеском спорте»
12. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»
13. «Технологии решения конфликтов в спортивной деятельности»
14. «Интеграция двигательной и познавательной деятельности обучающихся в системе физического воспитания»
15. «Основы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта»
16. «Вербальные и невербальные средства общения»
17. «Психологические тренинги»

Магистратура:
18. «Спортивная конфликтология»
19. «Педагогическое мастерство тренера»
20. «Технология интеллектуального воспитания юных спортсменов»

Аспирантура:
21. Теория и технология интеллектуального воспитания в спорте.
22. Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
23. Государственный экзамен.

Исследовательские проекты и гранты

Руководитель научно-образовательных площадок МПГУ на базе образовательных организаций Москомспорта – ЦСиО «Чертаново», ЦСиО «Самбо-70»

Профессор

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Теоретико-методические основы подготовки юных и квалифицированных спортсменов, педагогика, педагогика физической культуры, педагогическая психология, психология подготовки юных спортсменов в системе детско-юношеского спорта, развитие интеллектуальных способностей юных спортсменов.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88
8 (495) 438-19-56
ga.kuzmenko@mpgu.su