Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

Обучение в 1 семестре

Наталья Викторовна

Микляева

Образование

Высшее педагогическое образование: Московский государственный педагогический институт, 1997, специальность «коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».
Аспирантура: Московский государственный педагогический университет, 2001, 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия).
Профессиональная переподготовка: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, «Теория и практика педагогического образования. Управление и менеджмент в образовании» (2005), Российский государственный социальный университет, «Менеджер образования» (2011).

Тема кандидатской диссертации

Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР (в аспекте развития языковой способности)

Курсы текущего учебного года

Нарушения развития в детском возрасте.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ
Система диагностики нарушений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста.
Концепции проектирования адаптированных образовательных программ.
Система диагностики нарушений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
Разработка образовательных маршрутов и индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ.
Технологии проектирования и реализации адаптированных образовательных программ для детей раннего возраста с ОВЗ в традиционных и инновационных формах дошкольного образования.

Публикации

Свыше 500 публикаций.

Учебники:

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник для студентов вузов. М. : ИНФРА-М, 2016. – 218 с

Давидович Л.Р., Микляева Н.В. и др. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 313 с.

Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Высшее образование).

Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.

Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.В.Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. —  600 с.

Управление дошкольным образованием : Учебник и практикум для вузов / Под ред. Н.В.Микляевой. – 2-е изд, испр. и доп . – Москва : Издательство Юрайт, 2020 . – 530  с.

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : Учебник и практикум для вузов / Под ред. Н.В.Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020 . – 450 с.

Программы:

«Первоцветы»: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: АРКТИ, 2015. — 336 с.

Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. М.: Аркти, 2016. – 208 с.

Почемучки. Комплексная программа группы кратковременного пребывания для детей с ОНР  3—5 лет

/ Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 176 с.

Микляева Н.В. Растем вместе: программно-методический комплекс для дошкольной образовательной организации. Часть 1. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2017. 266 с.

Микляева Н.В. Растем вместе: программно-методический комплекс для дошкольной образовательной организации. Часть 2. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2017. 266 с.

Микляева Н.В. и др. Новые возможности аппликации для развития дошкольников “Оживший мир”. Часть 1. Младший и средний дошкольный возраст. М.: Аркти, 2017. – 136 с.

Микляева Н.В. и др. Оживший мир. Новые возможности аппликации для развития дошкольников. Часть 2: старший дошкольный возраст. – М.: Аркти, 2018. – 128 с.

Дети радуги: методический комплекс к адаптированной образовательной программе для дошкольников с ЗПР и сочетанными нарушениями /Под ред. Н.В.Микляевой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 214 с.

Академия дошкольных наук: комплекс напольных подвижных развивающих игр для семейного детского сада /Под ред. Н.В.Микляевой. – М. : Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. — 142 с.

Методические пособия:

Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада / Под ред. Н.В.Микляевой. М.: АРКТИ, 2015. – 161 с.

Микляева Н.В. Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов. Методическое пособие. М.: Аркти, 2016. – 168 с.

Технология составления рабочих программ воспитателей и специалистов. Методическое пособие. М.: Аркти, 2016. – 120с.

Инклюзивная дошкольная группа: методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Л.А.Головчиц, Н.В.Микляевой. М.: Аркти, 2017. – 112 с.

Микляева Н.В. Расписание и план непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Методическое пособие. М.: Аркти, 2017. – 256 с.

Микляева Н.В. Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду. Методическое пособие. М.: Аркти, 2017. – 80 с.

Микляева Н.В. и др. Академия дошкольных наук. Организация образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2018. – 80 с.

Служба ранней помощи: методические рекомендации для педагогов / Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой. – М.: Аркти, 2018. – 148 стр.

Портрет педагога для работы с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А.Майера, Н.В.Микляевой. – М.: Цветной мир, 2018. – 120 с.

Интернет-технологии как ресурс деятельности учи­теля-дефектолога: Учебно-методич. пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. — М., 2018. — 144 с.​

Микляева Н.В., Латанова Н.И., Мансарлийская Л.Ф. Стимулирующие выплаты работникам дошкольных учреждений. – М.: Аркти, 2018. – 184 с.

Микляева Н.В. и др. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2019. – 160 с.

Головчиц Л.А., Микляева Н.В. и др. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения. Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2019. – 114 с.

Микляева Н.В.  Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:  Учебно-методич. пособие. —  М.: АРКТИ, 2019. —  160 с.

Микляева Н.В. Современное оформление документов для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2019. – 144 с.

Статьи:

Микляева Н.В. Модель развития социального интеллекта дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. №12. – С.18-23.

Микляева Н.В.  Совместные занятия детей в инклюзивной группе: особенности организации // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – № 11. – С. 58-74.

Микляева Н.В. Индивидуальный учебный план для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: особенности разработки // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 66-75.

Головчиц Л.А., Микляева Н.В. Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 4-11.

Микляева Н.В. Стандарты организации ранней помощи в сфере образования: обзор нормативно-правовой базы // Современный детский сад. – 2018. – № 1. – С. 20-23.

Микляева Н.В. Коррекционно-педагогическая поддержка детей с ЗПР в современном детском саду // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 4. – С. 73-80.

Микляева Н. Вариативные формы образовательной деятельности на основе передвижной аппликации // Дошкольное воспитание. – 2017. – №6. – С. 52 – 57.

Микляева Н.В., Семенака С.И. Про­фи­лак­ти­ка агрес­сив­ных про­яв­ле­ний у до­школь­ни­ков (3 статьи) // До­школь­ное вос­пи­та­ние. – 2019. – № 3. – С. 21–28 ; № 4. – С. 4–12.

Микляева Н.В., Чудесникова Т.А. Социально ориентированные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – №6. – С. 39 – 47.

Микляева Н.В. Пар­ци­аль­ная про­грам­ма “Вме­сте с ра­ду­гой” : Раз­ви­тие стра­те­ги­че­ско­го мыш­ле­ния до­школь­ни­ков на ос­но­ве кон­стру­и­ро­ва­ния // До­школь­ное вос­пи­та­ние. – 2020. – № 1. – С. 4–13 ; № 2. – С. 4–9 ; № 3. – С. 4–11.

Микляева Н.В., Чудесникова Т.А. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2020, N1. – С.49-60; N2. – С.58-66.

Повышение квалификации

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования - «Управленческие технологии в системе дошкольного образования» - 2002 - 144 часа – удостоверение №112204.
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС - «Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации системы обеспечения качества высшего образования» - 2007 - 72 часа – удостоверение №559.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - «Андрагогические аспекты развития педагогического мастерства преподавателей вузов и ИПК» - 2008 -72 часа - удостоверение №168
Российский государственный социальный университет - «Современные формы и методы работы с лицами, имеющими социальные отклонения в поведении» - 2010 - 80 часов – удостоверение №6512
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» - 2011 - 72 часа –удостоверение №у1105/б
Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС» - «Проектирование компетентностно-ориентированных ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» - 2011 - 72 часа – удостоверение №1009.
Институт дополнительного образования ГБОУ ВПО МПГУ - «Проектирование основных образовательных программ в рамках реализации ФГОС ВПО» - 2013 - 82 часа – удостоверение №13222/26.
Институт медико-биологических проблем РУДН - «Методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся» - 2015 - 72 часа - удостоверение №025753.
АНО Центр правовой поддержки «Профзащита» - «Формирование инклюзивного образовательного пространства в детском саду и школе в контексте введения профессиональных стандартов» - 2017 - 36 часов – удостоверение №4740.
European psychological center «Et Sertum» (Европейский психологический центр «СемьЯ», Зальцбург (Австрия)) - «Tutor in tale therapy» («Тьюторское сопровождение посредством сказкотерапии») - 2017 – 36 часов – удостоверение №20170222001.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» - 2017 года – 72 часа - удостоверение №772406654340.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ» - 2017 года – 16 часов - удостоверение №772406322551.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровня образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»»» - 2017 год – 78 часов - удостоверение №772406316992.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» - 2019 год – 36 часов - удостоверение №772408214782.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы» - 2019 год – 72 часа - удостоверение №772409673228.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» - «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» - 2019 год - 36 часов - удостоверение № 772409148825.

Профессиональная переподготовка:
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2005, «Теория и практика педагогического образования. Управление и менеджмент в образовании».
Российский государственный социальный университет, 2011, «Менеджер образования».

Государственные и ведомственные награды

Почетный работник образования города Москвы (указ Мэра Москвы от 29 июня 2012 года №39-УМ, ПЗ №005470).
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за заслуги в научно-педагогической деятельности, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (приказ от 13 декабря 2007 года №1830/к-н).

Достижения и поощрения

Благодарственное письмо Правительства Москвы за активное участие в проведение Московского городского конкурса «Детский сад года» (2005).
Благодарственное письмо Правительства Москвы за участие в работе Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (2010).
Сертификат за участие в работе круглого стола по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требования ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы), Издательство «Просвещение» (2016).
Сертификат Министерства просвещения РФ и Общероссийского профсоюза работников образования об участии с докладом во Всероссийской конференции по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» и организации секции по специальному высшему образованию в рамках Х Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (2019).
Диплом ЕН №9722 Всероссийского профессионального педагогического конкурса для логопедов и дефектологов «Рабочая программа педагога в соответствии с ФГОС» (06.02.2020 – 09.03.2020) за участие с «Проектом конструктора рабочих программ специалистов коррекционного профиля (дошкольное образование)»
Диплом №PDe-2020-0257 Победителя X Международного конкурса преподавателей вузов «Pedagooical discovery: University-2020», организованного Академией педагогических проектов Российской Федерации и International association of teachers в рамках международного проекта «Образование для всех» (в номинации «Информационно-коммуникационные технологии», за участие с проектом «Конструктор документационного обеспечения сопровождения детей с особыми образовательными потребностями») (от 5 марта 2020 года, совместно с А.В. Кротковой).

Архив учебных курсов

Бакалавриат
Нарушения развития в детском возрасте.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями умственного развития.
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и социального поведения.
Задержка психического развития.
Воспитание и обучение детей с ЗПР.
Методика развития речи и обучения языку.
Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Магистратура
Современные проблемы специального (дефектологического) образования.
Система диагностики нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста.
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ.
Адаптация методик воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
Концепции проектирования адаптированных образовательных программ.
Концепции проектирования лечебно-оздоровительных программ.
Технологии проектирования и реализации адаптированных образовательных программ для детей. раннего возраста с ОВЗ в традиционных и инновационных формах дошкольного образования.

Исследовательские проекты и гранты

2003, 2004 и 2005: «Гранты Москвы» в области наук и технологий в сфере образования
2010: победитель Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи (НТТМ), научно-технический проект «Виртуальная энциклопедия проблемных педагогических ситуаций для родителей»
2013: 16 свидетельств Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации прав интеллектуальной собственности, в том числе:
- Конструктор моделей охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ.
- Конструктор образовательной программы детского сада.
- Интерактивный альбом по профилактике нарушений адаптации у детей.
- Комплекс фонетико-фонематических кубиков для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
- Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Виртуальная энциклопедия проблемных педагогических ситуаций для родителей детей дошкольного возраста.
- Конструктор мониторинга образовательной программы детского сада.
За время профессиональной деятельности - 28 ГРАНТов Департамента образования города Москвы:
в 2009: «Проведение исследования по изучению потребностей московской семьи в различных формах и видах инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования».
в 2012-2013
- «Разработка и апробация информационных технологий управления ДОУ».
- «Создание интерактивного информационного ресурса, посвященного повышению квалификации руководителей ДОУ по вопросам внедрения экономических механизмов эффективности деятельности дошкольных ОУ».
- «Анализ практики и разработка рекомендаций по развитию государственно-общественного управления в системе дошкольного образования».
- «Разработка модели территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих учреждения дошкольного образования (по ступеням) и дополнительного образования».
- "Внедрение современной модели оценки качества профессиональной подготовленности и образовательной деятельности педагогов ДОУ".
В 2013 - 2014 г.:
- «Разработка системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Педагогика»».
- «Мониторинг состояния, проблем и перспектив развития семейного образования и разработка механизмов участия государства в финансировании образовательных программ соответствующего уровня».
- «Разработка системы взаимодействия уровней образования в рамках крупных образовательных комплексов города Москвы».
С 2015 по 2017 гг. – участник 3 ГРАНТов Министерства образования РФ, в рамках коллективных проектов кафедры дошкольной дефектологии, в том числе ГРАНТа «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ» (в рамках реализации государственного контракта МПГУ с МО и науки РФ).

Участие в конференциях

Н.В. Микляева регулярно участвует в международных и всероссийских конференциях с докладами. Наиболее значимыми из которых в последнее время явились:

Московский международный салон образования (2017, 2018),

Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика» (2018),

VIII Всероссийская конференция  «Образовательное пространство: проблемы, перспективы, решения» (2018),

Всероссийская конференция по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» в рамках заключительного этапа Х Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (2019),

VI республиканская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы» (2019),

Национальная научно-практическая конференция с международным участием “Актуальные вопросы истории, философии, права и педагогики” (2019),

Первая Международная междисциплинарная научная конференция «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» (2019),

Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве» (2019),

II Международная междисциплинарная научная конференция «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» (2020),

Международная научно-практическая Конференция “Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования” (2020) и др.

Дополнительная информация

ПАТЕНТЫ

2013: 16 свидетельств Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации прав интеллектуальной собственности, в том числе:
– Конструктор моделей охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ.
– Конструктор образовательной программы детского сада.
– Интерактивный альбом по профилактике нарушений адаптации у детей.
– Комплекс фонетико-фонематических кубиков для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
– Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
– Виртуальная энциклопедия проблемных педагогических ситуаций для родителей детей дошкольного возраста.
– Конструктор мониторинга образовательной программы детского сада.

2017-2020: для оптимизации практических занятий со студентами разработано 3 электронных конструктора: конструктор индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ОВЗ (2017) и конструкторы рабочих программ специалистов коррекционного профиля для работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста (2019, 2020). Электронная программа зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (регистрационный номер 5517), оба варианта конструктора стали победителями Всероссийских профессиональных конкурсов в области методических разработок для специалистов системы специального образования (дипломы ЕН №9722, 9723) Научного образовательного центра педагогических проектов РФ.

 

Член-корреспондент Международной академии науки педагогического образования, Международной аттестационной палаты (МАП), Международной академии информатизации (МАИ), Европейской Ассоциации ВУЗов и преподавателей высшей школы (HiSTES).

Член методического объединения «Подготовка специалистов для работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного и специального образования» при кафедре дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУВО МПГУ.

Главный редактор журнала “Современный детский сад”
Интерактивная группа журнала.

Международная академия родителей.


Профессор

Кандидат педагогических наук

PhD: British Doctоr of Philosophy degree (PhD) standart, Англо-российский аккредитационный центр (The National Recognition Information Centre for the United Kingdom)


Профессиональные интересы

Развитие способностей детей.
Воспитание и обучение дошкольников.
Методика развития речи и развития языковой способности.
Социализация детей дошкольного возраста, социально-нравственное воспитание в условиях семьи и детского сада.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Инклюзивное образование.
Методическая служба детского сада.
Управление ДОО и менеджмент в системе специального образования.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 706 кабинет
+7 (495) 438-08-67
nv.miklyaeva@mpgu.su; sovrdetsad@mail.ru

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)