Навигация по сайту

Татьяна Сергеевна

Никандрова

Образование

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 2003, специальность "Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)".
Высшее образование: Московский педагогический государственный университет, 2000, специальность "Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия".

Тема кандидатской диссертации

"Межличностные отношения и их формирование у подростков с интеллектуальной недостаточностью" (2004)

Курсы текущего учебного года

Олигофренопедагогика.
Технологии воспитательной работы с лицами с умственной отсталостью.
Воспитательные системы специальных (коррекционных) учреждений.
Учебная практика.
Производственная практика.
Преддипломная практика.

Публикации

Никандрова Т.С. Психолого-педагогическое исследование межличностных процессов у подростков специальных (коррекционных) школ //VI Царскосельские чтения: Международная научно-практическая конференция (23-24 апреля 2002 г.). Том VII. /Материалы конференции. – СПб.: ЛГОУ, 2002. – С. 163-165.

Никандрова Т.С. Межличностные отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью и их развитие //Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №3. – С. 15-17.

Никандрова Т.С. Технологический подход в воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида /Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том I. – М.: МГПУ, 2005. – С. 246-250.

Никандрова Т.С. Формирование и развитие воспитательной системы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида //Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №10. – С. 33-37.

Никандрова Т.С. Опыт организации ученического самоуправления в гимназии //Воспитание школьников. – 2007. – №3. – С. 33-35.

Никандрова Т.С. Формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогики в процессе педагогической практики /Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы //Материалы I Всероссийского педагогического конгресса (19-21 декабря 2007 г., Москва, МАНПО): В 4-х ч. – Ч.4. – М.: МАНПО, 2007. – С. 450-455.

Никандрова Т.С. Общешкольный туристский слет //Воспитание школьников. – 2007. – №7. – С. 74-78.

Никандрова Т.С. Реабилитация через  туризм //Спорт в школе. –№11(438),1-15.6.2008. – С. 18-20.

Никандрова Т.С., Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: Учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 199 с.

Никандрова Т.С., Коняева Н.П. Педагогическая практика (специальность 050714 Олигофренопедагогика): Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2010. – 43 с.

Никандрова Т.С. Технология и методика создания и развития воспитательной системы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида /Культурологические проблемы специального образования в поликультурном регионе: сборник научных статей. – Чебоксары, ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева», 2010. – С. 108-113.

Никандрова Т.С. Особенности использования воспитательных технологий в специальном образовании /Вестник Луганского национального университета им.Т.Шевченко. Педагогические науки. Часть III. – Луганск: Издательство ЛНУ им.Т.Шевченко, 2011. – С. 112-116.

Задания для самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии. Дисциплины предметной подготовки программы дополнительного профессионального образования “Олигофренопедагогика”: Учебно-методическое пособие /Под ред. Б.Б.Горскина, Е.С.Тушевой. – М.: МПГУ, 2011. – 212 с. (С. 10-30; С. 203-211).

Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учебное пособие /Под ред. Б.П.Пузанова. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 439 с. (Глава 6).

Никандрова Т.С. Опыт организации Службы ранней помощи в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями /Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. 5 марта 2013 /Под ред. А..Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2013. – Вып.7. – С. 217-223.

Никандрова Т.С. Педагогические условия развития мотивации учебной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках столярного дела /Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы.

Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. – М.: Издательство Московского университета, 2014. С. 269-270.

Никандрова Т.С. Современное состояние и развитие воспитательной системы специальной (коррекционной) школы VIII вида /Инновационные проблемы современного развития дефектологии: материалы Межвузовской научной конференции, 14 марта 2014 г., г.Москва /отв.ред. Т.А.Соловьева. – М.: МПГУ; Прометей, 2014. 142 с. С. 22-23.

Никандрова Т.С. Проектная деятельность учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профессионально-трудового обучения /Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Международной научно-практической конференции 28 марта 2014 года. – Курган: Изд-во Курганского университета, 2014. – 240 с. С.123-125.

Никандрова Т.С., Нурлыгаянов И.Н. Поведение умственно отсталых людей: разработка диагностического инструментария //Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г,  Санкт-Петербург, СПбГУ, С. 87-88 (396).

Никандрова Т.С. Исследование ценностных ориентаций старших школьников с легкой умственной отсталостью //Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции /Отв.ред. Р.Е.Балабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 533 с. С. 55-61.

Никандрова Т.С. К вопросу оценивания достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ФГОС //Современное состояние и тенденции развития специальной педагогики и психологии. 28–30 марта 2016 г., МПГУ) : сборник статей / Под ред. И. Н. Нурлыгаянова. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. — 337 с.

Никандрова Т.С., Нурлыгаянов И.Н. Сравнительный анализ личностных особенностей учителей-дефектологов с разным уровнем профессиональной востребованности //XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности».  – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии; Российский гуманитарный научный фонд., 2016. С. 162-165.

Никандрова Т.С., Нурлыгаянов И.Н. Личностные особенности учителей- дефектологов с разным уровнем профессиональной востребованности //Дефектология. – 2016. – №6. С. 81-87.

Никандрова Т.С., Никандров С.П. Особенности профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью /Дефектология как базис инклюзии: сб. материалов конф. – СПб.: Смольный институт РАО, 2016. С. 106-110.

Никандрова Т.С., Етумян Е.К. Работа с текстом как средство нравственного воспитания умственно отсталых учащихся /Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ. Материалы IX Международной научно- практической и XXI Всероссийской тьюторской конференции. 01- 02 ноября 2016г. / Научные редакторы: Н.Ю. Грачева, С.В.Дудчик, А.А.Теров, М.Ю.Чередилина, — М.: «Буки-Веди», 2016. С. 23-25.

Никандрова Т.С., Нурлыгаянов И.Н. Поведение умственно отсталых людей: разработка диагностического инструментария //Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г,  Санкт-Петербург, СПбГУ, С. 87-88 (396).

Никандрова Т.С. Исследование ценностных ориентаций старших школьников с легкой умственной отсталостью //Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции /Отв.ред. Р.Е.Балабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 533 с. С. 55-61.

Никандрова Т.С. К вопросу оценивания достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ФГОС //Современное состояние и тенденции развития специальной педагогики и психологии. 28–30 марта 2016 г., МПГУ) : сборник статей / Под ред. И. Н. Нурлыгаянова. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. — 337 с.

Никандрова Т.С., Нурлыгаянов И.Н. Сравнительный анализ личностных особенностей учителей-дефектологов с разным уровнем профессиональной востребованности //XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности».  – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии; Российский гуманитарный научный фонд., 2016. С. 162-165.

Никандрова Т.С., Нурлыгаянов И.Н. Личностные особенности учителей- дефектологов с разным уровнем профессиональной востребованности //Дефектология. – 2016. – №6. С. 81-87.

Никандрова Т.С., Никандров С.П. Особенности профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью /Дефектология как базис инклюзии: сб. материалов конф. – СПб.: Смольный институт РАО, 2016. С. 106-110.

Никандрова Т.С., Етумян Е.К. Работа с текстом как средство нравственного воспитания умственно отсталых учащихся /Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ. Материалы IX Международной научно- практической и XXI Всероссийской тьюторской конференции. 1-2 ноября 2016 г. / Научные редакторы: Н.Ю. Грачева, С.В. Дудчик, А.А. Теров, М.Ю. Чередилина, — М.: «Буки-Веди», 2016. С. 23-25.

Никандрова Т.С. Развитие невербальных средств общения у детей раннего возраста с нарушениями зрения в процессе взаимодействия их со сверстниками // В сб.: Организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям /Г.П. Захарова, Н.В. Васильева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т., 2017. С.89-92.

Никандрова Т.С. Формирование ценностных ориентаций воспитанников интернатных учреждений с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивной образовательной среды //В сб.: Комплексная  безопасность  и  реабилитация  детей  с  ОВЗ  в  условиях  инклюзивного  образования  материалы  III  науч.  (нац.)  конф., 16-17 октября 2017 г. / Под ред. А.А. Михайлова – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2017. С.105-108.

Никандрова Т.С. Совершенствование подготовки учителя-олигофренопедагога в современных социокультурных условиях            //В сб.: Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных  социокультурных  условиях:  материалы  всеросс.  науч.-практ. конф. с международ. участием… Курск, 29-30 марта 2018 г. Ч1. / под общ. ред. Т.А. Антопольской, О.Ю. Байбаковой, С.С. Журавлевой. – Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2018. С.112-116. (в соавторстве)

Никандрова Т.С. Сотрудничество вузов как условие реализации научного потенциала студентов // В сб.: Перспективы,  организационные  формы  и  эффективность  развития сотрудничества  российских  и  зарубежных  ВУЗов:  сборник  материалов VI Международной  научной  конференции (12 – 13  апреля 2018  г.,  наукоград  Королёв Московской области) – М.: Издательство «Научный консультант», 2018.–560 с. С.326-331. (в соавторстве)

Никандрова Т.С. Современный подход к социализации и социальной адаптации людей

с умственной отсталостью в условиях ПНИ //В сб.: Обеспечение качества образования и успешной социализации обучающихся с ОВЗ: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 30 мая 2018 года – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018. – 258 с. С.160-162 (в соавторстве)

Никандрова Т.С. Теоретические аспекты становления социокультурного опыта у молодых людей с умственной отсталостью в условиях интегрированного театра //В сб.: “Обеспечение качества образования и успешной социализации обучающихся с ОВЗ: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 30 мая 2018 года – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018. – 258 с. С.162-165. (в соавторстве)

Никандрова Т.С.       Использование художественных текстов в нравственном развитии учащихся с умственной отсталостью       //В сб.: Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта: сборник научно-методических работ / Под ред. Е.С Кузьминой, И.Н. Нурлыгаянова. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. С.57-60.

Повышение квалификации

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Комплексная безопасность», 12.04.2018 – 15.05.2018, 72 часа (удостоверение №771801571701)
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 13.11.2017 – 14.11.2017, 16 часов (удостоверение №772406321193)
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»», 04.10.2017 – 21.10.2017, 78 часов (удостоверение №772406316996)
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 29.09.2017 – 13.10.2017, 72 часа (удостоверение №772406654930)
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, педагогов начального образования, педагогов-дефектологов, педагогов основного общего образования», 2017 год, 72 часа (удостоверение №772404579400)
ФГБОУ ВПО "МПГУ", повышение квалификации по программе "Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (Учитель-дефектолог"), 2015 год, 72 часа (удостоверение №772402032625)
ФГБОУ ВПО «МПГУ», повышение квалификации по программе "Технология проектирования образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области педагогического образования", 2009-2010 гг., 72 часа (сертификат №62-10)
ФГБОУ ВПО «МПГУ», повышение квалификации по программе "Разработка и использование мультимедийных продуктов преподавателем педагогического вуза", 2009 год, 72 часа (удостоверение №217-09)
Московский институт открытого образования, повышение квалификации по программе "Дополнительное образование детей (туристско-краеведческая направленность", 2007 год, 72 часа (удостоверение №925/10)
Московский институт открытого образования, повышение квалификации по программе "Теория и методика дополнительного образования детей", 2005-2006 гг., 72 часа (удостоверение №1467/17)
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, повышение квалификации по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», 2006 год, 206 часов (удостоверение №1560/23)

Достижения и поощрения

Почетная грамота Московского педагогического государственного университета за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров, ноябрь 2017 г.
Победитель Всероссийского с международным участием конкурса-конференции инновационных программ, проектов, методических разработок "Организация ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их семьям", 2017 год (диплом).
Благодарность общественного проекта "Родной город", 2014 год.
Благодарность фонда социальной защиты и поддержки граждан "Всем миром", 2013 год.
Диплом участника конкурса на лучшую научную работу МПГУ, 2011 год.
Грамота ЦОУО г. Москвы за особый вклад в развитие воспитательных систем, 2007 год.
Благодарность Совета Федерации, 2005 год.
Диплом ЦОУО ДО г. Москвы за активное участие в туристско-краеведческой работе, 2005 год.

Исследовательские проекты и гранты

Государственный контракт № 07JP24.11.0023 от 11 июля 2017 года на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд по проекту «Повышение квалификации специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в части реализации учебного пособия по социально-бытовой адаптации» (2017 г.), исполнитель.
Государственный контракт № 07.Р15.11.0022 от 11 июля 2017 года на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд по проекту «Проведение курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (2017 г.), исполнитель.
Проект Ф-134.054 Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования (2014-2015 гг.), исполнитель.
Проект Ф-80.012 Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог») (2016-2017 гг.); исполнитель.

Участие в конференциях

 

II Всероссийская конференция с международным участием “Современные вопросы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи”, 27 апреля 2018 г., г. Москва, МФЮА; участник круглого стола; доклад “Психолого-педагогические проблемы работы с жестоким обращением и его последствиями для развития ребенка” (сертификат; свидетельство об участии в работе круглого стола)

Международный симпозиум “Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего взаимодействия”; 24-26 августа 2018 г., г. Москва, МПГУ; участник круглого стола (сертификат)

III Всероссийский научно-практический семинар «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями: Сопровождаемое взросление», г. Москва, МПГУ, 21 марта 2018 г., доклад «Педагогические условия сопровождаемого взросления» (сертификат)

Всероссийский семинар     «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам для 2 и 3 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 28 февраля 2018 г., г. Москва, АО “Издательство “Просвещение”; участник круглого стола (сертификат)

Всероссийский семинар «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам для 2 и 3 классов для обучающихся с  задержкой психического развития»; 26 февраля 2018 г., г. Москва, АО “Издательство “Просвещение”; участник круглого стола (сертификат)

Международная научно-практическая конференция “Педагогика и психология как ресурс развития современного общества”; г.Рязань, РГУ им.Есенина, 4-6 октября 2018 г.; участник пленарного и секционных заседаний (сертификат)

II Всероссийский съезд дефектологов; 2-3 ноября 2017 г., г. Москва; эксперт дискуссионной площадки “Управление профессиональным развитием педагога-дефектолога, работающего с лицами с расстройствами аутистического спектра: опыт, перспективы, вызовы” (свидетельство)

Всероссийская научно-практическая конференция «Стать взрослым», 1 ноября 2017 г., г. Москва, МПГУ, доклад “Социально-бытовая адаптация детей с ОВЗ: традиции и инновации” (сертификат)

Всероссийская научно-практическая конференция «Аутизм. Стратегии помощи детям с РАС в системе образования», г. Москва, ФГБОУ ВО «МПГУ», 29-30 мая 2017 года (сертификат)

Городской семинар-практикум «Ребенок с ОВЗ в современном образовательном пространстве города» (в рамках проекта «Ресурсная школа»), г. Москва, ГБПОУ ТК №21, 20 апреля 2017 года (сертификат)

II Всероссийский научно-практический проблемный семинар «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями», г. Москва, ФГБОУ ВО «МПГУ», 24 апреля 2017 года (сертификат)

Научно-практическая конференция «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи», г. Москва, МФЮА, 18 февраля 2016 года (сертификат)

Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство», г. Москва, НИУ ВШЭ, 2016 год (сертификат)

Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики», г. Москва, Российский университет дружбы народов, 11-12 июля 2016 года (сертификат)

Международная научно-практическая конференция «Дефектология как базис инклюзии», г. Санкт-Петербург, Смольный институт РАО, 14-15 сентября 2016 года (сертификат)

Круглый стол «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью», г. Москва, АО «Издательство «Просвещение», 25 октября 2016 года (сертификат)

Всероссийская научно-практическая конференция «Межотраслевое взаимодействие в социальной реабилитации детей и подростков с ОВЗ», г. Тверь, 7 мая 2015 года (сертификат)

Всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы, г. Москва, ФГБОУ  ВПО «МГППУ», 15-17 сентября 2015 года (сертификат)

Международная научная конференция «Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы», г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 6-8 февраля 2014 год (сертификат)

Всероссийская научно-практическая конференция «Ребенок с тяжелой умственной отсталостью: как это было, как есть, как может быть», г. Москва, ФГБОУ ВО «МПГУ», 15 апреля 2015 года (сертификат)

Дополнительная информация

Участник проекта «Золотые имена высшей школы» Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы» с использованием Гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, 2018 г. (сертификат).

Звание и значок «Инструктор детско-юношеского туризма», 2006 год (удостоверение № 56).

II спортивный разряд по легкой атлетике, 1996 год (зачетная классификационная книжка спортсмена).


Заведующая кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития.
Инклюзивное образование.
Туристско-краеведческая деятельность.
Дополнительное образование.
Воспитательные системы.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, 7 этаж, 711 аудитория
8(495)438-17-81
ts.nikandrova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)