Навигация по сайту

Сергей Дмитриевич

Половецкий

Образование

В 1984 году окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (специальность «Военно-педагогическая, общественные науки», квалификация «Офицер с высшим военным образованием, преподаватель истории КПСС»).

Тема кандидатской диссертации

Коммунистическая партия - организатор активного участия Красной Армии в социалистическом строительстве, 1918–1937 гг.: Исследование проблемы в советской исторической науке. Львовский государственный университет, 1988 год.

Тема докторской диссертации

Армия и советское общество (1918–1991 гг.). Историографическое исследование. Военный университет, 1996 год.

Публикации

Статьи в рецензируемых изданиях (ВАК) 

  1. История России: проблемы нравственности // Военный академический журнал. 2014. № 4 (4). С. 145-146.
  2. За научность и точность в исторических исследованиях // Вопросы истории. 2015. № 5. С.172–175.
  3. Московское образование в дни суровых испытаний (к 75-летию Московской битвы) // Проблемы современного образования. 2016.  № 6.  С.111–117.
  4. Нормативно-правовое регулирование деятельности общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны // Право и образование. 2017. № 5. С. 149–155.
  5. Современные подходы к изучению истории педагогической мысли России в первой половине XIX в. // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 134–142.
  6. Возможности города для профессионального самоопределения школьников // Право и образование. 2017. № 12. С. 44–50.
  7. Музейный консорциум в системе университетского округа: проблемы, поиски решения, инновации // Среднее профессиональное образование. 2018. № 3. С. 5-8.
  8. Реформы Александра II и московское образование (к 200-летию со дня рождения Александра II) // Право и образование. 2018. № 8. С. 150–158.
  9. Развитие военно-педагогической мысли и военного образования в России во второй половине XIX – начале ХХ вв. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 4 (53).  № 5. С. 25–36.
  10. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1. № 3 (50). С. 66–75.
  11. Военные гимназии в системе военного образования в 1863-1882 гг.: история и современные оценки // Военный академический журнал. 2018. № 4 (20). С. 86–94.
  12. Историческая необходимость создания системы партийно-политической работы в РККА (1918-1922 гг.) // Наука. Общество. Оборона. 2019.  № 1 (18).  С.1-4.
  13. Дополнительное этнокультурное образование детей в 2018 году: аналитический обзор // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 1 (64). С. 4–13.
  14. Основные направления развития отечественного образования и педагогики первой половины ХХ века // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 106-116.
  15. Партийно-политическая работа в Красной армии в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции в России (1917–1922 гг.) // Военный академический журнал. 2019. № 1 (21). С. 51-59.
  16. Москва меняет свое лицо: Мероприятия по маскировке столицы от налетов вражеской авиации в начале Великой Отечественной войны  // Военный академический журнал. 2019. № 2 (22). С. 109-11.
  17. Битва за Крым – в лицах ее героев // Военный академический журнал. 2019. № 2 (22). С. 167.

Другие публикации (РИНЦ) 

  1. Учебник по истории для вузов – поиски и проблемы // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. Сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2014. С. 201-206.
  2. Патриотическая идея и монументальное искусство Москвы накануне Первой мировой войны //  Первая мировая война. Взгляд спустя столетие. 1914 год: от мира к войне: доклады и выступления участников III Международной научно-практической конференции. М.: МНЭПУ, 2016. С. 767–786.
  3. Русская армия в 1915 г.: новое в стратегии и тактике боевых действий // Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1915 год: доклады и выступления участников V Международной научно-практической конференции. М.,  МНЭПУ, 2016.  С. 10–21.
  4. «Русские не сдаются»: забытые страницы истории Первой мировой войны: Сб. научных трудов. Воронеж: ВГПУ, 2016. С. 66–75.
  5. Московский музей образования имени академика Г.А. Ягодина в системе социально-гуманитарных наук // Актуальные вопросы гуманитарных наук:  теория, методика, практика: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции.  М.:  Книгодел, 2017.   С. 235–239.
  6. Московское образование в дни суровых испытаний (К 75-летию Московской битвы) // Музей, школа, вуз в XXI веке. Выпуск 5. Сборник научных трудов педагогов-практиков. М.: ПКЦ «Альтекс», 2017. С. 53–58.
  7. Прогноз перспектив российских исследований в области истории педагогики и образования // Я.А. Коменский и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 2018. С. 9–25.
  8. 140-летие выдающегося русского и советского педагога С.Т. Шацкого // Вестник образования России. 2018. № 12. С. 52–59.
  9. Военная патриотика в педагогическом наследии А.С. Макаренко: история и современность // Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции,  посвященной 130-летию со дня рождения великого отечественного педагога Антона Семеновича Макаренко (1888–1939 гг.). М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 2018, С. 699–709.
  10. Педагогический музей военно-учебных заведений – первый педагогический музей в России (1864–1917 гг.) //  Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л. Н. Боголюбова: Сборник научных статей. Выпуск V. В 2 т.   М.: Книгодел, 2018. Т.1. С. 408–416.
  11. Реализация проекта «Музейный консорциум» в образовательных организациях системы Департамента образования города Москвы: проблемы, поиски, решения //  Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л. Н. Боголюбова: Сборник научных статей. Выпуск V. В 2 т.  М.: Книгодел, 2018. Т.2. С. 147–152.
  12. Анализ современного состояния системы ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки московских школьников // Профессиональное образование и общество. 2018. № 2 (26). С. 262–284.
  13. Краткий обзор работы круглого стола «Воспитание детей и родителей  в образовательной парадигме В.А. Сухомлинского и в гуманной педагогике» // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 5. С. 1–4.
  14. Военные гимназии в системе кадетского образования: методология исследования и историография // Профессиональное образование и общество. 2019.  № 41 (29). С. 277–293.
  15. Политическая работа в Красной Армии в годы гражданской войны // От Первой мировой войны к Гражданской войне в России: уроки истории. Материалы международной военно-исторической конференции. М.: Военный университет, 2019. С. 55-60.
  16. Педагогическая деятельность Н.К. Крупской в первые годы Советской власти (1917–1922 гг.) // Наследие Н.К. Крупской и современность: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской.  М.: МГОУ, 2019. С. 25–30.
  17. Исторические аспекты развития добровольчества в контексте педагогического наследия А.С. Макаренко // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах: Сборник научных трудов Всероссийской  с международным участием конференции. Екатеринбург, 2019. С. 110-114.
  18. Дополнительное образование как инструмент повышения эффективности взаимодействия школы и вуза // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. М.: ИСРО РАО, 2019. С. 266-271.
  19. Исторические аспекты развития добровольчества в контексте педагогического наследия А.С. Макаренко // Социальная педагогика. 2019. № 1. С. 106-110.
  20. Проблемы управления военным образованием: педагогическая деятельность военного министра России Д.А. Милютина (1861-1881) // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2019. С. 185-191.
  21. Изучение гуманитарных наук в военно-учебных заведениях России (вторая половина XIX в. – начало ХХ в.) // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. 2019. № 1 (12). С. 43-46.
  22. Военно-педагогическая деятельность Д.А. Милютина // Эпоха Великих реформ: история и документальное наследие. Сборники Президентской библиотеки / Серия «Электронный архив». Вып. 4. ч. 2. СПб., 2019. С. 64-70.
  23. Профильное обучение в общеобразовательных организациях: зарубежный опыт // Общество и образование в XXI веке: Опыт прошлого – взгляд в будущее. Восьмые Лозинские чтения. Материалы Международной научно-методической конференции. Псков, 2019. С. 157-161.
  24. Методологические и идеологические основы трактовки процесса развития отечественного образования и педагогики первой половины ХХ века // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 243-254. (в соавторстве).
  25. Гуманитарные науки в системе военно-учебных заведений России (вторая половина  XIX  – начало ХХ вв.) // Текст, контекст, интертекст. Сб. научн. статей по материалам Международной научной конференции «XV Виноградовские чтения». В 3-х томах.  М.: Книгодел, 2019. Т. 2. С. 382-389.
  26. Вклад ученых Военного университета в исследование военно-исторических проблем // Военный университет – высшая военная гуманитарная школа России (к 100-летию военного университета): материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Военный университет, 2019. С.223-235.
  27. Научно-методические основания культурно-образовательной деятельности современного музея // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Сб. научн. статей. М.: Книгодел, 2019. С. 494-500.

Публикации в базах Scopus и Web of Sciense 

  1. Strategic models of networking cooperation in the national education system: his-tory and perspectives. Espacios. 2018. Т. 39. № 38. С. 18.
  2. Historical role of museums and libraries in information support of educational environment // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2018. P. 445–451.
  3. Sergey D. Polovetsky. Ideological Basis Of The National Education Development Of The 20th Century // Education Environment for the Information Age (EEIA-2019). Conference Chair(s): Prof Dr Svetlana V. Ivanova, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 04 – 05 June 2019. Moscow, Russia. 2019. рages: 151-157.

Учебники, учебные и учебно-методические пособия (член авторского коллектива)

  1. История: учебник. М.: Кучково поле, 2014. 816 с.
  2. История: учебник в 2 ч. Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014. Ч.1. 604 с.; Ч.2. 600 с.
  3. История: учебник в 2 ч. 2-е изд., доп. М.:  МВД России, 2015. Ч. 1. 464 с.; Ч. 2. 488 с.
  4. Обоснование стратегии развития дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов: методические предложения (рекомендации). М.: ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования», 2015. 55 с.
  5. Разработка базовой концепции дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов: методические рекомендации. М.: ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования», 2015. 51 с.
  6. К оценке состояния системы ДПО и перспектив ее развития: информационно-аналитические материалы». М.: ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования», 2015. 56 с.
  7. Отечественная история: Электронный учебник для аспирантов (студентов), обучающихся по направлению история и археология. М.: Военный университет, 2016.
  8. История: VI–XIX вв.: учебник. 2-е изд. М: Военный университет, 2016. 472  с.
  9. История: XX – начало XXI вв.: учебник. 2-е изд. М: Военный университет, 2016. 464 с.
  10. Военная история. М.: Военный университет, 2016. 700 с.
  11. Отечественная история. М.: Военный университет. 2016. 428 с.

Повышение квалификации

1. «Управление проектной и инновационной деятельностью образовательной организации в условиях поликультурной и полиэтнической среды». ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования». Славянский университет Республики Молдова. Кишинев. 2014 г. 36 часов. № 14 МНО-МД/29.
2. «Культурно-образовательная стажировка для учителей русского языка, литературы и истории». ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования». Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Севастополь. 2015 г. 72 часа. № 201 СЕВ-1/25.
3. «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по истории. ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования». 2018 г. 36 часов. № 023-25-17/18-Б-9/34.
4. Квалификационные испытания на присвоение звания «ведущий эксперт» ГИА-11 по истории. ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования». Протокол № 3 от 14 марта 2018 г.
5. «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении итоговой аттестации среднего общего образования по «Истории». ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». 2018 г. 72 часа. № 180001880081.
6. Дополнительная профессиональная программа «Комплексная безопасность». ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» . 2019. 72 часа. № 7718011849064.

Достижения и поощрения

1. Медали: «За X, XV, XX лет безупречной службы в ВС СССР» (1980, 1985, 1990); «60 и 70 лет Вооруженных Сил СССР» (1978, 1988), «Ветеран Вооруженных Сил РФ» (1995), В память 850-летия Москвы» (1997), «За трудовую доблесть (2003), «За содействие» (2007), 100 лет Военному университету (2019).
2. Нагрудный знак «Лучший преподаватель Военного университета» (2004).
3. Нагрудный знак внутренних войск МВД РФ «За отличие в службе» (2008).
4. Благодарность Министерства культуры РФ «За участие в подготовке и проведении 200-летия А.С. Пушкина» (1999).
5. Грамота Заместителя министра обороны РФ «За личный вклад в дело подготовки высококвалифицированных офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ, развитие науки, воспитание и подготовку военных ученых» (2004).
6. Диплом Министерства образования и науки РФ «За научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью «За лучшую научную студенческую работу» (2006).
7. Грамота командования Московского пограничного института ФСБ России «За высокий профессионализм, творческий подход к делу, разумную инициативу и усердие в работе» (2007).
8. Грамота командования Военного университета «За большой личный вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров Вооруженных Сил РФ» (2007).
9. Грамота ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» «За профессионализм и творческий подход в деятельности на благо столичного образования и в связи с 10-летием основания Московского музея образования имени академика Г.А. Ягодина» (2015).
10. Благодарность Департамента образования города Москвы и Департамента культуры города Москвы за вклад в организацию олимпиады «Музеи, Парки, Усадьбы» (2016).
11. Диплом Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО «За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования» (2018).
12. Благодарность директора Российского государственного архива социально-политической истории за организацию и проведение профессионального экскурсионного сопровождения историко-документальной выставки «1944-1945. В штабах Победы», посвященной 75-летию юбилейных дат Великой Отечественной войны (МГВЗ «Новый Манеж», 2019).
13. Медаль Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З.И. Равкина (2019).

Исследовательские проекты и гранты

Участие в НИР Департамента образования города Москвы:
1. Государственное задание ГАОУ ВПО МИОО на 2015 г., раздел 5 «Научно-исследовательские работы (выполнение прикладных научных исследований)». «Разработка модели стратегии развития ДПО с учетом многофакторного подхода на примере г. Москвы: формулирование предложений (методических рекомендаций) по стратегии развития системы дополнительного профессионального образования».
2. Государственное задание ГАОУ ВПО МИОО на 2016 г., раздел 5 «Научно-исследовательские работы (выполнение прикладных научных исследований)». «Разработка системы диагностики педагогических компетенций работников дошкольного, начального, основного общего и среднего общего (полного) образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога (подготовка инструментария оценки) для всех категорий (профилей) работников образовательных организаций».
3. Государственное задание ГАОУ ВО МИОО на 2017 г., раздел «Научно-исследовательские работы (выполнение прикладных научных исследований)». «Организационная модель среды профессионального самоопределения: ранняя профориентация и предпрофессиональная подготовка московских школьников».

Участие в НИР ФГНБУ «Институт стратегии развития образования РАО»:
1. «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании. История педагогики и образования в России в первой половине XIX в.» (2017). Государственное задание ИСРО РАО на 2017-2019 гг. № 27.8089.2017/БЧ.
2. «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании. История педагогики и образования в России во второй половине XIX в.» (2018). Государственное задание ИСРО РАО на 2017-2019 гг. № 27.8089.2017/БЧ.
3. «Комплексное сопровождение разработки и реализации отраслевой стратегии развития образования в РФ» (в сфере ведения Минпросвещения России) (2018–2019). Государственное задание Минпросвещения России № 073-00086-19.
4. «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании. История педагогики и образования в России в первой половине XX в.» (2019). Государственное задание ИСРО РАО на 2017-2019 гг. № 27.8089.2017/БЧ.
5. «Проект доклада Министерства образования России в Правительство России об итогах работы Минпросвещения РФ в 2018 г.». (2019). Государственное задание Минпросвещения России № 073-00086-19.

Участие в работе авторского коллектива по написанию Истории России в 20 т.
Член авторского коллектива по написанию учебно-методического пособия «Память о Великом подвиге (1941-1945)» для преподавания на русском языке истории Великой Отечественной войны в Центрах открытого образования на русском языке и при обучении русскому языку в образовательных организациях Республики Беларусь.

Профессор

Доктор исторических наук


Профессиональные интересы

История России ХХ столетия, историография советского периода отечественной истории, проблема исторических фальсификаций, военные аспекты истории России, история учебных заведений России, в том числе история МВЖК-МГПИ-МПГУ, история отечественной наградной системы


Контактная информация

Москва, проспект Вернадского, д. 88
8-916-652-71-83
sd.polovetckii@mpgu.su