Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

Екатерина Григорьевна

Речицкая

Образование

Аспирантура: Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина, 1977.
Высшее: Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина по специальности сурдопедагогика,1964, квалификация "учитель школы глухих и слабослышащих, преподаватель русского языка и литературы средней школы для детей с недостатками слуха".

Тема кандидатской диссертации

"Педагогическое изучение знаний глухих школьников как средства повышения эффективности обучения" (1978)

Публикации

Автор 350 печатных работ.

Публикации

Монографии:

Речицкая Е.Г, Кулигина Т.Ю. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей с нарушением слуха. Монография . – LАP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

Речицкая Е.Г., Гайдова Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста. Монография. – М.: ООО “Горизонт”, 2-е изд., 2015.

Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. Монография. – М.: МПГУ, 2-е изд., 2017.

Речицкая Е.Г., Гайдова Ю.В. Развитие межличностных отношений детей с нарушением слуха. Монография. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017.

Е.Г.Речицкая Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Коллективная монография. Соавторы В.В.Альминдеров, Гиза Тереза, А.Н.Лебедев, А.А.Никитин и др. – М.: «Научный консультант», 2017.

 

 Учебники:

Речицкая Е.Г., Богданова Т.Г., Туджанова К.И. Сурдопедагогика / Под ред. проф. Е.Г.Речицкой. Учебник для вузов. С грифом Минобрнауки. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2-е изд., 2014.

Речицкая Е.Г., Богданова Т.Г.Туджанова К.И. Педагогические технологии воспитательной работы (в специальных коррекционных школах). В 2 частях / Под ред. проф.Е.Г.Речицкой. Учебник для вузов. С грифом Минобрнауки. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2-е изд., 2013.

Речицкая Е.Г. Солнечный зайчик. Ознакомление с окружающим миром : учеб. для 2 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений I и II вида / Е.Г. Речицкая, А.Л. Филоненко-Алексеева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).

Учебные и учебно-методические пособия:

Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. С грифом УМО. – М.: Гуманитар.изд.цент ВЛАДОС, 2-е издание, 2014.

Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. Учебное пособие с грифом УМО. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2-е издание, 2014.

Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. Учебное пособие с грифом УМО. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2014.

Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха). Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Горизонт», 2014.

Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. Сборник рабочих программ модулей дисциплин по выбору подготовки бакалавров по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика»). ФГОС ВПО. Бакалавриат / Под ред. проф. Е.Г. Речицкой. – М.: МПГУ, 2014.

Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха) / Под ред. проф. Речицкой Е.Г. Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2014.

Речицкая Е.Г., Туджанова К.И. Подготовка магистерской диссертации к защите. Методические рекомендации. – М.: ООО «Горизонт», 2014.

Речицкая Е.Г., Зуробьян С.А. Уроки русского языка и литературы в школе для слабослышащих детей. Пособие для педагога-дефектолога. – М.: ГИЦ Владос, 2015.

Речицкая Е.Г., Плуталова Л.А. Дактильная и жестовая речь как средства коммуникации лиц с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие в двух частях. – М.: МПГУ, 2016.

Речицкая Е.Г., Эро Пелтонен и др. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики / Под ред. проф. Е.Г. Речицкой. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. Пер. с финского А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. – M.: ВЛАДОС, 2016.

Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2017.

Речицкая Е. Г. Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушениями слуха: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Речицкая, С.А. Зуробьян.  – Москва: МПГУ, 2018. – 192 с.

Речицкая Е. Г. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах. Учеб. пособие для СПО с грифом УМО / Е.Г. Речицкая, Ю.В. Гайдова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 138 с. – (Серия : Профессиональное образование).

Речицкая Е. Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха : учебное пособие для бакалавриата и специалитета с грифом УМО / Е.Г. Речицкая, Ю.В. Гайдова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 138 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс).

Речицкая Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для бакалавриата и специалитета с грифом УМО / Е.Г. Речицкая, Т. К. Гущина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 150 с. – (Серия : Бакалавр и специалист).

Речицкая Е.Г., Белая Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения дошкольников с нарушением слуха: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ. 20I9. 124 с. ISBN 978-5-4263-0814-5. РИНЦ

Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Владос, 2019. 199 с. С грифом УМО по образованию по направлению 050700.62  «Специальное (дефектологическое) образование» ISBN 978-5-907101-97-5 РИНЦ

Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих обучающихся с задержкой психического развития. 2-е изд.перераб. и доп. М.: Владос, 2019.133 с. ISBN 978-5-907101-99-9.  С грифом УМО ISBN 978-5-907101-99-9 РИНЦ

Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /под ред. Е.Г.Речицкой, В.В.Линькова.- Москва: МПГУ, 2019. – 352 с. ISBN 978-5-4263-0813-8 РИНЦ

Статьи:

Rechitskaya E.G., Chuvashova A.O., Spetsian M.L. The specifics of social activity development in young people with intact hearing and hearing impairment. // Science and education, Materials of the IV international research and practice conference, Vol.2, Munich, Germany, 2013. pp.205-209.

Речицкая Е.Г. Новое в содержании подготовки и переподготовки сурдопедагогов // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специального образования: тенденции, противоречия, приоритетов: электронный сборник». – М.: АПК и ППРО, 2014.

Речицкая Е.Г., Мачалкина Л.С. Музейная работа как средство социальной адаптации детей с нарушением слуха дошкольного возраста // В сборнике «Особый ребенок в поликультурном обществе». XXI Международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

Речицкая Е.Г. Обучение умению рассуждать школьников с нарушением слуха // В сборнике «Технология индивидуализации познавательной деятельности учащихся в разных концепциях обучения» Региональной научно-практической конференции с международным участием – М.: апрель, 2014.

Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у школьников с нарушением слуха в контексте федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // ОСОБЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕСТВЕ: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015.

Речицкая Е.Г., Иванова А.Е. Нейропсихологическое исследование характера психоречевых нарушений детей, воспитывающихся в полилингвальной среде // сборник научных трудов VI региональная научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика». – 2015.

Речицкая Е.Г. Технологии развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве // Территория детства ребёнка с особыми образовательными потребностями 21 века. Международная конференция. – СП-б.: Издательство РГПУ им. А.Н. Герцена, 2015.

Речицкая Е.Г. Инклюзивное обучение студентов с нарушением слуха как путь их социально-профессиональной ориентации // Международный Конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ» (г. Казань, 15-17 февраля 2016 г.): Сборник материалов. / Под ред. Н.М. Прусс. – Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016.

Речицкая Е.Г.Развитие регулятивных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов VIII международного теоретико-методологического семинара (14 марта 2016 года) Том 1. – М.: Парадигма, 2016.

Речицкая Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха с эмоционально-поведенческими нарушениями // Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста в условиях специального и инклюзивного образования. Межрегиональный научно-практический семинар. – Казань, 2016.

Речицкая Е.Г., Иванова А.Е. Возможности развития регулятивных учебных действий у младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеурочной деятельности // Социально-практическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 19-21 мая 2016 года. – Ялта, 2016.

Речицкая Е.Г., Файтарон М. Виртуальные экскурсии по музеям мира как средство становления социокультурного опыта учащихся с нарушениями слуха // Информационно-образовательное пространство особого ребенка. Материалы XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство». 20-22 апреля 2016 года. – Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.

Речицкая Е.Г., Зуробьян С.А. Возможности социализации школьников с нарушением слуха в условиях учебного сотрудничества // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований. XIX Международная научно-практическая конференция аспирантов и молодых исследователей. 21 июня 2016. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. – М., 2016.

Речицкая Е.Г. Повышение качества переподготовки сурдопедагогов: новые подходы // V Всероссийская интернет-конференция «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании». АПК и ППРО, 20-22 декабря 2016 г. – М., 2016.

Речицкая Е.Г., Плаксина Л.И., Евтушенко И.В.Соловьева И.Л. и др. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Е.Г. Речицкой. Электронное издание. Сб. материалов научно-практической конференции с международным участием. 18 февраля 2017года. – М.: МПГУ.

Речицкая Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у школьников с нарушением слуха в контексте современной образовательной парадигмы // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Сб. материалов научно-практической конференции с международным участием по специальной педагогике / Под ред. проф. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. (19–21 апреля 2018 г.). М, МПГУ, 2018.

Речицкая Е. Г. Новые подходы в специальном образовании: развитие креативных способностей // Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии» / под ред. О.В.Тарасовой. (6–7 апреля 2018 г.). Орел, ОГУ, 2018. 312 с. – С. 226–228.

Речицкая Е. Г. Инновационные подходы в подготовке сурдопедагога // Современный научный аппарат изучения, обучения и социализации человека с ограниченными возможностями: материалы Х международного теоретико-методологического семинара (Москва, 14 марта 2018 года), МГПУ. Москва: Парадигма, 2018. 174 с. – С. 97–100.

Речицкая Е. Г., Белая Н. А. К проблеме формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушением слуха // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве. Сборник статей 2 Всероссийского съезда дефектологов (2–3 ноября 2017 г.). М., 2018. – 452 с. – С. 69–74.

Belaya N.A., Rechitskaya E.G. Model of conditions for the formation of speech communication children with hearing impairment. Scientific achievements of the third millennium. Materials of IX international scientific-practical conference 31.05.2019 Vashington  Pub. SPC «LJournal», 2019.-104 p.р.88-92 DOI 10.18411/sciencconf- 05-2019-4  SPLN001-000001-0467-SA  (ELIBRARI.RU) IDSP. /sciencconf -05-2019-4

Rechitskaya E..Troshkina O. Communikativ-verbaldevelopment of preschool children with  hearing diseases by means of plot-role game: :modular approach. DanisSientific Journal(DSJ) №23/2019. Vol.2   p.41-43. Web of Science

 

Журналы ВАК: 

Речицкая Е.Г., Хедхуд Н. Проблема формирования здорового образа жизни младших школьников с нарушениями слуха // Преподаватель XXI век. – №1. Часть 1, 2014.

Речицкая Е.Г., Хедхуд Н.Комплексный подход в создании здоровьесберегающей среды в обчении и воспитании детей с нарушениями слуха // Наука и школа. – №3,

Речицкая Е.Г., Туджанова К.И. Интегрированный урок в начальных классах обучающихся с нарушением слуха в условиях реализации нового государственного образовательного стандарта // Журнал Наука и школа. – №2, 2016.

Речицкая Е.Г. Тьюторское сопровождение ребенка со сложной структурой нарушения // Журнал Наука и Школа. – №5, 2016.

Речицкая Е. Г., Линьков В.В. Аналитический обзор материалов научно-практической конференции с международным участием по специальной педагогике // Журнал педагогических исследований, 2018, том 3, № 2. – С.1–11.

Речицкая Е. Г., Трошкина О. В. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с нарушением слуха в условиях игровой деятельности // Наука и школа, 2018, № 3.

Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. К 150-летию выдающегося ученого-дефектолога, сурдопедагога и логопеда Федора Андреевича Рау // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2018, № 5.

Речицкая Е.Г.Ю Дзюбань А.В. Особенности овладения стихотворным текстом младшими школьниками с нарушением слуха. Ж-л Наука и школа 2019, №3. С. 179-186. .ISSN 1819-463Х

Речицкая Е.Г., Евтушенко И.В., Линьков В.В. Современные подходы и условия подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии «Педагогика и психология образования». 2019, №2. С.44-54.  УДК 37 : 159.9 ISSN 2500-297Х  DOI

Речицкая Е.Г., Белая Н.А. Условия развития речевого общения дошкольников с нарушением слуха.  Вестник Череповецкого государственного университета №3 (90) 2019. Череповец, 2019. С.130-140. 0, 6 п.л.

Речицкая Е.Г., Белая Н.А .Мониторинг эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию общения дошкольников с нарушением слуха. «Специальное образование».   2019, №4 (56) С.49-59 (0,8 п.л.)  ISSN 1999-6993 186с. ВАК

Публикации в сборниках международных и всероссийских конференций

Речицкая Е.Г. Социальная интеграция детей с нарушениями слуха со слышащими в процессе совместной деятельности // В сб. Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология. Материалы Х1 Международного теоретико-методологического семинара.  Москва,  2019. С.60-64. 0,4 п. л. РИНЦ

Речицкая Е.Г., Карпухина О.А. Возможности социальной адаптации лиц с   ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-хореографической деятельности в системе дополнительного образования // «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии»: материалы  6 Международной  научно-практической конференции (4-5 апреля 2019 г. Орел) /под ред. А.И. Ахулковой. – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева.  – 2019. -392 с. (С.273-276). ISBN 978-5-9929-0703-2  РИНЦ

Речицкая Е.Г., Белая  Н.А. Речевой режим в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. //Всероссийская конференция (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха, посвященная 150-летию со дня рождения Е.Г .Ласточкиной (Казань, 25-26 апреля 2019 г.): Материалы .Казань:ИЦ Университета управления «ТИСБИ», 2019. – 268 с. С.169-175., 0,5 п.л.

ISBN 978-93593-264-0.  РИНЦ

Речицкая Е.Г., Иванова А.Е. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  И  КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ  ГОТОВНОСТИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ   // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. Сб. материалов 1 Международной междисциплинарной научной конференции. 17 – 18 апреля 2019. С.276-279. /Под ред. О.Н.Усановой. – М.:  МИП, Когито-Центр,  2019. – 522с. С.276-279. 0,4 п.л.  ISBN 978-5-89353-557-0  РИНЦ

Речицкая Е.Г., Иванова А.Е.  Формирование социально-коммуникативной готовности детей с нарушением слуха к обучению в школе. //Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы У1 Международной научно-педагогической конференции (Новосибирск 2-4 апреля 2019г.) /Под ред.Г.С.Чесноковой, Е.В.Ушаковой.-  Новосибирск: изд-во НГПУ, 2019.-325 с. С.251-253. ISBN 978-5-00104-399-7  РИНЦ

Речицкая Е.Г. Гуманистическая парадигма современной системы специального образования. //Развитие личности ребенка с ОВЗ: С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. Инклюзивное образование. Проблемы. Поиск. Перспективы.  Часть 1. Казань. 2019. С.9-12. 0,4 п.л. ISBN 978-5-6042411-9-6

Речицкая Е.Г. Актуальные проблемы современного образования детей с нарушением слуха //Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции . / Под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. Московский педагогический государственный университет. – Москва: МПГУ, 2019

Речицкая Е.Г. Реализация системно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке сурдопедагогических кадров // Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции   / Под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. Московский педагогический государственный университет. – Москва: МПГУ, 2019  РИНЦ

Речицкая Е.Г., Косталындина Е.В. Организация работы по социально-бытовой адаптации обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сб. научных трудов по итогам  V1 Международной научно-практической  конференции «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии» 11мая 2019., Омск,-НН:ИЦРОН. 2019. С.9-13. 0,4 п.л.  .eLIBRARY.RU

Речицкая Е.Г., Трошкина О.В. Игра как конструктивный ресурс социальный адаптации дошкольников с нарушениями слуха. Сб.  научных трудов по итогам Международного научного форума «Наука и инновации – современные концепции».15 ноября 2019. .Т. 3  С.79-83. 0,4 п.л.  ISBN 978-5-905695-75-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение квалификации

ФГОУ "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
краткосрочное обучение по теме: "Методология отклоняющегося развития и вопросы подготовки современных психологов"
(2009 г.)
МПГУ, "Технология повышения образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области педагогического образования" (2010 г.)
Курсы академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. "Организация и содержание деятельности кафедр дефектологического профиля и специальной психологии на современном этапе (2010 г.)
ФГАОУ АПК ППРО "Приоритетные направления развития системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I, II видов. (2012 г.)
ФГАОУ АПК ППРО "Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ" (2013 г.)
ХХII International Olympiad "Intellectual Marathon 2013" Barcelona, Espana, 12-19 of October 2013
ФГАОУ АПК И ППРО, 2014, Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, 72 часа
НОУ ДПО Центр соц.-гуманит. Образов., 2017, Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в современном образовательном пространстве, 144 часа
МПГУ, 2017, Инклюзивное образование лиц с ОВЗ, 36 часов
МПГУ, 2017, Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 78 часов, удостоверение о ПК № 772406317008
МПГУ, 2017, Инклюзивное образование детей с ОВЗ, 16 часов, удостоверение о ПК №
МПГУ, 2018, Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, 24 часа, сертификат


Государственные и ведомственные награды

Отличник народного просвещения.
Медаль "В память 850-летия Москвы".
Ветеран труда.

Достижения и поощрения

Подготовлено 15 аспирантов – имеющих степень кандидата педагогических наук.
2016, Грамота от директора ГБУК «ДК Гайдаровец» за помощь в реализации социально-значимого мероприятия «Ты не один!».

2-9 октября 2016, Диплом от XXV Международной тест-рейтинговой олимпиады «Интеллектуальный марафон» за активную и плодотворную работу с талантливыми студентами в Международной программе «Дети. Интеллект. Творчество».

Декабрь 2016, Благодарность от XXV Международной тест-рейтинговой олимпиады «Интеллектуальный марафон».

3 ноября 2017, Памятный знак II Всероссийского съезда дефектологов «За личный вклад в развитие дефектологии».

Ноябрь 2017, Почетная грамота Московского педагогического государственного университета от ректора за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров

Почетная грамота от ректора в связи со 145-ти летним юбилеем МПГУ.

Благодарность ректора Института развития образования г. Астрахани.

Благодарность ректора Психолого-педагогического университета академика В.В. Рубцова за работу в качестве члена жюри V Московского открытого конкурса научно-технических и творческих проектов среди учащихся с ОВЗ г. Москвы.

Благодарность директора школы г. Курска.

2018, Диплом от ректора МПГУ лауреату конкурса на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук (I МЕСТО) за монографию «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха», за учебно-методическое пособие «Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха».

Диплом лауреата конкурса научных работ МПГУ за 2018 г. за книги «Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушением слуха» МПГУ, 2018. и «Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения детей с нарушением слуха» М.: Юрайт , 2018.

Диплом Лауреата 1 степени 1У Международного конкурса научных работ PTScience 30.11.2019. в номинации научные статьи по Психологии и Педагогике за представленную работу «Современные проблемы и ус ловия подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии» Всероссийского общества научных разработок. Совместно с И.В.Евтушенко и В.В.Линьковым.

Диплом Лауреата 1 степени 1У Международного конкурса научных работ PTScience 30.11.2019. в номинации научные статьи по Психологии и Педагогике за представленную работу «Особенности овладения стихотворным текстом младгшими школьниками с нарушением слуха» Всероссийского общества научных разработок. Совместно с А.В.Дзюбань, аспирант кафедры.

Диплом 11 степени 1У Международного конкурса научных работ PTScience 30.11.2019. в номинации научные статьи по Психологии и Педагогике за представленную работу «Communikativ - verbaldevelopment of preschool children with hearing diseases by means of plot-role game: modular approach.» Всероссийского общества научных разработок. Совместно с Трошкиной О.В. (ОГУ им. И.С.Тургенева).

Диплом участника Международного научного форума «Наука и инновации – современные концепции» 15.112019 г. Работа «Игра как конструктивный ресурс социальной адаптации дошкольников с нарушениями слуха».

Исследовательские проекты и гранты

Гранты:
Совета Ректоров города Москвы и Московской области.
Тема мероприятия "Создание на базе кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета МПГУ "Центра комплексной профессиональной и психолого-медико-педагогической реабилитации инвалидов по слуху" на основе соглашений вуза и учреждений образования г. Москвы. (2010), зам.руководителя;
Тема мероприятия "Разработка научно-методических пособий с целью повышения квалификации персонала, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха)" (2011);
Департамента образования города Москвы:
"Развитие специальных компетенций педагогических работников в области коммуникации с лицами с ОВЗ (с нарушениями слуха) в образовательном пространстве города Москвы" (2013), руководитель.
Участие в проведении курсов жестового языка на основе Договора с ГБОУ ДО "Московский учебно-спортивный центр" Департамента физической культуры и спорта (2012, 2013, 2014).
"Развитие одаренности и творческих способностей у школьников и студентов с нарушением слуха" с 1995 г. по настоящее время совместно с МИК "ГЛЮОН".
Участие в проведении Международных Фестивалей и Олимпиад. Член Современной Ассоциации "Педагогика одаренности и таланта".
Член научного комитета Международных конференций по проблеме "Развитие творческих способностей, одаренности. Междисциплинарный подход" с 2006 г.
Участие в проведении (член жюри) Московских Олимпиад и конкурсов, защита творческих проектов "Интеллект Надежда" московских школ с ОВЗ с 2000 г. по настоящее время (2013 г. - Конкурс научно-технических и творческих проектов государственных образовательных учреждений города Москвы).

Участие в конференциях


«Создание образовательной среды в ВУЗе с использованием инновационных технологий в обучении студентов с нарушением слуха» Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград. «Психолого-педагогическая сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» в соавторстве с Пузанов Б.П.
«Образование лиц с нарушением слуха»: компетентностный подход». Всерос. научн.-практическ. конф. –Бийск. «Комплексное сопровождение детей и взрослых, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи»
«Инновации в образовании лиц с нарушением слуха и подготовке кадров». Всерос. научн.-практическ. конф. –Славянск-на-Кубани . «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения»
«Развитие литературного творчества как фактор активизации речевого развития и творческих способностей детей с нарушением слуха». Междунар. науч.-практ. конф. – Орловский государственный университет . «Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
«Инновации в системе высшего профессионального (педагогического) образования лиц с нарушениями слуха». Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград. «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» в соавторстве Е.З.Яхнина
«Развитие оценочной деятельности младших школьников с нарушенным слухом как средство создания адаптивной образовательной среды». Межрегиональная научно-практическая межведомственная конференция по вопросам сурдопедагогики – Красноярск. «Актуальные проблемы специального образования детей с нарушением слуха»
«Концепция учебника «дифференцированный подход в обучении глухих детей со сложными дефектами». Межрегион. науч.-практ. конф. – г. Сочи. «Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях» в соавтор. Соловьева И.Л.
«Современные подходы в обучении и воспитании лиц с нарушением слуха». Межрегион. науч.-практ. конф. — Волгоград. «Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха»
«К стратегии развития познавательных способностей детей с нарушениями слуха». Всероссийск. научно-практическ. конф.– Казань. «Реализация интеграционного потенциала систем обучения детей с нарушениями слуха. Проблемы. Поиски. Решения. Перспективы»
«Реализация гуманистического подхода в образовательной среде высшего профессионального образования лиц с нарушением слуха». Научн. доклад. – Архангельск, Международная научно-практическая конференция с участием представитлей Германии
«Социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях семейного воспитания и интегрированного обучения»
Концептуальные подходы к подготовке кадров по специальности педагогика.I Открытый Международ. научно-методич. семинар. – Финляндия, Хельсинки. «Интеллектуальная и творческая одаренность». Апрельский форум Междисциплинарный подход
«Формирование вариативной образовательной среды в вузе как фактор развития творческих способностей». Междунар. научн.-методич. семинар. – Финляндия, Хельсинки. «Интеллектуальная и творческая одаренность»
«О внедрении системно-модульного подхода в образовательный процесс на отделении сурдопедагогики». Международ. науч.-практ. конф.- Волгоград. «Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования»
Переход на новую систему вузовской подготовки сурдопедагогов в Московском государственном университете
«Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства». Всеросс. науч.-практ. конф.- Новосибирский государственный университет.
«Использование артпедагогических методов для коррекции психоэмоционального и личностного развития неординарных детей». Междунар. научн.- методическ. конф. – Израиль, Тель-Авив. «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы». Междисциплинарный подход
«Формирование гражданской компетентности и социокультурной идентичности у одаренных учащихся с сохранным и нарушенным слухом». Междунар. науч.- методич. конф., – Израиль, Тель-Авив. «Интеллектуальная и творческая одаренность проблемы. Концепции. Перспективы» . Междисциплинарный подход
«Переход на новую систему вузовский подготовки по специальности сурдопедагогика в Московском педагогическом государственном университете». Всероссийск. науч.-практическ. конф. –Новосибирск. «Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства»
«Формирование вербальной коммуникации слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры». Всероссийск. науч.-практическ. конф. –Новосибирск. «Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства» в соавт. ( О.В.Трошкина, Орловский Государственный Университет)
«Концептуальные подходы в подготовке магистров». Международ. семинар. – Протвино. «Современные подходы в образовании одаренных школьников и талантливых студентов»
«Музейная педагогика в системе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха». Всероссийск. науч.-практич. конф. – Орловский Государственный Университет. «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями: теория и практика».
«Реализация новой образовательной парадигмы в системе обучения школьников с нарушением слуха». Междунар. науч.-практ. конф., – Волгоград. «Актуальные проблемы образования: история и современность»
«Вариативная образовательная среда в вузе как средство развития творческих способностей студентов». Междунар. науч.-практ. конф. – Москва. «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья»
«Особенности реализации концепции «Наша новая школа» в условиях специальной (коррекционной) школы I-II вида». Междунар. науч.-практ. конф. «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов».
«Духовно-нравственное воспитание молодежи с нарушением слуха». Междунар. конф. – Санкт-Петербург. «Ребенок в современном мире. Дети и Родина» ( под эгидой ЮНЕСКО)
«Духовно-нравственное воспитание личности и формирование гражданской компетентности учащихся и молодежи с нарушенным слухом». Межрегион. научн.-практич. семинар – Казань. «Интеграция общего среднего и начального профессионального образования как условие успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»
«Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии». Междун. науч.-практ. конф. – Череповец. «Подготовка магистров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» содокладчик с Е.З. Яхнина, И.Н. Филоненко-Алексеева
«Экологический проект как средство развития творческих способностей слабослышащих подростков». Междунар. конф. с участием представителей Германии и Швейцарии посвящ. 20-летию основ. вальдорфской Свободной школы, г. Жуковский. «Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика» содокладчик Е.Ю. Губарева.
«Science and Education». International research and practice conference . «The specifics of social activity development in young people with intact hearing and hearing impairment»
«Концептуальные подходы к подготовке магистров». V- ый Междунар. теоретико-методологич. сем. с участием представителей Китая , Москва. «Специальная педагогика и специальная психология: современные научно-практические исследования.» Руководитель секции «Специальное (дефектологическое) образование.Подготовка кадров
«Концептуальные подходы к организации учебной деятельности и развитию личности учащихся с нарушением слуха». Междунар. теоретико-методологич. сем., Москва, МГПУ «Специальная педагогика и специальная психология: современные научно-практические исследования»
«Особенности развития социальной активности студентов с нарушением слуха». Междунар. конф. – Санкт-Петербургский Государственный Педагогический Университет. «Ребенок в современном мире. Дети и Родина» (под эгидой Юнеско)
«Профессиональное образование в вузе как закономерный этап развития непрерывного образования лиц с нарушениями слуха». Междунар. науч.-практ. конф.- Москва. «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» содокладчик Яхнина Е.З.
«Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха». Совместно кафедра сурдопедагогики и кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии АКП ППРО 1-ая научно практическая конференция сурдопедагогов.
«Музейная работа как средство социальной адаптации детей с нарушением слуха дошкольного возраста». Междунар. конф. С.-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена. «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура» содокладчик Мачалкина Л.С.
«Обучение умению рассуждать школьников с нарушением слуха». Регион. науч.-практич. конф. с междунар. участием, – г.Жуковский. «Технология индивидуализации познавательной деятельности учащихся в разных концепциях обучения»
«Развитие познавательной активности глухих детей со сложной структурой дефекта». Всероссийск. науч.-практическ. конф. Москва-Челябинск. «Организация и содержание обучения детей со сложной структурой дефекта».
«Современный урок в специальных (коррекционных) школах I-II вида в контексте нового образовательного стандарта». Межрегион. научн.-практич. семинар – Казань. «Ресурсы современного урока в специальных общеобразовательных учреждениях I-II вида: проблемы и решения».
«Актуальные вопросы сурдопедагогики» Организатор Е.Г. Речицкая совместно МПГУ и АПК и ППРО. 2-ая Межрегион. науч.-практическ. конф. сурдопедагогов.
6-ая научно-практическая конференция « Актуальные проблемы науки и образования : теория и практика» . МОУ ВПО « Муниципальный институт г. Жуковского

XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство». 20-22 апреля 2016 года. РГПУ им. А.И. Герцена. г. Санкт-ПетербургXIX Международная научно-практическая конференция аспирантов и молодых исследователей. 21 июня 2016 ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. г. Москва

XI Московской научно-практической конференции «Студенческая наука».12 ноября 2016. г. Москва. (Организация работы секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха): проблемы, перспективы, технологии).

Международная научно-практическая конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ОВЗ: теория и практика» МО и науки РФ «Крымский федеральный университет им. В И. Вернадского». 18-20 мая 2017г. Гуманитарно- педагогическая академия Региональный Центр высшего образования инвалидов. Ялта.

XX Международный фестиваль  «Дети. Интеллект. Культура». 20 мая 2017 г. Греция, о. Крит. (Руководитель студенческой секции по педагогике и психологии).

VI Международная научно-практической конференция «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития». 18 мая 2017 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ, ФГАОУ АПК и ППРО.

Всероссийская конференция «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ по направлению “Специальное (дефектологическое) образование». 18 октября 2017 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ, МПГУ

Всероссийская конференции по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования. 19–20 октября 2017 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ, МГППУ

Второй Всероссийский съезд дефектологов. 2–3 ноября 2017 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ

Всероссийская конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации». 13-14 ноября 2017 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ, МПГУ

Всероссийская конференция «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы. 29 ноября 2017 года, г. Москва. Министерство образования и науки РФ, АПК и ППРО

«Круглый стол «Социальная и психолого-педагогическая поддержка лиц с особыми образовательными потребностями»». 2 декабря 2017 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ, МПГУ

Всероссийское совещание по обсуждению рабочих программ дисциплин начального общего образования обучающихся с нарушениями слуха. 19 февраля 2018 года, г. Москва, Министерство образования и науки РФ, Издательство «Просвещение».

X Международный теоретико-методологический семинар «Современный научный аппарат изучения, обучения и социализации человека с ограниченными возможностями». 14 марта 2018, г. Москва, Департамент образования города Москвы, МГПУ

V Международная научно-практическая конференция «Психолого—педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии». 6–7 апреля 2018 года, г. Орел, Министерство образования и науки РФ, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева.

Научно – практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования» лиц с ограниченными возможностями здоровья». 19–21 апреля 2018 года, г. Москва, МПГУ

Всероссийский семинар-совещание «Организация комплексного сопровождения и образования обучающихся по специальным и индивидуальным программам развития в контексте требований ФГОС». 16-17 мая 2018 года, г. Псков, Федеральный ресурсный Центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Научно-практический семинар: Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. 10-14 июля 2018 года, г. Владикавказ, Институт развития образования.

Международный научный форум «Наука и инновации – современные концепции». 15 ноября 2019. Имеется Диплом участника. Представлена и включена в сб.  научных работ  статья на тему «Игра как конструктивный ресурс социальный адаптации дошкольников с нарушениями слуха» совместно с Трошкиной О.В., ст.преп.ОГУ, 0,4 п.л.

Межвузовская научно-практическая конференции. Кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, МПГУ. 12 октября 2019 .Е.Г.Речицкая – председатель оргкомитета, руководитель пленарного заседания, докладчик. Имеется сертификат участника.

6 Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии» Орел, Мин.образования и науки РФ, ФГБОУ ВО Орловский государственный университет,  4-5 апреля 2019 г. Е.Г.Речицкая – доклад на пленарном заседании: на тему «Совместная деятельность детей   и подростков с нарушением слуха со слышащими как путь социальной интеграции».  Член программного комитета. Научный редактор сб.материалов конференции. Статья.

I Международная междисциплинарная научная конференция «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие».  Москва. Московский институт психоанализа. 17-18 апреля 2019 г. Е.Г.Речицкая – член оргкомитета, публикация в сб. материалов конференции

Всероссийская  конференция  (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха, посвященная 150-летию со дня рождения Е.Г.Ласточкиной.  Университет управления «Тисби». Казань, 25-26 апреля 2019 .

Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. VI Международная научно-педагогическая конференция (Новосибирск 2-4 апреля 2019г.).-  Новосибирский государственный педагогический университет.

Всероссийская научно-методическая конференция «Научно-методическое сопровождение специалистов образовательных организаций, реализующих АООП». Москва, МПГУ, кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики. 30 мая 2019. .Речицкая Е.Г. – председатель научного комитета. Имеется сертификат участника.

3 Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая поддержка лиц с ОВЗ: теория и практика. 16-18 мая 2019 г. Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. г.Ялта. Имеется сертификат участника.

Методологический семинар «Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология».  Х1 Международный теоретико-методологический семинар.  МГПУ. Март, 2019. Научная статья.

Московский открытый конкурс научно-технических и творческих  проектов обучающихся с ОВЗ. Москва, 18 мая.2019. РГППУ. Речицкая Е.Г.- председатель жюри комиссии проектов по окружающему миру. Имеется Благодарственное письмо президента  ФГБОУ ВО МППГУ, академика РАО, проф.Рубцова В.В.

Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов   c участием студентов  с инвалидностью «Профессиональное завтра» Ростов-на-Дону. Ростовский  федеральный государственный университет. 10 октября -16 ноября, 2018. Е.Г.Речицкая – эксперт в номинации «Эссе «Почему я ценный и полезный работник: 10 аргументов». Имеется благодарность ректора Южного Федерального государственного университета, И.К.Шевченко.

6 Международная научно-практическая конференция «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии». Омск, 11 мая 2019 г. Опубликована статья

Всероссийская конференция с международным участием Логопедия: современный облик и контуры будущего».  Москва, МПГУ, 24-25 октября 2019 г. Представлен доклад совместно с Н.А.Белой.  Имеется сертификат участника.

111 Всероссийский съезд дефектологов. 14-15 ноября 2019  г.Москва. Сертификат участника.

Первый российско-германский форум. М., МПГУ, 21-22 ноября 2019.

Дополнительная информация

Академик  Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Член Международной ассоциации Педагогика одаренности и таланта (Барселона, Испания).

Член Российского дворянского собрания.

Приглашенный профессор Галлодетского университета (Вашингтон, США).

Член редакционного совета общероссийского научно-педагогического журнала «Наука и школа», входящего в перечень ведущих рецензируемых научных журналов.


Профессор

Профессор

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Вопросы теории обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха.
Развитие творческих способностей детей и молодежи с ОВЗ.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 714
+7 (499) 792-00-54
eg.rechitskaya@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)