Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

Обучение в 1 семестре

Лариса Сергеевна

Саломатина

Образование

Высшее: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, специальность "Педагогика и методика начального образования", квалификация "Учитель начальных классов", 1996.
Аспирантура: МПГУ, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе, специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)", 2001.

Тема кандидатской диссертации

"Анализ функционального взаимодействия литературно-художественных и языковых средств текста в системе работы по развитию речи младших школьников " (2002)

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
Методика преподавания русского языка в начальной школе.
Методика литературного чтения с практикой читательской деятельности.
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.

Магистратура:
Инновации в методике преподавания русского языка.
Мониторинг результатов филологического образования.
Профессиональная подготовка педагога начального образования.
Работа с текстом в системе филологического образования.
Теория и методика преподавания в высшей школе.
Методика обучения русскому языку детей-билингвов.

Публикации

Анализ художественного текста в системе работы по развитию речи младших школьников// Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. – Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1998. – С. 68-70 (0,1 п.л.)
Творческие речевые задания на уроках русского языка в 3 классе// Вопросы методики начального образования: Межвуз. сб. науч. работ /Редкол. : Л.С.Трегубова (отв. Ред.) и др. / Морд. гос. пед. ин-т. – Cаранск, 1998. – С. 74-80 (0, 5 п.л.)
Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём реализации коммуникативного обучения русскому языку в начальной школе// IV конференция молодых учёных: Научные труды в 3 частях. Ч. 3 (Экология. Гуманитарные и технические науки). – Саранск: СВМО, 1999. – С. 53 -57 (0,3 п.л.)
Новый подход к использованию текста при обучении русскому языку в начальных классах // Вопросы методики начального образования: Межвуз. cб. науч. трудов. Вып. 2. – Саранск, 1999. – С. 30 – 32 (0,1 п.л.)
Из истории вопроса о подходах к анализу художественных произведений// XXXVIII Огарёвские чтения: Материалы науч. конф. в 3 частях Ч. III (Гуманитарные науки). – Саранск: СВМО, 1999. – С. 135-137 (0,2 п.л.)
Факультатив как форма работы в системе развития речи младших школьников// Современные проблемы психолого-педагогических наук : Межвуз. cб. науч. трудов. Вып. 13, МГПИ. – Саранск, 1999. – С. 107-111 (0,4 п.л.)
Комплексный анализ художественного текста как один из приёмов обучения русскому языку // Новые подходы в гуманитарных исследованиях. – Саранск, СВМО, 2000. – С. 223 – 228 (0, 4 п.л.)
Некоторые аспекты интегрированного обучения русскому языку и анализу художественных текстов в связи с проблемой развивающего обучения// Вопросы методики начального обучения. Вып. 3. – Саранск, 2000. – С. 16 – 20 (0,3 п.л.)
Комплексный анализ художественного текста как эффективный приём взаимосвязанного изучения русского языка и литературного чтения// Новые подходы в гуманитарных исследованиях. – Саранск, СВМО, 2001. – С. 330 – 333 (0,3 п.л.)
Комплексная работа с художественным текстом на факультативном интегрированном занятии в 4 классе// Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 131- 140 (0, 6 п.л.)
Вопрос об интеграции русского языка и литературы в трудах учёных и методистов ХIХ-XX столетий// Интеграция образования. – 2001. – № 2. – С.46-49 (0, 3 п.л.)
Анализ функционального взаимодействия литературно-художественных и языковых средств текста в системе работы по развитию речи младших школьников: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) /Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2002. – 18 с. – Библиогр.: с. 18 (1 п.л.)
«У природы нет плохой погоды»// Начальная школа (ПС). – 2002. – № 41. – С. 4, 13 (0,5 п.л.)
Организация самостоятельной работы студентов педколледжа как необходимое условие профессиональной подготовки учителя начальных классов к обучению чтению// Методическая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации образования. Материалы научно-практической конференции, прошедшей 6 февраля 2003 года на факультете начальных классов МГПУ/ Сост. и ответств. ред. Л.П.Стойлова. – М. – МГПУ, 2003. – С. 39-43 (0,3 п.л.)
Использование функционального подхода к изучению языковой теории в современной начальной школе// Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. М.: МГПИ, 2003. – С. 53-54 (0,1 п.л.)
«Очерк зимнего дня»// Начальная школа (ПС). – 2003. – №2. – С. 14, 15 (0,5 п.л.)
«В недрах земли»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 13. – С. 4, 13 (0,5 п.л.)
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 31
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 34
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 40
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 45.
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 4
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 9
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 14
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 18
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 22
Идеи К.Д.Ушинского о преподавании грамматики в модернизации современного начального образования//Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2004. – С. 245-249 (0,4 п.л.)
Проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с детьми, имеющими различные нарушения чтения, в педагогическом колледже//Материалы Первой Международной конференции Российской Ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Московского Социально-гуманитарного института. – 14-16 сентября 2004 г. – С. 227-233 (0,5 п.л.)
Сочинение по пословице «Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра»// Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Изд-во «Первое сентября», 2004. – С. 102 – 107 (0,4 п.л.)
«Приметы осени во всём встречает взор» (урок-сочинение)// Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Изд-во «Первое сентября», 2004. – С. 107-116 (0,6 п.л.)
Идеи К.Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании младших школьников и модернизация образования в современной школе: к 180-летию со дня рождения К.Д.Ушинского// Образование в современной школе. – 2004. – № 11. –С. 34-39
Нетрадиционная форма проведения учебного занятия по методике преподавания русского языка как средство формирования познавательных интересов студентов// Среднее профессиональное образование. – 2005. – № 5. – С. 36 – 38
Приобщение школьников к чтению русской классической литературы//Начальное образование. – 2005. – № 1. – С. 6-8
К.Д.Ушинский о необходимости сезонного построения хрестоматий по чтению и современные книги по литературному чтению//Начальная школа. – 2005. -№ 1. – С. 16-20
Сочинение-мозаика на тему «Краски весны» (4 класс)// Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 63 – 68
Образовательная среда урока как средство формирования творческой личности школьника// Педагогические основы развития креативности личности в процессе социализации: Материалы II Международной конференции научно-практической конференции /Под ред. Э.К. Никитиной. – М.: МГПИ, 2005. – 237-240
Проблема готовности будущего учителя начальной школы к вариативности современной системы начального образования// Институт XXI века: подготовка педагогических кадров (актуальность, проблемы, перспективы): материалы научно-практической конференции. – М.: МГПИ, 2005. – С. 24 – 29
Подготовка студентов педагогического вуза к вариативности современной системы начального обучения родному языку// Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования: Материалы межд. Научно-практической конференции. Борисоглебск, 27-29 октября 2005 года. – Борисоглебск: Кристина, 2005. – С. 66-71
Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников// Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – С. 239-244
Коммуникативная направленность в развитии речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста»// Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 3. – М.: МГПИ, 2005. –С. 91-98
Комплексный анализ текста. Программа и тематическое планирование факультативного интегрированного курса по развитию речи (4 класс, программа 1-4)// Образование в современной школе. 2005. – № 2. – С. 3- 9
Развитие речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс)// Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 14-20
Развитие творческих способностей младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс)// Образование в современной школе. – 2005. – № 6. – С. 17-26
Патриотическое воспитание младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс)// Образование в современной школе. – 2005. – № 11. – С. 29-35
Образовательная среда урока как средство профилактики и коррекции дислексии на уроках литературного чтения// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Материалы II Международной конференции Российской Ассоциации дислексии 1-3 ноября 2005 года. М., 2006. – С. 104-109
Имя существительное: творческие задания. М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
Сочинение-поздравление на тему «Здравствуй, Весна!»//Начальная школа: Плюс-Минус (ДО и ПОСЛЕ). – 2007. – № 2. – С. 37-41
Примерная рабочая программа по дисциплине «Содержание и методика работы с детьми младшего школьного возраста»//Примерная программа курсов переподготовки лиц с высшим и средним непедагогическим образованием (базовый уровень) «Домашний воспитатель (няня)». – М., Изд. отдел УМЦ по профес. образ, 2007. – С.66-73
Психолого-педагогические основы организации учебно-творческой деятельности младших школьников//Педагогические основы развития креативности студентов и школьников. Материалы III Международной научно-практической конференции. – М.: МГПИ, 2008. – С. 60-68
Обучение младших школьников созданию текстов различных типов в условиях вариативности образовательных программ//Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития», 27-28 марта 2008, Саранск.– С. 235-239
К вопросу интеграции русского языка и литературы в современном школьном образовании//Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.6. – М., МГПИ, 2008.– С. 367-376
Имя прилагательное: творческие задания М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
Компетентностный подход в обучении родному языку младших школьников как инновационное направление в современной школе// Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности в современных условиях. Сборник статей. – М.: «Прометей», МПГУ. – 2008. – С. 202-212
Профилактика и коррекция нарушений чтения у младших школьников с помощью информационных компьютерных технологий как вариативная стратегия преодоления дислексии// Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: материалы IV конф. Российской ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009 года). М.: РДА, МГПУ, УРАО ИКП, 2009. – С. 129-136
Особенности организации проектной деятельности при изучении русского языка в современной начальной школе// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2009. – №10.- С. 45-49
Формирование языковой и речевой компетенций младших школьников в освоении родным языком//Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 7. -М.: МГПИ, 2009.- С.77-84
Система работы по изучению истории языкового образования в России в рамках методической подготовки учителя начальных классов//”Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования: Материалы межд. конференции. Борисоглебск, 7-8 апреля 2009 г. , Борисоглебск, В 2 Т. Т.2, ГОУ БГПИ, С. 128-139
Методические подходы к работе c текстом на занятиях родным языком//Начальная школа. – 2010. – №1. – С. 11-17
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 120 с.
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 120 с.
Проектная деятельность в начальной школе и её роль в развитии творческих и исследовательских способностей младших школьников//
Педагогические технологии формирования креативной компетентности детей и взрослых в системе непрерывного образования: Материалы V Международной научно-практической конференции/ Под ред. Э.К. Никитиной. – М.: МГПИ, 2010. – С. 220-225
Технология организации проектной деятельности студентов на занятиях по методике обучения русскому языку и литературе// Современные технологии начального филологического образования и подготовки учителя: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (10 декабря 2009 года)/Сост. И отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Экон-Информ, 2010. – С. 261-264
Текст в системе обучения русскому языку в начальной школе (об элективном спецкурсе для студентов)//Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 8 апреля 2010 г. )/ Сост. и отв. ред. С.Н. Вачкова. – М.: Экон-Информ, 2010. – С. 307-311
Текстовая деятельность учащихся как важнейшая составляющая содержания языкового образования в начальной школе//Языковое образование в современном обществе-2010/Сб. Научных статей по итогам международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2010 г.) – Спб.: САГА, 2010. – С. 282-289
Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования//Начальная школа. – 2010. – №1. – С.14-22
Формирование основ гражданской идентичности личности младшего школьника в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ художественного текста»//Ценностные ориентиры в начальном филологическом образовании и подготовке учителя: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (17 февраля 2011 года), М., Эконом-Информ, 2011. – С. 362-366
Обучение выразительному чтению детей с дислексией: интегративный подход//Когнитивное и коммунивативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход. Материалы V Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии 25-26 мая 2011 год, М., Национальный книжный центр, 2011. – С. 232- 239
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 120 с.
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 120 с.
Идеи И.И. Срезневского о преподавании русского языка языка в модернизации современного начального образования//Наследие академика И.И. Срезневского и славянский мир: языки, культура, образование (к 200-летию со дня рождения учёного): сб. науч. тр. Междунар. науч. симпозиума, 22-23 мая 2012 г, Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2012. – С. 267-274 – 0,5 п.л. ТИРАЖ — 250 экз.
Подготовка учителя начальных классов к обучению русскому языку в полиэтнической и поликультурной среде//Поликультурная среда как фактор развития начального филологического образования и подготовки учителя: Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (16 февраля 2012 года)/Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Экон-информ, 2012. – С. 237-242
Дистанционное обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья//Специальное образование: материалы VIII междунар. науч. конф., 26-27 апр. 2012 г./ под общ. Ред. Проф. В.Н. Скворцова. – Спб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 174-179 – 0,5 п.л. ТИРАЖ — 500 экз.
Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов в контексте современного начального образования//Современное начальное образование: вуз — школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Отв. Ред. З.Б. Редько. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – С. 97- 105 0,5 п.л. ТИРАЖ – 100 экз.
Языковое образование младших школьников в полиэтнической среде//Языковое и литературное образование в современном обществе – 2012/Сб. Научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 25-26 октября 2012 г.). – Спб.: САГА, 2012. – С. 135-143
Система обучения созданию текстов-описаний на уроках русского языка в современной начальной школе//Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: Коллективная монография, посвященная 85-летию профессора М.Р. Львова. – М.: “Прометей”, 2012. – С. 78-85 – 0,5 п.л. ТИРАЖ – 500 экз.
Орфографические задачи. Серия «Весёлые уроки». М., Аст-Пресс Школа», 2013. – 40 с. – 0,9 п.л. ТИРАЖ – 2000 экз.

Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуализации языкового образования младших школьников (реализация идей ФГОС НОО)//Языковое и литературное образование в современном обществе-2013. Сб. научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, 12-14 декабря 2013 г. – Спб.: Изд-во ВВМ, 2014 – С. 268-278. – 0,5 п.л. ТИРАЖ — 500 экз.
Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов на основе текстов для изложений (по учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»)//Языковое и литературное образование в современном обществе — 2014: Сб. Научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13-14 ноября 2014 г.). – Спб.: Изд-во ВВМ, 2014. – С. 163-174 — 0,5 п.л. – ТИРАЖ 200 экз.
Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе. – Москва, МПГУ, 2014. – 300 с. 18,75 п.л. – ТИРАЖ 500 экз.
Система обучения созданию письменных текстов-рассуждений на уроках русского языка в современной начальной школе//Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегиональной конф., 15-17 декабря 2014 г.: в 2 ч. – Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2015. – Ч. 2. – С. 212-218 – 0,5 п.л. – ТИРАЖ 180 экз.
Пути развития творческой одарённости младших школьников в системе изучения русского языка в современной школе//Школа будущего.- 2015. – №2. – С. 87-94 0,5 п.л. – ТИРАЖ 500 экз.
Система обучения созданию письменных текстов-повествований на уроках русского языка в современной начальной школе//Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2015 г. – Рязань, 2015. – С. 231-237 0,5 п.л. – ТИРАЖ 300 экз.

Словари М.Р. Львова и их использование в современной начальной школе//Начальная школа. – 2016. – №2. – С. 10-15.

Организация системы работы младших школьников с разными типами текстов в учебниках русского языка Т.Г. Рамзаевой (1-4 классы)//Языковое и литературное образование в современном обществе-2016 (Рамзаевские чтения): Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16-17 ноября 2016 г.). – Спб.: Изд-во ВВМ, 2016. – С. 8-18

Саломатина Л.С. М.Р. Львов о роли словарей русского языка в языковом образовании и речевом развитии младших школьников // Школа будущего. – 2017. – №1. – С. 163-172

Саломатина Л.С. Методические идеи Т.Г. Рамзаевой об обучении младших школьников созданию письменных текстов-повествований и их реализация в современном начальном языковом образовании//Языковое и литературное образование в современном обществе-2018: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической юбилейной конференции с международным участием (6-7 ноября 2018 года). – Спб.: Изд-во ВВМ, 2018. – С. 44-59

Саломатина Л.С., Сильченкова Л.С., Фарниева М.Г. Научные основы добровольческой социальной деятельности по популяризации русского языка // Социальная педагогика в России. – 2018. – №6. – С. 18-24

Саломатина Л.С. Роль тематического словаря русского языка в организации лексической работы с младшими школьниками // Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка школе и вузе: сб. трудов III Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г.Н. Приступы, 29–30 ноября 2018 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. О.А. Скрябина ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань : Издательство «Концепция», 2018 – С. 315-321

Саломатина Л.С. и др. Примерная основная образовательная программа: Направленность (профили) «Начальное образование и Информатика» // Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Методическое пособие / под общ. ред. Л.А. Трубиной. Москва, 2019. Том 2.  – С. 261-331

Саломатина Л.С. Организация работы с пословицами и поговорками русского народа: метапредметный подход в начальном образовании // Метапредметный подход в  образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 18 апреля 2019 г. / сост. О. Е. Дроздова, М. И. Шаповалов. – Москва : МПГУ, 2019. – С. 88-95

Саломатина Л.С.  Лексико-орфографическая работа младших школьников на этапе подготовки к написанию изложения на уроках русского языка в начальной школе // Школа будущего. 2020. № 1. С. 234-245

Саломатина Л.С. Лингвометодические основы обучения младших школьников написанию изложения // Начальная школа. 2020. №2. С. 28-34

Саломатина Л.С. Тематический словарь русского языка (1-4 классы) и его возможности в реализации аксиологического подхода в системе языкового образования // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (27 февраля 2020 года) / Сост. и отв. Ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Изд.-во «Экон-Информ», 2020. – С. 118-123

Саломатина Л.С. Роль тематического словаря русского языка в эстетическом воспитании младших школьников// Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (21 апреля 2020 г.) в 2-х частях. Часть 2: Начальное образование. Нижний Новгород: Мининский университет. 2020. – С. 221-226.

Саломатина Л.С. Психологические основы формирования речевых умений младших школьников (на примере работы со связными письменными текстами)//Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы международной конференции, г. Москва, 13-15 декабря 2019 г./ Отв. Ред. Е.Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2020. – С.321-329

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации на тему «Обучение детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий, ИКТ-компетентность учителя-предметника дистанционной школы» (144 часа) (с 31 октября по 15 декабря 2011 года) (МИОО).

Курсы повышения квалификации на тему «Совершенствование образовательных программ путём их интеграции в соответствии с требованиями ФГОС» (72 часа) (с 19 марта 2013 года по 28 июня 2013 года) (на базе МПГУ).

Сертификат Всероссийского педагогического марафона учебных предметов от 28 марта 2014 г. (6 часов), в рамках дня учителя начальной школы прослушаны три лекции: "Проблемы современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО", "Система оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС: основные подходы, процедуры, инструментарий", "Итоговая аттестация выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС по предметам: математика, русский язык, литературное чтение".

Курсы повышения квалификации на тему «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), предполагающих углублённую профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия» (72 часа) (с 10 марта 2015 года по 31 марта 2015 г.).

«Вопросы реализации законодательства Российской Федерации об образовании, учитывающие особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья», ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», с 10 апреля 2017 г. по 13 апреля 2017 г., 72 часа, удостоверение № 1800001178563 выдано 13 апреля 2017 г. рег. номер 2862 город Москва.

"Вопросы реализации законодательства Российской Федерации об образовании, учитывающие особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья", ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 72 часа, удостоверение № 18001178563 от 13.04.2017 г.

«Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», ФГБОУ ВО «МПГУ», с 04 октября 2017 г. по 21 октября 2017 г., 78 часов, удостоверение № 772406317009 выдано 25.10.2017 г. рег. номер 14545-ПК-2017 город Москва

«Организационно-правовые вопросы управления образованием и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций в процессе создания, функционирования и развития системы учёта контингента обучающихся (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья)», ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», с 25 октября 2017 г. по 28 октября 2017 г., 72 часа, удостоверение № 180001394365 выдано 28.10.2017 г. рег. номер 4460 город Москва.

«Инклюзивное образование детей с ОВЗ», ФГБОУ ВО «МПГУ», с 13 ноября 2017 г. по 14 ноября 2017 г., 16 часов, удостоверение № 772406654725 выдано 14.11.2017 г. рег. номер 31290-ПК-2017 город Москва.

«Создание специальных условий получения образования и организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях», ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», с 28 ноября 2017 г. по 02 декабря 2017 г., 72 часа, удостоверение № 180001394587 выдано 02 декабря 2017 г. рег. номер 4682 город Москва.

"Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования", ФГБОУ ВО «МПГУ», с 15 марта 2019 г. по 19 апреля 2019 г., 36 часов, удостоверение № 772408214702 выдано 30.04.2019 рег. номер 00885-ПК-2019 город Москва.

"Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организация образовательного процесса по программам высшего образования, ФГБОУ ВО «МПГУ», 17 апреля 2019 г. по 17 мая 2019 г., 128 часов, удостоверение № 772408215209 выдано 27.05.2019 г. рег. номер 01142-ПК-2019 город Москва.

"Цифровая компетентность преподавателя высшей школы", ФГБОУ ВО «МПГУ», с 01 июня 2019 г. по 30 июня 2019 г., 72 часа, удостоверение № 772409673262 выдано 30.09.2019 г. рег. номер 02625-ПК-2019 город Москва.

Серия научно-методических семинаров для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период с 09 по 20 декабря 2019 г., 44 часа, ФГБНУ «ИКП РАО», г. Москва.

Достижения и поощрения

Имеет более 90 публикаций, самые важные из них: 1) Монография Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе. - Москва, МПГУ, 2014. - 300 с. (18,75 п.л.)
2) Учебные пособия для учащихся начальной школы (Имя существительное: творческие задания. - М.: Чистые пруды, 2006, Имя прилагательное: творческие задания. - М.: Чистые пруды, 2008, Орфографические задачи. Серия «Весёлые уроки». - М., Аст-Пресс Школа», 2013).

Является разработчиком дистанционного курса повышения квалификации учителей в университете "Первое сентября" "Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение), на котором занимаются учителя начальных классов из 180-ти городов РФ.

Многолетнее плодотворное сотрудничество с Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева и другими российскими учреждениями ВО отмечено дипломами, грамотами, благодарственными письмами.
В 2009 году награждена благодарностью Института новых технологий за высокоэффектинвую организацию повышения квалификации и методическую поддержку учителей образовательных учреждений тридцати пяти регионов Российской Федерации, обучающихся детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий в рамках реализации Федеральной программы развития на 2006-2010 гг.

В 2009, 2010 и 2011 гг. награждена благодарностями администрации города Реутова за помощь в проведении открытых научно-практических конференций «Я познаю мир».

В 2012 году награждена благодарностью руководства факультета начальных классов за активное и творческое участие в составе жюри конкурса «Педагогический дебют».

В 2013 году награждена грамотой директора Центра образования города Москвы №293 за активную работу в составе жюри конкурса «Я — исследователь».

В 2014 году награждена грамотой декана филологического факультета АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет» за активную научно-исследовательскую деятельность и творческое выступление на историко-педагогических чтениях «Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре XX века».

В 2015 году награждена благодарностью ректора ФГБОУ ВПО «МПГУ» за успешную многолетнюю научно-исследовательскую и учебно-методическую работу в МПГУ».

В 2016 году награждена благодарностью директора Института детства ФГБОУ ВПО «МПГУ» за активное участие в организации и проведении XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Теория и практика преподавания русского языка в начальных классах» («Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития»), подготовку студентов к выступлению с докладами.

В 2017 году награждена благодарностью ректора ФГБОУ ВО «МПГУ» за активное участие в подготовке и проведении ряда памятных мероприятий, посвящённых 90-летию со дня рождения профессора Михаила Ростиславовича Львова.

В 2017 году в связи со 145-летием ФГБОУ ВО «МПГУ» награждена Почётной грамотой за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета.

В 2017 году награждена благодарностью директора Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ» за активное участие в организации и проведении XXI Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития», посвящённой 90-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, заслуженного деятеля науки РФ М.Р. Львова, подготовку студентов к выступлению с докладами.

В 2018 году и 2019 гг. награждена грамотой ректора ФГБОУ ВО «МПГУ» за качественную подготовку и проведение мероприятий просветительско-образовательного проекта «Университетские субботы» в 2017-2018 и 2018-2019 уч. гг.

В 2018 году награждена благодарностью руководства факультета начального образования Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ» за активное участие в организации и проведении XXII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития», подготовку студентов к выступлению с докладами.

В 2019 году награждена благодарностью дирекции Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», деканата факультета начального образования за научное руководство докладчиками XXIII Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития».

В 2019 году награждена благодарственным письмом ректора ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого за активно участие в Межрегиональном (с международным участием) конкурсе научно-исследовательских работ студентов (за руководство работами студентов, занявших на конкурсе 1-ое и 2-ое места).

В 2020 году награждена благодарностью руководства ФГБОУ ВО «МПГУ» за сотрудничество в организации и проведении общеуниверситетского мероприятия «День родного языка».

В 2020 году награждена благодарностью ректора МГУ имени М.В. Ломоносова за помощь в проведении конкурса творческих работ «Диалог эпох» к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.


Архив учебных курсов

Русский язык и методика его преподавания в начальной школе.
Литературное чтение и методика его преподавания в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника средствами языка и литературного чтения.

Исследовательские проекты и гранты

Проекты и гранты:
Рукописный вариант тематического словаря русского языка для учащихся начальной школы в 2013 году стал победителем конкурса «Культура России» (целевая программа Министерства культуры Российской Федерации). Выделен грант на издание словаря в 2014 году в Издательстве АСТ-ПРЕСС (проект «СЛОВАРИ XXI века);
по заданию Федерального государственного научного учреждения «Института стратегических исследований в образовании» Российской академии образования в течение 2013 года принимала активное участие в проекте «Разработка и апробация программно-методического обеспечения формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в условиях освоения основных образовательных программ начального общего образования детьми младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным» (РАЗРАБОТАЛА учебно-методические материалы к программе учебного модуля повышения квалификации учителей «Индивидуализация обучения русскому языку младших школьников с существенно различными уровнями языковой компетенции») - ОБЪЁМ работы - 10 п.л.
Принимала участие в выполнении гос. задания «Разработка обязательной
части основной образовательной программы для уровней начального общего,
основного общего и среднего общего образования (Гос. задание МПГУ
№27.9476.2017/НМ от 24.03.2017 г. Заказчик – Министерство образования РФ).
Принимала участие в проекте по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (проект выполнен в форме субсидии Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога («Русский язык»)» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2018 году (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2018 года №240).
ТЕМА ПРОЕКТА «Организация волонтёрского движения по популяризации русского языка за рубежом как эффективного средства формирования позитивного образа Российской Федерации».
Принимала участие в качестве эксперта в реализации проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Разработка и апробация программы возрождения отечественной традиции детского чтения в единой парадигме обучения, воспитания и развития» в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.

Участие в конференциях

Международная научно-практическая конференция «Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование», 20-22 мая 2015 г., Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, г. Рязань

Всероссийская научно-практическая юбилейная конференция с международным участием «Языковое и литературное образование в современном обществе-2016 (Рамзаевские чтения)»,  16-17 ноября 2016 г., РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства, г. Санкт-Петербург

3) Всероссийская научно-практическая юбилейная конференция с международным участием «Языковое и литературное образование в современном обществе-2018»,    6-7 ноября 2018 года, РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства, г. Санкт-Петербург

III Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г.Н. Приступы, 29–30 ноября 2018 г. ,  Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, г. Рязань

II Всероссийская научно-практическая конференция «Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам», 18 апреля 2019 г., ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва

II Съезд Общества русской словесности, МГУ, 05-07 ноября 2019 г., г. Москва

XIX Международная научно-практическая конференция «Родной язык, фольклор, культура и литература коренных народов России в системе образования: проблемы и перспективы сохранения и развития», 27-28 ноября 2019 г., РГПУ им. А.И. Герцена, Институт народов Севера, г. Санкт-Петербург

Международная конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте», 13-15 декабря 2019 г., ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Первые Львовские чтения», 15 февраля 2020 г., ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва

Международная научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов, студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте», МГПУ,  27 февраля 2020 г., г. Москва

Всероссийская научно-практическая конференция «Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития»,  21 апреля 2020 г., НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Дополнительная информация

Специалист в области методики обучения младших школьников русскому языку и литературному чтению. Научный руководитель магистерских диссертаций. Эксперт научной и педагогической экспертизы учебников русского языка и литературного чтения для начальной школы, включённых в Федеральный перечень учебников. Член Российской Ассоциации дислексии.

Член Общества русской словесности.

Ученый секретарь ученого совета Института детства МПГУ.

Член Учебно-методического совета МПГУ.

Председатель орг. комитета Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Львовские чтения».

Руководитель ООП «Начальное образование» (направление 44.03.01 «Педагогическое образование»; очная, очно-заочная и заочная формы обучения).


Кандидат педагогических наук

Доцент


Профессиональные интересы

Проблема развития связной письменной речи. Развитие творческих способностей младших школьников.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 405
+7 (495) 438-18-15
ls.salomatina@mpgu.su; salomatinals@yandex.ru