Навигация по сайту

Лариса Сергеевна

Саломатина

Образование

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, специальность "Педагогика и методика начального образования", квалификация "Учитель начальных классов", 1996 год (диплом с отличием),
аспирантура в Московском педагогическом государственном университете (1997-2001 г.г.), кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе, специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)".

Тема кандидатской диссертации

"Анализ функционального взаимодействия литературно-художественных и языковых средств текста в системе работы по развитию речи младших школьников " (2002)

Курсы текущего учебного года

Русский язык и методика его преподавания в начальной школе.
Литературное чтение и методика его преподавания в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника средствами языка и литературного чтения.

Публикации

Анализ художественного текста в системе работы по развитию речи младших школьников// Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. – Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1998. – С. 68-70 (0,1 п.л.)
Творческие речевые задания на уроках русского языка в 3 классе// Вопросы методики начального образования: Межвуз. сб. науч. работ /Редкол. : Л.С.Трегубова (отв. Ред.) и др. / Морд. гос. пед. ин-т. – Cаранск, 1998. – С. 74-80 (0, 5 п.л.)
Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём реализации коммуникативного обучения русскому языку в начальной школе// IV конференция молодых учёных: Научные труды в 3 частях. Ч. 3 (Экология. Гуманитарные и технические науки). – Саранск: СВМО, 1999. – С. 53 -57 (0,3 п.л.)
Новый подход к использованию текста при обучении русскому языку в начальных классах // Вопросы методики начального образования: Межвуз. cб. науч. трудов. Вып. 2. – Саранск, 1999. – С. 30 – 32 (0,1 п.л.)
Из истории вопроса о подходах к анализу художественных произведений// XXXVIII Огарёвские чтения: Материалы науч. конф. в 3 частях Ч. III (Гуманитарные науки). – Саранск: СВМО, 1999. – С. 135-137 (0,2 п.л.)
Факультатив как форма работы в системе развития речи младших школьников// Современные проблемы психолого-педагогических наук : Межвуз. cб. науч. трудов. Вып. 13, МГПИ. – Саранск, 1999. – С. 107-111 (0,4 п.л.)
Комплексный анализ художественного текста как один из приёмов обучения русскому языку // Новые подходы в гуманитарных исследованиях. – Саранск, СВМО, 2000. – С. 223 – 228 (0, 4 п.л.)
Некоторые аспекты интегрированного обучения русскому языку и анализу художественных текстов в связи с проблемой развивающего обучения// Вопросы методики начального обучения. Вып. 3. – Саранск, 2000. – С. 16 – 20 (0,3 п.л.)
Комплексный анализ художественного текста как эффективный приём взаимосвязанного изучения русского языка и литературного чтения// Новые подходы в гуманитарных исследованиях. – Саранск, СВМО, 2001. – С. 330 – 333 (0,3 п.л.)
Комплексная работа с художественным текстом на факультативном интегрированном занятии в 4 классе// Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 131- 140 (0, 6 п.л.)
Вопрос об интеграции русского языка и литературы в трудах учёных и методистов ХIХ-XX столетий// Интеграция образования. – 2001. – № 2. – С.46-49 (0, 3 п.л.)
Анализ функционального взаимодействия литературно-художественных и языковых средств текста в системе работы по развитию речи младших школьников: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) /Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2002. – 18 с. – Библиогр.: с. 18 (1 п.л.)
«У природы нет плохой погоды»// Начальная школа (ПС). – 2002. – № 41. – С. 4, 13 (0,5 п.л.)
Организация самостоятельной работы студентов педколледжа как необходимое условие профессиональной подготовки учителя начальных классов к обучению чтению// Методическая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации образования. Материалы научно-практической конференции, прошедшей 6 февраля 2003 года на факультете начальных классов МГПУ/ Сост. и ответств. ред. Л.П.Стойлова. – М. – МГПУ, 2003. – С. 39-43 (0,3 п.л.)
Использование функционального подхода к изучению языковой теории в современной начальной школе// Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. М.: МГПИ, 2003. – С. 53-54 (0,1 п.л.)
«Очерк зимнего дня»// Начальная школа (ПС). – 2003. – №2. – С. 14, 15 (0,5 п.л.)
«В недрах земли»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 13. – С. 4, 13 (0,5 п.л.)
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 31
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 34
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 40
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2003. – № 45.
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 4
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 9
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 14
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 18
«У природы нет плохой погоды»//Начальная школа (ПС). – 2004. – № 22
Идеи К.Д.Ушинского о преподавании грамматики в модернизации современного начального образования//Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2004. – С. 245-249 (0,4 п.л.)
Проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с детьми, имеющими различные нарушения чтения, в педагогическом колледже//Материалы Первой Международной конференции Российской Ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Московского Социально-гуманитарного института. – 14-16 сентября 2004 г. – С. 227-233 (0,5 п.л.)
Сочинение по пословице «Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра»// Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Изд-во «Первое сентября», 2004. – С. 102 – 107 (0,4 п.л.)
«Приметы осени во всём встречает взор» (урок-сочинение)// Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Изд-во «Первое сентября», 2004. – С. 107-116 (0,6 п.л.)
Идеи К.Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании младших школьников и модернизация образования в современной школе: к 180-летию со дня рождения К.Д.Ушинского// Образование в современной школе. – 2004. – № 11. –С. 34-39
Нетрадиционная форма проведения учебного занятия по методике преподавания русского языка как средство формирования познавательных интересов студентов// Среднее профессиональное образование. – 2005. – № 5. – С. 36 – 38
Приобщение школьников к чтению русской классической литературы//Начальное образование. – 2005. – № 1. – С. 6-8
К.Д.Ушинский о необходимости сезонного построения хрестоматий по чтению и современные книги по литературному чтению//Начальная школа. – 2005. -№ 1. – С. 16-20
Сочинение-мозаика на тему «Краски весны» (4 класс)// Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 63 – 68
Образовательная среда урока как средство формирования творческой личности школьника// Педагогические основы развития креативности личности в процессе социализации: Материалы II Международной конференции научно-практической конференции /Под ред. Э.К. Никитиной. – М.: МГПИ, 2005. – 237-240
Проблема готовности будущего учителя начальной школы к вариативности современной системы начального образования// Институт XXI века: подготовка педагогических кадров (актуальность, проблемы, перспективы): материалы научно-практической конференции. – М.: МГПИ, 2005. – С. 24 – 29
Подготовка студентов педагогического вуза к вариативности современной системы начального обучения родному языку// Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования: Материалы межд. Научно-практической конференции. Борисоглебск, 27-29 октября 2005 года. – Борисоглебск: Кристина, 2005. – С. 66-71
Развитие коммуникативно-речевых умений у младших школьников// Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – С. 239-244
Коммуникативная направленность в развитии речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста»// Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 3. – М.: МГПИ, 2005. –С. 91-98
Комплексный анализ текста. Программа и тематическое планирование факультативного интегрированного курса по развитию речи (4 класс, программа 1-4)// Образование в современной школе. 2005. – № 2. – С. 3- 9
Развитие речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс)// Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 14-20
Развитие творческих способностей младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс)// Образование в современной школе. – 2005. – № 6. – С. 17-26
Патриотическое воспитание младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс)// Образование в современной школе. – 2005. – № 11. – С. 29-35
Образовательная среда урока как средство профилактики и коррекции дислексии на уроках литературного чтения// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Материалы II Международной конференции Российской Ассоциации дислексии 1-3 ноября 2005 года. М., 2006. – С. 104-109
Имя существительное: творческие задания. М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
Сочинение-поздравление на тему «Здравствуй, Весна!»//Начальная школа: Плюс-Минус (ДО и ПОСЛЕ). – 2007. – № 2. – С. 37-41
Примерная рабочая программа по дисциплине «Содержание и методика работы с детьми младшего школьного возраста»//Примерная программа курсов переподготовки лиц с высшим и средним непедагогическим образованием (базовый уровень) «Домашний воспитатель (няня)». – М., Изд. отдел УМЦ по профес. образ, 2007. – С.66-73
Психолого-педагогические основы организации учебно-творческой деятельности младших школьников//Педагогические основы развития креативности студентов и школьников. Материалы III Международной научно-практической конференции. – М.: МГПИ, 2008. – С. 60-68
Обучение младших школьников созданию текстов различных типов в условиях вариативности образовательных программ//Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития», 27-28 марта 2008, Саранск.– С. 235-239
К вопросу интеграции русского языка и литературы в современном школьном образовании//Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.6. – М., МГПИ, 2008.– С. 367-376
Имя прилагательное: творческие задания М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
Компетентностный подход в обучении родному языку младших школьников как инновационное направление в современной школе// Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности в современных условиях. Сборник статей. – М.: «Прометей», МПГУ. – 2008. – С. 202-212
Профилактика и коррекция нарушений чтения у младших школьников с помощью информационных компьютерных технологий как вариативная стратегия преодоления дислексии// Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: материалы IV конф. Российской ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009 года). М.: РДА, МГПУ, УРАО ИКП, 2009. – С. 129-136
Особенности организации проектной деятельности при изучении русского языка в современной начальной школе// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2009. – №10.- С. 45-49
Формирование языковой и речевой компетенций младших школьников в освоении родным языком//Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 7. -М.: МГПИ, 2009.- С.77-84
Система работы по изучению истории языкового образования в России в рамках методической подготовки учителя начальных классов//”Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования: Материалы межд. конференции. Борисоглебск, 7-8 апреля 2009 г. , Борисоглебск, В 2 Т. Т.2, ГОУ БГПИ, С. 128-139
Методические подходы к работе c текстом на занятиях родным языком//Начальная школа. – 2010. – №1. – С. 11-17
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 120 с.
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 120 с.
Проектная деятельность в начальной школе и её роль в развитии творческих и исследовательских способностей младших школьников//
Педагогические технологии формирования креативной компетентности детей и взрослых в системе непрерывного образования: Материалы V Международной научно-практической конференции/ Под ред. Э.К. Никитиной. – М.: МГПИ, 2010. – С. 220-225
Технология организации проектной деятельности студентов на занятиях по методике обучения русскому языку и литературе// Современные технологии начального филологического образования и подготовки учителя: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (10 декабря 2009 года)/Сост. И отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Экон-Информ, 2010. – С. 261-264
Текст в системе обучения русскому языку в начальной школе (об элективном спецкурсе для студентов)//Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 8 апреля 2010 г. )/ Сост. и отв. ред. С.Н. Вачкова. – М.: Экон-Информ, 2010. – С. 307-311
Текстовая деятельность учащихся как важнейшая составляющая содержания языкового образования в начальной школе//Языковое образование в современном обществе-2010/Сб. Научных статей по итогам международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2010 г.) – Спб.: САГА, 2010. – С. 282-289
Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования//Начальная школа. – 2010. – №1. – С.14-22
Формирование основ гражданской идентичности личности младшего школьника в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ художественного текста»//Ценностные ориентиры в начальном филологическом образовании и подготовке учителя: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (17 февраля 2011 года), М., Эконом-Информ, 2011. – С. 362-366
Обучение выразительному чтению детей с дислексией: интегративный подход//Когнитивное и коммунивативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход. Материалы V Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии 25-26 мая 2011 год, М., Национальный книжный центр, 2011. – С. 232- 239
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 120 с.
Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 120 с.
Идеи И.И. Срезневского о преподавании русского языка языка в модернизации современного начального образования//Наследие академика И.И. Срезневского и славянский мир: языки, культура, образование (к 200-летию со дня рождения учёного): сб. науч. тр. Междунар. науч. симпозиума, 22-23 мая 2012 г, Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2012. – С. 267-274 – 0,5 п.л. ТИРАЖ — 250 экз.
Подготовка учителя начальных классов к обучению русскому языку в полиэтнической и поликультурной среде//Поликультурная среда как фактор развития начального филологического образования и подготовки учителя: Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (16 февраля 2012 года)/Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Экон-информ, 2012. – С. 237-242
Дистанционное обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья//Специальное образование: материалы VIII междунар. науч. конф., 26-27 апр. 2012 г./ под общ. Ред. Проф. В.Н. Скворцова. – Спб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 174-179 – 0,5 п.л. ТИРАЖ — 500 экз.
Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов в контексте современного начального образования//Современное начальное образование: вуз — школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Отв. Ред. З.Б. Редько. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – С. 97- 105 0,5 п.л. ТИРАЖ – 100 экз.
Языковое образование младших школьников в полиэтнической среде//Языковое и литературное образование в современном обществе – 2012/Сб. Научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 25-26 октября 2012 г.). – Спб.: САГА, 2012. – С. 135-143
Система обучения созданию текстов-описаний на уроках русского языка в современной начальной школе//Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: Коллективная монография, посвященная 85-летию профессора М.Р. Львова. – М.: “Прометей”, 2012. – С. 78-85 – 0,5 п.л. ТИРАЖ – 500 экз.
Орфографические задачи. Серия «Весёлые уроки». М., Аст-Пресс Школа», 2013. – 40 с. – 0,9 п.л. ТИРАЖ – 2000 экз.

Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуализации языкового образования младших школьников (реализация идей ФГОС НОО)//Языковое и литературное образование в современном обществе-2013. Сб. научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, 12-14 декабря 2013 г. – Спб.: Изд-во ВВМ, 2014 – С. 268-278. – 0,5 п.л. ТИРАЖ — 500 экз.
Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов на основе текстов для изложений (по учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»)//Языковое и литературное образование в современном обществе — 2014: Сб. Научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13-14 ноября 2014 г.). – Спб.: Изд-во ВВМ, 2014. – С. 163-174 — 0,5 п.л. – ТИРАЖ 200 экз.
Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе. – Москва, МПГУ, 2014. – 300 с. 18,75 п.л. – ТИРАЖ 500 экз.
Система обучения созданию письменных текстов-рассуждений на уроках русского языка в современной начальной школе//Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегиональной конф., 15-17 декабря 2014 г.: в 2 ч. – Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2015. – Ч. 2. – С. 212-218 – 0,5 п.л. – ТИРАЖ 180 экз.
Пути развития творческой одарённости младших школьников в системе изучения русского языка в современной школе//Школа будущего.- 2015. – №2. – С. 87-94 0,5 п.л. – ТИРАЖ 500 экз.
Система обучения созданию письменных текстов-повествований на уроках русского языка в современной начальной школе//Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2015 г. – Рязань, 2015. – С. 231-237 0,5 п.л. – ТИРАЖ 300 экз.

Словари М.Р. Львова и их использование в современной начальной школе//Начальная школа. – 2016. – №2. – С. 10-15.

Организация системы работы младших школьников с разными типами текстов в учебниках русского языка Т.Г. Рамзаевой (1-4 классы)//Языковое и литературное образование в современном обществе-2016 (Рамзаевские чтения): Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16-17 ноября 2016 г.). – Спб.: Изд-во ВВМ, 2016. – С. 8-18

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации на тему «Обучение детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий, ИКТ-компетентность учителя-предметника дистанционной школы» (144 часа) (с 31 октября по 15 декабря 2011 года) (МИОО);
Курсы повышения квалификации на тему «Совершенствование образовательных программ путём их интеграции в соответствии с требованиями ФГОС» (72 часа) (с 19 марта 2013 года по 28 июня 2013 года) (на базе МПГУ).
Сертификат Всероссийского педагогического марафона учебных предметов от 28 марта 2014 г. (6 часов), в рамках дня учителя начальной школы прослушаны три лекции: "Проблемы современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО", "Система оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС: основные подходы, процедуры, инструментарий", "Итоговая аттестация выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС по предметам: математика, русский язык, литературное чтение".
Курсы повышения квалификации на тему «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), предполагающих углублённую профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия» (72 часа) (с 10 марта 2015 года по 31 марта 2015 г.)

Достижения и поощрения

Имеет более 80 публикаций, самые важные из них: 1) Монография Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе. - Москва, МПГУ, 2014. - 300 с. (18,75 п.л.)
2) Учебные пособия для учащихся начальной школы (Имя существительное: творческие задания. - М.: Чистые пруды, 2006, Имя прилагательное: творческие задания. - М.: Чистые пруды, 2008, Орфографические задачи. Серия «Весёлые уроки». - М., Аст-Пресс Школа», 2013).
Является разработчиком дистанционного курса повышения квалификации учителей в университете "Первое сентября" "Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение), на котором занимаются учителя начальных классов из 180-ти городов РФ.
Многолетнее плодотворное сотрудничество с Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева и другими российскими учреждениями ВПО отмечено дипломами, грамотами, благодарственными письмами.
В 2015 году ректором ФГБОУ ВО МПГУ объявлена благодарность за успешную многолетнюю научно-исследовательскую и учебно-методическую работу в МПГУ.

Исследовательские проекты и гранты

Проекты и гранты:
Рукописный вариант тематического словаря русского языка для учащихся начальной школы в 2013 году стал победителем конкурса «Культура России» (целевая программа Министерства культуры Российской Федерации). Выделен грант на издание словаря в 2014 году в Издательстве АСТ-ПРЕСС (проект «СЛОВАРИ XXI века);
по заданию Федерального государственного научного учреждения «Института стратегических исследований в образовании» Российской академии образования в течение 2013 года принимала активное участие в проекте «Разработка и апробация программно-методического обеспечения формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в условиях освоения основных образовательных программ начального общего образования детьми младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным» (РАЗРАБОТАЛА учебно-методические материалы к программе учебного модуля повышения квалификации учителей «Индивидуализация обучения русскому языку младших школьников с существенно различными уровнями языковой компетенции») - ОБЪЁМ работы - 10 п.л.

Дополнительная информация

Специалист в области методики обучения младших школьников русскому языку и литературному чтению. Научный руководитель магистерских диссертаций. Эксперт научной и педагогической экспертизы учебников русского языка и литературного чтения для начальной школы, включённых в Федеральный перечень учебников. Член Российской Ассоциации дислексии.


Кандидат педагогических наук

Доцент


Профессиональные интересы

Проблема развития связной письменной речи. Развитие творческих способностей младших школьников.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 405
+7 (495) 438-18-15
ls.salomatina@mpgu.su; salomatinals@yandex.ru