Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Татьяна Вячеславовна

Шевырёва

Образование

МГУ им. Ломоносова, специальность "Физиология".
Аспирантура ГОУ ВПО "МПГУ"
Докторантура ГОУ ВПО "МПГУ"
Магистратура ФГБОУ ВО "МГППУ", кафедра ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства", направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа "Культурно-историческая психология и деятельностный подход".

Тема кандидатской диссертации

"Повышение эффективности курса "Растения" в 7 классе школы для детей с нарушениями интеллекта" (1994)

Тема докторской диссертации

Естествоведческое развитие учащихся с умственной отсталостью.

Курсы текущего учебного года

Основы естествознания с методикой обучения.
Воспитание и обучение детей с нарушениями ОДА.
Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная педагогика»;
Технологии образования умственно отсталых в предметной области "Окружающий мир".
Технологии образования умственно отсталых в предметной области "Естествознание".
Педагогические технологии работы с детьми с последствиями ДЦП.
Детский психологический театр.
Психологии лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Публикации

Опубликовано около 70 научных работ, включающих учебные пособия, программы курсов для школ и вузов, учебники для школ VIII вида, монографии. Среди них:

Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. Учебное пособие. – М.:Классикс Стиль, 2005. – 248с. (15,5 п.л.) (Авторы-составители: В.Г.Петрова, Т.В. Шевырева)

Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010, 2011, 2013. – 240 с.

Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

Королева Н.В., Макаревич Е.В., Шевырева Т.В. Естествознание. Животные. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2009. – 255с. (18,72 п.л.) Гриф – Министерство образования и науки РФ.

Шевырева Т.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. Сб.1. – 224с. Программа. Природоведение (авторы – В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева); Программа. Естествознание (Биология) (авторы – В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова). – М.: Владос, 2010.

Шевырева Т.В., Кустова С.А. Биология. Человек. 9 кл. Методическое пособие к учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой «Биология. Человек. 9 класс» для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2011. – 156 с. – 8,4 п.л.

Шевырева Т.В., Шамхалова Н.Ю. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И.В. Романова, Т.А. Козловой «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V??? вида / Т.В. Шевырева, Н.Ю. Шамхалова. – М.: Дрофа, 2012. – 95 с. – 7,0 п.л.

Шевырева Т.В. Методика преподавания естествознания (специальная). Задания для самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии. Дисциплины предметной подготовки программы дополнительного профессионального образования «Олигофренопедагогика»: Учебно- методическое пособие / Под ред. Б.Б. Горскина, Е.С. Тушевой. – М.: МПГУ, 2011. – С. 185 – 202.

Дорошенко О.В., Шевырева Т.В., Юганова И.В. Развитие связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения: Монография. – М.: МОСА, 2010. – 154 с.

Шевырева Т.В. Методы обучения естествознанию в специальной коррекционной школе VIII вида: Методические разработки для самостоятельной работы студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Колос, 2002. – 32 c.  Шевырева Т.В. 11. Основы естествознания с методикой преподавания (программа) Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию // Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки по специальности 031700 – олигофренопедагогика. – М.: «Прометей» МПГУ, 1999. – С. 143 – 162.

Шевырева Т.В. Примерная программа дисциплины «Методики преподавания. Раздел: Методика преподавания естествознания». – М.: «Прометей МПГУ», 2004. – 32с. (2 п.л.)

Статьи:

Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Современные средства обучения в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра») // Школьный логопед: Научно-методический журнал. – No 5 – 6 (26 – 27), 2008. – С. 71 – 74.

Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Инновационные технологии «Lego» и «Spectra» в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: Международная научно-практическая конференция. – Том II. – М.: ГОУ ВПО «МГПУ», 2008. – С. 41 – 44.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Использование Spectra-технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта и речи (на примере дидактической игры «Палитра») // Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта: Материалы Всеукраинской научно- практической конференции. – Симферополь, Феодосия. – 2008. – С. 187 – 191.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Использование игры «Палитра» в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития: материалы Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р.Е. Левиной. 17 – 21 ноября 2008 г. – Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С. 106 – 110.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Дидактическая игра «Палитра» в словарной работе с детьми // Современный логопедический урок: опыт работы. Пособие. Авторы-составители: Лапп Е.А., Фролова Н.Г. – Волгоград: Учитель, 2010. – С. 92 – 96.

Шевырева Т.В., Петрова В.Г., Дорошенко О.В. Вклад А.Н. Граборова в отечественную олигофренопедагогику // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика. Теория и практика» – 2010. – No 4 (40). – С. 17 – 20.

Шевырева Т.В., Костенкова Ю.А., Маркова Т.В. Развитие творческого потенциала учащихся с нарушением интеллекта на основе работы с природным материалом // Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Сборник трудов III открытого международного научно-методического семинара «Апрельский форум». – Новосибирск: ИПИО РАО, 2010. – С. 216 – 220.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Работа с природным материалом как коррекционно-развивающая технология в условиях интегрированного образования // Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования: материалы Международная научно-практическая конференция. Волгоград, 15 –17 ноября 2010 г. / сост. С.Г. Ярикова, Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – С. 117 – 120.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Развитие творческого потенциала учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием трансформации когнитивного содержания в эмоциональное // Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Сборник докладов X международной научно-методической конференции «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы». 3-10 апреля 2011г. ИПИО РАО. – Израиль, Телль-Авив, 2011. – С. 187 – 190.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Инновационные средства обучения в специальном образовании // Специальное образование: материалы VII Международной научной конференции, 21-22 апреля 2011г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – Т. II. – С. 370 – 374.

Шевырева Т.В. Новый учебно-методический комплекс «Природоведение. Биология. 5 – 9 классы» для специальных (коррекционных) школ в контексте компетентностного обучения // Биология. Все для учителя. Мастерская педагога. – 2011.– No 11 (11) ноябрь.–С. 11 –14.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Инновации в формировании профессиональной компетентности будущего учителя- олигофренопедагога (на основе развития творческого мышления) // Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. Материалы научно-исследовательской работы молодых ученых-дефектологов. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – С. 274 – 278.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Творческое мышление студента- дефектолога – важный компонент его готовности к профессиональной деятельности // Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Доклады IV Открытого международного научно-методического семинара «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы» / под ред. В.В. Альминдерова, А.А. Никитиной, А.С. Марковичева, – Новосибирск: ФГНУ ИПИО РАО, 2012. – С. 121 – 125.

Шевырева Т.В. Взаимодействие школы и вуза в области специального (дефектологического) образования // МПГУ на образовательном поле Москвы: Сборник статей. Посвящен 140-летию вуза (1872-2012). – М.: МПГУ, Прометей, 2012. – С. 227 – 228.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Научно-методическое сопровождение реализации компетентностно-ориентированного обучения в специальных (коррекционных) школах V??? вида // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Институт спец. образования. – Екатеринбург, 2012. – No 3. – С. 130 – 142.

Шевырёва Т.В., Маркова Т.В. Естествоведческие компетенции учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы V??? вида // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – No 4. – С. 102 – 107.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Инновационные пути формирования дидактических компетенций будущих олигофренопедагогов в процессе работы с современными учебными ресурсами для специальной (коррекционной) школы VIII вида // Преподаватель ??? век. – М: Прометей. – 2012. – No 2. Часть 1. – С. 191 – 201.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Инновационные пути формирования дидактических компетенций будущих олигофренопедагогов в процессе работы с современными учебными ресурсами для специальной (коррекционной) школы VIII вида // Преподаватель CCI век. – М: Прометей. – 2012. – № 2. Часть 1. – С. 191 – 201. Тираж 1000 экз.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Личностно-ориентированный подход в выборе методов обучения естествознанию умственно отсталых школьников // Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы региональной научно-практической конференции 8 декабря 2014г. / под общ. ред. В.В. Воронковой, Е.Н. Крутяковой. – М.: АСОУ, 2014. – С. 263 – 266. Тираж 200 экз.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Естествознание: Учебно-методическое пособие для бакалавров специального (дефектологического) образования по профилю «Олигофренопедагогика». – М.: МПГУ, 2014. – 100с.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения: Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: МПГУ, 2015. – 96с. Тираж 500 экз.

Шевырева Т.В., Селюков А.Г., Дорошенко О.В. Социальная реабилитация подростков // Вестник РосНОУ. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 1. – М.: РосНОУ, 2015. – с. 69 – 72. Тираж 500 экз.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. К.П. Ягодовский и отечественная олигофренопедагогика // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII международного теоретико-методологического семинара (2 – 3 марта 2015 года). Т. 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. – С. 276 – 282. Тираж 100 экз.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве // Вестник РосНОУ. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 1. – М.: РосНОУ, 2016. – С. 48 – 50. Тираж 500 экз.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Профессиональная и социально-трудовая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 1. – М.: АНО ВО «Российский новый университет», 2017. – С. 23 – 26. Тираж 200 экз.

Шевырева Т.В. Развитие естественно-научной картины мира у умственно отсталых подростков // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием г. Москва, 18 февраля 2017 года [Электронное издание] / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: МПГУ, 2017. – С. 62 – 64.

 

Повышение квалификации

Повышение квалификации в ФГБОУ ВПО "МПГУ" по дополнительной профессиональной программе "Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (учитель-дефектолог)", 2014.
Повышение квалификации в ГБОУ ВПО г. Москвы "МГППУ" по дополнительной профессиональной программе "Программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (Педагог-психолог)", 2015.
Повышение квалификации в АНО ВО "Российский новый университет" по дополнительной профессиональной программе "Функционирование электронной образовательной среды вуза", 2016.
Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по теме «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 2017г., 78 час. (Удостоверение № 772406317039, регистрационный номер 14575-ПК-2017).
Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по теме «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 2017., 16 час. (Удостоверение № 772406321727, регистрационный номер 19427-ПК-2017).
Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по теме «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 2017., 72 час. (Удостоверение № 772406654881, регистрационный номер 31456-ПК-2017).

Государственные и ведомственные награды

Дипломы профессиональных конкурсов лучших научно – методических работ МПГУ.
Благодарность Департамента образования города Москвы за работу в составе жюри Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2010).
Благодарности вузов за участие в подготовке кадров.
За успехи в учебной, воспитательной и научно-методической деятельности имеет грамоты и благодарности, в том числе от Ученого Совета МПГУ.
Памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» (2017 г.).

Достижения и поощрения

Официальный научный консультант Большой Российской энциклопедии по разделу "Сельское хозяйство и ветеринария" (ТТ. 9,10,11).
Более десяти лет в составе жюри Московского городского профессионального конкурса "Сердце, отданное детям".
Член Московского отделения Всероссийской организации "Русское Географическое Общество".
Член-корреспондент МАНПО.
Подготовлено 2 кандидата педагогических наук по направлению 130003 –коррекционная педагогика; научный руководитель аспирантов.

Исследовательские проекты и гранты

Проект Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

Участие в конференциях

Межвузовская научная конференция «Инновационные проблемы современного развития дефектологии» – Москва (МПГУ), 14 марта 2014 г.

Доклад: «Проектная деятельность учащихся с нарушениями интеллекта»

Весенняя научная сессия: Дефектология – Москва (МПГУ), 21 марта 2014 г.

Доклад: «Проблема естествоведческого развития школьников с интеллектуальными нарушениями в психолого-педагогических исследованиях».

Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманистические тенденции образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации» – Москва (РосНОУ), 15 ноября 2014 г.

Доклад: «Социальная реабилитация подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование» – Москва (МГПУ), 19 – 20 декабря 2014 г.

Доклад: «Создание пространственно-предметного компонента компетентностно-ориентированной среды для образования учащихся с нарушениями интеллекта».

Дополнительная информация

C 2009 г. является автором и рецензентом статей Большой Российской энциклопедии.

Член Международной ассоциации «Педагогика одаренности и таланта» (Барселона, Испания).

Профиль на сайте издательства “Просвещение”.


Профессор

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Теория и методика специального образования. История становления естествоведческого образования умственно отсталых учащихся в России. Использование инновационных технологий образования в С(К)ОШ. Проблемы экологии. Инклюзивное образование. Компетентностный подход в системе образования лиц с ОВЗ. Детская одаренность.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, 7 этаж, 711 аудитория
8(495)438-17-81
tv.shevyreva@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)