Навигация по сайту

Татьяна Вячеславовна

Шевырёва

Образование

МГУ им. Ломоносова, специальность "Физиология".
Аспирантура ГОУ ВПО "МПГУ"
Докторантура ГОУ ВПО "МПГУ"
Магистратура ФГБОУ ВО "МГППУ", кафедра ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства", направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа "Культурно-историческая психология и деятельностный подход".

Тема кандидатской диссертации

"Повышение эффективности курса "Растения" в 7 классе школы для детей с нарушениями интеллекта" (1994)

Тема докторской диссертации

Естествоведческое развитие учащихся с умственной отсталостью.

Курсы текущего учебного года

Основы естествознания с методикой обучения.
Воспитание и обучение детей с нарушениями ОДА.
Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная педагогика»;
Технологии образования умственно отсталых в предметной области "Окружающий мир".
Технологии образования умственно отсталых в предметной области "Естествознание".
Педагогические технологии работы с детьми с последствиями ДЦП.
Детский психологический театр.
Психологии лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Публикации

Опубликовано около 70 научных работ, включающих учебные пособия, программы курсов для школ и вузов, учебники для школ VIII вида, монографии. Среди них:

Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. Учебное пособие. – М.:Классикс Стиль, 2005. – 248с. (15,5 п.л.) (Авторы-составители: В.Г.Петрова, Т.В. Шевырева)

Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010, 2011, 2013. – 240 с.

Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

Королева Н.В., Макаревич Е.В., Шевырева Т.В. Естествознание. Животные. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2009. – 255с. (18,72 п.л.) Гриф – Министерство образования и науки РФ.

Шевырева Т.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. Сб.1. – 224с. Программа. Природоведение (авторы – В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева); Программа. Естествознание (Биология) (авторы – В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова). – М.: Владос, 2010.

Шевырева Т.В., Кустова С.А. Биология. Человек. 9 кл. Методическое пособие к учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой «Биология. Человек. 9 класс» для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2011. – 156 с. – 8,4 п.л.

Шевырева Т.В., Шамхалова Н.Ю. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И.В. Романова, Т.А. Козловой «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V??? вида / Т.В. Шевырева, Н.Ю. Шамхалова. – М.: Дрофа, 2012. – 95 с. – 7,0 п.л.

Шевырева Т.В. Методика преподавания естествознания (специальная). Задания для самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии. Дисциплины предметной подготовки программы дополнительного профессионального образования «Олигофренопедагогика»: Учебно- методическое пособие / Под ред. Б.Б. Горскина, Е.С. Тушевой. – М.: МПГУ, 2011. – С. 185 – 202.

Дорошенко О.В., Шевырева Т.В., Юганова И.В. Развитие связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения: Монография. – М.: МОСА, 2010. – 154 с.

Шевырева Т.В. Методы обучения естествознанию в специальной коррекционной школе VIII вида: Методические разработки для самостоятельной работы студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Колос, 2002. – 32 c.  Шевырева Т.В. 11. Основы естествознания с методикой преподавания (программа) Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию // Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки по специальности 031700 – олигофренопедагогика. – М.: «Прометей» МПГУ, 1999. – С. 143 – 162.

Шевырева Т.В. Примерная программа дисциплины «Методики преподавания. Раздел: Методика преподавания естествознания». – М.: «Прометей МПГУ», 2004. – 32с. (2 п.л.)

Статьи:

Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Современные средства обучения в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра») // Школьный логопед: Научно-методический журнал. – No 5 – 6 (26 – 27), 2008. – С. 71 – 74.

Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Инновационные технологии «Lego» и «Spectra» в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: Международная научно-практическая конференция. – Том II. – М.: ГОУ ВПО «МГПУ», 2008. – С. 41 – 44.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Использование Spectra-технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта и речи (на примере дидактической игры «Палитра») // Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта: Материалы Всеукраинской научно- практической конференции. – Симферополь, Феодосия. – 2008. – С. 187 – 191.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Использование игры «Палитра» в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития: материалы Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р.Е. Левиной. 17 – 21 ноября 2008 г. – Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С. 106 – 110.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Дидактическая игра «Палитра» в словарной работе с детьми // Современный логопедический урок: опыт работы. Пособие. Авторы-составители: Лапп Е.А., Фролова Н.Г. – Волгоград: Учитель, 2010. – С. 92 – 96.

Шевырева Т.В., Петрова В.Г., Дорошенко О.В. Вклад А.Н. Граборова в отечественную олигофренопедагогику // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика. Теория и практика» – 2010. – No 4 (40). – С. 17 – 20.

Шевырева Т.В., Костенкова Ю.А., Маркова Т.В. Развитие творческого потенциала учащихся с нарушением интеллекта на основе работы с природным материалом // Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Сборник трудов III открытого международного научно-методического семинара «Апрельский форум». – Новосибирск: ИПИО РАО, 2010. – С. 216 – 220.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Работа с природным материалом как коррекционно-развивающая технология в условиях интегрированного образования // Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования: материалы Международная научно-практическая конференция. Волгоград, 15 –17 ноября 2010 г. / сост. С.Г. Ярикова, Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – С. 117 – 120.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Развитие творческого потенциала учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием трансформации когнитивного содержания в эмоциональное // Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Сборник докладов X международной научно-методической конференции «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы». 3-10 апреля 2011г. ИПИО РАО. – Израиль, Телль-Авив, 2011. – С. 187 – 190.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Инновационные средства обучения в специальном образовании // Специальное образование: материалы VII Международной научной конференции, 21-22 апреля 2011г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – Т. II. – С. 370 – 374.

Шевырева Т.В. Новый учебно-методический комплекс «Природоведение. Биология. 5 – 9 классы» для специальных (коррекционных) школ в контексте компетентностного обучения // Биология. Все для учителя. Мастерская педагога. – 2011.– No 11 (11) ноябрь.–С. 11 –14.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Инновации в формировании профессиональной компетентности будущего учителя- олигофренопедагога (на основе развития творческого мышления) // Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. Материалы научно-исследовательской работы молодых ученых-дефектологов. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – С. 274 – 278.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. Творческое мышление студента- дефектолога – важный компонент его готовности к профессиональной деятельности // Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Доклады IV Открытого международного научно-методического семинара «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы» / под ред. В.В. Альминдерова, А.А. Никитиной, А.С. Марковичева, – Новосибирск: ФГНУ ИПИО РАО, 2012. – С. 121 – 125.

Шевырева Т.В. Взаимодействие школы и вуза в области специального (дефектологического) образования // МПГУ на образовательном поле Москвы: Сборник статей. Посвящен 140-летию вуза (1872-2012). – М.: МПГУ, Прометей, 2012. – С. 227 – 228.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Научно-методическое сопровождение реализации компетентностно-ориентированного обучения в специальных (коррекционных) школах V??? вида // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Институт спец. образования. – Екатеринбург, 2012. – No 3. – С. 130 – 142.

Шевырёва Т.В., Маркова Т.В. Естествоведческие компетенции учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы V??? вида // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – No 4. – С. 102 – 107.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Инновационные пути формирования дидактических компетенций будущих олигофренопедагогов в процессе работы с современными учебными ресурсами для специальной (коррекционной) школы VIII вида // Преподаватель ??? век. – М: Прометей. – 2012. – No 2. Часть 1. – С. 191 – 201.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Инновационные пути формирования дидактических компетенций будущих олигофренопедагогов в процессе работы с современными учебными ресурсами для специальной (коррекционной) школы VIII вида // Преподаватель CCI век. – М: Прометей. – 2012. – № 2. Часть 1. – С. 191 – 201. Тираж 1000 экз.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Личностно-ориентированный подход в выборе методов обучения естествознанию умственно отсталых школьников // Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы региональной научно-практической конференции 8 декабря 2014г. / под общ. ред. В.В. Воронковой, Е.Н. Крутяковой. – М.: АСОУ, 2014. – С. 263 – 266. Тираж 200 экз.

Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Естествознание: Учебно-методическое пособие для бакалавров специального (дефектологического) образования по профилю «Олигофренопедагогика». – М.: МПГУ, 2014. – 100с.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения: Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: МПГУ, 2015. – 96с. Тираж 500 экз.

Шевырева Т.В., Селюков А.Г., Дорошенко О.В. Социальная реабилитация подростков // Вестник РосНОУ. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 1. – М.: РосНОУ, 2015. – с. 69 – 72. Тираж 500 экз.

Шевырева Т.В., Маркова Т.В. К.П. Ягодовский и отечественная олигофренопедагогика // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII международного теоретико-методологического семинара (2 – 3 марта 2015 года). Т. 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. – С. 276 – 282. Тираж 100 экз.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве // Вестник РосНОУ. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 1. – М.: РосНОУ, 2016. – С. 48 – 50. Тираж 500 экз.

Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Профессиональная и социально-трудовая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 1. – М.: АНО ВО «Российский новый университет», 2017. – С. 23 – 26. Тираж 200 экз.

Шевырева Т.В. Развитие естественно-научной картины мира у умственно отсталых подростков // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием г. Москва, 18 февраля 2017 года [Электронное издание] / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: МПГУ, 2017. – С. 62 – 64.

 

Повышение квалификации

Повышение квалификации в ФГБОУ ВПО "МПГУ" по дополнительной профессиональной программе "Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (учитель-дефектолог)", 2014.
Повышение квалификации в ГБОУ ВПО г. Москвы "МГППУ" по дополнительной профессиональной программе "Программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (Педагог-психолог)", 2015.
Повышение квалификации в АНО ВО "Российский новый университет" по дополнительной профессиональной программе "Функционирование электронной образовательной среды вуза", 2016.
Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по теме «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 2017г., 78 час. (Удостоверение № 772406317039, регистрационный номер 14575-ПК-2017).
Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по теме «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 2017., 16 час. (Удостоверение № 772406321727, регистрационный номер 19427-ПК-2017).
Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по теме «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 2017., 72 час. (Удостоверение № 772406654881, регистрационный номер 31456-ПК-2017).

Государственные и ведомственные награды

Дипломы профессиональных конкурсов лучших научно – методических работ МПГУ.
Благодарность Департамента образования города Москвы за работу в составе жюри Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2010).
Благодарности вузов за участие в подготовке кадров.
За успехи в учебной, воспитательной и научно-методической деятельности имеет грамоты и благодарности, в том числе от Ученого Совета МПГУ.
Памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» (2017 г.).

Достижения и поощрения

Официальный научный консультант Большой Российской энциклопедии по разделу "Сельское хозяйство и ветеринария" (ТТ. 9,10,11).
Более десяти лет в составе жюри Московского городского профессионального конкурса "Сердце, отданное детям".
Член Московского отделения Всероссийской организации "Русское Географическое Общество".
Член-корреспондент МАНПО.
Подготовлено 2 кандидата педагогических наук по направлению 130003 –коррекционная педагогика; научный руководитель аспирантов.

Исследовательские проекты и гранты

Проект Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

Участие в конференциях

Межвузовская научная конференция «Инновационные проблемы современного развития дефектологии» – Москва (МПГУ), 14 марта 2014 г.

Доклад: «Проектная деятельность учащихся с нарушениями интеллекта»

Весенняя научная сессия: Дефектология – Москва (МПГУ), 21 марта 2014 г.

Доклад: «Проблема естествоведческого развития школьников с интеллектуальными нарушениями в психолого-педагогических исследованиях».

Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманистические тенденции образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации» – Москва (РосНОУ), 15 ноября 2014 г.

Доклад: «Социальная реабилитация подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование» – Москва (МГПУ), 19 – 20 декабря 2014 г.

Доклад: «Создание пространственно-предметного компонента компетентностно-ориентированной среды для образования учащихся с нарушениями интеллекта».

Дополнительная информация

C 2009 г. является автором и рецензентом статей Большой Российской энциклопедии.

Член Международной ассоциации «Педагогика одаренности и таланта» (Барселона, Испания).

Профиль на сайте издательства “Просвещение”.


Профессор

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Теория и методика специального образования. История становления естествоведческого образования умственно отсталых учащихся в России. Использование инновационных технологий образования в С(К)ОШ. Проблемы экологии. Инклюзивное образование. Компетентностный подход в системе образования лиц с ОВЗ. Детская одаренность.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, 7 этаж, 711 аудитория
8(495)438-17-81
tv.shevyreva@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)