Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Марина Ярополковна

Ситниченко

Образование

Аспирантура: Московский государственный педагогический институт (МГПИ), 1978.
Высшее: Московский педагогический государственный институт (МГПИ им. В.И. Ленина), педагогический факультет, отделение учителей начальных классов (ФНК), 1963, педагогика и методика начального образования, учитель начальных классов.

Тема кандидатской диссертации

"Стимулирование положительного отношения младших школьников к учебному труду" (1982)

Курсы текущего учебного года

Музейная педагогика
Педагогический дизайн
Проектирование и экспертиза образовательных систем
Инновационные процессы в образовании
Социальная педагогика

Публикации

Ситниченко М.Я. Земский учитель: Обучение и воспитание в сельской школе: учебное пособие / М. Я. Ситниченко. – Москва: МПГУ, 2020. – 208 с.

Ситниченко М.Я.  Воспитательный потенциал музейной педагогики // Школа  будущего, 2019. – №2. – С.76-85.

Ситниченко М.Я., Сюн Сяоли.  Цифровые образовательные ресурсы в начальном

образовании Китая: трудности  внедрения и пути их преодоления.//  Школа Будущего,

  1. – №6.- С. 134-143.

Ситниченко  М.Я., Сюн Сяоли.  Исследование отношения учителей начальной школы Китая к   использованию цифровых образовательных ресурсов // Наука и школа, 2018. – №6  – С. 101-106.

Ситниченко М.Я. Систематизация чувственных образов музейной педагогики как возможность духовно-нравственного развития школьников//Гносеологические аспекты образования: международный сборник научных трудов, посвященный памяти профессора С.П. Баранова. – Липецк: ЛПГУ имени П.П. Семенова Тян-Шанского, 2018. – С. 57-61.

Ситниченко М.Я. Научная школа кафедры теории и практики начального образования: традиции и инновации // Школа будущего, 2017. – № 5. – С. 36-57.

Ситниченко М.Я. Профессионализм и общая культура учителя. Сб. статей// Наука и образование:   Сохраняя прошлое, создаем будущее. – МЦНС «Наука и просвещение», 2017. – Ч.2. – С.14-18.

Ситниченко М.Я. Чувственный опыт современных детей  младшего школьного возраста// Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С.П. Баранова. – Елец: Елецкий  государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. – С. 36-42.

Ситниченко, М.Я. Гносеологические основы музейной педагогики // 21 век:  Фундаментальная   наука и  технологии//сб. научных  трудов. – North  Charleston, USA, 2017.-Том2.- С.39-44.

Ситниченко М.Я. Чувственный опыт ребенка в музейной педагогике //Гносеологические

основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – с.37-43.

Ситниченко М.Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический анализ: Монография /М.Я. Ситниченко. – Москва: МПГУ, 2016.-11,25п.л.

Землянская Е.Н., Кравченко А.В., Ситниченко М.Я.  Подготовка учителя начальных классов в магистратуре нового поколения: пути и механизмы дальнейшего использования модернизированных модулей  // Школа будущего. – 2016. – №1. С.50-59. 0,5 п.л.

Ситниченко М.Я. Реализация идей С.П. Баранова в педагогике // Гносеологические основы образования:   Международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. – Елец: И.А. Бунина, Елец, 2015. – С 45-49.

Землянская, Е.Н., Ситниченко, М.Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной  практики магистрантов психолого – педагогического образования/ Е.Н. Землянская, М.Я. Ситниченко // Преподаватель 21 века. – №2,  2015. – С. 107 – 138.

Ситниченко, М.Я. Дидактическая подготовка будущего учителя в системе высшего педагогического образования// Школа будущего,2015.- №2. – С.95-103.

Ситниченко, М.Я. Современный курс теории обучения: традиции и инновации. –   Дидактически основи на изследовательския подход в обучението.  Том II.- г. Благоевград, Университет «Неофит Рилски», 2014г.- С. 31-37.

Ситниченко, М.Я. Педагогическая практика как инновационная деятельность будущего учителя. Национальная ассоциация ученых (НАУ).National Association of Scientists// Ежемесячный научный журнал. – Екатеринбург, № 7(12), 2015. – С. 67-70.

Ситниченко М.Я. Модель учебника «Педагогика начального образования» С.П. Баранова// Начальная школа,  2014.- №4.- С. 19-21.

Ситниченко М.Я. Опыт как педагогическое понятие и его содержание в  ФГОС НОО//  Школа будущего, 2014. – №1.- С.15-23.

Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС// Наука и школа 2013, №5. – С.12-17.

Ситниченко М.Я. Игротерапия и ее использование в ДОЛ// Школа будущего, 2014.- №1.-

С.145-149.

Ситниченко М.Я. К вопросу о научном самоопределении музейной педагогики //
Inteunationalscientific Journal for the Europen intellektual @ E&M smart edukation@ София 1/2 2013.

Ситниченко М.Я. Музейная педагогика как инновационное образовательное пространство: Инновационные процессы   в системе начального образования. Монография кафедры. – М.: МПГУ, 2012.- С. 165-185.

Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я., Ковригина Л.П. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов. Специализированная подготовка «Предшкольное образование»: Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2011.-

Ситниченко М.Я. Профессиональная подготовка учителя начальных классов в двухуровневой системе высшего педагогического образования. Инновационные процессы в системе начального образования. Монография кафедры. – М.: МПГУ, 2012.-С.83-90.

Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я., Шишкина Л.В. и др. Педагогика предшкольного образования: электронное учебное пособие. – Диск.МПГУ. – 2007.

Ситниченко М.Я. Окружающий мир. Серия «Твоя копилка знаний». – М.: РИК Русанова, 2001. – 48с.

Повышение квалификации

ФГБОУ ВО «МПГУ» - Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса - 2020 г. - 36 ч. - № 772411319314 - рег.№ 01554-ПК-2020
ФГБОУ ВО «МПГУ» - Цифровая компетентность преподавателя высшей школы - 2020 г. - 72 ч. - № 772412285047 - рег.№ 04075-ПК-2020
ФГБОУ ВО «МПГУ» - Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования - 2019 г. - 36 ч. - 04328-ПК-2019
Московский государственный психолого-педагогический университет, профессиональная программа «Теория и практика развивающего обучения в подготовке учителя». 2018год, 36ч., удостоверение № 772406223293.
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник», профессиональная программа «Музейная педагогика в ДОД». 2017 год, 72 часа, удостоверение № 7800 00143498.
Московский городской психолого-педагогический университет, профессиональная программа «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ профессиональной (педагогической) магистратуры». 2015 год, 72 часа, удостоверение № 772401858058.
ФГБОУ ВПО « Московский педагогический университет», профессиональная программа «Экспериментальная деятельность в образовании: новые формы управления». 2013 г., 72ч., удостоверение № 2860.
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический университет», программа «Основы дистанционной поддержки образовательного процесса с применением системы Moodle2».
2012год, 72 часа, удостоверение № 1230-12.
"Основы дистанционной поддержки образовательного процесса с применением системы Moodle2" - МПГУ, 2012 г.
"Подготовка инновационных педагогических кадров: учебный процесс и информационные технологии"- МПГУ, 2008 г.
"Актуальные проблемы подготовки педагогов художественного профиля" - Академия ПК и ППРО - 2006 г.

Государственные и ведомственные награды

2017 г. Почетная Грамота Московского педагогического государственного университета – За многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научных и педагогических кадров.
2017 г. Диплом научно – издательского центра «Академия» - За активное участие в работе научно – практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии» 24-25.04.17г. North Charleston, USA.
2016 г. Грамота Министерства образования и науки РФ, МПГУ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, ж. «Вестник образования» – За активное участие в работе жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
2002 г. Грамота от Западного административного округа г. Москвы – За активное участие в организации мероприятий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения на территории района Ново-Переделкино.
2003 г. Нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» (приказ Госкомстата России от 27.08. 03 №284).
1999 г. Звание «Ветеран труда», медаль «Ветеран труда» - За долголетний добросовестный труд.
1997 г. – Медаль «850-летия Москвы».

Достижения и поощрения

Почетные Грамоты МПГУ.
Благодарности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» - за многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов, по развитию научных исследований и в связи с юбилеем – Приказ МПГУ от 24.11 2006г.; Приказ МПГУ от 15.11. 2011 г.



Исследовательские проекты и гранты

2016-2017 г. Проект 2016-01.01-05-015-Ф-77.009. Министерство образования и науки РФ, участник.
Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования»).
2014-2015 гг. Министерство Образования и науки РФ, участник.
Проект 05.043.11.0030 от 16.06.2014 г. Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования, и предполагающей углубленную профессионально - ориентированную практику студентов».
Проект 2014-04.03-05-043-Ф-135.056 Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов.
2012 г. УМО МПГУ, участник. Проект «Разработка современных подходов по организации внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС».
2008-2010 гг. УМО МПГУ, участник. Проект «Разработка содержания подготовки учителя начальных классов в условиях обновления структуры и содержания начального образования с учетом предшкольного обучения».
2002-2007 гг. Министерство образования и науки РФ, УМО МПГУ, участник.
Проект «Разработка и внедрение комплексных оценочных средств государственной аттестации выпускников факультетов начального образования педагогических вузов России».
2004-2005 гг. – УМО МПГУ, участник. Проект «Модульное включение педагогической практики в систему высшего педагогического образования».

Участие в конференциях

Заочное участие

Ситниченко М.Я. VI Международная научно-практическая конференция «Гносеологические основы образования», посвященная памяти профессора С.П. Баранова – ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского».25-26 октября 2019 г. Тема доклада: Идеи С.П. Баранова в практике высшего образования.

Ситниченко М.Я. IX Международная научно-практическая конференция « Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее». 5 мая 2017 г. Тема доклада: Профессионализм и общая культура учителя.

Ситниченко М.Я. Научно – практическая с международным участием  «Гносеологические основы образования».. Елец – Благоевград 17 – 18 апреля, 2015 года. Тема доклада: Гносеологические основы музейной педагогики.

Ситниченко М.Я. Национальная ассоциация ученых (НАУ). 12 Международная научно-практическая конференция «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» Россия, г. Екатеринбург, 7-9 августа 2015 г. Тема доклада: Педагогическая практика как инновационная деятельность будущего учителя.

Ситниченко М.Я. Гражданское воспитание младших школьников в условиях культурно – образовательной среды региона – ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». 9-10 октября 2014 г. Тема доклада: Возможности музейной педагогики в гражданском воспитании школьников.

 

Очное участие

Ситниченко М.Я.II Международная научно-практическая конференция. Педагогика начального образования: традиции и инновации. Москва, МПГУ.   апрель 2019г., участник.

Ситниченко М.Я. Научные чтения кафедры. Москва, МПГУ. март 2019 г. Доклад. Музейная педагогика в контексте педагогического знания.

Ситниченко М.Я. Научно-практическая конференция «Развитие познавательных способностей младших школьников».  Москва, МПГУ, кафедра психологии младшего школьника.   24 октября 2019 г. Доклад: Исследование чувственного опыта современных детей младшего школьного возраста.

Ситниченко М.Я. IVМеждународная научно-практическая конференция «Гносеологические аспекты образования», посвященная памяти профессора С.П. Баранова. ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского».  30 ноября 2018г. Тема доклада: Принцип наглядности обучения в педагогических взгядах С.П. Баранова.

Ситниченко М.Я. Педагогика начального образования: традиции и инновации – международная научно-практическая конференция, МПГУ, кафедра теории и практики начального образования, 27-28 апреля 2017 г. Тема доклада: Научная школа кафедры теории и практики начального образования.

Ситниченко М.Я. Международная научно-практическая конференция «Гносеологические основы образования», посвященная профессору С.П. Баранову. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» 13-14 октября, 2016 г. Пленарное заседание. Тема доклада: Чувственный опыт младшего школьника в трудах С.П. Баранова.

Ситниченко М.Я. II Международная научно-практическая конференция «Гносеологические основы образования», посвященная 90-летию профессора С.П. Баранова. 13-14 октября 2017 г.   Доклад: Педагогика предшкольного образования в трудах С.П. Баранова.

Ситниченко М.Я. Всероссийская конференция по обсуждению итогов апробации основных профессиональных образовательных программ по уровню образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог начального общего образования». 18 октября 2017 г., участник.

Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования. 18-20 ноября 2015 г., участник.

Ситниченко М.Я. Научно-практическая конференция «Гносеологические основы образования», посвященная памяти С.П. Баранова. 17 октября 2014г. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». Пленарное заседание. Доклад.  Развитие педагогики начального образования в трудах С.П. Баранова.

Ситниченко М.Я. Всероссийская конференция  «Опыт реализации 5-летнего бакалавриата в педвузах России.  ФГБОУ ВПО «Якутсккий государственный педагогический университет»,2013г. Пленарное заседание. Тема доклада: «Опыт реализации 5-летнего бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»   на факультете начальных классов  МПГУ». Председатель секции: Подготовка  студентов  к работе с детьми предшкольного возраста.

Ситниченко М.Я. Инновации и традиции в начальном образовании: V Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых 16 – 19 декабря 2013 года. Москва МПГУ. Доклад на пленарном заседании: Опыт как педагогическое понятие и его современное содержание.

Ситниченко М.Я. Инновации и традиции в начальном образовании: II Межвузовсая научно-практическая конференция молодых ученых 15-22 декабря 2014 года. Москва МПГУ. Доклад на пленарном заседании: Научный статус музейной педагогики.

Ситниченко М.Я. Научно-практическая конференция для учителей сельских школ Рязанской области. МПГУ, отдел по связи со школами. 2010г. Тема доклада: Младший школьник: трудности обучения и воспитания.

Ситниченко М.Я. Научно-практическая конференция: Содружество школы и вуза в подготовке педагогических кадров. Москва, ЦАО, на базе ГБОУ СОШ № 588.  2011.Тема доклада: Педагогическая практика как средство  мотивации студентов на будущую профессию.

Дополнительная информация

Эксперт АККОРК  – аккредитация Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова  (2012 г.)

Участие в аттестации учителей начальных классов по линии Московского Департамента Образования (2007-2011 гг.)

Участие в конкурсе «Педагогическое будущее России» МПГУ, 2014-2017гг. Председатель и член жюри.Участие в экспертизе учебных пособий по педагогическому образованию (2013, 2014 гг., УМО МПГУ)

Ответственный за педагогическую практику студентов факультета.

Руководитель диссертационных исследований магистрантов и аспирантов.


Профессор

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Проблемы профессиональной подготовки современного учителя начального образования
Младший школьник и проблемы его обучения в современной социокультурной среде
Изучение образовательного потенциала музейной педагогики
Сельская школа России


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 409
+7 495 438-79-77
mya.sitnichenko@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)