Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Мария Владиславовна

Солодихина

Образование

В 1993 году окончила математический факультет Московского педагогического университета (ранее МОПИ им. Н.К.Крупской) (специальность - математика, информатика и вычислительная техника, квалификация - учитель математики, информатики и вычислительной техники).
В 2009 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (Институт содержания и методов обучения РАО, специальность - 13.00.02).

Тема кандидатской диссертации

Проектирование технологии интенсивного обучения как средства повышения качества подготовки студентов технического вуза (на примере курса общей физики) (2009)

Курсы текущего учебного года

Естественнонаучная картина мира
Современные технологии онлайн-обучения
Современные инновационные технологии в естественных науках
Развитие цифровой среды в образовании

Публикации

Более 100 научных и учебно-методических работ.

Статьи

Солодихина М.В. Трансформация дисциплины «Концепции современного естествознания» под цели развития критического мышления  //  Образование и наука. 2023. Т. 25. № 6. С. 38–68.
Солодихина А.А., Солодихина М.В. Разработка модели инновационной компетенции и ее апробация в курсе «Техно-стартап»  // Интеграция образования. 2023. Т. 27 2. С. 289–308.

Солодихина М.В., Солодихина А.А. Основные аспекты курса “современные технологии онлайн-обучения” // Физика в школе. 2023. № S2. С. 19-24.

Солодихина М.В., Солодихина А.А. Астрономические кейсы как комплекс развития когнитивных навыков // Физика в школе. 2023. № 1. С. 59-64. https://doi.org/10.47639/0130-5522_2023_1_59.

Солодихина М.В. Практическая линия дисциплины «концепции современного естествознания» // В сб.: Научно-методические основы формирования функциональной грамотности: теория и практика современной школы. Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. 2023. С. 131-136.

Solodikhina M.V.Odintsova N.I.Odintsova E.E Natural-scientific cases as an instrument for assessment of logical thinking // Journal of Physics: Conference Series. – 2022, издательство IOP Publishing ([Bristol, UK], England), том 1691

Solodikhina M.V., Odintsova N.I.  Odintsova E.E.  Solodikhina A.A Effect of Critical Thinking on the Adaptation of a Young Science Teacher // AIP Conference Proceedings. 2022. Vol. 2647. P. 012218. DOI: 10.1088/1742-6596/1691/1/012218

Solodikhina М.V., Solodikhina А.А. Natural-Scientific Cases As A Tool For The Development Of Critical Thinking// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. – 2021. – V.116. – P. 1532-1545.  Doi: 10.15405/epsbs.2021.09.02.171 

Solodikhina М.V., Solodikhina А.А. Developing an innovator’s thinking in engineering education// Springer. Education and Information Technologies. – 2021. DOI 10.1007/s10639-021-10709-7.

Solodikhina М.V., Solodikhina А.А. Technoinnovation as an essential element of training for engineers// J. Phys.: Conf. – 2021 – V. 1889 022102 https://doi.org/10.1088/1742-6596/1889/2/022102.

Solodikhina М.V., Solodikhina А.А. Prospects for Critical Thinking in Russian Science Education// Perspectives on Critical Thinking. – 2021. -P. 87-113.

Солодихина М.В., Солодихина А.А. Курс «техно-стартап» школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность//

Современная конкуренция. – 2021. – Т. 15. – № 2 (82). – С. 132-143. DOI 10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143

Одинцова Н.И., Солодихина М.В., Старцева Е.В. Об опыте дистанционного обучения естественнонаучным дисциплинам// Физическое образование в ВУЗах. 2021. Т. 27. № 1. С. 67-81.

Солодихина М.В., Солодихина А.А., Семенюк И.С. Этические проблемы подводной робототехники// Школа и производство. – 2020. – № 4. – С. 47-53.

Солодихина М.В., Шарами М.Д. Развитие мышления учащихся при разработке ученического проекта «Океанские приливы»// Школа и производство. – 2020. – № 3. – С. 15-20.

Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления магистрантов// Физика в школе. – 2020. – № S2. – С. 50-54.

Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 3. – С. 125-153.

Солодихина М.В. Формирование мыщления будущих инноваторов в учебной проектной деятельности// Школа и производство. – 2019. – № 3. – С. 15-22.

Солодихина М. В., Солодихина А. А. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КЕЙС-ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ // Вестник Тульского государственного университета. – 2019. – Т. 18. – С. 175–179.

Солодихина М. В., Солодихина А. А. ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛА В СООТВЕТСТВИИ С НАУЧНЫМ МЕТОДОМ ПОЗНАНИЯ // Вестник Тульского государственного университета. – 2018. – Т. 17. – С. 189–194.

Солодихина М. В., Немолочнов Е. В. Как собрать эффективную гелиопечь // Физика для школьников. — 2018. — № 2. — С. 43–48.

Солодихина М.В., Одинцова Н.И. Кейс-задачи на уроках физики// Физика в школе. – 2018. – № 1.

Солодихина М.В., Шедов С.В. Организация учебного исследования “изучение средств защиты жилых помещений от шумового воздействия”// Школа и производство. – 2018. – № 8. – С. 6-10.

Солодихина М. В. ПОДГОТОВКА ТЬЮТЕРОВ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ // Физика в школе. — 2018. — № 2с. — С. 74–76.

Королев М. Ю., Одинцова Н.И., Петрова Е.Б., Солодихина М.В. Технологии подготовки учителя естествознания в условиях ФГОС // Физическое образование в ВУЗах. — 2018. — Т. 24, № 2. — С. 19–29.

Солодихина М. В., Шедов С. В. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ ШУМОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ // Школа и производство. — 2018. — № 8. — С. р_13.

Солодихина М.В.  Практическое занятие по естествознанию «Из чего состоит человек?»// Физика в школе. – 2017. – № 3с. – С. 197-201.

Королев М.Ю., Солодихина М.В. Роль и задачи астрофизических дисциплин в системе подготовки магистров по программе “Современное естествознание”// Физика в школе. – 2017. – № 3с. – С. 18-28.

Солодихина М.В., Солодихина А.А. Исследование инсоляции жилого массива в проектной деятельности// Школа и производство. 2017. № 2. С. 28-38.

Солодихина М. В. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ // ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием памяти проф. Н.М. Кожевникова. — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Санкт-Петербург, 2017. — С. 146–149.

Солодихина М. В. Задачи на развитие критического мышления // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в КФУ. — Изд-во Казан. Ун-та Елабуга, 2017. — С. 162–166.

Курбатова Е. В., Солодихина М. В. Интеграция предметов гуманитарного цикла и математики в проектной деятельности на примере ученического проекта Применение золотого сечения в иконописи // ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ШКОЛЕ. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ: Материалы Всероссийской научно-методической конференции 29-30 марта 2017 г. — Н.Новгород: ННГУ Н.Новгород, 2017. — С. 56–57.

Агринская И. С., Солодихина М. В. Использование сайтов научных лабораторий в проектно-исследовательской деятельности школьников на примере проектов Исследование движения солнечных пятен с помощью сайта NASA и Исследование влияния солнечной активности на самочувствие людей // ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ШКОЛЕ. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ: Материалы Всероссийской научно-методической конференции 29-30 марта 2017 г. — Н.Новгород: ННГУ Н.Новгород, 2017. — С. 42–43.

Образовательные технологии подготовки учителей естествознания / М. Ю. Королев, Н. И. Одинцова, Е. Б. Петрова, М. В. Солодихина // Физика в системе современного образования (ФССО – 2017): материалы XIV Междунар. науч. конф. (с. Дивноморское, 17 – 22 сентября 2017 г.). — Издательство Донского государственного технического университета Ростов-на-Дону, 2017. — С. 289–292.

Лавров А. П., Солодихина М. В. Организация индивидуально-групповой работы школьников Фруктово-овощные гальванические элементы // ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ШКОЛЕ. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ: Материалы Всероссийской научно-методической конференции 29-30 марта 2017 г. — Н.Новгород: ННГУ Н.Новгород, 2017. — С. 59–60.

Солодихина М. В. Пример применения ИКТ при изучении объектов микромира студентами биолого-химических направлений подготовки // Вестник Тульского государственного университета. — Т. 1 из Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. — Тула: Тула, 2017. — С. 134–137.

Солодихина М.В. Взаимосвязь двух содержательных линий учебного предмета «Естествознание»// Физика в школе. 2016. № 2, С. 50-55.

Солодихина М.В. Домашняя практическая работа “Определение радиуса Земли”// Физика в школе. 2016. № 6. С. 58-64.

Солодихина М.В. Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании естествознания//  Информатизация образования и науки. 2016. № 4(32). С. 70-80.

Солодихина М.В., Немолочнов Е.В.Конструирование гелиопечи для физического лабораторного практикума// Школа и производство (электронное периодическое издание). 2016. № 1.

Солодихина М.В., Немолочнов Е.В. Конструирование гелиопечи для физического лабораторного практикума// Школа и производство. 2016. № 4. С. 27-37.

Солодихина М.В. Практикум по теме «Альтернативная энергетика» как пример реализации линии «Практическое естествознание»// Физика в школе. 2016. № S3. С. 195-197.

Солодихина М. В. Домашние лабораторные работы по физике как альтернатива традиционным домашним заданиям // ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. — Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — ЕИ КФУ Елабуга, 2016. — С. 119–123.

Немолочнов Е. В., Солодихина М. В. Исследование потребностей участников проектной деятельности для создания специализированного сайта современность // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных: сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. — МГОУ, 2016. — С. 174–182.

Солодихина М. В. К вопросу о применении цифровых образовательных ресурсов при преподавании естественнонаучных дисциплин // Доклады XV Международной научно-практической конференции Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. — Т. 15. — ТулГу Тула, 2016. — С. 141–145.

Лавров А. П., Солодихина М. В. Организация проектной работы по физике по теме выявление оптимального фруктово-овощного гальванического элемента // ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. — Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — ЕИ КФУ Елабуга, 2016. — С. 328–332.

Петрова Е. Б., Солодихина М. В. Предпрофильная подготовка учащихся в лабораторном практикуме Практическое естествознание // Материалы II Международной научно-практической конференции Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. — Т. 2. — МПГУ Москва, 2016. — С. 54–58.

Солодихина М. В., Петрова Е. Б. Цифровые образовательные ресурсы в лабораторном практикуме Практическое естествознание // Материалы II Международной научно-практической конференции Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. — Т. 2. — МПГУ Москва, 2016. — С. 62–69.

Солодихина М. Конструирование оценочных средств при создании курса физи-ки в системе e-learning // Доклады XIV Международной научно-практической конференции Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. — Т. 14 из Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. — ТулГу Тула, 2015. — С. 68–72.

Солодихина М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ЭВОЛЮЦИЯ КОСМОСА // Вестник Тульского государственного университета. — Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. — ТулГУ Тула, 2014. — С. 60–63.

Солодихина М. Мультимедийная лекция как способ повышения мотивации студентов к изучению курса Эволюция Вселенной // // Материалы XXV Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”, г. Москва, г. Троицк 25–26 июня 2014 г. — Тровант Троицк-Москва, 2014. — С. 282–285.

Солодихина М., Абрамкин А. Организация исследовательской деятельности школьников по созданию минералогической коллекции в рамках проекта Школьный естественнонаучный музей // Физика в школе. — 2014. — № 2.

Солодихина М. Предложения по конструированию и оценке диагностического инструментария в условиях балльно-рейтинговой системы // // Материалы XXV Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”, г. Москва, г. Троицк 25–26 июня 2014 г. — Тровант Троицк-Москва, 2014. — С. 439–441.

Солодихина М. УРОК ГЕОГРАФИИ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ Физика в школе. 2014. № 3. С. 47-54 // Физика в школе. — 2014. — № 3. — С. 47–54.

Солодихина М. Лабораторно-исследовательская работа Определение скорости света в вакууме в домашних условиях // Физика для школьников. — 2013. — № 4. — С. 52–55.

Солодихина М. Подготовка школьников к участию в олимпиадах по физике // Физика в школе. — 2013. — № 4. — С. 59–64.

Солодихина М. К вопросу о методике преподавания физики на подготовительных курсах // Вестник Тульского государственного университета. — Т. 11 изСовременные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. — ТулГу Тула, 2012. — С. 93–97.

Солодихина М. Подготовка школьников на подготовительных курсах при вузах к участию в олимпиадах по физике // Вестник Тульского государственного университета. — Т. 11 из Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. — ТулГу Тула, 2012. — С. 97–102.

Солодихина М. Решение проблемы качества подготовки студентов по курсу общей физики в техническом вузе на основе стандартов iii поколения // Материалы X Международной научно-методической конференции Физическое образование: проблемы и перспективы развития. — Ч.1. — Московский педагогический государственный университет Москва, 2011. — С. 116–120.

Солодихина М. К вопросу об организации профессионально направленного обучения физике студентов по направлению подготовки 150100 Металлургия // Вестник Тульского государственного университета. IX Международная научно-методическая конференция Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. — Т. 9 из Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. — ТулГУ Тула, 2010. — С. 80–85.

Солодихина М., Кудасова С. Создание рабочей программы учебной дисциплины Физика для направления 150100 Металлургия // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития образования в России”. — СИБПРИНТ Новосибирск, 2010. — С. 332–336.

Солодихина М., Кудасова С. Структурирование учебного материала по курсу общей физики для направления подготовки 150100 МЕТАЛЛУРГИЯ с учетом потребностей потенциальных работодателей // Международная школа-семинар Физика в системе высшего и среднего образования России. — МАИ Москва, 2010. — С. 271–274.

Вольшонок И., Кудасова С., Солодихина М. Формирование целей основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 150100 МЕТАЛЛУРГИЯ // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции “Проблемы и перспек-тивы развития образования в России”. — СИБПРИНТ Новосибирск, 2010. — С. 144–149.

Солодихина М. Использование технологии интенсивного обучения для повышения качества подготовки студентов // Вестник Тульского государственного уни-верситета. — Т. 8 из Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Выпуск 8. Материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. — ТулГу Тула, 2009. — С. 48–55.

Кудасова С., Солодихина М. Конструирование диагностического инструментария, обеспечивающего управление качеством учебного процесса // Сборник трудов международного форума Инновационный вуз – 2009: Качество образования. Совершенствование управления. Повышение конкурентоспособности. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2009. — С. 114–117.

Кудасова С., Солодихина М. Опыт внедрения технологии интенсивного обучения в техническом вузе // Сборник трудов Международной научно-практической конференции “Информационные технологии в образовании, науке и производстве”. — СПА г. Серпухов Серпухов, 2009. — С. 287–290.

Кудасова С., Солодихина М. Повышение качества подготовки студентов по естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе (на примере курса общей физики) // Сборник трудов международного форума Инновационный вуз – 2009: Качество образования. Совершенствование управления. Повышение конкурентоспособности. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2009. — С. 45–48.

Солодихина М. Технология интенсивного обучения как инструмент повышения качества подготовки студентов в ЭПИ МИСиС // Труды XVIII Международной научно-практической конференции Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. — Приволжский дом знаний Пенза, 2009. — С. 78–81.

Солодихина М. К вопросу проектирования технологии обучения по курсу общей физики на основе межпредметных и внутрипредметных связей // Вестник Тульского государственного университета. — Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Выпуск 7. Материалы VII Международной заочной научно-практической конференции Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. — ТулГу Тула, 2008. — С. 60–67.

Денисова О., Красюк Т., Солодихина М. Методика контроля качества обучения по курсу общей физики // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 5. — С. 19–20.

Солодихина М. Опыт внедрения КИМ в форме уровневых тестовых заданий // Труды III Международной научно-практической конференции Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2008. — С. 87–92.

Красюк Т., Перченок Р., Солодихина М. Проблематика качества изучения курса физики в профессиональном учебном заведении // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 4. — С. 71–71.

Красюк Т., Солодихина М. Некоторые аспекты проектирования современной технологии обучения по курсу общей физики // Материалы Межвузовской научно-практической конференции Актуальные проблемы высшего профессионального образования в России. — ЕГПУ Елабуга, 2007. — С. 281–288.

Красюк Т., Солодихина М. Некоторые аспекты решения проблем непрерывного технического образования // Сборник трудов I-ой Всероссийской научно-практической конференции “Информационные технологии в образовании, науке и производстве”. — СПА г. Серпухова Серпухов, 2007. — С. 71–74.

Красюк Т., Солодихина М. О создании учебного пособия по общей физике для групп с сокращенным сроком обучения // Труды X Международной научно-практической конференции (летняя сессия) Проблемы образования в современной России и на пост-советском пространстве. — АНОО Приволжский Дом знаний Пенза, 2007. — С. 223–226.

Красюк Т., Кудасова С., Солодихина М. Опытно-экспериментальная работа по реализации инновационной технологии интенсивного обучения по курсу общей физики // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции (21-23 июня 2007 г.). — Издательский центр СГПИ Славянск-на-Кубани, 2007. — С. 209–213.

Красюк Т., Солодихина М. Система тестовых заданий как компонент и критерий успешности технологии интенсивного обучения (на примере общей физики) // Вестник Тульского государственного университета. — Современные образовательные технологии в пре-подавании естественнонаучных дисциплин. Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла. — ТулГу Тула, 2007. — С. 88–92.

Solodikhina M., Suprun I. Impurity atoms clustering in a dislocation core in an external stress field // Russian Physics Journal. — 2000. — Vol. 43, no. 6. — P. 498–504. Equations for the number of impurity-atoms clusters and for length-distribution functions for the clusters and dislocation segments are derived by minimizing the free energy. The magnitude of the external stress is estimated at which its effect on the processes of diffusion kinetics becomes appreciable. The time dependences of the number of clusters and length-distribution functions in an external stress field are examined. [ DOI ]

Солодихина М., Супрун И. Образование кластеров примесных атомов в ядре дислокации в поле внешнего напряжения // Известия вузов. Физика. — 2000. — № 6. — С. 64–71.

Монографии и книги

Солодихина М.В. Критическое мышление в высшем естественнонаучном образовании: определение и содержание понятия. – М.: МПГУ, 2022. – 164 с. DOI: 10.31862/9785426310650

Солодихина М.В. Сборник кейс-задач по интегрированным естественнонаучным курсам (Серия «Современное естествознание»). – М.: Прометей, 2020. – 156 с.

Петрова Е. Б., Солодихина М. В. Лабораторный практикум по естествознанию. — МПГУ Москва, 2018.

Одинцова Н.И., Королев М.Ю., Петрова Е.Б., Беляева Ж.В., Одинцова Е.Е., Опарина А.В., Солодихина М.В., Старцева Е.В., Яблошевская Ю.С. Методика обучения естествознанию: 11 класс. — М.: НИЦ “Л-журнал”, 2017. – 112 с.

Солодихина М. В. СБОРНИК ЛАБОРАТОРНЫХ ЖУРНАЛОВ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ. — Директ-Медиа Москва-Берлин, 2017. — 164 с.

Одинцова Н.И., Королев М.Ю., Петрова Е.Б., Беляева Ж.В., Заварыкина Л.Н., Солодихина М.В., Старцева Е.В. Методика обучения естествознанию: 10 класс. — М.: НИЦ “Л-журнал”, 2016. – 124 с.

Кудасова С. В., Солодихина М. В. Курс лекций по общей физике: учебное пособие для бакалавров, Ч. 1. Механика. Молекулярная физика и термодинамика. — Директ-Медиа Москва, 2016. — 174 с.

Современное естествознание. Часть 2 / Л. Заварыкина, М. Королев, Л. Королева и др. — МПГУ Москва, 2013. — С. 168.

Солодихина М., Кудасова С. ОБЩАЯ ФИЗИКА учебное пособие для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 150400 “Металлургия”. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2012. — С. 180.

Солодихина М., Кудасова С. Физика. Лабораторная работа №14 Определение отношения теплоемкостей воздуха. — ЭПИ НИТУ МИСиС Электросталь, 2012. — С. 17.

Солодихина М., Кудасова С. Физика. Лабораторная работа №15 Изучение вязкости воздуха. — ЭПИ НИТУ МИСиС Электросталь, 2012. — С. 18.

Солодихина М., Кудасова С. Физика. Лабораторная работа №31 Исследование электростатического поля методом моделирования. — ЭПИ НИТУ МИСиС Электросталь, 2012. — С. 16.

Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №32 Определение электроемкости конденсатора. — ЭПИ НИТУ МИСиС Электросталь, 2012. — С. 18.

Солодихина М., Кудасова С. Физика. Лабораторная работа №76 Определение резонансного потенциала методом Франка и Герца. — ЭПИ НИТУ МИСиС Электросталь, 2012. — С. 16.

Солодихина М., Кудасова С. Общая физика. Учебное пособие для бакалавров (направление 150400 Металлургия). Ч. I. Механика. Молекулярная физика и термодинамика. — ЭПИ НИТУ МИСиС Электросталь, 2011. — С. 189.

Кудасова С., Солодихина М. Лабораторный журнал. Лабораторная работа №19 Проверка закона сохранения момента импульса на центробежной колонке. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 23.

Кудасова С., Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №18 Определение моментов инерции различных тел методом крутильных колебаний. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 21.

Кудасова С., Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №30 Электроизмерительные приборы. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 27.

Красильников О., Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №33 Изучение зависимости диэлектрической проницаемости диэлектрика от температуры. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 12.

Красильников О., Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №47 Изучение кривой намагничивания ферромагнетика баллистическим методом. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 12.

Кудасова С., Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №65 Изучение закона Малюса. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 19.

Кудасова С., Солодихина М. Физика. Лабораторная работа №67 Измерение угла поворота плоскости поляризации оптически активным веществом с помощью полутеневого сахариметра. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2008. — С. 20.

Кудасова С., Солодихина М. Физика. Учебное пособие. Лабораторная работа № 19 Проверка закона сохранения момента импульса на центробежной колонке. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2007. — С. 20.

Солодихина М. Физика. Лабораторный журнал. Лабораторная работа №46 Изучение полезной мощности и коэффициента полезного действия источника тока. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2006. — С. 13.

Солодихина М. Физика. Лабораторный журнал. Лабораторная работа №62 Определение радиуса кривизны линзы и длины световой волны методом колец Ньютона. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2004. — С. 11.

Солодихина М. Физика. Учебное пособие для абитуриентов. Типовые варианты тестирования с ответами и решениями. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2004. — С. 112.

Неверов А., Солодихина М. Математика. Учебное пособие для абитуриентов. Типовые варианты тестирования с ответами и решениями. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2003. — С. 64.

Солодихина М. Физика. Лабораторный журнал. Лабораторная работа №60 Определение дисперсии призмы в видимой области электромагнитного спектра. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2003. — С. 11.

Солодихина М. Физика. Лабораторный журнал. Лабораторная работа №61 Изучение явления поглощения света в веществе. — ЭПИ МИСиС Электросталь, 2003. — С. 12.

Тезисы докладов

Солодихина М. В. Некоторые способы интенсификации преподавания физики в вузе // Актуальные проблемы обуче-ния физике в средней и высшей школе. Программа и материалы Международной научно-практической конференции Герценовские чтения. — РГПУ им. А.И. Герцена С-Петербург, 2014. — С. 68–68.

Солодихина М. В. Руководство подготовкой школьников к олимпиадам с проектно-исследовательской компонентой как эффективное средство привлечения в вузы мотивированных абитуриентов //  Всероссийская научно-методическая конференция Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика. — ННГУ Н.Новгород, 2013. — С. 357.

Солодихина М. В. Мультимедийная лекция как спо-соб повышения мотивации студентов к изучению курса общей физики //  Тезисы докладов Международной школы-семинара Физика в системе высшего и среднего образования России. — АПР Москва, 2010.

Кудасова С. В., Солодихина М. В. Анализ причин, приводящих к снижению уровня подготовки студентов ЭПИ МИСиС по курсу общей физики // Тезисы докладов совещания заведующих кафедрами физики вузов России. — АПР Москва, 2009. — С. 194–196.

Красюк Т. В., Тверской В. Б., Солодихина М. В. Актуальность развития дистанционной формы обучения в системе непрерывного физико-математического образования среднее учебное заведение – довузовская подготовка – вуз // Тезисы докладов научно-методической школы семинара по проблеме Физика в системе инже-нерного образования стран ЕврАзЭС и совещания заведующих кафедрами физики технических вузов России. — МАИ Москва, 2008. — С. 196–198.

Красюк Т. В., Солодихина М. В. Апробация тестовых заданий по физике с помощью модели Раша // Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов VII Международной научно-практической конференции. — МГИУ Москва, 2007. — С. 39–39.

Красюк Т. В., Солодихина М. В. Определение уровней усвоения содержания обучения по курсу общей физики // Тезисы докладов научно-методической школы семинара по проблеме Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС и совещания заведующих кафедрами физики технических вузов России. — МЭСИ Москва, 2007. — С. 136–136.

Красюк Т. В., Солодихина М. В. Постановка дидактической задачи технологии обучения по курсу общей физики // Тезисы докладов научно-методической школы семинара по проблеме Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС и совещания заведующих кафедрами физики технических вузов России. — МЭСИ Москва, 2007. — С. 137–137.

Красюк Т. В., Солодихина М. В. Проблематика качества изучения курса физики как основы инженерного образования // Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов VII Международной научно-практической конференции. — МГИУ Москва, 2007. — С. 36–36.

Красюк Т. В., Солодихина М. В. Распределение тестовых заданий по уровням обученности // Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов VII Международной научно-практической конференции. — МГИУ Москва, 2007. — С. 37–37.

Красюк Т. В., Солодихина М. В. Формирование дидактической системы по курсу общей физики // Тезисы докладов научно-методической школы семинара по проблеме Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС и совещания заведующих кафедрами физики технических вузов России. — МЭСИ Москва, 2007. — С. 138–138.

Повышение квалификации

Измерение латентных переменных в образовании (Славянский-на-Кубани ГПИ, 2007).

Подготовки кадров и повышения квалификации специалистов для организации и проведения единого государственного экзамена (ЦО"Уникум", 2008).

Актуальные проблемы преподавания физики в ВУЗах России (МАИ, 2009).

Development jf Innovation and Technology Transfer (Miskolci Egyetem, 2010).

Подготовка экспертов предметной комиссии по физике при проведении ЕГЭ на территории Московской области (Пед. академия последипломного образования, 2010-2012).

Разработка и использование мультимедийных образовательных ресурсов (МПГУ, 2013).

Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения (МПГУ, 2014).

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС (ООО "Центр онлайн-обучения Нетология-групп", 2016).

Методики развития "мягких" навыков (soft skills) у учащихся в процессе обучения (72 ч., ООО "Центр онлайн-обучения Нетология-групп", с 27.072019 по 27.10.2019, удостоверение Ф 078542, выдано 28.10.2019).

Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ОВЗ при получении высшего образования (36 ч., Московский педагогический государственный университет, с 04.10.2019 по 15.11.2019, удостоверение № 772409147917, рег. номер 04338-ПК-2019, выдано 28.11.2019).

Оказание первой медицинской помощи в условиях учебно-воспитательного процесса (36 ч., Московский педагогический государственный университет, с 23.11.2019 по 19.12.2019, удостоверение № 772409148955, рег. номер 05348-ПК-2019, выдано 24.12.2019).

Создание электронных курсов для поддержки очного обучения и обеспечения самостоятельной работы студентов. Телекоммуникационная учебно-информационная система (ТУИС) РУДН (Учебно-научном информационном библиотечном центре (Научной библиотеке) РУДН, с 20.02.2020 по 10.04.2020, удостоверение УИК 19 099349, рег. номер 99349, выдано 26.06.2020).

Практика формирования контента для онлайн-курса в условиях цифрового обучения (72 ч., Московский педагогический государственный университет, с 03.06.2020 по 29.07.2020, удостоверение № 772411320117, рег. номер 02205-ПК-2020, выдано 05.08.2020)

Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего (72 ч., ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)", с 04.10.2022 по 16.11.2022, удостоверение № 772417646131, рег. номер 02825-ПК-2022, выдано 21.11.2022)

Организация образования студентов с ОВЗ и с инвалидностью в ВУЗе (36 ч., ФГБОУ ВО "МПГУ", с 17.04.2023 по 17.05.2023, удостоверение № 772419112442, рег. номер 02284-ПК-2023, выдано 24.05.2023)

Технологии инклюзивного образования (18 ч., Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики РУДН. с 19.05 .2023 по 5.06.2023, удостоверение №УПК 23 149565, рег. номер 9565, выдано 15.06.2023)

Достижения и поощрения

Медаль МИСиС "За безупречную службу МИСиС" III степени (2009).
Благодарственное письмо от Федерального агенства по делам молодежи (2019).

Архив учебных курсов

Эволюция космоса
Инновационные процессы в образовании
Основы нанотехнологии
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Строение и эволюция солнечной системы
Физика
Современные проблемы науки и образования
Методика организации проектной деятельности учащихся
Астрономия

Участие в конференциях

2023 Практическая линия дисциплины «концепции современного естествознания»

Автор: Солодихина М.В.

Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция “Научно-методические основы формирования функциональной грамотности: теория и практика современной школы” (Коломна, 24-25 ноября 2022 г.)

2020 STEM education as the basis for the development of an innovator’s thinking

Авторы: Одинцова Н.И., Солодихина М.В.

I Международной конференции «ASEDU-2020: Перспективы развития естественно-научного, инженерного и цифрового образования» (Красноярск, 8-9 октября 2020 года).

2019 STEM-кейсы в преподавании естествознания (Устный)

Автор: Солодихина М.В.

5-я Международная научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» (Москва, Россия, 4-6 марта 2019 г.)

2019 Формирование проектных умений учащихся (Устный)

Авторы: Солодихина М.В.Немолочнов Е.В.Солодихина А.А.

5-я Международная научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития», г. Москва, Россия, 4-6 марта 2019

2018 Особенности естественнонаучного проектного мышления (Устный)

Автор: Солодихина М.В.

IV Международная научно-методическая конференция “Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития”, Москва, Россия, 12-14 марта 2018

2016 Предпрофильная подготовка учащихся в лабораторном практикуме «Практическое естествознание» (Устный)

Авторы: Солодихина М.В.Петрова Е.Б.

II Международная научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва, Институт физики, технологии и информационных систем МПГУ, Россия, 1-4 марта 2016

2009 Конструирование диагностического инструментария, обеспечивающего управление качеством учебного процесса  (Устный)

Авторы: Кудасова С.В.Солодихина М.В.

Международный форум «Инновационный вуз – 2009: Качество образования. Совершенствование управления. Повышение конкурентоспособности», Электросталь, Россия, 23-24 апреля 2009

2009 Повышение качества подготовки студентов по естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе (на примере курса общей физики) (Устный)

Авторы: Кудасова С.В.Солодихина М.В.

Международный форум «Инновационный вуз – 2009: Качество образования. Совершенствование управления. Повышение конкурентоспособности», Электросталь, Россия, 23-24 апреля 2009

2007 Опытно-экспериментальная работа по реализации инновационной технологии интенсивного обучения по курсу общей физики (Устный)

Автор: Солодихина М.В.

IX всероссийская научно-практическая конференция “Теория и практика измерения латентных переменных в образовании”, Славянск-на-Кубани, Россия, 21-23 июня 2007

2002 Моделирование процесса образования кластеров примесных атомов в ядре дислокации (Стендовый)

Авторы: Солодихина М.В.Супрун И.Т.

3-я Международная научно-техническая конференция «Компьютерное моделирование 2002», Санкт-Петербург, Россия, 6-8 июня 2002

2002 Моделирование перераспределения примесных атомов в ядре дислокации в поле внешнего на-пряжения (Устный)

Авторы: Солодихина М.В.Супрун И.Т.

36 научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века – будущее российской науки»,, Электоросталь, Россия, 18-19 апреля 2002

1999 Изменение внутреннего трения при образовании кластеров в ядре дислокации (Стендовый)

Авторы: Солодихина М.В.Супрун И.Т.

Международная конференция «Релаксационные явления в твердых телах», Воронеж, Россия, 18-21 октября 1999

1999 Функции распределения длин дислокационных сегментов и кластеров в поле внешнего напряжения (Стендовый)

Авторы: Супрун И.Т.Солодихина М.В.

Международная конференция «Релаксационные явления в твердых телах», Воронеж, Россия, 18-21 октября 1999

1998 Влияние внешнего напряжения на процессы образования комплексов точечных дефектов в ядре дислокации(Стендовый)

Авторы: Кудасова С.В.Солодихина М.В.Супрун И.Т.

Международная конференция по росту и физике кристаллов, посвященная памяти М.П.Шаскольской., Москва, Россия, 1998


Доцент

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Методика преподавания, проектная деятельность


Контактная информация

107140, город Москва, Краснопрудная улица, дом 14
+7 (916) 138-70-03
mv.solodichina@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)