Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

Обучение в 1 семестре

Елена Александровна

Таможняя

Образование

Докторантура: Московский педагогический государственный университет (2010)
Аспирантура: Московский педагогический государственный университет (1997)
Специалитет: Московский педагогический государственный университет (1993)

Тема кандидатской диссертации

«Методика реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России» (1998)

Тема докторской диссертации

«Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования» (2010)

Курсы текущего учебного года

Для бакалавриата:
• Методика обучения географии.
• Методика преподавания географии.

Для магистратуры:
• Методология исследовательской деятельности
• Технологии обучения географии
• Технологии научно-педагогического исследования
• Технологии развивающего обучения
• Технологии реализации системно-деятельностного подхода в географическом образовании
• Технологии ценностного обучения

Для аспирантуры:
Научное руководство аспирантами

Публикации

«Окружающий мир» как пропедевтическая основа формирования географической культуры школьника  // Проблемы современного образования. 2018. № 1. С.95-110 (в соавт.)

Методика изучения  раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России»  в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. 2018.  № 2

Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 17.04.2018) (в соавт.)

Профессионально-методическая компетентность учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО : монография / Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова, В.П. Дронов, Д.Л. Лопатников – М.: Перо, 2018.

Методика изучения раздела «Население» в курсе «География России» в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27676(дата обращения: 25.06.2018) (в соавт.)

Некоторые подходы к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.     URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27689 (дата обращения: 26.06.2018) (в соавт.).

Содержательная и структурно-функциональная характеристика экоцентрического сознания // Педагогика и психология образования. – МПГУ, 2018. – № 3. – С.128-138. (в соавт.)

Тетрадь для контрольных и проверочных работ к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население» для учащихся общеобразовательных организаций: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 80 с. (в соавт.).
Тетрадь для контрольных и проверочных работ к учебнику Е.А. Таможней, С.Г. Толкуновой «География России. Хозяйство. Регионы» для учащихся общеобразовательных организаций: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 80 с. (в соавт.).
Технологические карты уроков по курсу «География России». 8 класс. – М.: Изд-во Корпорация «Русский учебник», 2019.-209 с. (в соавт.).
Технологические карты уроков по курсу «География России». 9 класс.- М.: Изд-во Корпорация «Русский учебник», 2019. – 207 с. (в соавт.).
О расширении деятельностного потенциала школьной географии в условиях обновления ФГОС // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 02 ноября 2019 года) / Науч. ред. Е.А. Таможняя. – М.: Перо , 2020. – С. 16-19 (в соавт.).

Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата.  Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. Гриф УМО ВО / М.: Издательство Юрайт, 2016. – 321 с. (в соавт.).
Развитие творческого мышления будущих учителей географии в процессе самостоятельной исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2 URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24206 (дата обращения: 17.03.2016). (в соавт.).
Об итогах  межрегиональной научно-практической конференции  «Современный урок географии: проблемы и перспективы развития» // География в школе. – 2016. – № 3. – с. 62-64.
Отвечает ли «Концепция географического образования» задачам новой образовательной парадигмы? // География в школе. – 2016. – № 8. – с. 42-46 (в соавт.).
Формирование новых экономических понятий в школьном курсе «География России» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25727 (дата обращения: 09.01.2017) (в соавт.).
География: 9 класс: рабочая тетрадь № 1 к учебнику Е.А. Таможней, С.Г. Толкуновой «География России. Хозяйство. Регионы» для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Вентана-Граф, 2016. – 80 с.. (в соавт.).
География: 9 класс: рабочая тетрадь № 2 к учебнику Е.А. Таможней, С.Г. Толкуновой «География России. Хозяйство. Регионы» для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Вентана-Граф, 2016. – 96 с.. (в соавт.).

География России: Хозяйство: Регионы: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 96 с. (в соавт.).
География России: Хозяйство: Регионы: 9 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 136 с. (в соавт.).
Экология Москвы и Московской области: учебно-методическое пособие / М.: МГПУ, 2015. – 108 с. (в соавт.)

География России: Хозяйство. Регионы. 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под общ. ред. чл.-корр. РАО В.П.Дронова. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 368 с.. (в соавт.).
География России: Природа. Население: 8 класс: контурные карты с заданиями. М.: Вентана-Граф, 2014.
О картографической грамотности школьников// География в школе. – 2014. – № 7.-С. 37-43 (в соавт. с И.В.Душиной, Е.А.Беловоловой).

Школьная география: единство в многообразии // География в школе. – 2013. – № 4.-С. 41-46 (в соавт. с И.В.Душиной, Е.А.Беловоловой).
Методические подходы преподавания разделов «Население» и «Хозяйство» курса «География России» в условиях реформирования общеобразовательной школы // География в школе. – 2013. – № 7.-С. 39-45.
Базовые модели методической подготовки учителя географии в России // Преподаватель XXI век. – М.: «Прометей» МПГУ, 2013. – № 3. – С.175-184.

География: 8 класс: рабочая тетрадь № 1 к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней «География России. Природа. Население». М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с. (в соавт. с В.Б.Пятуниным).
География: 8 класс: рабочая тетрадь № 2 к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней «География России. Природа. Население». М.: Вентана-Граф, 2013.-80 с. (в соавт. с В.Б.Пятуниным).
Практикум по методике обучения географии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /под ред. Е.А.Таможней М.: Прометей МПГУ, 2013. (в соавт. с И.В.Душиной, Е.А.Беловоловой).

Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения // География в школе. – М.: Школьная Пресса, 2012. – № 3. – с. 29-38 (в соавт. с И.В.Душиной, Е.А. Беловоловой, В.Б.Пятуниным).
География: программа: 5-9 классы / М.: Вентана-Граф, 2012. – 328 с. (в соавт. с А.А.Летягиным, И.В.Душиной, В.Б.Пятуниным).
География России. Природа. Население. 8 класс: атлас. М.: Вентана-Граф, 2012. (в соавт. с В.Б.Пятуниным).

Комплекс учебно-методических задач как основа формирования методической готовности учителя географии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2011. – № 1- С.88-95.
Теоретические основания выделения базовых моделей методической подготовки учителя географии // Преподаватель XXI век. – М.: «Прометей» МПГУ, 2011. – № 1. – С.55-63.
География: 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней «География России. Природа. Население».- М.: Вентана-Граф, 2011. – 80 с. (в соавт. с В.Б. Пятуниным).
Педагогическая практика по географии в условиях инновационного развития образовательных учреждений (инструктивно-методические материалы) Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 44 с. (в соавт. с Е.А.Беловоловой, О.В.Булановой, Е.А. Гончар).

География России: Хозяйство: природно-хозяйственные регионы: 9 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 112 с. (в соавт. с Е.А.Беловоловой).
Учебник по курсу «География России»: основные направления модернизации содержания и структуры в свете образовательных стандартов второго поколения / География. Информационно-методический бюллетень. Выпуск 1. Педагогический опыт. Разработки уроков. Примеры практических работ. – М.: Вентана-Граф, 2010. (в соавт. с В.Б.Пятуниным).
Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 34-38 (в соавт. С И.В. Душиной).
Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2010. – № 1.- С. 188-193.
Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии» // Преподаватель XXI век. – М.: «Прометей» МПГУ, 2010. – № 2. – С. 59-69.
Методическая готовность учителя географии: теоретический и практический аспекты //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2010. – № 4- С. 163-167.
Основные направления модернизации курса «География России» // География в школе. – № 6. –2010. – с.24-27.
Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования (монография).- М.: МПГУ, 2010.- 354 с.
Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии // М.: «Прометей» МПГУ, 2010. – № 4. – С. 34-41.

Методика и методология подготовки будущих учителей географии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – № 1.- С. 125-131 (в соавт. с Е.А.Беловоловой).
Основные направления модернизации методической подготовки учителя географии в условиях проектирования нового поколения стандартов // Преподаватель XXI век. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. – № 2. – с. 55-62.
Исторические этапы профессиональной и методической подготовки учителей географии в России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, 2009. – № 3. – С. 112-117.
Профессиональная и методическая подготовка учителя географии: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – № 4.- С. 127-131.
География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2009. – 72 с. (в соавт. с В.Б.Пятуниным).
Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии»: учебное пособие для студентов географических специальностей педагогических вузов (учебное пособие)/ под ред. Таможней Е.А.- М.: МПГУ, 2009. (в соавт.с И.В.Душиной, Е.А. Беловоловой, А.А.Летягиным, В.Б.Пятуниным).
География России: Хозяйство. Регионы. 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под общ. ред. чл.-корр. РАО В.П.Дронова- М.: Вентана-Граф, 2009. – 368 с. (в соавт. с С.Г.Толкуновой).

Повышение квалификации

Разработка электронных образовательных ресурсов и их внедрение в учебный процесс в вузе (на примере СДО MOODLE), ФГБОУ ВО «МПГУ» (2019).
«Организация и ведение ГО, предупреждение и ликвидация ЧС. Руководители занятий по ГО по защите от ЧС в организациях», УМЦ по ГО и ЧС СВАО г. Москвы (2019).
«Инновационные подходы в обучении географии в условиях реализации ФГОС ООО», ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет (2018).
«Комплексная безопасность», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (2018).
Концепция школьного географического образования в рамках рабочей программы Всероссийского съезда учителей географии (2016).
Московский педагогический государственный университет, дополнительная профессиональная программа "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения" (2014).

Государственные и ведомственные награды

Лауреат I степени конкурса МПГУ на лучшую научное работу естественного и технического цикла 1997 года за работу «Географическая картина мира» (в соавторстве) (1997 г.).
Победитель конкурса молодых преподавателей вузов г. Москвы Благотворительного фонда В. Потанина (2003 г.).
Лауреат I степени конкурса МПГУ на лучшую научную работу естественно технического цикла за учебные пособия для студентов вузов «Методика объяснения географии в общеобразовательных учреждениях», «Практикум по методике преподавания географии для студентов вузов» (в соавторстве) (2008 г.).
Лауреат I степени конкурса на лучшую научную работу МПГУ естественно-технического цикла 2010 года за комплекс учебников и учебно-методических пособий по географии для учащихся 6-10 классов общеобразовательных учреждений «География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс», программу «география. Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений» (в соавторстве) (2010 г.).
Лауреат I степени конкурса учебно-методических работ (номинация «Лучший учебник/учебное пособие для общеобразовательных организация. включая дошкольные») ФГБОУ ВПО «МПГУ (2015 г.).
Почетная Грамота Ученого совета ФГБОУ ВО «МПГУ» за многолетнюю плодотворную работу, большой вклад в подготовку научно-педагогических кадров, в связи с 45-летием со дня рождения и 20-летием работы в MПГУ (2016 г.)
Лауреат I степени конкурса на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за учебник и практикум для академического бакалавриата «Методика обучения географии» (2018 г.).
Лауреат III степени конкурса за лучшую научную работу в области химических и биологических наук за программу «География. Программы. 5-9 классы» (2018 г.).

Достижения и поощрения

Благодарность ректора ГОУ ВГ10 «МПГУ» В.Л. Матросова за многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов, по развитию научных исследований и в связи с 75-летием географического факультета (2009).
Благодарность Председателя Экспертного совета экспериментальных площадок МПГУ, проректора ФГБОУ ВПО «МПГУ» В.Ф. Чертова за выступление на конференции «Состояние и перспективы экспериментальной работы профессорско- преподавательского состава МПГУ на базе образовательных учреждений г. Москвы» по актуальной теме «реализация деятельностного подхода в обучении географии средствами нового поколения учебников» (2011).
Диплом за многолетний вклад в развитие географического образования и помощь в работе журнала «География в школе» (2013).
Благодарственное письмо начальника Пансиона воспитанниц МО РФ Л. Максимовой за помощь в проведении научно-практической конференции воспитанниц «Взгляд в будущее» (2013).
Благодарственное письмо начальника Пансиона воспитанниц МО РФ Л.Ю. Максимовой за участие в VI научно-практической конференции «Взгляд в будущее» (2014).
Благодарность президента Российской Ассоциации учителей географии А.А. Лобжанидзе за активное участие в XVII всероссийской научно-практической конференции «Межрегиональная ассоциация учителей географии как инструмент государственно-общественного управления содержанием географического образования», посвященной 20-летию Ассоциации учителей географии (2015).
Благодарственное письмо начальника Пансиона воспитанниц МО РФ Л.Ю. Максимовой за работу в экспертной комиссии секции географии «Горизонт» на VIII научно-практической конференции «Взгляд в будущее. Наука в современном мире» (2016).
Благодарность проректора по непрерывному образованию ГОУ ВО МО «МГОУ» Н.И. Яковлевой за проведение семинара в рамках профессиональной переподготовки педагогов по программе «Образование и педагогика» по профилю «География» (2017).
Благодарственное письмо Начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковника В. Гремыкина за неисчерпаемую активность, кропотливый труд, высокий профессионализм и большой личный вклад в организацию и проведение Всеармейского конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации- 2017» (2017).
Благодарность ректора ФГБОУ ВО «МПГУ» А.В. Лубкова за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета (2017).
Благодарственное письмо ИД «Первое сентября» и Оргокомитета XVI Всероссийский педагогический марафон учебных предметов» за лекцию «Курс «География России» в рамках новой Концепции географического образования» (2017).
Благодарность Учебно-методического управления ФГБОУ ВО «МПГУ» за активное участие в создании видеофильма «Актуальное интервью» (2018).
Благодарность проректора по непрерывному образованию ГОУ ВО МО МГОУ Н.И. Яковлевой за высокий уровень проведения занятий в рамках программы повышения квалификации для учителей «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» (2018).

Профессиональная деятельность

1995-1999 гг. – ассистент кафедры методики преподавания географии МПГУ им. В.И. Ленина, с 1999-2002 гг. – старший преподаватель кафедры методики преподавания географии МПГУ.
1999 г. – присвоена научная степень кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (география); тема кандидатской диссертации: «Методика реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России».
2002-2013 гг. доцент кафедры методики преподавания МПГУ.
2005 – присвоено ученое звание доцента по кафедре методики преподавания географии географического факультета МПГУ.
2011 г. – присвоена научная степень доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (география); тема докторской диссертации: «Система методической подготовки учителя географии в педагогическо.м вузе в условиях модернизации образования».
2012-2014 гг. – профессор кафедры методики преподавания МПГУ.
2014-2017 гг. – и. о. зав. кафедрой методики преподавания географии МПГУ.
2017- по настоящее время – зав. кафедрой методики преподавания географии ФГБОУ ВО «МПГУ».

 

Исследовательские проекты и гранты

Руководство научно-образовательными площадками МПГУ:
• 2010-2013 гг. «Реализация деятельностного подхода в обучении географии в рамках апробации новой линии учебников издательского центра Вентана-Граф».
• 2013-2016 гг. «Технологии географического образования». Мобильное электронное образование (2016).
• Госконтракты 032, 033 (Организационно-методическое и информационное сопровождение проведения мероприятий, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в государствах - участниках СНГ и Европы) (2016).
• Образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль - География и иностранный язык (китайский язык). Внутренний грант ФГБОУ ВО «МПГУ» (2018).

Участие в конференциях

Руководство научно-образовательными площадками МПГУ:
2010-2013 гг. «Реализация деятельностного подхода в обучении географии в рамках апробации новой линии учебников издательского центра Вентана-Граф».
2013- по настоящее время – «Технологии географического образования».

 


Заведующая кафедрой методики преподавания географии

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

С 2014 года - руководитель тем НИР кафедры методики преподавания географии ФГБОУ ВО «МПГУ»:
1) "Проблемы повышения качества методической подготовки учителей географии в педагогическом ВУЗе"
2) "Научно-методические проблемы преподавания географии в основной и средней школе".


Контактная информация

129626, город Москва, улица Кибальчича, дом 16, 4 этаж, кабинет 41
+7 (495) 682-65-38
ea.tamozhnyaya@mpgu.su