Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Александр Валентинович

Теремов

Образование

Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, биолого-химический факультет, 1983, специальность «Биология и химия», диплом с отличием
Московский педагогический государственный университет, 2006, специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования»

Тема кандидатской диссертации

Знаково-символическая наглядность и деятельность как средство повышения качества знаний учащихся по биологии (раздел «Животные»), 2000

Тема докторской диссертации

Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников, 2007

Курсы текущего учебного года

Методика обучения биологии и экологии
Инновационные процессы в образовании
Философия и методология научных исследований в педагогике
Руководство педагогической практикой студентов
Организация внеклассной работы по биологии
Современные проблемы биологического образования
Методы и технологии биологического образования
Методология исследовательской деятельности
Основы профориентационной деятельности в профильных классах
Организация элективных курсов в средней школе

Публикации

Книги:

  1. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников. Монография. – М.: Прометей, 2007. – 208 с.
  2. Теория и методики обучения биологии. Учебные и педагогические практики. ( в соавторстве с Н.В.Перелович, Р.А.Петросовой, Л.А.Косоруковой). – М.: Прометей, 2012. – 160 с.
  3. Биология. Биологические системы и процессы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10 класс: углубленный уровень (в соавторстве с Р.А.Петросовой). – М.: Мнемозина, 2014. – 400 с.
  4. Биология. Биологические системы и процессы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс: углубленный уровень (в соавторстве с Р.А.Петросовой). – М.: Мнемозина, 2014. – 400 с.
  5. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: монография. – М.: Прометей, 2007. – 208 с.
  6. Биология. Общие закономерности жизни (Учебник для  9 кл. общеобразовательной школы). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 280 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А., Никишовым А.И.)
  7. Природа и человек: Биология (Учебно-методическое пособие) Пособие для учителей по интегрированному и глобально ориентированному образованию: В 2-х т.: Т.1. / Под общ. ред. В.В.Бормот. – М.: АПКиППРО, 2009. – 300 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А., Орловой Т.В.).
  8. Природа и человек: Химия (Учебно-методическое пособие) Пособие для учителей по интегрированному и глобально ориентированному образованию: В 2-х т.: Т.2. / Под общ. ред. В.В.Бормот. – М.: АПКиППРО, 2009. – 296 с. (В соавторстве с Супоницкой И.И., Гоголевской Н.И., Орловой Т.В.)
  9. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс (профильный уровень)
  10. (Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений). – М.: Мнемозина, 2010. – 400 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.).
  11. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень)
  12. (Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений). – М.: Мнемозина, 2010. – 400 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.).
  13. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011 / ФИПИ (Учебно-методическое пособие). – М.: «Интеллект-Центр», 2011. – 160 с. (В соавторстве с Рохловым В.С., Лернером Г.И., Трофимовым С.Б.)
  14. Биология. Биологические системы и процессы: 10 кл. (Учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 223 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.).
  15. Биология. Биологические системы и процессы: 11 кл. (Учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 210 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.).
  16. Теория и методика обучения биологии. Учебные практики: Методика преподавания биологии (Учебное пособие для студентов). – М.: МПГУ, 2012. – 160 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А., Перелович Н.В., Косоруковой Л.А.).
  17. Знаково-символическая система в обучении биологии (Учебное пособие для студентов). – М.: МПГУ, 2013. – 126 с.
  18. Естествознание: Учебник для 10-го класса общеобразовательных организаций (Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций). – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 368 с. (С соавторстве с Пурышевой Н.С., Разумовской И.В., Пятуниной С.К., Винник М.А., Петросовой Р.А., Кутузовой Н.М.)
  19. Естествознание: Учебник для 11-го класса общеобразовательных организаций (Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций). – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 204 с. (С соавторстве с Пурышевой Н.С., Разумовской И.В., Пятуниной С.К., Винник М.А., Петросовой Р.А., Кутузовой Н.М., Жигаревым И.А.)
  20. Интеграция как тенденция развития общего образования (Глава в монографии) // Грантовая научно-исследовательская и научно-образоват. деятельность: цели, технологии, результаты: коллективная монография. В 9-ти томах. Т.1. – Ростов-на-Дону: Изд-во Межд. исслед. центра «Научное сотрудничество», 2015. – С.133-166.
  21. Биология. Биологические системы и процессы. 10-11 классы (углубленный уровень): методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2015. – 168 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.)
  22. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: пособие для самостоятельной работы обучающихся (углублённый уровень). – М.: Мнемозина, 2015. – 343 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.)
  23. Как обучать биологии: Биологические системы и процессы. 10 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 183 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.)
  24. Элективные курсы в профильном обучении школьников. Учебное пособие для студентов. – М.: МПГУ, 2017. – 120 с.
  25. Естествознание. 10 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2018. – 384 с. (В соавторстве с Пурышевой Н.С., Разумовской И.В., Винник М.А., Петросовой Р.А., Кутузовой Н.М.)
  26. Методика обучения биологии. Часть 1. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: МПГУ, 2018. – 52 с. (В соавторстве с Перелович Н.В., Пятуниной С.К., Петросовой Р.А., Богдановым Н.А.)
  27. Как обучать биологии: Биологические системы и процессы. 11 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 200 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.)
  28. Методика обучения биологии. Часть 2. Животные. Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: МПГУ, 2018. – 100 с. (В соавторстве  с Никишовым А.И., Пятуниной С.К., Перелович Н.В., Петросовой Р.А., Богдановым Н.А.)
  29. Методология исследовательской деятельности в образовании. Учебное пособие для студентов. – М.: МПГУ, 2018. – 112 с.
  30. Биология. 6 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. (В соавторстве со Славиной Н.В.)
  31. Биология. 7 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. (В соавторстве с Перелович Н.В.)
  32. Биология. 8 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 304 с. (В соавторстве с Жигаревым И.А.)
  33. Биология. 9 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 304 с. (В соавторстве с Рохловым В.С., Трофимовым С.Б.)
  34. Естествознание. 11класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных организаций. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2019. – 312 с. (В соавторстве с Пурышевой Н.С., Разумовской И.В., Винник М.А., Кутузовой Н.М., Петросовой Р.А., Пятуниной С.К., Минаевым Н.В.)
  35. Методика обучения биологии. Часть 3. Человек и его здоровье. Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: МПГУ, 2019. – 92 с. (В соавторстве с Богдановым Н.А., Пятуниной С.К., Перелович Н.В.
  36. Биология. 5-9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 192 с. ( В соавторстве с Мансуровой С.Е., Рохловым В.С.)
  37. Методика обучения биологии. Часть 4. Общая биология: учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2021. –  112 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А., Пятуниной С.К., Перелович  Н.В., Богдановым Н.А.)

Биология. Биологические системы и процессы (углубленный уровень): методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2022. – 263 с. (В соавторстве с Петросовой Р.А.)

Статьи после 2014 г.

  1. О метапредметных результатах образовательной деятельности по биологии // Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и вузе: Мат-лы III Межд. заочной науч.-практ. конф. – Омск: ОмГПУ, 2015. – С.134-142.
  2. Экологическая тропа-квест для ознакомления детей с ядовитыми растениями, животными и грибами // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – №5. – С.100-110. (В соавторстве с Пятуниной С.К.)
  3. Исследовательское обучение как способ усвоения школьниками биолого-химических знаний профессиональной направленности // Биология в школе. – 2015. – №8. – С.48-56. (В соавторстве с Першагиной Е.Ю.)
  4. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Педагогическое образование и наука. – 2015. – №3. – С.34-39. (В соавторстве с Пятуниной С.К.)
  5. Организация самостоятельной работы обучающихся в новых реалиях образовательной действительности // Актуальные проблемы и результаты исследований в области биологического и экологического образования: Сб. статей Межд. науч.-практ. конф. Вып.14 / Под. ред Н.Д.Андреевой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. – С.38-42.
  6. Современное состояние и перспективы развития экологического образования в школе // Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования: мат-лы III Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – С.137-141.
  7. Содержание и структура биологического образования в школах Китая // Биология в школе. – 2016. – №4. – С.36-48.
  8. О личностных результатах образовательной деятельности по биологии // Актуальные проблемы естествознания и естественнонаучного образования: Мат-ды IV Межд. науч.-практ. конф. / Сост.: Л.Н.Орлова, Н.С.Гольцова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. – С.131-143.
  9. Методика или технология обучения: трансформация дидактизма // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: Сб. мат-лов Межд. науч.-практ. конф. / Ред. В.В.Пасечник. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С.8-13.
  10. Работа со знаниями в новых реалиях образовательной действительности // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: Сб. статей Межд. науч.-практ. конф. Вып.15 / Под. ред Н.Д.Андреевой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2016. – С.20-24.
  11. Инновации в образовании: взаимодействие школы и вуза // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сб. статей Девятых Всероссийских Шамовских пед. чтений / Отв. ред. С.Г.Воровщиков, О.А.Шклярова. В 2 ч. Ч.1 – М.: МПГУ, 2017. – 325-330. (В соавторстве с Бобровой Е.Н., Кречетовой В.В.)
  12. Проблемы использования электронных средств обучения биологии // Преподаватель ХХI век. – 2018. – №1. – Ч.1. – С.168-179. (В соавторстве с Галушиным В.М., Тепловым Д.Л.)
  13. Профильное обучение биологии: теория и практика реализации // Наука и школа. – 2018. – №2. – С.14-20. (В соавторстве с Викторовым В.П.)
  14. К вопросу детализации содержания Федерального государственного образовательного стандарта по биологии // Актуальные проблемы естествознания и естественнонаучного образования: Мат-лы VI Всеросс. с межд. участием науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. – С.104-113.
  15. Обучение биологии в старших школах КНР: история и современность // Наука и школа. – 2019. – №1. – С. 174-182. (В соавторстве с Вэй Жуй)
  16. О проведении в школе практики студентов-биологов и химиков в условиях перехода на новые стандарты высшего образования // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. трудов / XI Межд. науч.-практ. конф. «Шамовские педагог. чтения научной школы Управления образовательными системами». В 2 ч. Ч.2. – М.: 5 за знания, МПГУ, 2019. – С.279-284. (В соавторстве с Пятуниной С.К.)
  17. Цифровизация биологического образования: вызовы времени и нерешенные проблемы // Перспективные направления исследования биологического и экологического образования / Сб. статей Межд. науч.-практ. конф. Вып.17 /под ред проф. Н.Д.Андреевой. – СПб.: «Своё издательство», 2019. – С.36-40.
  18. Проектирование результатов биологического образования в основной школе // Педагогические измерения. – 2020. – №1. – С.4-9. (В соавторстве с Рохловым В.С. , Мансуровой С.Е., Годиным В.Н.)
  19. Знаниевый подход к обучению биологии: не стоит ли вернуться? // Биология в школе. – 2020. – №6. – С.23-32. ( В соавторстве с Годиным В.Н., Галушиным В.М.)
    Эффекты цифровизации биологического образования в школе и ВУЗе // Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования. Сб. научных трудов / под ред. П.А. Оржековского. – М.: МПГУ, 2020. – С.64-67.
  20. Характеристика основных компьютерных программ обучения биологии // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2020. – №3 (88). – С.247-250. (В соавторстве с Перелович Н.В. Смирновой Т.А., Балашовой С.С.)
  21. Использование элементов STEAM-образования в межпредметной интеграции биологических знаний школьников на базе создаваемой в России сети кванториумов // Евразийский Союз Ученых. Vol.1 No. 1 (82). Том 1. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. – М.: ООО «Логика+», 2021. С.56- 60. (В соавторстве с Хачатурьянц В.Е.)
  22. Развитие навыков soft skills у школьников на уроках биологии при изучении раздела «Человек и его здоровье» // Наука и школа. – 2021. – №4. – С.149-160. (В соавторстве с Хачатурьянц В.Е.)
  23. О содержании и структуре биологического образования в основной школе // Биология в школе. – 2021. – №7. – С.15-29. (В соавторстве с Рохловым В.С., Мансуровой С.Е., Годиным В.Н.)

Повышение квалификации

Курсы Мооdle при Московском педагогическом государственном университете (2014)

Повышение квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» при Московском педагогическом государственном университете (2014)

"Организация ландшафтно-ботанических экскурсий" ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" 006526-ПК-2018 12.07.2018
Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет 02.11.2019

«Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса»
ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет», 2020 г.
Удостоверение 772411319347.

«Технологии использования цифровой образовательной среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций»
ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет», 2021 г.
Удостоверение 772413982284.

«Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ»
ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет», 2022 г.
Удостоверение 772415347693.

Государственные и ведомственные награды

Нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» Министерства просвещения РФ, 2021 г.

Достижения и поощрения

Почетная грамота МПГУ (2010)
Почетная грамота ФИПИ (2007)
Благодарность Ректора МПГУ (2010)
Почетная грамота Ученого совета МПГУ (2015)
Благодарность Ректора МПГУ (2017)

Профессиональная деятельность

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) Диплом №1262 от 24.04.2004 г.

Научный руководитель научно-образовательной площадки МПГУ «Интеграция содержания общего образования как условие достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» (Приказ Ректора МПГУ №814  от 04.12.2014)

Член редколлегии научно-методического журнала «Биология в школе»

Эксперт по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Руководитель магистерской программы «Биологическое образование в профильных классах общеобразовательных организаций» (направление 44.04.01 Педагогическое образование)

Руководитель дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Преподавание биологии в общеобразовательных организациях»

Председатель диссертационного совета Д 212.153.23 на базе МПГУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 –Теория и методика обучения и воспитания (биология, химия и география)

Член диссертационного совета Д 212.154.05 на базе МПГУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика, астрономия, естествознание, технология)

Исследовательские проекты и гранты

Интеграция содержания общего образования как условие достижение обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (Инновационная научно-образовательная площадка МПГУ)
Государственное задание МПГУ №27 9476.2017/НМ от 24.03.2017 «Разработка обязательной части основной образовательной программы для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Разработка Примерной рабочей программы учебного предмета «Биология» для основного общего и среднего общего образования на базе Института стратегии развития образования РАО
2022 г.

Участие в конференциях

Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: Межд. науч.-практ. конф. Моск. обл., МГОУ, 2020.

Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: V Межд. науч.-практ. конф., посвященная 80-летию со дня рождения проф. В.М. Астафьева. Самара: СГСПУ, 2020.

Экология ХХI века: синтез образования и науки: VI очно-заоч. науч.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2020.

Сучасні виклики і актуальні проблеми науки, освіти та виробництва: міжгалузеві диспути . X міжнародної науково-практичної інтернет-конференції (м. Київ, 13 листопада 2020 р.). –Київ, 2020.
Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам: Всеросс. науч.-практ. конф., приуроченной к юбилею Т.Н. Шамало. Екатеринбург, 2020.

Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. III Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. Москва, МПГУ, 2020.

General question of world science. Collection of scientific papers, on materials of the international scientific-practical conference. Brussels, 2021.

Метапредметный подход к образованию: русский язык в школьном и вузовском обучении разнымпредметам: сб. статей IV Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. Москва, МПГУ, 2021.

Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам: Всеросс. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2021.

Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов: ХIХ Межд. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, РГПУ, 2021.

Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: III Всеросс. науч.-практ. конф. Омск, ОмГПУ, 2021.

Естественнонаучное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения: Всеросс. науч.-практ. конф. Моск. обл., МГОУ, 2022.

Дополнительная информация

Председатель диссертационного совета 33.2.013.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальностям 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (биология, химия, география, уровни общего и профессионального образования)

Член диссертационного совета 33.2.013.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальностям 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (физика, астрономия, естествознание и общетехнические дисциплины, уровни общего и профессионального образования)


Профессор

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Теория интеграции содержания образования
Проектная и исследовательская деятельность школьников
Профильное обучение биологии
Совершенствование биологического образования в общеобразовательных организациях
Интеграция содержания общего среднего (полного) образования
Образовательные технологии в школе и ВУЗе


Контактная информация

город Москва, улица Кибальчича, дом 6, корпус 1, кабинет 309
+7 (495) 683-15-83
av.teremov@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)