Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Виктория Валентиновна

Ткачева

Образование

Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, филологический факультет, филолог, преподаватель испанского языка, 1978.
Московский государственный открытый педагогический институт, дефектологический факультет; олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы, 1993.
Московский государственный открытый педагогический университет; дефектологический факультет; отделение специальная психология психолог коррекционных, диагностических учреждений, 1996.


Тема кандидатской диссертации

"Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии" (1999)

Тема докторской диссертации

Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии" (2005)

Курсы текущего учебного года

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи.
Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
Технологии проектирования коммуникативной среды для лиц с умственной отсталостью.
Психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей.
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия).

Публикации

Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Монография / В.В.Ткачева. – М.: УМК “Психология”; Московский психолого-социальный институт, 2004, 192 с. – ISBN 5-93692-053-4 Рецензенты: В.Г.Петрова, С.Д.Забрамная. (8 п.л.), 2000 экз.
Ткачева, В.В. Психолого педагогическое сопровождение современной семьи. Монография / В.В.Ткачева. – М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131 с. – ISBN- 5-8288-1091-Х Рецензенты: В.Г.Петрова, И.Ю.Левченко. (8,25 п.л.), 1000 экз.
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом). Глава 5, параграф 5.4. / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. Перераб. и доп. -М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С.227-240
Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Гл.7/ Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С. 277-311
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с расстройствами аутистического спектра Параграф 4.4./ Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.242-266
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с нарушениями поведения Параграф 4.5. /Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.266- 288
Ткачева В.В. Патопсихологические исследования познавательной деятельности личности. Глава 4./ Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. Образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.54-88
Ткачева В.В. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста. Параграф 6.5. /Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. Глава 4. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.141-159
Ткачева, В.В. Ю.А.Труханова Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие/ Ткачева, В.В., Труханова Ю.А..- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2013.- 120с. +СД диск (Специальная психология)
Ткачева, В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: Монография.- М.: Издательство «Спутник +», 2014.- 215 с., тираж 500 экз.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат)
Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учебно-методическое пособие.- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 152с. +СД диск (Специальная психология)

Учебники

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. Высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат)

Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование  М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 152с. +СД диск (Специальная психология)

Ткачева В.В.Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник / В.В. Ткачёва. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 281 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21495. ISBN 978-5-16-012286-1 (print) ISBN 978-5-16-105175-7 (online)

Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Е.В.Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В.Ткачевой. —М. : ИНФРА-М, 2017. —191 с.,[12] с. цв. ил. – (Практическая педагогика). — www.dx.doi.org/10.12737/24759 ISBN 978-5-16-012626-5 (print) ISBN 978-5-16-102389-1 (online)

Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В.Ткачёва, И.В.Евтушенко, М.В.Жигорева; под ред. В.В.Ткачёвой М. : ИНФРА-М, 2020.-198с.- (Практическая педагогика). – DOI 10.12737/101 4625.

ВАК и  Web of Science

Ткачева В.В. Профориентационная психодиагностика лиц со сложным дефектом //Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24685 (дата обращения: 06.06.2016).ВАК

Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования, 2016, №4 ВАК № 4; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24935 (дата обращения: 13.07.2016).

Ткачева В.В. Бразгун Т.Н.Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений //Журнал «Клиническая и специальная психология».-2018. Том. 7, № 1. С. 28–39; doi:10.17759/cpse.2018070103; ISSN: 2304-0394 (online) /Портал психологических изданий PsyJournals.ru  (ВАК) Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)

Ткачева В.В., Воронкова В.В.,Каткова И.А. К проблеме обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития //Журнал «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития» (ВАК), -2018,- № 4, С.36-41

Ткачева В.В. Бразгун Т.Н. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Журнал «Системная психология и социология», №3, 2018, С.84-96 ВАК

Ткачева В.В., Неклюкова М.Б. Особенности психологического выбора волонтеров, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детям с онкозаболеваниями и их семьям //Журнал «Клиническая и специальная психология».-2019. Том. 8, № 3 С. 85–100 doi:10.17759/cpse.2019080305 ISSN: 2304-0394 (online) Портал психологических изданий PsyJournals.ru (ВАК) Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации в объеме 72 часов на Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» (Москва, 11-18 сентября, 2009).

Курсы ГОУ ВПО «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского» по программе «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в объеме 72 учебных часа (Ярославль, 2010).

Курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе «Современные методы повышения эффективности работы учреждений высшего профессионального образования» в объеме 87 часов (2013).

Курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в объеме 72 часов (2013).

Курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации по программе «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» в объеме 72 часов , Москва, 15- 31 мая 2015.

МПГУ, тема: «Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации», 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации № 772408742895 от 28.12.2018

МПГУ, тема: «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 36 часов, Удостоверение о повышении квалификации № 772408214659, от 30.04.2019

МПГУ, тема: «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы», 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации № 772409673271, от 30.09.2019

МПГУ, тема: « Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», 36 часов, Удостоверение о повышении квалификации № 772411319354, от 17.06.2020

Государственные и ведомственные награды

Медаль «В память 850-летия МОСКВЫ» Б № 0983388, Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1997 г.
Медаль «80 ЛЕТ_ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» ,Постановление Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР от 10 декабря 1997г.
Почетный знак Первого Всероссийского Съезда дефектологов «За вклад в дефектологию» (26-28 октября 2015).

Достижения и поощрения

Диплом XX Московской международной книжной выставки-ярмарки «Дошкольник 2007. Инновационные тенденции в дошкольном образовании и коррекционной педагогике»
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», М., 2007.
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за учебное пособие «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2008.
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2009.
Сертификат №98 Лучший преподаватель МГГУ им. М.А.Шолохова по итогам 2012 г.
Благодарность от ректора МГГУ им.М.А.Шолохова за большой вклад в работу факультета и педагогическое мастерство , 2011.
Благодарственное письмо от администрации Педагогического колледжа «Марьина роща» г.Москвы за активное участие в жизни колледжа М, 2015.
Диплом МПГУ за учебник «Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья», принявший участие в конкурсе учебно-методических работ ( направление: психолого-педагогическое, дефектологическое) подписан ректором А.В.Лубковым, 2018.
Russsian Academy of Natural History International Assotiation of Scientists Educators and Specialists LIBER BARCELONA 2018 CERTIFICATE OF PARTICIPATION Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья Ткачева В.В., 2018, Barcelona, Spain.
МПГУ, факультет педагогики и психологии, БЛАГОДАРНОСТЬ декана факультета Т.Н.Сахаровой за организацию и проведение Международной научно-практической конференции «Социальная психология семьи».
МПГУ, факультет педагогики и психологии, Сертификат участника Международной научно-практической конференции «Социальная психология семьи», 28-29 марта 2019.
МПГУ, дефектологический факультет, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, Сертификат участника IV Всероссийского научно-практического проблемного семинара с международным участием «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями» «СОПРОВОЖДАЕМОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ», Москва, 16 апреля, 2019.
Russsian Academy of Natural History International Assotiation of Scientists Educators and Specialists BOOKEXPO AMERICA 2019, NEW YORK, CERTIFICATE OF PARTICIPATION Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья Ткачева В.В.,BookExpo, May 29-31, 2019.
МПГУ, II Общенациональный родительский форум, Сертификат участника, Москва, 12-14 сентября 2019.
ИКП РАО, III Всероссийский съезд дефектологов, Сертификат спикера, Москва, 14-15 ноября 2019.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) БЛАГОДАРНОСТЬ от имени проректора по инклюзивному образованию С.В.Алехиной за проведение лекций в рамках Всероссийского обучающего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций. «Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью», Москва, 28.04.20.
МПГУ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО от директора Института детства А.А. Алмазовой за участие во II Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международный участием «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации».

Архив учебных курсов

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Ранний детский аутизм.
Методы психологической коррекции и реабилитации.
Психологическое консультирование.
Специальная психология».
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ.
Организация профессиональной деятельности педагога-психолога в специальном образовании.
Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития.
Психология детей с умственной отсталостью.

Исследовательские проекты и гранты

3.4.1. 15024 «Организационные и методические основы организации обучения детей с множественными психофизическими нарушениями» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» на 2008 г.;

3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”.

3.1.1/10818 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”.

Государственный контракт № 07.028.11.0002 от 26 марта 2014 г.
«Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Государственное задание по проекту № 3305 «Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом».



Участие в конференциях

Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»

Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.

Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»

Всероссийский Семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 21-23 сентября, 2015 г.

Доклад «Роль семьи в предупреждении нарушений развития детей раннего возраста»

I Всероссийский Съезд дефектологов «Особые дети в обществе», секция «Современные модели взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития», г. Москва, 26 – 28 октября, 2015 г.

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц со сложными нарушениями развития»

Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»

Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.

Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»

МПГУ, организация работы секции на Общенациональном родительском форуме по проблемам семейного воспитания и выступление с докладом «Роль семьи и условий воспитания в развитии ребенка с ОВЗ», Москва, МПГУ, 30.08.2018

Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А.С.Пушкина, Всероссийский форум с международным участием «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом»,: выступление с докладом «Особенности подготовки студентов-бакалавров к работе с семьями лиц с расстройствами аутистического спектра», ЛГУ им. А.С.Пушкина, 18-19 октября 2018 года.

МПГУ, факультет педагогики и психологии, Международная научно-практическая конференции «Социальная психология семьи», Москва, 28-29 марта 2019, выступление с докладом «Психология травмирования семьи ребенка с нарушениями развития»

МПГУ, дефектологический факультет, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, IV Всероссийский научно-практический проблемный семинар с международным участием «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями» «СОПРОВОЖДАЕМОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ», Москва, 16 апреля, 2019, выступление с докладом «К проблеме организации взрослой жизни умственно отсталых лиц»

МПГУ, II Общенациональный родительский форум, Проведение Мастер-класса  «Помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья» , Москва, 12-14 сентября 2019

МПГУ,  дефектологический факультет, Межвузовская научно-практическая конференция «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ», выступление с докладом «Технология психологической помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте пролонгированной травмы»,   Москва, 12, октября 2019

Институт Коррекционной педагогики (ИКП) РАО, III Всероссийский съезд дефектологов, Выступление в качестве спикера с докладом «Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: анализ опыта и перспективы развития», Москва, 14-15 ноября 2019,

Центр лечебной педагогики и социальной терапии “РАФАИЛ», проведение мастер-класса для специалистов сопровождающих профессий в Центре лечебной педагогики и социальной терапии “РАФАИЛ” 29 апреля на тему “Предупреждение профессионального выгорания специалистов, работающих с инвалидами с психофизическими нарушениями”, Москва, Центр лечебной педагогики и социальной терапии “РАФАИЛ» 29.04.19.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), проведение лекции «Технологии воспитательной работы с детьми с ОВЗ в процессе семейного воспитания» в рамках Всероссийского обучающего семинара для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций «Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью», Москва, 28.04.2020.

МПГУ,  II Всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов с международный участием «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации», выступление с докладом «Психологическая помощь семье ребенка с ОВЗ  как актуальное направление современной дефектологической науки», Москва, 23 апреля 2020

Дополнительная информация

Является членом Экспертного совета ИКП РАО по разработке  Примерной Адаптированной Основной Образовательной программе дошкольного образования  детей с ТМНР, участвовала в ее разработке.

Провела 20.02.20 на базе ИКП РАО вебинар «Консультирование семьи, воспитывающей ребенка нарушениями опорно-двигательного аппарата» по приглашению сотрудников ИКП РАО.


Профессор

Профессор

Доктор психологических наук


Профессиональные интересы

Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с нарушениями развития.
Психолого-педагогическая помощь лицам с расстройствами аутистического спектра.
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Психолого-педагогическая помощь лицам с умственной отсталостью.
Профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития.


Контактная информация

119571, Москва, проспект Вернадского, дом 88, 711 ауд.
+7 (495) 438-17-81
vv.tkacheva@mpgu.su