Автор более 100 публикаций. Среди них:
Трифонова Е.В., Некрасова А.А., Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г.Петерсон / Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012. – 160 с.
Трифонова Е.В. Система оценки результатов освоения программы «Истоки». // в сб. Молодые ученые – нашей новой школе. Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. – М.: МГППУ, 2012. – с. 78-80
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Истоки». / Сост. Е.В.Трифонова – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Истоки)
Трифонова Е.В. Две парадигмы детской игры и их отражение в практике отечественного дошкольного воспитания в XIX-XXI веках. // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы II международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2013 года. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ, 2013. – С. 73-82.
Трифонова Е.В. Роль игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. 2013. № 3. – С. 4-15.
Алиева Т.И., Трифонова Е.В., Родина Н.М., Васюкова Н.Е. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013, № 3.
Трифонова Е.В., Урадовских Г.В., Васюкова Н.Е. Особенности современного ребенка, или Каким видят детский сад дети и их родители. // Детский сад от А до Я. 2013. № 5. – С. 4-16
Развитие игры детей 2-3 лет. Методическое пособие. / Под ред. Трифоновой Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 208 с. (Истоки)
Трифонова Е.В. Детская игра с позиций теории деятельности. // A game and toys in the history and culture, development and education: materials of the III international scientififi c conference on April 1–2, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – p. 33-42.
Трифонова Е.В. Когда и почему исчезает игра. // Журнал Детский сад от А до Я. 2014. № 3. – С. 4-18.
Трифонова Е.В. Игра глазами педагогов. // Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / Ред., сост.: И.А.Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – С. 120-124.
Развитие игры детей 5-7 лет. Методическое пособие. / Под ред. Трифоновой Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с. (Истоки)
Развитие игры детей 3-5 лет. Методическое пособие. / Под ред. Трифоновой Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240 с. (Истоки)
Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Научн.рук. Л.А.Парамонова. – 5-е изд., – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки». / Научн.рук. Л.А.Парамонова, сост. Е.В.Трифонова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования. // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). – с. 4-24.
Родина Н.М., Трифонова Е.В. Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как механизма амплификации детского развития. // Детский сад: теория и практика. 2015. № 9. – с. 36-45.
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования “Мир открытий” / сост. Трифонова Е.В.(сост). – М.: Издательский дом “Цветной мир”, 2016. – 264 с.
Трифонова Е. В. Детская игра: позиция А.В. Запорожца и ее отражение в истории и современности // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца. — Т. 3. — М.: НИИ школьных технологий, 2016. — С. 161–166.
Трифонова Е.В. Игрушка как орудие деятельности ребенка. // Гуманитарное пространство. / Humanity space. 2016. Том 5. № 4. – С. 558-568.
Трифонова Е.В. Детский рисунок как форма игры. // Проблемы современного образования. 2017. № 1. – С. 37-45.
Васюкова Н.Е., Родина Н.М., Трифонова Е.В. К вопросу о механизме оценки качества дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. – С. 28-39.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 256 с. (Психологическое сопровождение образования)
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 2. Диагностическая методика «Звездный мальчик». – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 192 с. (Психологическое сопровождение образования)
Трифонова Е.В. Во что играем? Ведущая деятельность дошкольника в работе психологической службы ДОО. // Школьный психолог. 2017. № 03 (546). – С. 34-39.
Трифонова Е.В. Игра дошкольника: специфика понимания педагогами и практика организации в условиях ДОО. // Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л.С.Выготского, в г. Москве. Том 2. / Под ред. Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2016. – С. 108-125.
Трифонова Е.В. «Взрослый» взгляд на детскую игру: противостояние теоретических установок и практики реализации на протяжении XIX–XXI в. // Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции, 28–30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) / под ред. Е.И. Ивановой. — Текстовое электрон. издан. в 2 томах. — М.: НАИР, 2017. — Т. 1. – с. 45-52.
Трифонова Е.В. Игра как ведущая деятельность дошкольника. ХХ век: путь от творчества к регламентации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). – С. 108–120.
Трифонова Е.В. Игра как ведущая деятельность дошкольника. На рубеже веков: движение в сторону свободы. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 80-88.
Трифонова Е.В. Что такое «хорошая игра»: позиция педагога (рефлексия по поводу одного анкетирования). // Детский сад от А до Я. 2017. № 3 (87) – С. 4-22.
Трифонова Е.В. К проблеме проявлений детской одаренности (анализ конкретного случая). // Всероссийская конференция «Одаренность: методы выявления и пути развития» Сборник статей, докладов и материалов. 28 сентября 2017 года, г. Москва / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. – С. 115-120.
Трифонова Е.В. Детская игра с позиции взрослого и ребенка: непересекающиеся вселенные или долгий путь навстречу? // Детский сад: теория и практика. 2017. № 6 (78). – С. 6-21.
Трифонова Е.В. Развитие игровой компетентности родителей. // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся: сборник научных трудов / под ред. Г.В. Новикова, И.Б. Умняшова. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ : МГУ : ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА; ФПО России. – 2017. – С. 38-45.
Трифонова Е.В. Педагогическая поддержка развития одаренных детей в современных программах дошкольного образования. // В сб.: Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. – Том 1. – 221-231 с.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников: специфика и развивающие возможности. // Детский сад от А до Я. 2018. № 1 (91). С. 4-14
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников: история возникновения. // Детский сад от А до Я. 2018. № 2 (92). С. 4-10.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников: становление в онтогенезе. // Детский сад от А до Я. 2018. № 3 (93). С. 37-53.
Трифонова Е.В. Психолого-педагогические условия реализации программ дошкольного образования, способствующие становлению и развитию предпосылок детской одаренности. // Психология творчества и одаренности : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20–21 апреля 2018 г.: сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – Москва : МПГУ, 2018. – С. 445-450.
Трифонова Е.В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь/Researcher. Научно-методический журнал. 2018. № 1-2 (21-22). – С. 35-45.
Трифонова Е.В. К проблеме создания развивающей предметно-игровой среды детского сада на современном этапе // Игровая культура современного детства: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – М.: НАИР, 2018. – С. 88-92.
Трифонова Е.В. Игра дошкольника: подмена идеальной формы деятельности как педагогическая проблема. Анализ установок воспитателей // Ребенок – исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 24-26 апреля 2018 г. / под ред. Трифоновой Е.В., Васюковой Н.Е. и др.; Московский педагогический государственный университет. – Москва: МПГУ, 2018. – С. 18-29.
Трифонова Е.В. Проблема подготовки экспертов к проведению регионального тура конкурса «Я – исследователь». // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 2 / Под ред. А.С. Обухова. М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/Researcher», 2018. С. 223-232.
Трифонова Е.В. Детская игра в образовательном процессе ДОО: позиция педагога, психолога, родителя и ребенка // Взаимодействие субъектов образовательных отношений: возможности и ограничения. Сборник научных трудов / под ред. И.Б. Умняшова, А.С. Гильяно. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; ФПО России. – 2018. – С. 7-15.
Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие для воспитателей, методистов, руководящих работников образовательных организаций / Автор-составитель: Трифонова Е.В. / Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 272 с.
Трифонова Е.В. Роль предмета-заместителя на разных этапах развития ребенка. // Педагогика способностей К 70-летию О.М. Дьяченко Материалы Всероссийского научно-практического семинара. // М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 77-85.
Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». / Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 5-е изд., перераб.и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 304 с.
Трифонова Е.В. Влияние условий развития на становление личности ребенка (результаты диагностики детей методом «Креативное поле») //в сб. Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11–13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. – с. 57-65.
Трифонова Е.В. Детская инициатива: возможности развития и риски (по результатам диагностики методом «Креативное поле»). // Культурно-исторический подход в современной психологии развития:достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. / ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова – М. : Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – С. 103-108.
Трифонова Е.В., Федорова Е.П. Многообразие определений понятия «мышление»: уточнение или утрата исходного значения? // Проблемы современного образования. 2019. № 5. – С. 26-39.
Мурафа С.В., Павлова А.А., Трифонова Е.В. Психолого-педагогические условия развития способностей детей и поддержки их одаренности в условиях реализации образовательного процесса. // Вестник практической психологии образования. 2019. № 2. – с. 8-14
Трифонова Е.В. Как доступно объяснить родителям, какие игры нужны дошкольнику. // Детский сад от А до Я. 2020. № 1. С. 38-46
Трифонова Е.В. Первые проявления предпосылок одаренности у старших дошкольников. // Дети. Общество. Будущее: сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» : сборник статей. — Т. 2. – Москва: КНОРУС, 2020. – С. 54-56
Трифонова Е.В. Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте как процесс поступательной дифференциации ее компонентов. // Исследователь/Researcher. Научно-методический журнал. 2020. № 2 (30). – С. 137-155
Трифонова Е.В. Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте как процесс поступательной дифференциации ее компонентов // Детский сад от А до Я. 2020. № 4 (106). – С. 4-21
Трифонова Е.В. Комплексная оценка психолого-педагогических условий развития детей третьего года жизни. Педагогическая диагностика к образовательной программе «Теремок» / Под ред.И.А. Лыковой. — М: Издательский дом «Цветной мир», 2020. — 128 с.
Трифонова Е.В. Включение дошкольника в исследовательскую деятельность как фактор эффективности образования на следующих его уровнях. // Сборник трудов Международной конференции по исследовательскому образованию школьников «От учебного проекта к исследованиям и разработкам» – ICRES’2020 / Под ред. Д.Б. Богоявленской и др. – М.: НТА АПФН, 2020. – С. 237-245.
Трифонова Е.В. Специфика проявлений одаренности в дошкольном возрасте. // Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17-19 ноября 2020 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 478-485.
Всероссийский форум «Воспитаем здорового ребёнка. Старт». Спикер форума по темам «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольников» и «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО». (Онлайн, Воспитатели России, 18.12.20)
10-я Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE). Выступление на Научной секции «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» с сообщением «Детская игра в плену взрослых установок» (Москва, МПАДО, 11 декабря 2020)
Международная конференция «PRO Нейропсихологию и не только…» (ЧОУ ДПО Институт возрастной нейропсихологии, 30 ноября – 4 декабря 2020 г./Онлайн)
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ». Выступление на секции № 6 «Педагогическая поддержка способностей и одаренности у детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях дополнительного образования» по теме «Нормативный и психологический подходы к пониманию и оценке детской одаренности». (Москва, ИКП РАО, 30.11.2020)
Белгородский образовательный салон «Инновации в дошкольном образовании» — БЕЛСО. Выступление на секции «Обеспечение времени и пространства для детской игры» с сообщением «Условия развития и педагогической поддержки самодеятельной игры как ведущей деятельности дошкольника» (24.11.2020, Белгород, Точка кипения)
VI Всероссийский съезд работников дошкольного образования (17-18.11.2020, Министерство образования РФ)
Первый Международный симпозиум по культурно-исторической психологии «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии». Выступление на секции 2 «Культурно-исторический подход к проблематике творчества и одаренности» с сообщением «Особенности проявления одаренности в старшем дошкольном возрасте» (17-19 ноября 2020 г, г. Новосибирск)
V краевая конференция «Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся». Выступление с докладом «Специфика выстраивания детского исследования на основе принципа поступательной дифференциации компонентов исследовательской деятельности в онтогенезе» (23.10.20 онлайн)
I-я Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурные модели образовательной среды для детей раннего возраста: от научной концепции к вариативной практике» (Москва, ФГБНУ «ИХОиК РАО», 25.09.20). Доклад «Комплексная оценка психолого-педагогических условий развития детей раннего возраста»
Онлайн-конференция по актуальным темам дошкольного образования в рамках Онлайн фестиваля дошкольного образования (Воспитатели России) (Москва, 23.05.2020). Доклад «Большой игровой путь маленького человека: от квази-игры к движению в смысловом поле» на секции «Реализация программ для детей раннего возраста»
V Международная научно-практическая конференция «Современные ценности дошкольного детства, мировой и отечественный опыт» (Сочи, 19-20.03.2020). Доклад «Детская самостоятельность и инициатива: проблемы поддержки и результаты развития»
Всероссийская конференция по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» в рамках Х Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (Красногорск, 18.11.2019). Доклад на секции 5 «Роль воспитателя в педагогическом просвещении родителей» с сообщением «Как доступно объяснить родителям, какие игры нужны дошкольнику»
IV краевая конференция «Опыт инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся» (9-10 октября 2019, Сочи). Тренинг проведения экспертизы детских работ в рамках всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (09.10.19), доклад «Особенности проведения экспертизы исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста, психолого-педагогическое сопровождение их участия в конкурсных мероприятиях» и модерация работы круглого стола № 3 «Проблемы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников» (10.10.19).
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды». Сообщение «Дети у полюсов свободы и регламентации: стратегии деятельности и эффекты развития» (Москва, МПГУ, 26.01.19).
IV Международная научно-практическая конференция «Современные ценности дошкольного детства, мировой и отечественный опыт». Выступление с сообщением: «Исследовательская и проектная деятельность дошкольников: проблемы организации и пути их решения» (Анапа, 28-30.03.19).
II международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства» (Москва, Экспоцентр, 26.09.2018).
III краевая конференция «Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся» (Сочи, 14-16.10.18). Выступление на пленарном заседании: «Основные принципы организации исследовательской работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и особенности психолого-педагогического сопровождения их деятельности». Ведение секции «Секция 3. Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольников, включая одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями».
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов-на-Дону, 11.12.18, ЮФУ). Выступление на пленарной сессии с докладом «Влияние условий развития на становление личности ребенка (результаты диагностики детей методом «Креативное поле»)»
VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы» (13.12.2018, Москва, МГППУ)
II Всероссийская научная конференция с международным участием “Матетика и культура” (ВШЭ, МПГУ, Москва 14 декабря 2018). Выступление с сообщением «Научная мифология».
Международная научно-практическая конференция «Ребенок – исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности» Член оргкомитета конференции. Выступление на пленарном заседании: «Игра дошкольника: подмена идеальной формы деятельности как педагогическая проблема. Анализ установок воспитателей и студентов педвуза» (МПГУ, Москва, 24-26.04.18).
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология творчества и одаренности». Член оргкомитета конференции. Ведущий секции «Технологии развития творчества и одаренности через погружение в различные сферы деятельности». Выступление «Психолого-педагогические условия реализации программ дошкольного образования, способствующие становлению и развитию предпосылок детской одаренности». (МПГУ, Москва, 20-21.04.18).
I Всероссийская научно-практическая конференция «Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования». Выступление на секции «Одаренность дошкольника: выявление и развитие» с сообщением «Педагогическая поддержка развития одаренных детей в современных программах дошкольного образования» (ИСДРАО, Москва, 16-18.02.18)
IX Международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательной пространстве». Ведущий секции 6.1. «Развитие исследовательских способностей дошкольников». Выступление с докладом «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?». (Хорошкола, Москва, 09.02.18).
III Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды». Выступление «Компьютерные технологии, игры и игрушки в практике дошкольного образования: история и современность» (МПГУ, Москва, 02.12.17).
Выступление в Центральном доме ученых. Секция «Психология». Доклад «Режиссерские игры дошкольников: история, специфика, возможности» (21.11.17, Центральный дом Ученых, Москва)
Всероссийская конференция «Одаренность: методы диагностики и пути развития» (28.09.17, МГТУ). Выступление «К проблеме проявлений детской одаренности (анализ конкретного случая)»
Международная научно-практическая конференция “Игровая культура современного детства” (28-30.09.16, МГПУ). Доклад: ««Взрослый» взгляд на детскую игру: противостояние теоретических установок и практики реализации на протяжении XIX-XXI в.»
II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно» (10-11.10.16, МПГУ). Мастер-класс: «Детская игра в теории и в практике ДОО»
Научно-практическая конференция «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания» (15-16.11.16, МПГУ), Ведущий секции «Возраст и движущие силы развития: от педологии к практической психологии детства и психологии образования». Доклад: «Игра дошкольника: специфика понимания педагогами и практика организации в условиях ДОО»
VIII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». (17-19.11.16, МПГУ). Ведущий секции «Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников». Доклад: «Основные принципы организации исследовательской деятельности дошкольников»
Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: история и современность» (6.11.15, МПГУ). Доклад: «Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»
Член редакционной коллегии научно-информационного журнала «Проблемы современного образования», сетевое издание.
Член редакционной коллегии научно-методического журнала «Исследователь/ Researcher».
Соавтор примерных основных образовательных программ дошкольного образования «Истоки», «Мир открытий», «Теремок».
Доцент
Кандидат психологических наук
Психология детской игры, психология дошкольного возраста, деятельностный подход в психологии, психология исследовательской деятельности, психология творчества и одаренности, оценка качества дошкольного образования.