Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Александр Юрьевич

Уваров

Курсы текущего учебного года


Публикации

А.Ю. Уваров является автором и соавтором более 200 опубликованных работ по проблемам дидактики, разработки учебных программ, педагогического дизайна, использования ИКТ в образовании.

Статьи:

  • Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся. Авдеева С.М., Уваров А.Ю., Тарасова К.В. Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218-243.
  • Готовы ли школы к цифровой трансформации? Уваров А.Ю. В сборнике: Большие данные в образовании. Сборник статей по итогам II Международной конференции. Москва, 2021. С. 169-180.
  • О готовности школ к цифровой трансформации. Уваров А.Ю. В книге: Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования. сборник тезисов докладов Международной научной конференции. Елец, 2021. С. 23-25.
  • “Умная школа” и цифровая трансформация образования: концептуальный каркас. Уваров А.Ю. В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск, 2021. С. 671-676.
  • На пути к построению многоаспектной процессной модели цифрового обновления школы. Уваров А.Ю., Вихрев В.В., Водопьян Г.М., Дворецкая И.В., Кочак Э., Савицкий К.Л. В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск, 2021. С. 677-681.
  • Школы в развивающейся цифровой среде: цифровое обновление и его зрелость. Уваров А.Ю., Вихрев В.В., Водопьян Г.М., Дворецкая И.В., Кочак Э., Левин И. Информатика и образование. 2021. № 7 (326). С. 5-28.
  • О построении оптимальных обучающих последовательностей,  в кн. “Проблемы  совершенствования  методов дидактических исследований”, Изд. НИИ общей педагогики АПН СССР, г. Москва, 1974
  • ЭВМ на пути в школу // Информатика и образование, №1 1986
  • Уваров А. Ю. Перестройка образования и информатизация общества // Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы. – М.: Наука, 1989. Стр. 222-236
  • Чему учить на уроках информатики // Информатика, № 1(194), 1999
  • Гражданское образование для жизни в информационном обществе // Труды УРАО, №1, 2001. (Совместно с М. Ханингтоном)
  • Педагогический дизайн // Информатика, №30, 2003
  • Информатизация школы и трансформация учебных курсов // Информатика и образование, № 7 – 8, 2004
  • Информатизация школы на пути к модели «1:1» // Информатика и образования, №2, 2009
  • О ключевых составляющих трансформации школы при переходе к индивидуализированной системе образовательной работы // Образовательная политика №2, 2011
  • Ориентиры образовательных реформ и информационные технологии // «Образовательная политика»», № 1 2012.
  • Российская школа и ИКТ: облачные вычисления // Информатика, №1, 2014.
  • Развитие ИКТ- насыщенной образовательной среды педагогического вуза // Информатика и образование, № 8 (257), 2014.
  • Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Тридцать лет спустя // Информатика и образование, 2015. 
  • Зачем нам эти МУКи // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 3-17.

Книги:

 

Государственные и ведомственные награды

Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Комплексная модель информатизации образования: учитель – школа – муниципалитет – регион» (2009 г.),
Награжден медалью «Ветеран труда».

Достижения и поощрения

Международный эксперт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Главный научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО), Федеральный эксперт ФЦПРО, действительный член международного профессионального партнерства Education Impact (http://www.educationimpact.net/), член редакционной коллегии журнала “Образовательная политика”, член ученых советов ФИРО и Московского городского педагогического университета, научный руководитель школьных экспериментальных площадок ФИРО, эксперт международных образовательных программ “Партнерство в образовании” (Microsoft) и “Обучение для будущего” (Intel).

Участие в конференциях

Информатизация как трансформация образования: взгляд из прошлого. Доклад на пленарном заседании международной конференции «От информатики в школе к техносфере образования» (Доклад на международной научно-практической конференции «От информатики в школе к техносфере образования» в Российской академии образования 9 декабря 2015 года)

Уваров Александр Юрьевич принял участие в международной научной конференции под эгидой премьер-министра Армении Овика Абраамяна «Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство» в Армении, 28 сентября – 4 октября 2015 года

 

Дополнительная информация

В 1966 году закончил Московский авиационный институт и был направлен в «Лабораторию информационных процессов головного мозга» биолого-почвенного факультета МГУ, где до 1968 года занимался информационным моделированием решения задач. Затем был приглашен во вновь созданную в НИИ общего и политехнического образования АПН СССР лабораторию «Количественных и инструментальных методов педагогических исследований» в отделе дидактики под руководством М.Н. Скаткина.
В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Информационное моделирование как метод дидактических исследований». Результаты изложены в работе «О построении оптимальных обучающих  последовательностей,  в кн. “Проблемы  совершенствования  методов дидактических исследований”, Изд. НИИ общей педагогики АПН СССР, г. Москва, 1971. Затем он возглавляет лабораторию, заканчивает Высшие экономические курсы при Госплане СССР и в 1977 году ему присваивается ученое звание «Старший научный сотрудник».

В середине 70-х годов А.Ю. Уваров доказывает неизбежность широкого проникновения компьютеров в образование (см. его работу Перспективы внедрения ЭВМ в образование, в кн. “Прогнозирование развития школы и педагогической науки”, Отделения теории и истории педагогики АПН СССР,  г. Москва, 1974). В середине 80-х после принятия программы внедрения информатики и средств вычислительной техники в среднем образовании. А.Ю. Уваров участвует в её осуществлении в качестве начальника управления информатики Минпроса СССР (см. ЭВМ на пути в школу “Информатика и образование”, №1 1986). Вместе с академиком А.П. Ершовым он работает над первой концепцией информатизации образования («Информатика и образование», № 6 1988).  Развиваемый им взгляд на информатизацию образования изложен в работе «Перестройка  образования  и  информатизация общества», в кн. Даридзе Т.М. (ред.) Прогнозное социальное  проектирование, Изд. “Наука”, г. Москва, 1989.

После упразднения Министерства просвещения в 1988 году А.Ю. Уваров работает под руководством акад. А.П. Ершова, затем акад. Е.П. Велихова, руководит лабораторией «Телекоммуникации в образовании» в Научном Совете по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР. Под его руководством выполнен первый в нашей стране эксперимент по практическому использованию Интернета в школе. Результаты проекта Школьная электронная почта (1988-1992 гг.) отражены в его книгах «Организация  и   проведение учебных Телекоммуникационных проектов» и «Учебные  телекоммуникационные проекты в классе», изд.  БГПУ, Барнаул, 1996.

В 2000-2003 гг. А.Ю. Уваров – проректор Университета Российской академии образования, ведет курс по новым педагогическим технологиям, готовит книгу «Кооперация в обучении: групповая работа», МИРОС, М.: 2001, продолжает активно работать в области информатизации образования. Его статья «Гражданское образование для жизни в информационном обществе» (Труды УРАО, №1, 2001) подготовлена вместе с американским педагогом Марком Ханингтоном в ходе выполнения российско-американского проекта «Гражданское образование для жителей информационного века».
Его публикации тех лет: Зачем сельской школе Интернет, “Информатика” №43, 2000, Что такое Телеобучение, “Педагогическая информатика” №4, 2001, Пространство информатизации школы, «Информатика», №23, 2002, Педагогический дизайн, «Информатика», №30, 2003 доступны в электронной библиотеке портала http://inf.1september.ru.

С 2004 года А.Ю. Уваров возвращается на работу в Российскую академию наук. Он участвует в качестве главного научного консультанта в проекте «Информатизация системы образования”, активно участвует в работе Федерального института развития образования, сотрудничает с национальным фондом. Результаты выполненных исследований отражены в подготовленных им вместе с коллегами книгах “Распространение инновационных учебно-методических материалов”, “Телекоммуникация, образование, профессионализм”, “Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра”, “Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие”, «Как хорошие школы становятся еще лучше» и др.


Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Информатизация образования, педагогический дизайн, образовательная политика, педагогические технологии, распространение инновационных педагогических практик.


Контактная информация

107140, город Москва, улица Гаврикова, дом 7/9 с.1, кабинет 400
+7 (499) 265-71-45
auvarov@mpgu.su