Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Светлана Алексеевна

Володина

Образование

1983–1988 гг. Уссурийский педагогический институт, Московский государственный заочный педагогический институт. Специальность "История"
2004-2005 гг. МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана Профессиональная переподготовка по программе "Психология"
2005-2010 гг. соискатель ученой степени кандидата педагогических наук при Педагогической Академии последипломного образования (г. Москва) (диплом к.п.н.)
2018-2020 гг. ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет". Магистратура по направлению подготовки 37.04.01 "Психология".

Тема кандидатской диссертации

Конфликтологическая компетентность классного руководителя (содержание, формы и методы подготовки)

Курсы текущего учебного года

Психология
Психология воспитательных практик
Технология и организация воспитательных практик
Этнопедагогика и этнопсихология
Руководство различными видами практики студентов
Руководство выпускными квалификационными работами студентов




Публикации

Имеет более 60 работ научного и учебно-методического характера. Основные публикации:

а) учебно-методические и научные работы:

  1. Володина С.А. Психологическая служба в образовании. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2012. – 112 с. (в соавторстве)
  2. Володина С.А. Менеджмент: избранные главы. Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2014. – 140 с. (в соавторстве).
  3. Володина С.А. Программа курсов по выбору «Конфликтология». – Сборник программ по психологии. // Ред-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. / Под науч. ред. С.Н. Морозюк. – М.: Янус-К, 2015. – С. 72-82.
  4. Володина С.А. Программа курсов по выбору «Тренинг развития конфликтологической компетентности педагога». – Сборник программ по психологии. // Ред-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. / Под науч. ред. С.Н. Морозюк. – М.: Янус-К, 2015. – С. 175-183.
  5. Володина С.А. Программа курсов по выбору «Психология общения». – Сборник программ по психологии. // Ред-сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. / Под науч. ред. С.Н. Морозюк. – М.: Янус-К, 2015. – С. 126-134 (в соавторстве).
  6. Володина С.А. Конфликтологическая компетентность классного руководителя. [Монография]. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 156 с. – 9,75 п.л.
  7. Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии: Учебное пособие / Авторы-составители: С.А. Володина, И.А. Горбенко. – М.: МПГУ, 2017. – 120 с.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др. ; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва : МПГУ, 2017. – 140 с.
  9. Педагогическая психология: задания и упражнения: Учебное пособие / Авторы-составители: И.А. Горбенко, С.А. Володина. – Москва: МПГУ, 2022. – 280 с.

б) публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Володина С.А. Значение конфликтологической компетентности // Вестник университета. ГУУ. – М., № 4 2009. С. 36-38.
  2. Володина С.А. // Эффективные методы развития конфликтологической компетентности классного руководителя // Вестник университета. ГОУВПО Государственный университет управления. – 2010. – № 9. – С. 16-18.
  3. Володина С.А. Конфликтологическая подготовка классного руководителя // Мир образования – образование в мире. – М., 2010. – № 3 (39). – С. 162-168.
  4. Володина С.А. Условия реализации принципа сотрудничества в вузе // Конфликтология. – СПбГУ. – 2012 – № 4. – С. 147-153.
  5. Володина С.А. Приоритетные стратегии поведения в конфликте современных студентов педагогического вуза // «Преподаватель XXI века» – 2014. – №. 1. – С. 186-190.
  6. Володина С.А. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе // «Мир науки, культуры, образования». – 2017. – 5 (66). – С. 60-62 (в соавторстве).
  7. Володина С.А. Эмпатия как необходимое условие эффективности профессиональной деятельности педагога // «Проблемы современного образования». – 2018. – № 1. – С. 56-60 сетевой ресурс: http://pmedu.ru/index.php/ru/  .
  8. Володина С.А. Квазипрактика как необходимое условие психологической готовности студентов к педагогической практике // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 3. – С. 54-56.
  9. Володина С.А. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 70-77 сетевой ресурс: http://pmedu.ru/index.php/ru/ DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77 (в соавторстве).Володина С.А. Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза // Мир науки: Педагогика и Психология. 2021. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN121.pdf. DOI: 10.15862/22PSMN121(в соавторстве).
  10. Володина С. А. Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022 №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf DOI: 10.15862/52PSMN122

в) публикации в других научных изданиях:

  1. Володина С.А. Конфликтологическая компетентность классного руководителя как необходимое условие урегулирования его взаимоотношений с родителями // Человековедческая компетентность педагогов как инновационный результат последипломного образования / Под ред. С.В. Баныкиной. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 149-153.
  2. Володина С.А. Взаимосвязь конфликтологической компетентности коллектива и имиджа образовательного учреждения // «Репутациология» № 2 (3) 2009. – С. 26-31
  3. Володина С.А. Факторы, влияющие на имидж образовательного учреждения (по результатам социологического опроса) // «Репутациология» № 1 (5) 2010. – С. 46-51
  4. Володина С.А. Конфликтологическая компетентность как ключевое условие успешной профессиональной деятельности классного руководителя // Сибирский учитель. – 2012. – № 5 (84). – http://sibuch.ru/taxonomy/term/721
  5. Володина С.А. Формирование и развитие профессиональных компетенций по управлению педагогическими конфликтами // Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления педагогическими системами. Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения (22 января 2016г.) / Отв. Ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: МПГУ, 2016. – С. 208-211.
  6. Володина С.А. Влияние образовательной среды на развитие мышления ребёнка // Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л.С. Выготского, в г. Москве / Под ред. Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2016. – С. 211-216.
  7. Володина С.А. Коммуникативные барьеры в изучении китайского языка и способы их преодоление // Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: Материала X Кирилло-Мефодиевских чтений в АНО ВО «МИТУ-МАСИ (23 мая 2017 года) / Составители: д.п.н. В.Д. Янченко, К.Г. Сосян. – М.: Типография МФЮА, 2017. – С. 46-52.
  8. Володина С.А. Способы профилактики и предупреждения конфликтов в детском лагере // Всероссийский фестиваль «Открытый урок» 2016/17 учебный год, Издательский дом «Первое сентября». – Москва, 2017 г. (в соавторстве).
  9. Володина С.А. Особенности мышления подростков, изучающих китайский язык // Актуальные Володина С.А. Психическое здоровье младшего подростка как необходимое условие его адаптации к новой образовательной среде / Сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». – М.: ИД «Городец, 2018. – С. 266-269.
  10. Svetlana Volodina (тезисы) Conflictological competence of a teacher as a condition for creating a psychologically comfortable and safe educational environment / Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). – Moscow: Moscow University Press, 2019. – P. 974.
  11. Володина С.А. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии : материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14–16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л. В. Попова [Электронное издание]. – Москва  : МПГУ, 2019. – С. 219-223.
  12. Володина С.А. Использование видеоматериала в образовательном процессе студентов высших учебных заведений // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии : материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14–16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л. В. Попова [Электронное издание]. – Москва  : МПГУ, 2019. – С. 135-139 (в соавторстве).
  13. Volodina Svetlana Alekseevna A study of the characteristics of thinking in adolescents studying Chinese as a foreign language // Materials of the International Conference «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration». Part 1: Participants’ reports in English – Reports in English (October 29, 2019. Beijing, PRC). – P. 58-63.
  14. Володина С.А. Влияние компьютерных игр на межличностное общение младших подростков // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы Международной конференции, г. Москва, 13–15 декабря 2019 г. / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 411-417 (в соавторстве).
  15. Володина С.А. Особенности динамики ценностно-смысловой сферы будущих педагогов // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы Международной конференции, г. Москва, 13–15 декабря 2019 г. / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 369-374.
  16. Володина С.А. Смысложизненные ориентации как ресурс жизнестойкости личности // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований: материалы Методологического семинара, г. Москва, 18 декабря 2020 г. / отв. ред. Е. Ю. Бекасова. – Москва: МПГУ, 2021. С. 90-96).
  17. Володина С.А. Уровень конфликтности студентов педагогического вуза // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 27 февраля 2022 года, г. Дербент, Республика Дагестан / Под общей редакцией доцента, к. психол.н. Э.А. Пирмагомедовой. – М.: Парнас, 2022. С. 73-78 (в соавторстве)
  18. Володина С.А. Принятие ответственности как одна из ведущих копинг-стратегий старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 27 февраля 2022 года, г. Дербент, Республика Дагестан / Под общей редакцией доцента, к. психол.н. Э.А. Пирмагомедовой. – М.: Парнас, 2022. С. 220-225 (в соавторстве)

Повышение квалификации

2020 г. - "Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе", МПГУ, 36 ч. (удостоверение)
2021 г. - " Основы противодействия коррупции в сфере образования ", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2021 г. - " Формирование компетенций вожатых в области воспитания. Организационно-документационное сопровождение подготовки", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2021 г. - «Методики психолого-педагогической диагностики детей», г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - Международная стажировка "Модели и технологии воспитания в международных образовательных практиках университетов", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - "Методики психолого-педагогической диагностики детей", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2021 г. - Педагогическое образование 21 века: новые вызовы и решения, г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2022 г. – «Использование системы дистанционного обучения ИнфоДа Moodle для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий», МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. – «Учимся легко: нейропсихология в саду и школе", г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)
2022 г. – «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», МПГУ, 72 ч. (удостоверение)
2022 г. – «Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата», ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 72 ч. (удостоверение)
2022 г. – «Защита обучающихся от неконструктивного интернет-контента», МПГУ, 16 ч. (удостоверение)
2023 г. – «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», МПГУ, 36 ч. (удостоверение)
2023 г. – Международная онлайн-стажировка «Образовательная среда без буллинга: международные подходы к предотвращению издевательств», г. Минск, Беларусь, 72 ч. (сертификат)

Государственные и ведомственные награды

Почетная грамота Министерства образования Московской области, 2002 г.

Достижения и поощрения

Членство в Федерации психологов образования России (2006 г.)

Членство в Международной ассоциации конфликтологов (2010 г.)

Благодарность ректора МПГУ за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета. г. Москва, 2017 г.

Благодарность декана факультета педагогики и психологии МПГУ за заслуги в деле подготовки педагогических кадров и личный вклад в развитие основных направлений деятельности кафедры психологии и факультета педагогики и психологии МПГУ. г. Москва, 1917 г.

Благодарственное письмо члена-корреспондента РАО, д.п.н, профессора, ректора ФГБО ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» за руководство работой «Идеи Л.С. Выготского в современном развивающем образовании», занявшей на Всероссийском конкурсе исследовательских и научно-методических работ «Культурно-историческое путешествие в миры Л.С. Выготского» 3 место в номинации «Эссе. Бакалавры, магистранты, аспиранты», 2017 г.

Призер III Международного профессионального конкурса преподавателей вузов "University teacher - 2017" в номинации "Психологические науки. Проектно-методические компетенции" (3 место, диплом, сертификат).

Дипломант VI Международного конкурса учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2016/2017 гг. "Золотой корифей" в номинации "Психологические науки". г. Ростов-на-Дону, 2018 г.

Благодарность за подготовку победителей в Международном конкурсе проектов в сфере образования Interclover–2018. г. Нижний Новгород, 2018 г.

Призёр Международного конкурса проектов в сфере образования Interclover (диплом II степени, сертификат), Нижний Новгород, 2019 г.

Благодарность декана факультета педагогики и психологии МПГУ за участие и проведение Международной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте», г. Москва, 2019 г.
Членство в Федерации психологов образования России

Членство в Российском психологическом обществе

Благодарность за научное руководство при написании научной статьи на тему: «Особенности общения в подростковом возрасте» и подготовку участников научно-практической конференции «Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества», г. Казань, 2020 г.

Призер Международного конкурса научно-исследовательских и учебно-методических проектов преподавателей и учителей образовательных организаций в области педагогических и психологических наук, (диплом III степени, сертификат), Нижний Новгород, 2022 г.
Призер Международного конкурса научно-исследовательских и учебно-методических проектов преподавателей и учителей образовательных организаций в области педагогических и психологических наук (диплом III степени), Нижний Новгород, 2022 г.
Призер Всероссийского (с международным участием) конкурса для работников образовательных учреждений «Педагогический поиск» по направлению: Теория и практика высшего образования. Педагогика и психология (диплом 1 место), Бийск, 2022 г.

Архив учебных курсов

Социальная психология
Возрастная психология
Возрастная антропология
Педагогическая психология
Психология конфликта
Психология общения
Психолого-педагогический модуль
Психологическая служба в образовании
Психолого-педагогическая коррекция
Основы вожатской деятельности
Конфликтология

Профессиональная деятельность

Общий трудовой стаж – 40 лет

Стаж педагогической работы – 40 лет

Исследовательские проекты и гранты

Инновационная научно-образовательная площадка МПГУ по теме: «Развитие учебной мотивации учащихся школы путем построения смыслообразующей образовательной среды» на базе ГБОУ «Школа № 1929» ЮАО.

Грант от Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству "Россотрудничество" на проведение круглого стола к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского в Российском центре науки и культуры
г. Ташкент, Узбекистан. (2016 г.).

Грант «Организационно-методическое обеспечение деятельности Всероссийской школы вожатых» (2017 г.)

Участие в конференциях

2015 г. – V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире», МГППУ

2016 г. – Круглый стол «Культурно-историческая теория и актуальные проблемы современного образования» в рамках Международного сетевого конгресса к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, г. Ташкент

2016 г. – Научно-практическая конференция: «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченная к 120-летию Л.С. Выготского, МПГУ

2017 г. – Всероссийская конференция с международным участием “Стратегия развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья”, МПГУ

2018 г. – Круглый стол «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт», ВШЭ

2018 г. – Международная научно-практическая конференция XI кирилло-мефодиевские чтения в МИТУ-МАСИ: Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации, МИТУ-МАСИ

2018 г. – II Международный Конгресс “Психическое здоровье человека XXI века”, г. Москва

2018 г. – Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием “Феноменология развития и бытия личности”, МПГУ

2018 г. – Международный научно-практический конгресс “Дети в душевной беде. Травмапедагогика”, Москва

2018 г. – Межвузовская конференция с международным участием “Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии”, МПГУ

2019 г. – XVI European Congress of Psychology, Moscow, Russia

2019 г. – I Германо-Российский Инклюзивный Социальный Форум «Здесь человек я, здесь могу им быть», г. Москва

2019 г. – Международная научная конференция «Scientific Research of the SCO countries: Synergy and Integration» («Научные исследования стран ШОС: синергия и интеграция»), Китай, г. Пекин

2019 г. – Международная конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте», МПГУ

2020 г. – Международная научно-практическая Конференция «Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования», МПГУ

2020 г. – Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества», МПГУ

2020 г. – III Общенациональный родительский форум, г. Москва, МПГУ

2020 г. – Первый международный онлайн симпозиум по культурно-исторической психологии “Актуальные проблемы культурно-исторической психологии”, г. Новосибирск, НГПУ

2021 г. – Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)», г. Москва

2021     г. – Международный конгресс «Психология – образованию», г. Москва, МГУ

2022     г.  – V Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы решения», г. Дербент, филиал МПГУ

Дополнительная информация

Участник федеральной программы «Россотрудничества» по проведению круглых столов в странах СНГ, посвященных исследованиям и практической реализации культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. (2016 г.).

Руководство студенческими работами:

  • Сертификат за участие в Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов «Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки» Магеррамовой С.Н., студентки 2 курса института филологии (статья «Образ идеального педагога: вчера и сегодня), Орёл, 2015 г.
  • Диплом победителя Всероссийского конкурса исследовательских и научно-методических работ «Культурно-историческое путешествие в миры Л.С. Выготского» Бирюковой М.В., студентки 2 курса института филологии за работу «Идеи Л.С. Выготского в современном развивающем образовании», занявшей 3 место в номинации «Эссе. Бакалавры, магистранты, аспиранты» (статья на сайте интернет-сообщества «Мирознай»), Волгоград, 2017 г.
  • Диплом за лучший доклад на секции «Проблемы развития личности: между нормой и нарушением» XII межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии А.А. Самойловой, студентки 2 курса института филологии, МПГУ, 2017 г.
  • Диплом за II место в Международном конкурсе проектов в сфере образования Interclover в номинации «Практический проект. Психологические науки» студентов 3-4 курсов Института филологии, Н. Новгород, 2018 г.
  • Диплом за лучший доклад на ХIV межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии А.А. Самойловой, В.Н. Белых, студенток 4 курса института филологии, МПГУ, 2019 г.
  • Сертификат за участие в Международной научно-практической конференции студентки филологического факультета Заякиной М.Г., г.  Казань, 2020 г.
  • Руководство научно-исследовательской работой Власкиной Д.А., студентки 5 курса института филологии, получившей за доклад «Готовность будущих педагогов к конструктивному решению конфликтов» диплом за актуальность исследования на секции «Психологические аспекты актуальных проблем современного образования» на XVII межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. (МПГУ, 2022 г.).
  • Руководство научно-исследовательской работой Юшиной У.А., студентки 5 курса института филологии, получившей за доклад «Учебная успешность старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости» диплом за практическую значимость исследования на секции «Психологические аспекты актуальных проблем современного образования» XVII межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. (МПГУ, 2022 г.).

 


Доцент

Кандидат педагогических наук

Магистр психологии


Профессиональные интересы

Педагогические, семейные и трудовые конфликты, конфликтологическая компетентность как фактор развития личности руководителя, лидерство и управление мотивацией


Контактная информация

Москва, М. Сухаревский пер., д. 6, каб. 46
+7 (916) 496-25-95
sa.volodina@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)