Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

Евгений Евгеньевич

Вяземский

Образование

В 1975 г. окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Специальность – "История". Квалификация – "Историк. Преподаватель истории и обществоведения".

Тема кандидатской диссертации

"Октябрьская революция и становление советской системы социального обеспечения. Ноябрь 1917 – 1920 гг." Специальность 07.00.02 – история СССР. ЯГУ, 1987.

Тема докторской диссертации

"Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России". Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Институт общего образования Минобрнауки России , 2004.

Курсы текущего учебного года

Магистратура:
Современные проблемы науки и образования

Аспирантура:
Введение в теорию и методологию исторического образования
История и философия науки (модуль «История науки»)
Теория и методика обучения и воспитания (история)
Актуальные проблемы исторического образования в современной российской школе в контексте международного опыта.
Концепция единого учебника истории и пути ее реализации в школах России.
Научно-исследовательская практика.
Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Публикации

Основные публикации за 2015–2021 гг.:

статьи в изданиях ВАК:

  1. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Модернизация общего образования  в современной России:  поиски перспективных  решений // Профильная школа. 2015. № 2. С.3-10.
  2. Вяземский Е.Е. Воспитание гражданской идентичности российских школьников  и общее историческое образование // Нижегородское образование. 2015. №2. С. 4-11.
  3. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах  к её реализации // Преподавание истории в школе. 2015. № 9. С.3-11.
  4. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С.3-10.
  5. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации по проведению единого урока (дня) в образовательных учреждениях-организациях Российской Федерации,  посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов //Преподавание истории и обществознания в школе (ПИОШ). 2015. № 3. С. 49-55.
  6. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Педагогические подходы к изучению курса «История Холокоста и современность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. №7. С.11-18.
  7. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах  к её реализации // Преподавание истории в школе. 2015. № 9. С.3-11.
  8. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С.3-10.
  9. Вяземский Е.Е. Семинар для российских преподавателей в Париже.- Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. №1. С.67-69.
  10. Вяземский Е.Е. Тенденции развития общего исторического образования и подготовка учителя для современной российской школы // Преподавание истории в школе. 2016. № 2. С.3-12..
  11. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 г.: основные идеи, положения, направления// Профильная школа. 2016. Т. 4. № 1. С. 3-11.
  12. Вяземский Е.Е. Юбилей историка // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 5. С.66.
  13. Вяземский Е.Е. III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Краткий обзор пленарного и секционных заседаний // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С.48-54.
  14. Вяземский Е.Е. Историческое образование и стратегия национальной безопасности Российской Федерации // «Школа будущего», № 4, 2017. С. 58-62.
  15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Современный урок истории: от замысла до результатов (модель 48 ч.)» // «Преподавание истории в школе», № 2, 2017. С.55-56.
  16. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Профессиональная компетентность учителя истории» // «Преподавание истории и обществознания в школе», № 4, 2017. С. 44-50.
  17. Вяземский Е.Е. «О работе секции «События 1917 года: опыт преподавания» // Преподавание истории и обществознания в школе, № 6, 2017. С. 59-61.
  18. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В.  Проблемы обновления содержания  и структуры исторического образования  в российской школе: обсуждение в Российской академии образования // Преподавание истории в школе. 2017. № 7.   с. 35-43.
  19. Вяземский Е.Е., Хлытина О.М. О разработке и реализации концепций учебных предметов «История» и «Обществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 1. С.35-41.
  20. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Болотина Т.В. «День защитника Отечества»: методические рекомендации по организации и проведению тематического урока по календарю образовательных событий // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 2. С. 27-34.
  21. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Евладова Е.Б.  О возможных путях конкретизации предметных результатов обучения в рамках ФГОС (на примере содержания учебного предмета «истории»)» // Преподавание истории в школе. 2018. № 2. С. 3–15.
  22. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Историко-культурный стандарт и школьное историческое образование: к осмыслению тенденций развития образования // Преподавание истории в школе. 2018. № 4. С. 5–10.
  23. Вяземский Е.Е. О реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 6. С.25–36.
  24. Вяземский Е.Е., Алексашкина Л.Н., Хлытина О.М. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе // Преподавание истории в школе. 2018. № 8. С. 3–14.
  25. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б., Следзевский И.В.  Гражданское образование школьников в российских социокультурных условиях: понятие и основные формы реализации // Нижегородское образование. 2018. № 4. С.4-11.
  26. Вяземский Е.Е., Сорокин А.А. Об актуальных проблемах историко-обществоведческого образования в общеобразовательной школе и реализации концепций учебных предметов «история» и «обществознание» //Преподавание истории и обществознания в школе». 2018. № 10. С.3-9.
  27. Вяземский Е.Е. Учебник истории в современной России: традиции и перспективы развития жанра в социокультурном контексте //Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 2. С. 56- 64.
  28. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проблемы обновления содержания общего исторического и обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. 2019. № 2. С. 3-7.
  29. Вяземский Е.Е. Стратегические приоритеты, ключевые проблемы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в современной России // Преподавание истории в школе. 2019. № 4. С.3-13.
  30. Вяземский Е.Е. Актуальность изучения истории Холокоста в современной российской школе, организациях высшего и дополнительного профессионального образования в современной России // Преподавание истории в школе. 2019. № 5. С.4-9.
  31. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. День российской науки: методический сценарий // Преподавание истории в школе. 2020. № 1. С.38-44.
  32. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Тематические уроки по календарю образовательных событий: педагогические основы подготовки и проведения // Школьные технологии. 2020. № 1. С.41-47.
  33. Алексашкина Л.Н., Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е., Хлытина О.М. Проектирование результатов изучения истории в российской школе: опыт и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 124–137.
  34. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Проектный метод в школьном образовании: в поисках развивающей модели // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 73-78.
  35. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Календарь образовательных событий как педагогический инструмент формирования исторической памяти российских школьников // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 5. С. 44-54.
  36. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебный проект в общеобразовательной школе: гуманитарный взгляд // Преподавание истории и обществознания в школе 2020. № 7. С. 62–68.
  37. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Гуманитарный взгляд на учебный проект в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 7. С. 62-68.
  38. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Календарь образовательных событий и воспитание культуры памяти российских школьников как актуальная задача педагогов // Преподавание истории в школе. 2020. № 8. С.45 -53.
  39. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Критически-творческие заметки на полях концепции преподавания курса “История России” // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 10-13.
  40. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. О концепции развития общего исторического образования в России в 2020-е гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 2. С. 51-57.

статьи в изданиях РИНЦ:

  1. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Интеграция общественного и семейного воспитания как ресурс развития гражданско-патриотического воспитания// Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1 (14). С. 3–12.
  2. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Концепция нового учебно-методического комплекса по  Отечественной истории как научно- педагогическая основа  изучения в общеобразовательной школе вопросов культуры // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2018. Т.4. № 2 (15). С. 3–14. -URL: http://www.apkpro.ru/doc/0%20Oblozhka%20redk%20i%20sod%20%202%202018%20(1).pdf
  3. Вяземский Е.Е. Гражданское образование российских школьников в новых социокультурных условиях: к вопросу о поиске эффективной модели // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность / Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Составитель Н.И. Шевченко. М.: ООО “А-Приор”, 2020. С. 111-115.
  4. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной российской школе: вызовы ХХI века и поиски вектора развития // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета. М., 2020. С. 29-35.
  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. День Победы: педагогические основы коммеморативных образовательных событий в современной школе // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт истории СО РАН. Новосибирск, 2020. С. 512-519.

статьи в международных изданиях:

  1. Евгений Вяземский. Воспитание национально-гражданской идентичности российских школьников и общее историческое образование// Историческото образование и предизвикателствата  през ХХ1 в. Сборник  доклади от международна конференция. Составител д-р Виолета Стойчева.  Сборник  материали международна научна конференция ВТУ «Св. св. Кирил и Методий». София, Фондация  «Профессор Румяна Кушева». 2016.С.68-77. (Статья в сборнике докладов международной научной конференции «Историческое образование и вызовы ХХ1 века» (Великотырновский  университет «Святых Кирилла и Мефодия» (Болгария, г. Велико-Тырново», 18-19 ноября 2016 г.).
  2. Евгени Вяземски. Резултати от общественно-педагогическата дискусия за пътищата за обновление на федералния държавен образователен стандарт за общото образование // Диалогът в историята. 2018. № 38-39. С.128–133. (болгарский язык).
  3. J.J. Wiaziemskij. От конфликта к сотрудничеству. Миссия исторического образования в современном мире и проблема подготовки учителей истории (взгляд педагогического идеалиста) // Od konfliktu do wspolistnienia I wspolpracy. Bydgoszcz, 2018. Т.2. С. 159-166. (Быгдощ, Республика Польша. Издательство Университета Казимира Великого).
  4. J.J. Wiaziemskij.  Воспитание российской  национально-гражданской идентичности молодежи и задачи подготовки учителей истории в педагогическом университете //  Od konfliktu do wspolistnienia I wspolpracy Dobre I zfe sqsiedztwa. Bydgoszcz, 2018. Т. 2. С.166–176. (Быгдощ, Республика Польша. Издательство Университета Казимира Великого).

монографии:

  1. Национально-региональный компонент исторического образования в России. Опыт, проблемы проектирования и реализации, стратегии развития в начале ХХ1 века. Монография. – Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing.- Saarbrucken  (Германия).- 2012. – 138 с. – ISBN: 978-3-659-28720-6.  (Соавтор Стрелова О.Ю.).
  2. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: коллективная монография /под. ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина.- Авт. Кол.: М.В. Рыжаков, А.Ю. Лазебникова, Е.Е. Вяземский и др.-  М.; Спб.: Нестор-История, 2012. – 256 с.  –  ISBN: 978-5-98187-923-4.
  3. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности  его становления:  Коллективная монография /ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / научный  ред. Л.Н. Боголюбов.- Авт.коллектив: Аверьянов Ю.И.,  Боголюбов Л.Н., Вяземский Е.Е. и др.  – М.;  Спб.: Нестор-История, 2014. – 380 стр. – Тираж 1000 экз. -ISBN 978-5-4469-0368-9 .
  4. Актуальные проблемы  преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. – Ч.1. /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Сергеева Ю.Ю. и др.- Нижневартовск:  Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2014. – 107 стр. – ISBN 978-5-00047-149-4 .
  5. Актуальные проблемы  преподавания  истории в общеобразовательных организациях различных типов:  Коллективная монография. – Ч.2.   /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.,  и др.-  Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2015. – 119 стр.  – ISBN 978-5-00047-263-7
  6. Актуальные проблемы  преподавания  истории в общеобразовательных организациях различных типов:  Коллективная монография. – Ч.3.   /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Г.Ю. Зверева   и др.-  Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2016. -196 с. – ISBN 978-5-00047-301-6
  7. Культура и воспитание подростков в современном мире: Коллективная монография /Коллектив авторов. Под ред. В.А. Березиной. – М.: Агентство «Мегаполис», 2015.  –  488 с.  ISBN 978-598425-069-6. Тираж 500 экз.
  8. «История в человеке, попавшемся на её дороге»: историческая биография в Сибири ХIХ-ХХI веков (историографический, источниковедческий и методический аспекты): коллективная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 324 с. – ISBN 978-5-00104-317-1.
  9. Актуальные проблемы  преподавания  истории в общеобразовательных организациях различных типов:  Коллективная монография. – Ч.4  /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Г.Ю. Зверева   и др.-  Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2017. -240 с. – ISBN 978-5-00047-399-3.
  10. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. – Ч.5. Под общей ред.  Алексеевой Л.В.. Авт. Колл.: Алексеева Л.В., Вяземский Е.Е., Воробьева Е.В. и др.  Коллективная монография (к 25-летию высшего исторического образования в Нижневартовском государственном университете).- Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского  гос. Университета 2018. -224 с.- ISBN 978-5-00047-477-8.
  11. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных различных типов. Коллективная монография  /Ответственный редактор Л.В. Алексеева. – Том. Часть 6. Авторы: Алексеева Л.В., Бытков О.А., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. –Нижневартовск: Издательство  Нижневартовский государственный университет, 2019. –  162 с.  ISBN: 978-5-00047-504-1.
  12. Алексеева Л.В., Бехтенова Е.Ф., Дружинина Ю.В., Бытко С.С., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Гарифуллина Н.Л., Зарипова Д.А., Зыбин А.А., Цысь О.П., Зверева Г.Ю., Науменюк Д.Н., Ковешникова О.Т., Салимова Н.С., Никитина М.Н. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч.7 / Под ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: НВГУ, 2020. 166 с.
  13. Корнетов Г.Б., Астафьева Е.Н., Баранникова Н.Б., Вяземский Е.Е., Лубский А.А., Стрельницкая Л.П., Стрелова О., Яковлева Н.Р. Концепции и подходы к образованию, обеспечивающие эффективные способы воспитания и обучения личности в условиях развивающегося общества: Монография. М.: Академия социального управления. 232 с.

учебно-методические пособия (книги для учителей и др.):

  1. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Методическое пособие] / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. М.: Русское слово, 2015. 78 с.
  2. Вяземский  Е.  Е.  Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /  Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М. : Просвещение. 160 с. (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю»). ISBN  978-5-09-050698-4.
  3. Тематические  уроки  к  Календарю  образовательных  событий» /О. Ю. Стрелова,  Е. Е. Вяземский,  Т. В. Болотина. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
  4. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История в проектах: педагогическое сопровождение / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. М.: «Русское слово- учебник», 2021. 200 с.

Повышение квалификации

1. «Медиаобразование в педагогической сфере», МПГУ, регистрационный № 11581-ПК-2017 от 26.04.2017.
2. «Комплексная безопасность», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), регистрационный № 057/179-2018 от 15.05.2018 г.
3. «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», МПГУ, регистрационный № 00616-ПК-2019 от 30.04.2019.
4. «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», МПГУ, регистрационный № 05003-ПК-2019 от 24.12.2019.
5. «Руководители занятий ГОиЧС в организациях», Учебно-методический центр по ГОиЧС Западного административного округа г. Москвы, 36 часов, удостоверение № 8/1 от 14.02.2020.
6. «Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования», МПГУ, регистрационный № 063-ИМО.пк02-2020 от 13.03.2020.
7. «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием LMS Moodle», МПГУ, регистрационный № 03472-ПК-2020 от 29.09.2020.

Достижения и поощрения

1997 г. - Благодарность Управления общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ (28.11.1997 г.).
1999 г.- Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ (Приказ № 30 от 21.04.1999 г.) за многолетнюю работу в Федеральном экспертном совете Министерства общего и профессионального образования, за большой вклад в дело подготовки учебной литера-туры для подрастающего поколения.
2000 г.- Отраслевая награда Министерства образования Российской Федерации Почетный работник высшего профессионального образования (2000 г.). № 0838.
2008 г.- Памятная медаль «Патриот России», председатель коллегии Российского государственного военного историко-культурного Центра при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. 24 апреля 2008 . № А-3054.
2009 г.- Почетный диплом Всероссийского организационного комитета конкурса «Учитель года России - 2009» за большой вклад в подготовку и проведение, поддержку творческого движения педагогов России.
2011 г. - Благодарственное письмо ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Е.И. Михайловой за боль-шой вклад в развитие системы дополнительного образования педагогов Республики Саха (Якутии), за поддержку проекта «Международный летний институт повышения квалификации. «Летние каникулы»: «Технология успеха». Якутск, 2011.
2012 г. Диплом за проведение мастер-классов в рамках III Всероссийского фестиваля школьных учителей в г. Елабуга (16-18 августа 2012 г.). Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета И.Р. Гафуров.- Казань-Елабуга, 2012.
2014 г.- Благодарность Президента РАО Л. А. Вербицкой за активное участие в проведении экспертизы учебников для формирования федерального перечня учебников (2014 г.). г. Москва.
2015 г.- Почетная грамота ректора «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» за активную, плодотворную и добросовестную работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров России, а также в связи с юбилеем. Приказ Ректора АПКиППРО № 546 от 11.12. 2015 г. г. Москва.
2016 г.- Благодарственное письмо ректора Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина за сотрудничество в проведении панельной дискуссии «Актуальные проблемы реализации историко-культурного стандарта». – Рязань, 2 марта 2016 г.
2016 г. – благодарственное письмо ректора «Педагогического института» Калининградской области за активное участие в международной научно-практической конференции. – Черняховск, 2016.
2018 г. – грамота ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова за качественную подготовку и проведение мероприятий просветительско-образовательного проекта «Университетские субботы».
2018 г. – благодарственное письмо за активное участие в проекте по сопровождению мероприятия «Содействие развитию общего образования» Государственной программы «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы.
2019 г. –благодарность ректора МПГУ А.В. Лубкова и оргкомитета за участие в работе в качестве члена жюри Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».

Профессиональная деятельность

После окончания исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – справочно-информационная работа и педагогическая деятельность в системе среднего профессионального образования.

  • 1984 – 1997 гг. – старший научный сотрудник, заведующий лабораторией исторического образования НИИ школ МНО РСФСР, правопреемник – Институт общего образования Минобразования РФ.
  • 1997 – 2003 гг. – заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ (АПКиППРО).
  • 2000 – 2004 гг. по совместительству заведующий лабораторией гражданского образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС).
  • 2003 – 2007 гг. – профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических наук и права АПКиППРО; с 2007 г. по настоящее время профессор этой же кафедры по совместительству.
  • 2007 – март 2015 г. – главный научный сотрудник лаборатории дидактики истории ФГНУ «Институт содержания и методов обучения Российской академии образования» (ФГНУ ИСМО РАО); с марта 2015 г. по 31 августа 2015 г. – ведущий научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (правопреемник ФГНУ ИСМО РАО).
  • С 1 сентября 2015 г. – заведующий кафедрой методики преподавания истории исторического факультета МПГУ.

Член редакционных советов журналов, входящих в перечень ВАК:

  • «Преподавание истории и обществознания в школе»,
  • «Преподавание истории в школе»;
  • «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки».

Исследовательские проекты и гранты

1. Государственный контракт Министерства образования РФ № 915 от 18 июля 2002 г. с Академией ПКиПРО на выполнение работ по апробации учебных изданий, включенных в Перечень изданий для общеобразовательных учреждений на 2002/2003 учебный год. (Отчет по НИР.)
2. Открытый конкурс по научно-отраслевой программе Минобразования РФ на 2003 г., Программа «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации образования», раздел: Развитие содержания образования, тема: «Разработка требований к школьному компоненту и принципов отбора его содержания». (Отчет по НИР.)
3. Ведомственная научная программа “Развитие научного потенциала высшей школы”. Подпрограмма 4: «Исследование в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования. Раздел: 4.2 «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования. Тема: «Теоретико-методологические основы и научно-методические подходы к совершенствованию методики экспертизы учебных изданий, реализующих региональный (национально-региональный) компонент содержания общего образования и компонент образовательного учреждения».
4. Участие в фундаментальных исследованиях в области теории общего образования в рамках плана НИР Российской академии образования (2008-2014 гг.): Направление 4. Аксиологические, теоретические, нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования.
Проект НИР 4.2. Содержание общего среднего образования в современном социуме и закономерности его становления. Проект НИР 4.4. Теоретико-методологические основания построения содержания общего среднего образования как компонента системы непрерывного образования. Модели и структуры содержания общего среднего образования.

Участие в конференциях

Участник более 15 российских и международных научных конференций  и семинаров: Республика Корея, Сеул (1995 г.); Германия, Рурский университет (1999 г.), Израиль, Тель-Авивский университет (1999 г.),  Университет Осло (2000 г.); Германия, Международный  Институт учебников (2001 г.);   Израиль, Яд ва-Шем (2012 г.), Германия, Берлин, Музей  катастрофы (2014);  Франция, Париж, Музей катастрофы (Шоа,  2015);  Республика Польша, Университет Казимира Великого (2016, 2017 гг.);  Болгария, Университет Велико-Тырново (2016 г.)

В 2015 году:

  1. Международный семинар по проблемам изучения Холокоста. Франция, Париж, Музей катастрофы (Шоа) ( 2015 г.);

В 2016 году:

  1. Международная конференция «Историческое образование и вызовы ХХ1 века». Болгария, Велико-Тырново, Великотырновский университет Св. Кирилла и Мефодия (2016 г).
  2. Международная конференция «Хорошие и плохие соседи: от конфликта к сосуществованию и сотрудничеству»,
  3. Польша. Университет Казимира Великого, Быдгощ, 11–12 мая 2016 г.

В 2017 году:

  1. Международная конференция «Хорошие и плохие соседи «Чужие – наши – другие» (2017 г.), Польша. Университет Казимира Великого, Быдгощ, май 2017 г.

В 2018 году:

  1. Международная научно-практическая конференция «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития», посвященная 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Москва, Московская академия наук педагогического образования, МГОУ, МПГУ. 15-16 марта 2018 г.
  2. V Всероссийская научно-практическая конференция памяти академика РАО Леонида Наумовича Боголюбова «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика». Москва, МГПУ, 25 апреля 2018 г.
  3. Всероссийская конференция «Общественно-научные дисциплины: трудные вопросы содержания и преподавания в цифровую эпоху». Санкт-Петербург, корпорация Российский учебник, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 11 апреля 2018 г.
    Доклад на пленарном заседании по теме: «Проблемы  обновления содержания и структуры исторического образования в российской школе».
  4. Международная научная конференция «Хорошие и плохие соседи»: практики межкультурных коммуникаций». Московская область, г. Орехово-Зуево,  Государственный гуманитарно-технологический университет,  11-12 мая 2018 г.
    Доклад по теме: «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории как теоретико-методологическая основа  изучения вопросов культуры и межкультурных коммуникаций в общеобразовательной школе».
  5. Установочный семинар  для подготовки экспертов по вопросам сопровождения процесса реализации региональных программ  развития образования в рамках предоставленных субсидий по мероприятию «Содействие развитию общего образования» ГПРО. Москва, 4 сентября 2018 г.
  6. ХIХ международная конференция Ассоциации преподавателей истории в Болгарии «Модернизация исторического образования». София. Республика Болгария. 23.09-01.10.2018 г.
    Доклад на пленарном заседании по теме: «Ведущие тенденции развития школьного исторического образования в современной России».
  7. Образовательный форум «Учебник в современной информационно-образовательной среде» в Общественной палате РФ. Экспертная сессия «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика». Москва, 11.12.2018.
    Выступление по теме: «Учебник истории в современной России: традиции и перспективы развития жанра в мировом контексте».
  8. Всероссийская конференция  «Реализация концепций школьного образования по различным учебным предметам (предметным областям) с учетом изменений ФГОС. Москва, 11-12 октября 2018 г.
    Доклад на пленарном заседании по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта».

В 2019 году:

  1. Межвузовская научная конференция «Актуальные проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе» (Институт истории и политики МПГУ, февраль 2019 г.).
  2. Научно-практическая конференция «Историческое и обществоведческое образование на современном этапе» на базе издательства «Просвещение» (март 2019 г.).
  3. VI Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика» в Московском городском педагогическом университете (2019 г.).
  4. Международная научная конференция «Хорошие и плохие соседи»: образ «Другого» в национальных нарративах», Государственный гуманитарно-технологический университет (Московская область, г. Орехово-Зуево (17 мая 2019 г.).

В 2020 году:

  1. Международная научно-практическая конференция «Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования» (МПГУ, 13 марта 2020 г.).
  2. VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика» (Москва, 25 марта 2020 г.).
  3. III Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность» (Москва, 19 июня 2020 г.).
  4. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого» (Новосибирск, 21-22.09.2020 г.).
  5. Международная научная конференция «75-летие Великой Победы: память, уроки, противодействие фальсификациям» (МПГУ, 25 сентября 2020 г.).
  6. XVI Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающегося общества» (Москва, 12 ноября 2020 г.).
  7. Четвертый Международный симпозиум «Образование ’21» (Болгария, 13 ноября 2020 г.)

Заведующий кафедрой

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Образовательная политика. Общее историческое образование. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Тенденции развития образования в современном мире.


Контактная информация

Москва, проспект Вернадского, дом 88, каб. 307
+7 (915) 482-7830
ee.vyazemskij@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)