Навигация по сайту

Евгений Евгеньевич

Вяземский

Образование

В 1975 г. окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Специальность – "История". Квалификация – "Историк. Преподаватель истории и обществоведения".

Тема кандидатской диссертации

"Октябрьская революция и становление советской системы социального обеспечения. Ноябрь 1917 – 1920 гг." Специальность 07.00.02 – история СССР. ЯГУ, 1987.

Тема докторской диссертации

"Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России". Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Институт общего образования Минобрнауки России , 2004.

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории

Магистратура:
Современные проблемы науки и образования (2016-2017)

Аспиранты:
Введение в теорию и методологию исторического образования
Теория и методика преподавания истории

Публикации

Основные публикации за 2012–2017 гг.:

Статьи в реферируемых журналах, входящих в перечень ВАК:

  1. Вяземский Е.Е. Российская система исторического образования. 1992 – 2012 годы. Становление, итоги, перспективы [Текст] //Новая и новейшая история.- 2013. -№ 4. -С. 188-203 (1.4 п.л.). –(Периодическое издание РАН). – (ВАК).
  2. Вяземский Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование [Текст]// //Преподавание  истории в школе. – 2013.-№ 9. – С.3-10 (0.8 п.л.). -(ВАК). ИФ 0,073
  3. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Профильное обучение в контексте ФГОС и нового Закона РФ «Об образовании» [Текст]   //Профильная школа.- 2013. – № 2 (59).- С.3-9 (0.5/0,25 п.л).   (ВАК).
  4. Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала исторического образования  [Текст]  //Преподавание  истории в школе. – 2014. – № 7. – С. 30- 36 (0.7/0,35 п.л.).- (ВАК). ИФ 0,073
  5. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Модернизация общего образования  в современной России:  поиски перспективных  решений // Профильная школа. – 2015. – № 2. -С.3-10.   (0.5/0,25  п.л.) (ВАК).
  6. Вяземский Е.Е. Воспитание гражданской идентичности российских школьников  и общее историческое образование // Нижегородское образование.- 2015.- №2. – С. 4-11.-   8 п.л. – (ВАК). ИФ- 0,064
  7. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах  к её реализации // Преподавание истории в школе.- 2015.-№ 9. -С.3-11. -(0,8/0,4 п.л.) (ВАК). ИФ 0,073
  8. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе.-2015. – № 10. – С.3-10. (0,7/0,35 п.л.) (ВАК).
  9. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации по проведению единого урока (дня) в образовательных учреждениях-организациях Российской Федерации,  посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов //Преподавание истории и обществознания в школе (ПИОШ).- 2015. -№ 3. – С.  49-55.     (1,0 /0,5 п.л.). – (ВАК.) – ИФ-0,032
  10. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Педагогические подходы к изучению курса «История Холокоста и современность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. –  №7. -С.11-18. (0.8/0,4  п.л.).   –   ВАК – ИФ 0,032
  11. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах  к её реализации // Преподавание истории в школе.- 2015.-№ 9.- С.3-11. (0. 8/0,4  п.л.).  ВАК. – ИФ 0,073
  12. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе.-2015. – № 10. – С.3-10. (0.8/0,4  п.л.).- ВАК. –  ИФ 0,073
  13. Вяземский Е.Е. Семинар для российских преподавателей в Париже.- Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. – №1. -С.67- 69. (0.4 п.л.).   –   ВАК – ИФ 0,032
  14. Вяземский Е.Е. Тенденции развития общего исторического образования и подготовка учителя для современной российской школы // Преподавание истории в школе. – 2016.- № 2. – С.3-12. ( 0.8 п.л). -ВАК.  – ИФ  0,073.
  15. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 г.: основные идеи, положения, направления // Профильная школа.- 2016. -Т. 4.- № 1. -С. 3-11. (0.8/0,4  п.л.). -ВАК. –   ИФ 0,088
  16. Вяземский Е.Е. Юбилей историка // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. -№ 5.- С.66. (0.1 п.л.) – ВАК. ИФ 0,032
  17. Вяземский Е.Е. III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Краткий обзор пленарного и секционных заседаний // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016.- № 7. – С.48-54. (0,3  п.л.)   ВАК.- ИФ  ИФ 0,032
  18. Вяземский Е.Е. Историческое образование и стратегия национальной безопасности Российской Федерации // «Школа будущего», № 4, 2017. С. 58-62., входит в перечень ВАК.
  19. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Современный урок истории: от замысла до результатов (модель 48 ч.)» // «Преподавание истории в школе», № 2, 2017. С.55-56. входит в перечень ВАК.
  20. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Профессиональная компетентность учителя истории» // «Преподавание истории и обществознания в школе», № 4, 2017. С. 44-50., входит в перечень ВАК.
  21. Вяземский Е.Е. «О работе секции «События 1917 года: опыт преподавания» // «Преподавание истории и обществознания в школе», № 6, 2017. С. 59-61 , входит в перечень ВАК.
  22. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В.  Проблемы обновления содержания  и структуры исторического образования  в российской школе: обсуждение в Российской академии образования // Преподавание истории в школе, – 2017. № 7.   с. 35- 43. ВАК.

Монографии:

  1. Национально-региональный компонент исторического образования в России. Опыт, проблемы проектирования и реализации, стратегии развития в начале ХХ1 века. Монография. – Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing.- Saarbrucken  (Германия).- 2012. – 138 с. – ISBN: 978-3-659-28720-6.  (Соавтор Стрелова О.Ю.).
  2. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: коллективная монография /под. ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина.- Авт. Кол.: М.В. Рыжаков, А.Ю. Лазебникова, Е.Е. Вяземский и др.-  М.; Спб.: Нестор-История, 2012. – 256 с.  –  ISBN: 978-5-98187-923-4.
  3. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности  его становления:  Коллективная монография /ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / научный  ред. Л.Н. Боголюбов.- Авт.коллектив: Аверьянов Ю.И.,  Боголюбов Л.Н., Вяземский Е.Е. и др.  – М.;  Спб.: Нестор-История, 2014. – 380 стр. – Тираж 1000 экз. -ISBN 978-5-4469-0368-9 .
  4. Актуальные проблемы  преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. – Ч.1. /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Сергеева Ю.Ю. и др.- Нижневартовск:  Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2014. – 107 стр. – ISBN 978-5-00047-149-4 .
  5. Актуальные проблемы  преподавания  истории в общеобразовательных организациях различных типов:  Коллективная монография. – Ч.2.   /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.,  и др.-  Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2015. – 119 стр.  – ISBN 978-5-00047-263-7
  6. Актуальные проблемы  преподавания  истории в общеобразовательных организациях различных типов:  Коллективная монография. – Ч.3.   /Под общ. Ред. Л.В. Алексеевой. – Авт. кол.: Вяземский Е.Е., Г.Ю. Зверева   и др.-  Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского  гос. Университета, 2016. -196 с. – ISBN 978-5-00047-301-6
  7. Культура и воспитание подростков в современном мире: Коллективная монография /Коллектив авторов. Под ред. В.А. Березиной. – М.: Агентство «Мегаполис», 2015.  –  488 с.  ISBN 978-598425-069-6. Тираж 500 экз.

 

Учебники с грифом Минобрнауки России:

История России, ХХ – начало ХХ1 века. 9 класс: учебник  для общеобразовательных организаций / Под ред. А.Н. Сахарова [Учебник ]. – М.: Просвещение, 2014. – 367 с. (Соавторы: Шестаков В.А., Горинов.).

Пособия для преподавателей и  студентов: 

Новейшая история России: преподавание в школе. Учебное пособие /Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе.-  М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2013. – 384 с.

Учебно-методические пособия (книги для учителей и др.):

  1. Вяземский Е.Е.Основная образовательная программа основного общего образования. «Инновационная школа».- М.: Русское слово, 2012.-176 с.
  2. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей. / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  – М.: Просвещение, 2012.- 192 с.
  3. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников./ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. [Методическое пособие].- М.: Русское слово, 2014.- 136 с.
  4. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе./ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова [Методическое пособие].- М.: Русское слово, 2014. – 72 с.
  5. Уроки Холокоста и нарушение прав человека в современной России: педагогический аспект. /Сост. Н.В. Анисина, З.И. Мороз, Т.Б. Пасман; под. ред. И.А.Альтамана. [Учебно-методическое пособие ].- М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2014. – 148 с.
  6. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Методическое пособие  ]./ Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. – М.: Русское слово, 2015. – 78 с.
  7. Вяземский  Е.  Е.  Проектная деятельность школьников на уроках исто-рии : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /  Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Просвещение,  — 160 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю»). — ISBN  978-5-09-050698-4.

Повышение квалификации

1. Повышение квалификации в МПГУ по теме: «Медиаобразование в педагогической сфере», 2017 г. ( 16 часов). (Удостоверение № 772404546454) от 26 апреля 2017 г.
2. Повышение квалификации в качестве участника обучающих он-лайн-вебинаров для руководителей образовательных организаций и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (декабрь 2016 – февраль 2017 гг.).
3. Повышение квалификации в качестве участника обучающих он-лайн-вебинаров для руководителей образовательных организаций и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (март - апрель – 2016 гг.).
4. Повышение квалификации в качестве участника Международного учебного семинара «Преподавание истории Холокоста», Франция, Париж, Мемориал ШОА, июль 2015 г. Сертификат участника № 29 15/19.
5. Повышение квалификации в качестве участника Международного семинара по теме «Преподавание темы Холокоста», Германия, Берлин, май 2014 г.
6. Повышение квалификации по теме Холокоста в международной школе Яд ва-Шем, Израиль, Иерусалим, март 2012 г. (Объем - 90 ч.).
7. Повышение квалификации по программе Межрегионального форума «Любовь к Россию через знания» (12 ч.) , Московский государственный областной университет , 25 сентября 204 г. Сертификат № 40.
8. Повышение квалификации в форме научной стажировки в Международном институте учебников им. Георга Эккерта, Германия, Брауншвейг, 2001 г.
9. Повышение квалификации в программе Школы образования Нью-Йоркского университета (School of Education New York University, 1995 ).
10. Повышение квалификации в программе Советско-Американского учительского института Гарвардского университета (Harvard University Soviet and East European Language and Area Center (США, Гарвард, 1991).

Достижения и поощрения

1997 г. - Благодарность Управления общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ (28.11.1997 г.).
1999 г.- Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ (Приказ № 30 от 21.04.1999 г.) за многолетнюю работу в Федеральном экспертном совете Министерства общего и профессионального образования, за большой вклад в дело подготовки учебной литера-туры для подрастающего поколения.
2000 г.- Отраслевая награда Министерства образования Российской Федерации Почетный работник высшего профессионального образования (2000 г.). № 0838.
2008 г.- Памятная медаль «Патриот России», председатель коллегии Российского государственного военного историко-культурного Центра при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. 24 апреля 2008 . № А-3054.
2009 г.- Почетный диплом Всероссийского организационного комитета конкурса «Учитель года России - 2009» за большой вклад в подготовку и проведение, поддержку творческого движения педагогов России.
2011 г. - Благодарственное письмо ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Е.И. Михайловой за боль-шой вклад в развитие системы дополнительного образования педагогов Республики Саха (Якутии), за поддержку проекта «Международный летний институт повышения квалификации. «Летние каникулы»: «Технология успеха». Якутск, 2011.
2012 г. Диплом за проведение мастер-классов в рамках III Всероссийского фестиваля школьных учителей в г. Елабуга (16-18 августа 2012 г.). Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета И.Р. Гафуров.- Казань-Елабуга, 2012.
2014 г.- Благодарность Президента РАО Л. А. Вербицкой за активное участие в проведении экспертизы учебников для формирования федерального перечня учебников (2014 г.). г. Москва.
2015 г.- Почетная грамота ректора «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» за активную, плодотворную и добросовестную работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров России, а также в связи с юбилеем. Приказ Ректора АПКиППРО № 546 от 11.12. 2015 г. г. Москва.
2016 г.- Благодарственное письмо ректора Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина за сотрудничество в проведении панельной дискуссии «Актуальные проблемы реализации историко-культурного стандарта». – Рязань, 2 марта 2016 г.
2016 г. – Благодарственное письмо ректора «Педагогического института» Калининградской области за активное участие в международной науч-но-практической конференции. – Черняховск, 2016.

Профессиональная деятельность

После окончания исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – справочно-информационная работа и педагогическая деятельность в системе среднего профессионального образования.

  • 1984 – 1997 гг. – старший научный сотрудник, заведующий лабораторией исторического образования НИИ школ МНО РСФСР, правопреемник – Институт общего образования Минобразования РФ.
  • 1997 – 2003 гг. – заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ (АПКиППРО).
  • 2000 – 2004 гг. по совместительству заведующий лабораторией гражданского образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС).
  • 2003 – 2007 гг. – профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических наук и права АПКиППРО; с 2007 г. по настоящее время профессор этой же кафедры по совместительству.
  • 2007 – март 2015 г. – главный научный сотрудник лаборатории дидактики истории ФГНУ «Институт содержания и методов обучения Российской академии образования» (ФГНУ ИСМО РАО); с марта 2015 г. по 31 августа 2015 г. – ведущий научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (правопреемник ФГНУ ИСМО РАО).
  • С 1 сентября 2015 г. – заведующий кафедрой методики преподавания истории исторического факультета МПГУ.

Член редакционного совета журнала «Преподавание истории и обществознания в школе», шеф-редактор журнала «Просвещение. Общественные науки» (издавался в 2013 г.).

Исследовательские проекты и гранты

1. Государственный контракт Министерства образования РФ № 915 от 18 июля 2002 г. с Академией ПКиПРО на выполнение работ по апробации учебных изданий, включенных в Перечень изданий для общеобразовательных учреждений на 2002/2003 учебный год. (Отчет по НИР.)
2. Открытый конкурс по научно-отраслевой программе Минобразования РФ на 2003 г., Программа «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации образования», раздел: Развитие содержания образования, тема: «Разработка требований к школьному компоненту и принципов отбора его содержания». (Отчет по НИР.)
3. Ведомственная научная программа “Развитие научного потенциала высшей школы”. Подпрограмма 4: «Исследование в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования. Раздел: 4.2 «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования. Тема: «Теоретико-методологические основы и научно-методические подходы к совершенствованию методики экспертизы учебных изданий, реализующих региональный (национально-региональный) компонент содержания общего образования и компонент образовательного учреждения».
4. Участие в фундаментальных исследованиях в области теории общего образования в рамках плана НИР Российской академии образования (2008-2014 гг.): Направление 4. Аксиологические, теоретические, нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования.
Проект НИР 4.2. Содержание общего среднего образования в современном социуме и закономерности его становления. Проект НИР 4.4. Теоретико-методологические основания построения содержания общего среднего образования как компонента системы непрерывного образования. Модели и структуры содержания общего среднего образования.

Участие в конференциях

Участник более 15 российских и международных научных конференций  и семинаров: Республика Корея, Сеул (1995 г.); Германия, Рурский университет (1999 г.), Израиль, Тель-Авивский университет (1999 г.),  Университет Осло (2000 г.); Германия, Международный  Институт учебников (2001 г.);   Израиль, Яд ва-Шем (2012 г.), Германия, Берлин, Музей  катастрофы (2014);  Франция, Париж, Музей катастрофы (Шоа,  2015);  Республика Польша, Университет Казимира Великого (2016, 2017 гг.);  Болгария, Университет Велико-Тырново (2016 г.)


Заведующий кафедрой

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Образовательная политика. Общее историческое образование. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Тенденции развития образования в современном мире.


Контактная информация

Москва, проспект Вернадского, дом 88, каб. 307.
+7 (915) 482-7830
ee.vyazemskij@mpgu.edu

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)